Громова Т. М.,
учитель немецкого языка
МАОУ «СОШ № 14»
Великого Новгорода
Проведение внеклассного мероприятия
«Экскурсия по Великому Новгороду»
Для учащихся 9 – 11 классов.
(из опыта работы)
1.Краткая характеристика коллектива, где проводится дело.
В данном мероприятии участвуют учащиеся 9 и 11-х классов: всего 10 человек.
По моим наблюдениям учащиеся, даже выпускных классов, часто неловко и скованно чувствуют себя при ответе на уроке, что негативно сказывается на его качестве.
Проводя внеклассную работу по предмету, мы, с одной стороны, не ограничены временными рамками урока, с другой стороны , неформальное отношение с учащимися раскрывает их совершенно новые личностные характеристики, помогает им проявить свои творческие способности в полной мере.
Данное мероприятие «Экскурсия по Великому Новгороду» выбрано не случайно, так как вскоре школу должны были посетить гости из партнерского города Билефельда (Германия ), и школьники сами хотели свободно говорить по- немецки, не боясь ошибиться.
Таким образом, учитывая мои наблюдения и желания самих учащихся проводим внеклассное мероприятие по немецкому языку «Экскурсия по Великому Новгороду».
2. Участники, время.
В мероприятии участвуют ученики 9-х и 11-х классов. Время проведения – суббота, 10.00 – 11.30 (месяц –апрель). Место проведения - исторические места Великого Новгорода. Экскурсия проводилась с выходом в город. Учащиеся выступали в роли экскурсовода. Роль «иностранцев» сыграли учитель немецкого языка Громова Татьяна Михайловна и студентка 5 курса ФЛИМКа Новикова Татьяна Сергеевна.
3. Цель.
Формирование у учащихся ценностного отношения к себе через знания истории родного города ( на немецком языке).
4. Описание этапа предварительной работы педагога.
Первым этапом в подготовке дела педагогом является:
- диагностика учащихся (используются методы наблюдения, опроса, беседы, анкетирования).
Для большего понимания цели и проблемы данного дела ознакомилась с литературой. Наиболее близкой оказалась концепция личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской. В своей практике использую ее идеи о положительном эмоциональном настрое на работу всех учащихся в ходе проведения мероприятий; идеи использования творческих проблемных заданий, позволяющих выявить выбор содержания, формы учебного материала, облегчающий его усвоение; идеи обсуждения с учащимися в конце мероприятия не только того, что мы узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; идеи стимулирования учащихся выбора и самостоятельного использования разных способов выполнения заданий. При опросе оцениваю не только правильный ответ или выполненное задание учеником, но и анализирую, как ученик рассуждал, выполнял задание, какой способ использовал и в чем ошибся.
5. Описание этапа подготовки дела.
На данном этапе учитель и учащиеся вместе готовятся к мероприятию. Учащиеся самостоятельно находят дополнительную информацию, литературу об истории Великого Новгорода, его достопримечательностях. Каждый ученик выбирает достопримечательность родного города в соответствии со своими интересами.
Учащиеся разрабатывают диалоги, которые первоначально защищают в группах. Группа помогает учащемуся, который затрудняется. Совместно с учителем учащиеся составляют план экскурсии, тщательно отбирают языковой материал. При отборе языкового материала учитывается языковая подготовка учеников. За несколько дней до экскурсии проводиться занятие, которое посвящено оформлению экскурсии, тому как правильно представиться экскурсоводу группе, составляется план проведения экскурсии. Выбираются фотограф, корреспондент, которые во время мероприятия постоянно будут в центре событий и на следующий день запишут диск и выпустят стенгазету с фотографиями участников мероприятия.
6. Описание процесса дела.
1. В назначенное время учащиеся собираются у школы №14 и экскурсовод кратко знакомит «гостей из Германии» с историей города и оговаривает дальнейший маршрут.
2.«Делегация» проходит на набережную Александра Невского и останавливается у памятника. Следующий экскурсовод рассказывает об Александре Невском.
3. «Гости из Германии» восхищаются нашим городом, задают вопросы на которые учащиеся отвечают с ошибками , но без боязни .
4. Далее наша группа двигается к памятнику «Тысячелетия России» в Кремль. Экскурсовод рассказывает о памятнике.
5. « Где святая София – там и Великий Новгород» - следующий пункт нашей экскурсии.
О каждом памятнике рассказывает новый учащийся.
7. Описание формы анализа прошедшего дела.
По окончании мероприятия необходимо провести анализ с учащимися. Обсуждается, как прошло мероприятие, что получилось, что – не очень, что было интересным, чего не хватило, а что оказалось лишним; как реагировали на разные ситуации, какой был эмоциональный фон в течение проведения внеклассного мероприятия .
Для анализа выбираем форму круга: ученики рассаживаются по кругу, и каждому дается символический микрофон, ученики передают микрофон друг другу, отвечая на вопросы учителя:
- что у нас было за мероприятие?
- как вы себя чувствовали?
- какое настроение у вас было?
- как вы думаете, что при проведении экскурсии было сделано хорошо, а что, может быть, не удалось?
- как бы вы хотели провести это или подобное мероприятие в следующий раз?
- нужно ли вообще проводить такие мероприятия и почему?
- Какой мы получили результат?
8. Описание последействия.
На этапе последействия наблюдаю, как ведут себя участники проведенного мероприятия. Учащиеся вспоминают об экскурсии, рассматривают стенгазету с фотографиями, обмениваются переписанными дисками и делятся впечатлениями , спрашивают: «А пойдем ли мы ещё на такую экскурсию?» Задают вопросы о правильности употребления тех или иных оборотов немецкой речи. Используя метод наблюдения, для себя отмечаю, что данное мероприятие помогло снять языковой барьер.
Однако в классах нашлись учащиеся, которые не проявили такой инициативы, не захотели пойти на экскурсию, быть экскурсоводами. С такими учащимися надо постоянно проводить особую работу, давать больше положительного опыта, хвалить, поощрять, даже если у них не все получается, изучать их характеры, потребности, желания, которые они, может быть, стесняются выразить, давать задания, где они могут проявить себя лучше остальных, а главное – больше общаться с ними и учиться понимать их.
9. Самоанализ педагога.
При организации данного дела прежде всего опиралась на возрастные особенности учеников. Учащиеся 9 и 11 классов хотят быть ориентированы на свободное развитие человека, творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность в современном мире. Одни хотят казаться взрослыми, быть лидерами, стать лучшими, утвердиться в глазах сверстников, другие еще как бы не повзрослели, находятся в стороне от коллектива, являются неуверенными в себе, стеснительными. Думаю что цель данного мероприятия была обозначена удачно и была достигнута. Ученикам интересно обсуждать итоги экскурсии, высказывать свою точку зрения на немецком языке. Несколько учеников изъявили желание еще провести подобные мероприятия и самостоятельно организовать их. Отдельные учащиеся создали на основе проведенного мероприятия презентацию «Я из Великого Новгорода», которая была защищена на проекте в Германии.
Однако, я считаю, что некоторые моменты не совсем удались В будущем при проведении именно этого мероприятия, мне кажется, необходимо будет учесть следующие моменты:
- не всем интересны экскурсии;
- не все учащиеся интересуются историей.
Поэтому необходимо продумать, посоветоваться с учащимися, что им важно для самореализации.
Мероприятие удалось, цель была достигнута, хотя при ее постановке и соответствии процессу дела поначалу испытывались некоторые трудности, поэтому необходимо больше изучать соответствующую литературу, придумывать новые идеи, задания, формы проведения внеклассных мероприятий.
В заключении хочется сказать несколько слов о моих целях работы вообще: выполнение учебной программы и должная подготовка уровня выпускников – это, конечно, необходимая задача для педагога, но в преподавании своего предмета (да и любого другого), мне кажется самое главное – любить детей, воспитывать добрых, отзывчивых людей, занимающих активную жизненную позицию, а самому учителю - проявлять чуткость, понимание внутреннего мира ребенка, его сомнений и слабостей, желаний и возможностей поощрять любой успех, давать проявлять себя в разных ситуациях, особенно в тех, где они почувствуют себя уверенными.
\
\
Список литература.
Амонашвили Ш.А. Школа жизни: трактат о начальной ступени образования, основанной на принципах гуманно – личностной педагогики. _ М., Изд. Дом Амонашвили, 1998.
Воспитательная деятельность педагога: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. /И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков,Н.Л. Селиванова; под. общ. ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. –М.: Издательский центр «Академия», 2006
Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Собр. Соч. в 6т Т.4 Детская психология. – М. ; Педагогика, 182, с. 5 - 361
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.-М., 1989 г
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание.
Личность. – М.,Смысл,Изд.центр»Академия»,2004.
Лепнева О.А., Тимошко Е.А. Система работы классного руководителя. – Великий Новгород, НРЦРО, 2005.
Лепнева О.А., Тимошко Е.А. Классный коллектив: технология формирования.– М, ЦГЛ, 2005
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982
Полат Е.С.Интернет на уроках иностранного языка. // ИЯШ №2 .,2001 с 14 - 19
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // ИЯШ №2 1991 с3-10
Сухомлинский В.А. О воспитании.-М., 1975.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М., 1988.
Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М: Сентябрь, 2000. – 112с.
Якиманская И. С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000. – 112с.