Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности на видовой точке экологической тропы
«Удивительное рядом»
«В ГОСТИ ХВОЙНИКАМ»
для детей подготовительной к школе группы
Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к природе, любовь к растительному миру нашей экологической тропинки «Удивительное рядом»
Задачи:
1. Формировать представления о сезонных изменениях в природе; учить замечать изменения, которые происходят с деревьями зимой.
2. Закреплять и углублять знания детей о сосне, ели и туе, можжевельнике, как представителях хвойных деревьев.
3. Формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия.
4. Учить различать хвойные деревья по коре, расположению веток, хвое, шишкам.
5. Учить детей через практическую деятельность определять возраст дерева по количеству годичных колец.
6. Учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева.
Материал к занятию:
иллюстрации хвойных деревьев;
части хвойных деревьев: шишки, хвоя, семена;
стволы деревьев, поврежденные вредителями;
спилы деревьев;
лупы;
лопатки (для снега) для уборки.
Предварительная работа:
чтение познавательной литературы по теме;
рассматривание картин русских художников на тему “Лес”;
экскурсии и прогулки в лес, в парки, в Алтуфьевский заказник с родителями;
работа с дидактическим материалом чемоданчика «Юные экологи Москвы»
дидактические игры “Найди дерево”, “Определи дерево по описанию”; «Рассмотри и опиши», «Какую пользу я приношу», «Детки на ветке»;
работа с природным материалом – шишками;
разучивание стихов, загадок, пословиц о деревьях, зиме.
Ход деятельности
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим экскурсию по экологической тропинке, а куда мы отправимся, вы поймете, отгадав загадки:
Её всегда в лесу найдёшь,
Пойдём гулять - и встретим.
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
Дети: Елка
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
Дети: Сосна
Воспитатель: А как, одним словом можно назвать эти деревья? (Хвойные).
Правильно, сегодня мы отправимся на экскурсию по экологической тропинке к объекту «Хвойники» и познакомимся с ними поближе, и вы узнаете о них что-то новое и интересное. Вся природа спит, кругом бело, а наши хвойники стоят все зеленые. А какие хвойные деревья у нас растут?
Дети: Ель, сосна, туя, можжевельник.
Воспитатель: Ну, тогда пойдемте гулять.
Ребята, посмотрите внимательно, к каким красивым, зеленым деревьям мы подошли. Как вы думаете, почему эти деревья стоят зеленые?
Дети: Это хвойные деревья и в отличие от лиственных деревьев они всегда зеленые.
Воспитатели: А где обычно растут хвойные деревья?
Дети: в лесу, в парке, в питомнике.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете легенду о том, как эти деревья стали вечно зелеными? Тогда послушайте:
Легенда о "живой воде"
Собрались птицы на опушке леса и выбрали гонца за живой водой. Этим гонцом оказалась ласточка. Когда она набрала в Лукоморье живой воды и летела обратно, захотела она оповестить окружающих о своем прилете, приоткрыла клювик и выронила несколько капель живой воды. Попали эти капли на три дерева: сосну, пихту, ель. Стали эти растения "вечнозелеными". Зеленая одежда украшает хвойные деревья во все времена года. Периодически деревья сбрасывают хвою, но не всю сразу, поэтому человек не замечает листопада. (Мифы и легенды. Славянские традиции).
Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим на наших красавиц и расскажем о них, что знаем.
Посмотрите на нашу елочку, какая она?
Дети: Наша елочка зеленая, колючая, пушистая, пахучая и еще она новогоднее дерево, ее украшают на Новый год.
Воспитатель: Давайте рассмотрим, какой ствол у елочки, потрогаем его? Какого цвета кора? Какие ветки? (потрогаем).
Дети: Ствол у елочки прямой, коричневый. Кора шершавая. Верхние ветки у елочки молодые, короткие. А снизу длинные, старые. Веточки у ёлочек растут вниз.
Воспитатель: А может их сломать снег, ветер?
Дети: Нет, потому-то они гибкие.
Воспитатель: Давайте рассмотрим хвою у елочки, какая она?
Дети: Хвоя у елочки колючая, зеленая, острая, маленькая, а если потрогать их, то можно почувствовать и запах ели.
Воспитатель: А еще хвоинки у елочки колючие и недружные. Растут на веточке по одной. Посмотрите, каждая хвоинка крепится к веточке отдельно.
Как называется веточка у ели?
Дети: Еловая.
Воспитатель: А как называется лес, где в основном растут елки?
Дети: Ельник.
Воспитатель: А что вы можете рассказать про сосну?
