СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экскурсия по уездному городу n и разоблачение чиновничества в комедии н. в. гоголя «ревизор»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • Образовательные:

проанализировать, каким виделся уездный город России первой половины 19 века, его обитатели и чиновники Н.В. Гоголю;

определить роль уездного города в истории России, соотнести жизненную основу пьесы "Ревизор" и ее обобщающий смысл в изображении чиновников;

подвести к пониманию утверждения о бессмертии комедии.

  • Развивающие: развивать коммуникативную компетенцию учащихся, их творческие способности.
  • Воспитательные: воспитывать вдумчивого зрителя, читателя, формировать устойчивую нравственную позицию.

 

Просмотр содержимого документа
«Экскурсия по уездному городу n и разоблачение чиновничества в комедии н. в. гоголя «ревизор»»



Еремина Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №717 г. Москвы



ЭКСКУРСИЯ ПО УЕЗДНОМУ ГОРОДУ N И РАЗОБЛАЧЕНИЕ ЧИНОВНИЧЕСТВА В КОМЕДИИ Н.В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»


Цели урока:

  • Образовательные:

проанализировать, каким виделся уездный город России первой половины 19 века, его обитатели и чиновники Н.В. Гоголю;

определить роль уездного города в истории России, соотнести жизненную основу пьесы "Ревизор" и ее обобщающий смысл в изображении чиновников;

подвести к пониманию утверждения о бессмертии комедии.

  • Развивающие: развивать коммуникативную компетенцию учащихся, их творческие способности.

  • Воспитательные: воспитывать вдумчивого зрителя, читателя, формировать устойчивую нравственную позицию.



ЭПИГРАФЫ к уроку:


Земля наша богата,

Порядка в ней лишь нет.

А.Толстой


Ну и пьеса! Всем досталось. А мне больше всех.

НиколайI


Автор выдумал какую-то Россию и в ней

какой-то город, в который свалил

все мерзости, которые изредка

на поверхности настоящей России находить…

Вигель (в письме Загоскину)




ХОД УРОКА:


1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя.

Ребята, на предыдущем уроке мы с вами познакомились с историей создания комедии Гоголя «Ревизор», проанализировали афишу произведения, провели большую исследовательскую работу, связанную с именами героев. Во внеурочное время посетили театр имени Пушкина, посмотрели комедию «Ревизор». Сегодня же я хочу предложить всем нам совершить небольшую экскурсию по уездному городу N, который Гоголь выбрал местом действия своего произведения. На этом уроке мы должны уяснить, как изображен уездный город в комедии, посмотреть, кто живет в нем, какие порядки там царят, и выяснить, насколько типичной была подобная картина для николаевской России.

Но сначала нам нужно определить, где этот город расположен, ведь Россия – огромное государство. Куда же именно мы должны отправиться?

Город N находится далеко от столицы, в глубине России. ( Хлестаков едет из Петербурга в Саратовскую губернию через Пензу, второй месяц как из Питера).

- У города нет названия. Почему?

( Местоположение “везде – нигде”. “Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь”, - говорит Городничий. Город условный, безликий. Это обыкновенный российский городок, каких в стране много).

Итак, в путь!



Экскурсия (проводят подготовленные ребята, которые нарисовали карту города (или создали видео презентацию) и написали к ней текст экскурсии)

Дорогие дамы и господа!



Рады приветствовать Вас в гоголевском городе N! Сегодня мы будем экскурсоводами и познакомим Вас с достопримечательностями нашего прекрасного города. Надо сказать, что город N мало отличается от других уездных городов, так как все они строятся по одному плану. Обратите внимание на карту нашего города: в центре - большая площадь, на которой располагаются различные государственные учреждения.

Начнем экскурсию с нашего трактира, который был специально построен для жителей и гостей нашего города. Говорят, здесь очень хороший суп с рыбой подают.

Пройдемте дальше. Здесь вы видите гостиницу, где останавливаются гости нашего города и очень влиятельные особы, в том числе и ревизоры. Если захотите остановиться у нас, милости просим! Правда, номера этой гостиницы кишат клопами.

Сейчас мы находимся возле старейшего здания нашего города-училища. Здесь служат замечательные преподаватели, которые отдают всю свою душу и сердце своей работе. Один из них, бывает, так увлечется рассказом об Александре Македонском, что ломает стулья, сам того не замечая…

Другой же корчит рожи и мудрено выражается. И все это от любви к своему делу!

Если посмотрим направо, то мы увидим то ли недостроенную, то ли сгоревшую церковь. Проследуем далее. Только будьте осторожнее. Здесь грязно, и мусора навалено превеликое множество.

А это местный почтамт. Почта работает достаточно неплохо, но иногда письма и посылки не доходят до адресатов, или они получают их распечатанными.

Вот больница. Тут очень «внимательно» относятся к больным, которым разрешают курить крепкий табак. Выздоравливают они как «мухи». Так что, если заболеете, не дай бог, милости просим в нашу больницу.

Теперь вы можете полюбоваться самым красивейщим и богатейшим зданием нашего города. Тут проживает городничий со своей семьёй.

Господа, посмотрим же налево! Это здание суда. Место, где творит свое правосудие судья Ляпкин-Тяпкин. Это очень образованный человек. За всю свою жизнь он прочитал пять или шесть книг. А в свободное время он очень любит охоту! Глядя на это заведение, мы можем увидеть, как развевается мокрое белье на ветру. Если захотите покормить гусей, которых здесь развелось очень много, не забудьте прихватить кусочек хлеба или зерно.

Вот и подошла к концу наша экскурсия. Благодарим вас за внимание. А сейчас вам предоставляется возможность посетить судебное слушанье по делу чиновников нашего города, которое проходит в данный момент в здании суда.



ХОД СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ

Судья

Слушается дело чиновников уездного города N,а именно: г-на Сквозника - Дмухановского Антона Антоновича, городничего, судьи Ляпкина-Тяпкина Аммоса Федоровича, смотрителя училищ Луки Лукича Хлопова, попечителя богоугодных заведений Артемия Филипповича Земляники и почтмейстера Шпекина Ивана Кузьмича.



Прокурор

Перечисленные господа обвиняются во взяточничестве, казнокрадстве, самоуправстве, мошенничестве, халатном отношении к занимаемой должности.



Секретарь

Вызывается свидетель Гоголь Н.В.



Гоголь

Городничий…Человек этот более всего озабочен тем, чтобы не пропускать того, что плывет ему в руки. Это сделалось его привычкой. Ради этой привычки он превратился в притеснителя.

Он чувствует, что грешен, но ничего с собой поделать не может….



Судья

Господин Сквозник-Дмухановский, что вы можете на это возразить?



Городничий

Вот ей-богу, если и взял с иного, то, право, без всякой дурной мысли. В других городах, осмелюсь доложить вам, градоправители и чиновники больше заботятся о своей пользе… А лишь только о том и мечтаю, чтобы благочинием и бдительностью заслужить внимание начальства.



Секретарь

Вызывается свидетель Абдулин, купец.



Абдулин

Обижательство терпим совсем понапрасну от нашего городничего. Постоем так заморил, хоть в петлю полезай. Как схватит за бороду и говорит: «Ах ты, татарин!» А сам придет в лавку и хватает все, что под руку попадется. Сукна увидит штуку, говорит: «Эй, милый, это хорошее суконце: отнеси-ка его ко мне». Ну и несешь, а в штуке аршин пятьдесят.

Да еще всякую дрянь берет: чернослив такой, что лет семь лежит в бочке, его никто есть не будет, а он целую горсть туда запустит.



Судья

Господин Сквозник-Дмухановский, что вы на это скажете?



Городничий

Честью уверяю, лжет этот мошенник! Они сами обманывают и обвешивают народ. Не верьте ему!



Секретарь

Приглашается свидетельница Пошлепкина Февронья Петровна, слесарша.







Слесарша

Господин судья! Этот мошенник мужу моему приказал забрить лоб в солдаты, и очередь-то не его была. Да и по закону нельзя: он женатый. Следовало взять сына портного, да родители дали богатый подарок, так он к сыну купчихи Пантелеевой, а она ему полотна три штуки, так он ко мне «На что, говорит, тебе муж, он уж тебе не годится». Да я-то знаю: годится или не годится. Как мне жить-то без мужа, мошенник такой! Я слабый человек, подлец ты такой! Чтоб всей твоей родне не довелось видеть света божьего!



Судья

Что вы на это скажете?



Городничий

Если ж и были какие-то взятки, то самая малость: к столу что-нибудь да на пару платья. Казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар…



Секретарь

В зал судебного заседания приглашается унтер-офицерская жена.



Унтер-офицерша

Высек, батюшка! По ошибке. Бабы-то на рынке дрались, а полиция не подоспела, да и схватили меня. Да так отрапортовали: два дня сидеть не могла. Да делать-то, конечно, нечего. А за ошибку-то повели ему заплатить штраф. Деньги бы мне не помешали.



Городничий

Клевета это, ей-богу, клевета! Это все злодеи мои выдумали! Унтер-офицерша налгала вам, будто бы я ее высек. Она сама себя высекла…



Секретарь

Вызывается частный пристав Степан Ильич Уховертов.



Уховертов

Мне были даны Антоном Антоновичем следующие указания.

Разметать наскоро старый забор, что возле сапожника, и поставить соломенную веху, чтобы было похоже на планировку. Оно, говорит, чем больше ломки, тем больше означает деятельности градоправителя… а возле того забора навалено на сорок телег всякого сору.

Да, если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую лет пять назад была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела. А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что и не начинала строиться. Да сказать Держиморде, чтобы не слишком давал воли кулакам своим; он, для порядка, всем ставит фонари под глазами – и правому, и виноватому. К тому же не выпускать солдат на улицу безо всего; эта дрянная гарниза наденет только сверх рубашки мундир, а внизу ничего нет.



Судья

Господин Сквозник-Дмухановский, что вы можете сказать в свое оправдание?



Городничий

Убит, убит, совсем убит! Ничего не вижу. Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…

Как я? нет, как я, старый дурак! выжил, глупый баран, из ума! Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести, мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Трех губернаторов обманул! что губернаторов! нечего и говорить про губернаторов…

Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен старый городничий!... Сосульку, тряпку принял за важного человека! До сих пор не могу прийти в себя…



Судья

Слушается дело господина Ляпкина-Тяпкина, судьи уездного города, который обвиняется во взяточничестве, халатном отношении к своим должностным обязанностям

Секретарь

Приглашается свидетель Н.В.Гоголь



Гоголь

Что же можно сказать о судье Ляпкине-Тяпкине? Это человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки и потому каждому слову своему дает вес. Ляпкин-Тяпкин больше занят охотой, чем судопроизводством, поэтому и взятки берет борзыми щенками. В личных целях использует он и ссоры соседей-помещиков.

В суде заметен беспорядок. Сторожа завели в присутственных местах домашних гусей разводить. Там, где происходит прием посетителей, висит арапник -длинный ременный кнут, прикрепленный к короткой палке. Он является принадлежностью охотника, но и здесь намек на то, что в суде прибегают к телесным наказаниям. Заседатель постоянно пьян. Дела ведутся тяп-ляп.



Судья

Что вы на это скажете, господин Ляпкин-Тяпкин?



Ляпкин-Тяпкин

Признаюсь…люблю охоту, зайцев пострелять. Грешен… Но грешки грешкам рознь. Я говорю открыто, что беру взятки борзыми щенками. Это совсем иное дело. А вот, например, у кого шуба стоит пятьсот рублей да супруге шаль…

А что касается дел… Я вот уже 15 лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку, только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда, а что неправда. А в присутственном месте я порядок-то наведу! Гусей с маленькими гусенками выгоню, чтобы под ногами не шныряли.



Судья

Слушается дело г-на Земляники, попечителя богоугодных заведений, который обвиняется в халатном отношении к своим должностным обязанностям, в хищении государственных средств.



Секретарь

Приглашается свидетель Фомин.



