СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экскурсия в школьный музей по теме "Строки,опалённые войной"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие подготовлено для знакомства учащихся 5 класса с фронтовыми письмами,которые являются ценными письменными источниками.

Просмотр содержимого документа
«Экскурсия в школьный музей по теме "Строки,опалённые войной"»

Урок- экскурсия в школьный музей

Тема «Строки, опалённые войной…»

 

Цель:

1)Познакомить учащихся с текстами солдатских  писем, их содержанием,

оформлением.

2)Учить понимать мысли,  выраженные в письмах  солдат.

3) Учить определять настроение солдата по содержанию письма, написанного родным.

4) Воспитывать бережное отношение к солдатским письмам.

5) Воспитывать чувство патриотизма учащихся.

5) Работать над развитием речи.

 

Методы и приёмы для достижения поставленных целей:

1) Комментирование

2) Демонстрация материала

 

Материалы и оборудование:

1.Музейные материалы (солдатские письма, распечатанные  и переданные учащимся в качестве наглядного материала)

2.Музыкальное сопровождение к стихам.

 

 Ход урока

 

Эпиграф: Так лети с приветом жарким

На заветное крыльцо,

Треугольное, без марки

Фронтовое письмецо.

Б. Лихачёв.

 

  1. Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы проведём экскурсию в школьный музей  нашей      школы. (слайд№5)

Школьный музей - историческое прошлое нашего хутора. Основан он в 1977 году под руководством учителя истории Лесняк Веры Борисовны.Вы видите, что здесь собран богатый материал о наших земляках. « Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют»,

« Победно завершив войну, солдат земле принёс весну», «Наши земляки», «Наши орденоносцы»- эти названия экспозиций говорят сами за себя: герои  фотостендов  - фронтовики, труженики тыла, знаменитые земляки. Но интересуют нас больше всего солдатские  письма.

- Послушайте стихотворение « Старые письма» ( слайд №6)

Ты прости, я тогда обманул тебя, мама.

Всё обман: и открытки, и та телеграмма.

Всё- строка за строкою - наивный подлог.

Но иначе тогда поступить я не мог.

Пожелтевших страниц вновь шуршит листопад.

Мама их сберегла. Я читаю листки.

Их писал девятнадцатилетний солдат.

Я тогда обманул тебя, мама. Прости!

Одинаков их текст: « Жив - здоров и в резерве.

Пусть хоть это избавит тебя от седин.

Обо мне не тужи, береги свои нервы.

Как у бога за пазухой младший твой сын!»

Так я врал. Врал почти исступлённо,

Загодя сделав открыток запас.

И по шутке сдавал через день почтальону.

Если он, почтальон, добирался до нас.

А вот это письмо, что надрезано пулей.

Я отправил, оставшись от взвода один:

« Жив! В резерве! Вот так- то, мамуля!

Как у бога в гостях тут последний твой сын!»

Пожелтевших страниц отшумел листопад.

Разыскав те листки средь бумажного хлама,

Их читает давно поседевший солдат.

Ты прости! Я тогда обманул тебя, мама.

П. Булушуев.

- Какую роль играла почта в годы Великой Отечественной войны?

В годы Великой Отечественной войны почта была той единой  нитью, которая связывала солдат с родными и близкими. В каждом доме изо дня в день ждали  дорогой сердцу солдатский треугольник, который согревал, помогал выжить родным.  К сожалению, почта доставляла и похоронки. 

-В тяжёлые годы Великой Отечественной войны на фронте сражались и наши земляки. Всего из хутора было призвано более 200 человек. Из них не вернулся каждый второй .

Музыка к песне « Священная война» (слайд №7)

Среди погибших хуторян три брата Буряковых , которые ушли защищать Родину и не вернулись. ( слайд №8)

-  Сообщение « Братья Буряковы » - Воронкова А.

- А сейчас послушайте стихотворение «Фронтовые письма». Это стихотворение написала Лесняк Вера Борисовна ( слайд №9)

Фронтовое письмо

Торопливые строки,

Сокровенные мысли и чувства солдат

Перед боем,

В окопе, в теплушке, в вагоне

Вы ,сражаясь с врагом,

Продолжали писать:

Добрый день,

Дорогая семья,

Папа, мама, хозяйка, родня,

Бьём фашистов

И ночью и днем

Знаем точно –

Наша сила –

Единство фронта и тыла.

Эти строки наполнены

Верой в победу.

Беспокойством о судьбах

Родных и друзей.

Эти письма – послание

Внуку от деда

Пожелтевшие письма

Отправят в музей.



- Тема нашего урока « Строки, опалённые войной…».

Сегодня мы познакомимся с текстами солдатских писем, которые хранятся в нашем музее, их содержанием, оформлением. Постараемся понять мысли солдат, которым принадлежат письма, написанные более 70 лет назад.( слайд №10)

2.Основная часть.

- Что называется письмом? Обратимся к словарю С.И. Ожегова.( слайд 11)

- Давайте,  почитаем солдатские  письма, которые хранятся в нашем музее.

1) Демонстрация и изучение писем

Письмо, написано 30 января 1943 года сыном Кременским Николаем Иосифовичем, адресовано Кременской Прасковье Исаевне. ( слайд №12)

«Здравствуйте мама и брат Ваня. Посылаю гвардейский привет Вам. Мама мы уже прибыли на место в батальон, двигались в часть 6 дней. Мама живётся нам хорошо, скоро пойдем на задачу. Ребята уже на фронте, а мы с Петькой Таловеровым вместе. Мама передайте привет Коле Суюкову, Шуре Ефименко и другим,а также всем девочкам.Передайте привет квартирантам от гвардейца Кременского.Мама напишите как зовут квартирантку Баршину.Пришлите карточку и пусть ребята напишут письма,а мне некогда писать им письма.Мама и брат Ваня

Пока досвиданья. Остаюсь жив и здоров того и Вам желаю. Гвардеец Кременской. Мама опишите про папу .Адрес: Полевая почта 1455часть164.

-Беседа по содержанию письма

- О чём сообщается в письме?

- В чём автор убеждает своих родственников? На что вселяет надежду?

- Каким чувством проникнуто письмо?

- Определите вид и стиль письма?

Письмо- треугольник от 19 августа 1943 года, адресованное жене Сидоровой Екатерине Фоминичне от мужа Сидорова Ивана Михайловича( слайд №13)

Адрес отправителя: « Полевая почта 35727 « У».  

-Беседа по содержанию письма.

- Обратите внимание на оформление письма.

- Кому адресовано это письмо? Кто его автор?

- Как начинается это письмо?

- О чём сообщается в письме?

- Каким настроением оно  проникнуто?

- Какие чувства  вызвало это письмо?

- Что рассказывает автор письма о себе?

 

Почтовая  карточка, адресованная Мартыновой ЕвдокииВикторовне

Адрес отправителя: « Полевая почта 28728« А» от 30.11. 1943года

( слайд №14)

-Беседа по содержанию письма

- Как начинается и заканчивается письмо?

- Найдите в нём обращение.

- О чём сообщается в письме?

- Каково настроение солдата?

- О чём говорит дата на почтовой карточке?

- Определите вид и стиль письма.

 

Благодарственное письмо от командующего ( слайд 15)

-Беседа по содержанию письма

- Чем отличается данное письмо от изученных выше писем?

- Определите тип и стиль письма.

- Как  оно оформлено?

- Найдите обращение.

- Какие качества бойца отмечены в письме?

- За какие заслуги перед Родиной благодарят солдата?

- Чему учит нас это письмо?

-Огромна  роль писем в истории Великой Отечественной войны и других военных конфликтов, где пришлось принимать участие нашим солдатам.

Каково значение писем для солдат? .

Бойцы бережно хранили весточки из дома. Порой именно эти письма помогали отважно  сражаться. Каждый солдат, если он получал письма из дома, чувствовал себя уверенней, без страха шёл в бой и побеждал. Он знал,   что его ждут, о нём не забывают.

- Да, люди  всегда помнили о тех, кто защищал нашу Родину. В их честь слагаются стихи и песни.

 

3.Обобщение по теме:

-Письма могут быть не только личными, но и деловыми. В этом случае используется специальная лексика, свойственная книжной речи, особая форма обращения.

- Письма, как и судьбы их авторов, не похожи друг на друга. Но в каждом письме звучит голос воина - защитника родной земли, патриота, гражданина своей  страны.

Солдатские письма - это подлинные документы, живые свидетели войны, её битв, сражений, это мысли воинов.

Письма из прошлого - это завещание, оставленное в наследство своим потомкам. Это память о времени, о людях и событиях. Их надо беречь.

Я думаю, каждому из вас было интересно узнать, о чём думал солдат, что его волновало и тревожило, порой в последний час жизни.

 

4.Домашнее задание. Написать письмо другу  « Экскурсия в школьный музей. Фронтовые письма».

 



 





.