Дети: Она колючая, зеленая, пахучая.
Воспитатель: А какой ствол у сосны? Давайте, рассмотрим, потрогаем кору у сосны.
Дети: Ствол у сосны светлый, золотистый. Обычно сосна выше ели, а наша сосна, еще молодая. У сосны кора внизу грубая с трещинами, а вверху нежная, слоистая, светло-коричневого цвета.
Воспитатель: Какие у нее хвоинки?
Дети: Они зеленые, острые, колючие, длиннее, чем у елки.
Воспитатель: Хвоинки у сосны отличаются от еловых. Они дружат по две, то есть растут по две. Посмотрите на веточки сосны, какие дружные хвоинки у сосны.
Воспитатель: А как называется лес, где растут одни сосны?
Дети: Сосновый бор.
Воспитатель: А что вы можете рассказать про тую?
Дети: Туя тоже хвойное дерево. Кора у нее гладкая, коричневого цвета. Веточки плоские и сплюснутые. Хвоя зеленая и мелкая, не колючая, как у елки. Хвоинки, в виде чешуек прижаты к веточкам. Имеет приятный запах
Воспитатель: Туя в отличие от других хвойных деревьев растет не только в лесах, но и на садовых участках. Она хорошо переносит стрижку. В течение зимы хвоя несколько светлеет, весной вновь приобретает яркий цвет. Туя очищает воздух от вредных веществ, но и обогащает кислородом. Послушайте про тую стихотворение:
Можно гладить ветку Туи,
Уколоться не рискуя.
Шепчет Туя безмятежная:
«Я хоть хвойная, но нежная».
Воспитатель: Посмотрите вокруг, может, где-то еще есть дерево или кустик с иголочками?
Дети: можжевельник.
Воспитатель: Давайте подойдем к нему поближе и рассмотрим его и потрогаем. Какие у него иголочки? А веточки, какие? А ствол? Скажите, а похож можжевельник на другие хвойные деревья?
Дети: Можжевельник низкий, почти лежит на земле, поэтому его плохо видно из под снега. Он кустарник. Иголочки маленькие в виде чешуек, но в отличие от туи они колючие. Ствол у него кривой. Веточки тонкие.
Воспитатель: Можжевельник тоже очень полезный. Там, где растет можжевельник, воздух намного чище. Древесину можжевельника применяют для изготовления карандашей и тростей.
Воспитатель: А кто знает, какое из хвойных деревьев называют “поющим” деревом? И почему?
Дети: Ель. Из этого дерева изготавливают хорошие музыкальные инструмент.
Воспитатель: А как вы думаете, как появляются новые, молодые деревья? (Рассуждения детей)
Воспитатель: У взрослого дерева шишки весной начинают цвести, семена созревают и осыпаются на землю. Семечко попадает в землю, начинает прорастать, но не обязательно рядом с взрослым деревом, их может отнести ветром, птицы и мелкие животные тоже разносят семена по лесу. И через некоторое время то тут, то там появляются молодые деревья. И чтобы стать “лесным великаном”, дереву нужно расти много-много лет. Хвойные деревья растут медленно.
Воспитатель: Давайте подведем итог: что общего у хвойных деревьев и чем они отличаются?
Дети: Общее: они зимой и летом стоят зеленые. У всех хвойных деревьев есть ХВОЯ. Хвоинки – это такие листья у хвойных деревьев.
У хвойных деревьев семена образуются в шишках.
Воспитатель: А вы знаете, что хвоинки держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу.
Кто из вас бывал в хвойном лесу, мог заметить под деревьями ковер из опавших хвоинок.
Дети: Отличия: у туи и можжевельника иголки прижаты к стволу и веточки поэтому плоские, а у ели и сосны нет.
Сосна, туя и елка – это деревья, а можжевельник – кустарник.
У сосны, ели и можжевельника хвоинки колючие, а у туи нет.
У ели и сосны шишки большие, а у туи и можжевельника маленькие.
Воспитатель: Предлагаю решить Вам задачу на сообразительность:
У нашего дерева 3 соседа, один из них – куст, остальные деревья. Сколько соседей-деревьев растет с нашим деревом.
Физминутка
Елка выросла большая.
Посмотрите, вот какая.
Ветер чуть ее колышет
Тише, тише, тише, тише.
Ветер хочет поиграть-
Елку в стороны качать.
Елке нравится играть,
Ветками легко махать
Воспитатель: Ой, ребята, что это лежит? Корзинки, интересно чьи? Давайте заглянем в них. Письмо!?
«Дорогие мои маленькие друзья! Зовут меня Лесовичок, я прекрасно понимаю язык животных, растений и деревьев. Тут одна сорока прилетела, рассказала, что вы идете ко мне в гости, и я решил узнать, что вы знаете, о хвойных деревьях и приготовил для вас задания:
Первое задание – «Отгадайте, с какого дерева веточки».
Второе задание – «Отгадайте, с какого дерева шишки».
Третье задание - при помощи лупы осмотрите, нет ли на деревьях вредителей.
Желаю вам удачи. А я буду незаметно наблюдать за тем, как вы выполняете задания.
Ваш старичок-Лесовичок»
Воспитатель: Я предлагаю вам разделиться на 2 команды и приступить к выполнению первого задания. Возьмите по одной картинке и определите, к какому дереву относятся ваша веточка.
1 команда: У нас сосновая веточка, так как у нее длинные иголки, и они дружные растут по две вместе.
2 команда: У нас веточка еловая, у нее короткие зеленые, колючие иголочки и растут по одной.
Воспитатель: Лесовичок еще приготовил нам корзинки с шишками. А мы должны определить, какому дереву они принадлежат.
1 команда: У нас - Еловые шишки, они большие, удлиненные, чешуйки мягкие, пахнут смолой.
2 команда: А у нас сосновые шишки, они округлые, маленькие, чешуйки твердые.
Воспитатель: А еще нам Лесовичок предлагает поиграть в подвижную игру: «Собери шишки».
Давайте мы сейчас разделимся на две команды и попробуем собрать как можно больше шишек. Одна команда будет собирать шишки еловые, а другая команда - сосновые.
Воспитатель: А теперь мы приступаем к выполнению третьего задания. Лесовичок предлагаем вам стать лесниками и обследовать хвойные деревья при помощи лупы. Лесовичок приготовил нам стволы больных деревьев, давайте мы их обследуем с помощью лупы. Что вы можете про них сказать?
Дети: Отсутствует частично кора, кора легко снимается, под ней труха. На стволе видны ходы жука короеда.
А теперь мы осмотрим наши хвойные деревья; нет ли повреждений на коре, нет ли вредителей, портящих кору дерева. Посмотрите, не сломаны ли ветки.
Дети осматривают деревья при помощи лупы.
Дети: Никаких повреждений нет, вредители отсутствуют, наши деревья ЗДОРОВЫ.
Воспитатель: Ребята, Лесовичок очень рад, что вы так много знаете о лесе, о хвойных деревьях. Он приготовил нам угощение целебный настой из иголочек хвойных деревьев, который ждет нас в группе.
Воспитатель: Продолжаем нашу экскурсию, посмотрите на наши деревья какие они разные, большие и маленькие. Как вы думаете, можно ли определить возраст дерева? Как? (Рассуждение детей – чем больше дерево, тем оно старше, наверное, по количеству веток, толщине ствола).
Рассказ воспитателя о кольцах
Дерево растет всю жизнь. Каждый год на концах веток вырастают молодые побеги, от чего крона становится выше и шире.
И каждый год под корой образуется новый слой древесины и ствол и ветки каждый год становятся толще. Внутри ствола есть кольца, которые хорошо видны на срезе, например, на поверхности пня. Эти кольца называют ГОДИЧНЫМИ, по ним можно узнать возраст дерева и историю его жизни.
И сейчас, я вам раздам спилы, и мы попробуем разглядеть и сосчитать возраст деревьев.
Раздаются спилы, где видны годичные кольца.
Широкие кольца (показ) – это годы, когда было много тепла и дождей и дерево росло особенно быстро. Узкие кольца (показ) – память о засушливых, холодных годах, когда рост дерева тормозится. Бывает так, что с одной стороны кольца широкие, а с другой - узкие. Возможно, возле дерева росло рядом другое растение, которое затеняло часть его ствола.
Давайте рассмотрим спил сосны. На спиле очень хорошо видны годичные кольца. Сколько колец, столько лет сосне. Давайте посчитаем, сколько годичных колец? (Дети определяют количество колец и устанавливают возраст дерева)
Теперь вы сами умеете определить возраст дерева по годичным кольцам и можете рассказать об этом своим родителям.
Воспитатель: Вы молодцы, все задания выполнили. Ребята, а для чего нужны хвойные деревья?
Дети: Хвойные деревья красивы в любое время года. Из их древесины делают бревна для строительства, доски для мебели, дрова для печки, бумагу, спички, музыкальные инструменты и многое другое.
Они дарят нам чистый воздух и даже лекарства.
Воспитатель: Правильно. Хвойные деревья приносит большую пользу зверям и птицам, обитающим в лесу. Из еловых шишек птицы достают семена, которыми они питаются в суровое зимнее время. Особенно нравятся семена ели клестам, которые даже свои гнезда вьют на еловых ветвях. Не отказываются полакомиться этими семенами и дятлы. Часть семян у них просыпается мимо. Эти семена достаются лесным мышам. Лоси зимой поедают молодые еловые побеги. А между корней зеленой елки медведи выкапывают свои берлоги, зайцы прячутся под ветками ели. Вот какие хорошие наши хвойники. Давайте обнимем нашу елочку.
Воспитатель: Хвойные деревья растут медленно. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Из семечки появляется росток, а на его вершине несколько нежных иголочек. Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое дерево. Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить». Как вы понимаете эту поговорку? (Ответы детей).
Воспитатель: В большом городе необходима помощь хвойных деревьев. И мы с вами тоже можем им помочь. Зимой необходимо подгребать снег к стволу дерева, чтобы их корни не замерзали. Давайте сгребем снег к нашим деревьям.
Труд на участке: сгребание снега к стволу.
Воспитатель: Вот и кончается, ребята, наше сегодняшнее путешествие. Понравилось Вам? Что нового вы узнали на занятии? Что вам показалось наиболее интересным? (Ответы детей).
ЛИТЕРАТУРА
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада.- М., 1991 г. – 42 с.
Бондаренко Т.М. « Экологические занятия с детьми 5-6 лет» - Воронеж: ТУ «Учитель», 2002 г.- 52 с.
Рыжова Н.А. Экологический проект «Дерево»- «Обруч». – 1997 г. - №2 – 32-35 с.
Рыжова Н.А. «Здравствуй, дерево!» - «Дошкольное воспитание». – 2002 г. - №10 с 15-20
Рыжова Н.А. Экологический проект «Здравствуй, дерево!»- М.: Карапуз, 2005. – 43-36 с.
Бондаренко Т. М . «Экологическое воспитание детей 5-6 лет» В; 2012
Приложение № 1
Чтение художественной литературы
«Двенадцать месяцев», Александрова З. «Птичья ёлка», Андерсен Г.Х. «Ёлка», Воронкова Л. «Таня выбирает ёлку», Демьянов И. «Ель», Кайгородов Д. «Красавица ёлка», Михалков С. «Ёлочка», «Стояла ёлочка», Носов Н. «Бенгальские огни», Рыжова Н. «Не новогодняя ёлка», Скрабцова М. «Колючая упрямица», «Звёздная ёлочка», «Почему у ёлки белые лапки», «Ёлкины шубки», Трутнева Е. «Ёлка», Телегина Н. «Сказка о маленькой ёлочке», «Сказка о ёлочке, которую не срубили».
Приложение № 2
Пословицы, загадки и поговорки о лесе
Пословицы и поговорки:
Лес – богатство и краса, береги свои леса.
Люби лес, люби природу – будешь вечно мил народу.
Лес и вода – брат и сестра.
По лесу иди – под ноги гляди.
Лес не школа, а всех учит.
Не высок лесок, а от жары спасает.
Какой лес без чудес.
Заблудиться в трех соснах
Лес поит, кормит, одевает, укрывает, согревает
Хорошо в лесу, береги его красу.
Сосна кормит, липа одевает.
Всякая сосна своему лесу весть подает.
Где выросла сосна, там она и красна.
Ель не сосна: шумит неспроста.
От яблони - яблочки, а от сосны - шишки.
Ель не сосна, шумит неспроста.
Сосна там красна, где росла.
Загадки
Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
Но в иголках круглый год.
(Сосна или ель)
У меня длинней иголки,
Чем у самой рослой ёлки.
Подо мной полно соседей –
Кабанов, волков медведей.
(Сосна)
Стихи
Даже ели мы в начале
От сосны не отличали,
Раз растут иголки, значит это елки
А когда на ветку ели мы поближе поглядели
Оказалось что она не такая как сосна
Приложение № 3
Картины о лесе
Иван Иванович Шишкин «Сосновый бор», «Корабельная роща», «Сосны, освещенные солнцем», «Бугры», « Зима», «Опушка леса», «На Севере диком», «Утро в сосновом лесу», «Рожь»,
Виктор Васнецов «Аленушка»
Юлий Клевер «Зимний закат в еловом лесу», «Закат солнца зимой»
Константин Крыжицкий «Лес зимой»
11