СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ В ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ
ПО ЭКСПОЗИЦИИ "РУССКАЯ ИЗБА"
Цель : формирование духовной культуры обучающихся через организацию экскурсионной деятельности.
Задачи:
познакомить обучающихся с предметами русского народного быта и обычаями, существовавшими в старину;
воспитывать уважение к людям труда - народным умельцам, мастерам;
воспитывать любовь к своей большой и малой Родине;
развивать потребность в самореализации и коммуникативные качества ребенка через игровую деятельность;
развивать память, логическое мышление, воображение.
Здравствуйте, гости дорогие! Давно вас ждем – поджидаем, рассказ без вас не начинаем!
Мы приглашаем вас в музейную комнату Матырской школы. Наш музей был создан в 1997 году.
В нашем музее есть уголок русской старины. Милости просим в нашу избу! Мы рады видеть вас в своей горнице.
Горница у нас небольшая
Да красивая какая!
На убранство поглядите.
Всем потом вы расскажите!
Сегодня мы познакомим вас с бытом русских людей, расскажем, как они жили.
Как вы думаете, что же являлось главной частью русской избы?
Правильно. Центральное место в доме занимала печь-матушка, печь-кормилица. «Догадлив крестьянин - на печи избу поставил», говорится в русской пословице. И в самом деле, печь – основа русской избы ее душа.
В ней готовили еду, она обогревала дом,
на печке спали старики и дети,
в печи раньше люди даже мылись,
а также печь была главным украшением дома.
А еще в печке сжигали сор - по поверьям, его нельзя было выносить из избы. Также, русская печь - прекрасное лекарство от простуд и других заболеваний.
А еще, ребята, когда к девушке приходили сваты, она залезала на печь. Спуститься вниз означало согласиться выйти замуж, перейти к другому очагу.
В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Рядом с печью находилось рабочее место хозяйки. Между стеной и печью было небольшое пространство, где хранили специальную утварь для печки: ухваты, клюку (кочергу), помело (веник на палке), сковородник, деревянную лопату.
На полке важно стоят кувшины, жбан, горшок, макитра и всякой всячины нехитрой... Одним словом - «Бабий кут».
В народе говорили: «Кочерга в печи хозяйка». И действительно, трудно себе представить, что можно истопить печь и приготовить пищу, даже не взяв в руки кочергу.
Пока топится печь, кочерга-хозяйка трудится неустанно. Как только разгорелись в печи дрова и горящие поленья нужно отодвинуть вглубь печи, кочерга тут как тут. Словом, этот печной инструмент всегда должен быть под рукой.
- А вот вам еще одна загадка.
Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля,
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит …. (Чугунок)
В чугунках варили кашу, щи, борщ, томили молоко и получали ряженку. Варили в печи картофель, сушили грибы и фрукты.
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает,
Что схватит, отдает
Сам в угол идет.
- Что это такое?
Сразу же вспоминается рогатый ухват, на котором мать или бабушка отправляли в русскую печь чугунок.
Ухват – это длинная палка с металлической рогаткой на конце, которой захватывают и ставят в русскую печь горшки и чугуны. Под каждый размер чугунка был свой ухват и с ручками разной длины. Другое название ухвата рогач.
Украшением избы всегда был и остается до сих пор КРАСНЫЙ УГОЛ – это место, где стоят иконы. Само название угла “красный” означает “красивый”, “хороший”, “светлый”.
Войдя в избу, гость оказывался лицом к иконам, на которые крестился, кланялся, а уж потом здоровался с хозяевами. Под образами стоял обеденный стол с лавками. На середине стола стоял самовар.
В красный угол сажали самых дорогих гостей. У каждого за столом имелось свое место. Хозяин резал хлеб и солил похлебку, укрощал не в меру активных и подгонял задумчивых. Уронить и не поднять кусок хлеба считалось грехом, оставлять его недоеденным, выходить из-за стола раньше времени также не полагалось.
Стоит бычок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем чай пить велит. Что это? (Самовар)
- Любили русские люди почаёвничать, т.е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Самовар – это символ добра, домашнего уюта и гостеприимства. Ни в одном доме без самовара не обходились. О самоваре уважительно отзывались, ставили на самое почётное место, а хозяйка садилась рядом. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.
Во время войн, в голодные годы самовар, как и русская печь, был в крестьянском доме и лекарем и утешителем. За неимением чаю-сахару заваривали морковную вяленицу, зверобой, лист смородины и т.д.
- Что за барыня такая, в гребень ниточку берёт.
Тонкой ниточкой пушистой, людям пряжу отдаёт? (прялка)
В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу. В разные времена, долгими зимними вечерами, горела на столе лучина, свечка или керосиновая лампа, ведь электричества тогда еще не было. Девушки пряли и пели песни.
Прялки сначала были ручные и состояли из лопасти ручки и донца. Пряжа наматывалась на веретено, а затем сматывали в клубки.
Ручные прялки красиво расписывались, и когда работа закончилась, лопасти от них снимали с ручки и вешали на стену. Девушки гордились своими прялками. Жених дарил своей невесте прялку.