Свидетель Фомин

Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений,– плут, казнокрад и доносчик! Он нисколько не заботится о государственном интересе! Для него собственное благополучие превыше всего. Господа, милосердие находится в руках мошенника! Богоугодные заведения для Земляники – кормушка. В деле лечения больных его кредо: «Чем ближе к натуре, тем лучше», «Человек простой, если умрет, то и так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет». В больнице грязь, больные походят на кузнецов, крепкий табак курят. Кормят одной капустой. Врач Гибнер Христиан Иванович ни слова по-русски не знает, но лечит людей. Люди там мрут как мухи.





Судья

Как вы объясните такое положение дел?



Земляника

Да…Лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет,то и так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет. К тому же свидетель наговаривает. Чистые колпаки на больных надели, над каждой кроватью табличку повесили, по-латыни написали болезнь, когда кто заболел, которого дня или числа. Больные выздоравливают у меня как мухи, и габерсуп приказал им давать. Чего еще надобно-то?!



Судья

Рассматривается дело г-на Хлопова, смотрителя училищ, который обвиняется в халатном отношении к своим должностным обязанностям.



Секретарь

Приглашается свидетель, студент уездного училища.



Свидетель-студент

Интереснейшая жизнь в нашем училище! Правда, некоторые учителя имеют очень странные поступки, натурально несовметимые с ученым званием. Один корчит гримасы, а другой объясняет с таким жаром, что ломает стулья.



Судья

Что скажете в свое оправдание?



Лука Лукич Хлопов

Не приведи господь служить по ученой части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек. Не могу, не могу, господа. Я, признаюсь, так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык как в грязь завязнул. Нет, господа, увольте, право, увольте!



Судья

Слушается дело почтмейстера Шпекина Ивана Кузьмича, который обвиняется в злоупотреблении должностными полномочиями в целях хищения чужого имущества.





Секретарь

Приглашается свидетель Протасов.



Свидетель Протасов

Господин судья, помогите! Я уже два года никак не могу получить посылку, которую выслала мне моя матушка. У господина почтмейстера дела в совершенном запустении. Посылки не доходят до своих адресатов. Письма вскрываются.



Судья

Что скажете, г-н Шпекин?



Шпекин

Имею честь представиться: почтмейстер, надворный советник Шпекин.

Это я делаю не то чтоб из предосторожности, а больше из любопытства: смерть как люблю узнать, что есть нового на свете. Я вам скажу, что это преинтересное чтение. Иное письмо с наслаждением прочтёшь - так описываются разные пассажи... а назидательность какая...лучше, чем в "Московских ведомостях.

Судья

Господа присяжные заседатели, вынесите свой вердикт по делу чиновников города N.



Присяжные заседатели

Господин Сквозник-Дмухановский Антон Антонович, городничий уездного города N, cудья Ляпкин-Тяпкин Аммос Федорович, попечитель богоугодных заведений Земляника Артемий Филиппович признаны виновными во взяточничестве, казнокрадстве, самоуправстве, мошенничестве, халатном отношении к служебным обязанностям.

А посему определить ему следующее наказание: вставить в комедию. На сцену их! Пусть видит весь народ. О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха. Он не отнимает ни жизни, ни имения у виновного; но он ему силы связывает, и, боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила…



Слово учителя

Итак, мы с вами определили меру наказания чиновникам гоголевского города N. Посмеялись над отдельными моментами. Но это смех сквозь слезы.

Как вы считаете, кто из чиновников этого города мог бы исправить положение дел?

Как, по вашему мнению, будут развиваться события в уездном городе после приезда настоящего ревизора?

Обратимся к эпиграфам нашего урока. Как вы понимаете эти высказывания? С какими из них вы согласны, а с какими поспорили бы?

Существует мнение, что комедия Гоголя бессмертна. Согласны ли вы с этим суждением?

Беда в том, что пороки, осмеянные классиком, продолжают, к сожалению, существовать и поныне – слишком глубоко пустили они корни в человеческую психологию, поэтому комедия продолжает оставаться актуальной и по сей день. Но хочется надеяться, что в будущем ваши дети при изучении творчества Н.В.Гоголя будут делать акцент не на проблематику произведения, а на мастерство этого замечательного писателя.



Подведение итогов урока.

Рефлексия

Домашнее задание: подготовить характеристику Хлестакова по данному плану, инсценирование эпизодов «В трактире», «Вранье Хлестакова»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!