Урок- экскурсия в школьный музей Тема «Строки, опалённые войной…» Цель: 1)Познакомить учащихся с текстами солдатских писем, их содержанием, оформлением. 2)Учить понимать мысли, выраженные в письмах солдат. 3) Учить определять настроение солдата по содержанию письма, написанного родным. 4) Воспитывать бережное отношение к солдатским письмам. 5) Воспитывать чувство патриотизма учащихся. 5) Работать над развитием речи. Методы и приёмы для достижения поставленных целей: 1) Комментирование 2) Демонстрация материала Материалы и оборудование: 1.Музейные материалы (солдатские письма, распечатанные и переданные учащимся в качестве наглядного материала) 2.Музыкальное сопровождение к стихам. Ход урока Эпиграф: Так лети с приветом жарким На заветное крыльцо, Треугольное, без марки Фронтовое письмецо. Б. Лихачёв. Вступительное слово учителя. - Сегодня мы проведём экскурсию в школьный музей нашей школы. (слайд№5) Школьный музей - историческое прошлое нашего хутора. Основан он в 1977 году под руководством учителя истории Лесняк Веры Борисовны.Вы видите, что здесь собран богатый материал о наших земляках. « Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют», « Победно завершив войну, солдат земле принёс весну», «Наши земляки», «Наши орденоносцы»- эти названия экспозиций говорят сами за себя: герои фотостендов - фронтовики, труженики тыла, знаменитые земляки. Но интересуют нас больше всего солдатские письма. - Послушайте стихотворение « Старые письма» ( слайд №6) Ты прости, я тогда обманул тебя, мама. Всё обман: и открытки, и та телеграмма. Всё- строка за строкою - наивный подлог. Но иначе тогда поступить я не мог. Пожелтевших страниц вновь шуршит листопад. Мама их сберегла. Я читаю листки. Их писал девятнадцатилетний солдат. Я тогда обманул тебя, мама. Прости! Одинаков их текст: « Жив - здоров и в резерве. Пусть хоть это избавит тебя от седин. Обо мне не тужи, береги свои нервы. Как у бога за пазухой младший твой сын!» Так я врал. Врал почти исступлённо, Загодя сделав открыток запас. И по шутке сдавал через день почтальону. Если он, почтальон, добирался до нас. А вот это письмо, что надрезано пулей. Я отправил, оставшись от взвода один: « Жив! В резерве! Вот так- то, мамуля! Как у бога в гостях тут последний твой сын!» Пожелтевших страниц отшумел листопад. Разыскав те листки средь бумажного хлама, Их читает давно поседевший солдат. Ты прости! Я тогда обманул тебя, мама. П. Булушуев. - Какую роль играла почта в годы Великой Отечественной войны? В годы Великой Отечественной войны почта была той единой нитью, которая связывала солдат с родными и близкими. В каждом доме изо дня в день ждали дорогой сердцу солдатский треугольник, который согревал, помогал выжить родным. К сожалению, почта доставляла и похоронки. -В тяжёлые годы Великой Отечественной войны на фронте сражались и наши земляки. Всего из хутора было призвано более 200 человек. Из них не вернулся каждый второй . Музыка к песне « Священная война» (слайд №7) Среди погибших хуторян три брата Буряковых , которые ушли защищать Родину и не вернулись. ( слайд №8) - Сообщение « Братья Буряковы » - Воронкова А. - А сейчас послушайте стихотворение «Фронтовые письма». Это стихотворение написала Лесняк Вера Борисовна ( слайд №9) Фронтовое письмо Торопливые строки, Сокровенные мысли и чувства солдат Перед боем, В окопе, в теплушке, в вагоне Вы ,сражаясь с врагом, Продолжали писать: Добрый день, Дорогая семья, Папа, мама, хозяйка, родня, Бьём фашистов И ночью и днем Знаем точно – Наша сила – Единство фронта и тыла. Эти строки наполнены Верой в победу. Беспокойством о судьбах Родных и друзей. Эти письма – послание Внуку от деда Пожелтевшие письма Отправят в музей.
- Тема нашего урока « Строки, опалённые войной…». Сегодня мы познакомимся с текстами солдатских писем, которые хранятся в нашем музее, их содержанием, оформлением. Постараемся понять мысли солдат, которым принадлежат письма, написанные более 70 лет назад.( слайд №10) 2.Основная часть. - Что называется письмом? Обратимся к словарю С.И. Ожегова.( слайд 11) - Давайте, почитаем солдатские письма, которые хранятся в нашем музее. 1) Демонстрация и изучение писем Письмо, написано 30 января 1943 года сыном Кременским Николаем Иосифовичем, адресовано Кременской Прасковье Исаевне. ( слайд №12) «Здравствуйте мама и брат Ваня. Посылаю гвардейский привет Вам. Мама мы уже прибыли на место в батальон, двигались в часть 6 дней. Мама живётся нам хорошо, скоро пойдем на задачу. Ребята уже на фронте, а мы с Петькой Таловеровым вместе. Мама передайте привет Коле Суюкову, Шуре Ефименко и другим,а также всем девочкам.Передайте привет квартирантам от гвардейца Кременского.Мама напишите как зовут квартирантку Баршину.Пришлите карточку и пусть ребята напишут письма,а мне некогда писать им письма.Мама и брат Ваня Пока досвиданья. Остаюсь жив и здоров того и Вам желаю. Гвардеец Кременской. Мама опишите про папу .Адрес: Полевая почта 1455часть164. -Беседа по содержанию письма - О чём сообщается в письме? - В чём автор убеждает своих родственников? На что вселяет надежду? - Каким чувством проникнуто письмо? - Определите вид и стиль письма? Письмо- треугольник от 19 августа 1943 года, адресованное жене Сидоровой Екатерине Фоминичне от мужа Сидорова Ивана Михайловича( слайд №13) Адрес отправителя: « Полевая почта 35727 « У». -Беседа по содержанию письма. - Обратите внимание на оформление письма. - Кому адресовано это письмо? Кто его автор? - Как начинается это письмо? - О чём сообщается в письме? - Каким настроением оно проникнуто? - Какие чувства вызвало это письмо? - Что рассказывает автор письма о себе? Почтовая карточка, адресованная Мартыновой ЕвдокииВикторовне Адрес отправителя: « Полевая почта 28728« А» от 30.11. 1943года ( слайд №14) -Беседа по содержанию письма - Как начинается и заканчивается письмо? - Найдите в нём обращение. - О чём сообщается в письме? - Каково настроение солдата? - О чём говорит дата на почтовой карточке? - Определите вид и стиль письма. Благодарственное письмо от командующего ( слайд 15) -Беседа по содержанию письма - Чем отличается данное письмо от изученных выше писем? - Определите тип и стиль письма. - Как оно оформлено? - Найдите обращение. - Какие качества бойца отмечены в письме? - За какие заслуги перед Родиной благодарят солдата? - Чему учит нас это письмо? -Огромна роль писем в истории Великой Отечественной войны и других военных конфликтов, где пришлось принимать участие нашим солдатам. Каково значение писем для солдат? . Бойцы бережно хранили весточки из дома. Порой именно эти письма помогали отважно сражаться. Каждый солдат, если он получал письма из дома, чувствовал себя уверенней, без страха шёл в бой и побеждал. Он знал, что его ждут, о нём не забывают. - Да, люди всегда помнили о тех, кто защищал нашу Родину. В их честь слагаются стихи и песни. 3.Обобщение по теме: -Письма могут быть не только личными, но и деловыми. В этом случае используется специальная лексика, свойственная книжной речи, особая форма обращения. - Письма, как и судьбы их авторов, не похожи друг на друга. Но в каждом письме звучит голос воина - защитника родной земли, патриота, гражданина своей страны. Солдатские письма - это подлинные документы, живые свидетели войны, её битв, сражений, это мысли воинов. Письма из прошлого - это завещание, оставленное в наследство своим потомкам. Это память о времени, о людях и событиях. Их надо беречь. Я думаю, каждому из вас было интересно узнать, о чём думал солдат, что его волновало и тревожило, порой в последний час жизни. 4.Домашнее задание. Написать письмо другу « Экскурсия в школьный музей. Фронтовые письма».
.
|