На смену прялке пришла самопряха. Пряха вручную скручивала немного волокна в нить, проводила его через крючья шпульки и закрепляла на катушке. Затем она, нажимая ногой на подножку, приводила в движение колесо, которое, в свою очередь, заставляло вращаться шпульку. Одновременно женщина вытягивала рукой волокно, которое благодаря вращению шпульки выпрядалось в нить и наматывалось на катушку.
- У нас для вас есть еще одна загадка.
Идёт пароход – то взад, то вперёд.
А за ним такая гладь – ни морщинки не видать. (Утюг)
А известно вам как раньше гладили белье? Первый русский утюг и на утюг-то не похож. Посмотрите!
Вот рубель – в названии чуден, а в применении лёгок.
Гладил с лёгкостью лён, из дерева рублён.
Мокрую ткань наматывали на валик и водили по нему рифленой доской - рубелем.
Затем появились утюги с углями. Угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. (Показать утюг) Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам и размахивали утюгом, чтобы он не остывал.
Мы раньше обувью служили.
Крестьяне нами дорожили.
Эту обувь не забыли.
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати. У печи оставят (Лапти)
Лапти - обувь простого народа. Лапти не разделялись на мужские и женские, плелись они для всех одинаково. Для плетения лаптей использовали кору липы, вяза, ивы. После изготовления лапти опускали в горячую воду, в результате чего они приобретали желтоватый цвет. Обувь была непрочной, и недаром существовала поговорка: «В дорогу идти – пять пар лаптей плести». Хороший лапотник на заказ мог изготовить 2-3 пары лаптей в день. Надевали лапоть на специальный кусок ткани – онуч, который обматывали вокруг ноги, подвязывали оборами - веревками из лыка или шерсти.
Посмотрите, коромысло на гвоздике повисло, а домовенок Кузька наклоняется и с ним забавляется.
Первостепенным предметом сельского быта раньше считалось КОРОМЫСЛО – толстая изогнутая дугой деревянная палка с крючками или выемками на концах. Предназначалось для носки ведер с водой на плечах. Считалось, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле.
Ношение воды на коромысле – целый ритуал. Когда идешь за водой, два пустых ведра должны быть в левой руке, коромысло – в правой. Коромысло имеет форму дуги. Оно ложилось удобно на плечи, а ведра, одетые на концы коромысла в специально вырезанные для этого выемки, почти не качались при ходьбе.
В ходу у крестьян чего только не было: плетеные изделия – корзины, лукошки; изделия из глины – крынки, кувшины, горшки; из дерева – деревянные ложки, миски.
Всю утварь крестьяне делали с помощью незатейливых инструментов. Главным из них был топор, молоток да пила. Также у нас представлены серпы, косы, грабли, «бабка» для отбивания кос - это такое приспособление для затачивания косы.
На столе игрушки, которые изготавливали ручным способом, хочется рассказать немного и про них. Такие куклы делали, чтобы нечистая сила не могла зайти в дом, не навредить домочадцам.
Кто знает, что это за куклы такие?
Это куклы-берегини у древних славян. Их еще называли «мотанки». Русские девушки делали их из кусочков ткани без ножниц и иголок. Кукла не имела глаз, чтобы не сглазить своего хозяина. Видите, какой мудрый был наш народ!
У каждой куклы было свое назначение.
Кукла «Пеленашка» отводила беду от маленьких детей.
Эту куклу называли «Крупеничка», «Зерновушка», она приносила урожай и богатство в дом. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно. После сбора нового урожая куклу-мешочек снова наполняли отборной крупой из нового урожая. Эту куклу наряжали и бережно хранили в красном углу избы рядом с иконами до следующего сева. Крестьяне верили, что в этом случае следующий год будет сытным. Звали эту куклу Крупеничка.
А вот кукла «Кормилица», она заботилась о том, чтобы в доме был достаток и благополучие.
Пеленашка - чтобы обмануть злых духов, спеленатую куклу подкладывали в колыбель к младенцу. Там она лежала до крещения ребенка. Считалось, что она принимает на себя все напасти, угрожающие некрещеному ребенку. И только после крещения куклу убирали из колыбели. Эту куклу хранили в дом наравне с крестильной рубахой ребенка.
Кувадки - вешали над колыбелью после крещения для оберегания младенца от козней злых духов. Обычно в связке их было от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и веселые, они заменяли детям в старину погремушки.
Кукла - Колокольчик. Ее еще называют колокольчик радости. Колокольчик - это кукла добрых вестей. Она яркая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Куколка похожа на колокольчик. Это оберег хорошего настроения. Ее дарили детям на именины, на день рождения
Домашняя Масленица. Такую куклу делали из соломы или лыка. Домашняя Масленица символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи, находилась в доме до следующего года и считалась сильным оберегом. Хранили куклу в красном углу или у входа в жилище.
Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,
Говоря: “До новых встреч!”
Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Мы желаем вам добра и надеемся, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас!