Экскурсионное дело: Классификация экскурсий. Методика проведения экскурсий.
Экскурсия
– целенаправленный наглядный процесс познания окружающей действительности.
Он должен быть построен на заранее подобранных исторических, природных, архитектурных, производственных объектах, показ которых происходит под руководством квалифицированного руководителя (экскурсовода), и подчинен раскрытию определенной темы.
признаки экскурсии
1) протяженность по времени проведения (от одного академического часа до суток); 2) наличие экскурсионной группы (20-25 чел.); 3) наличие квалифицированного руководителя – специалиста в определенной отрасли знаний (экскурсовод); 4) показ экскурсионных объектов (первичность зрительных впечатлений); 5) передвижение экскурсионной группы по заранее составленному маршруту; 6) целенаправленность показа объектов (наличие определенной темы).
- Тема экскурсии - предмет показа и рассказа.
Тема связана с такими понятиями, как «цель» и «идея». Тема предусматривает изложение определенного материала посвященного определенному процессу.
- Идея экскурсии – ее замысел, главная мысль.
- Подтема экскурсии - сумма нескольких основных вопросов. В каждой из тем экскурсии одновременно освещается и несколько подтем.
- Композиция экскурсии - расположение, последовательность и соотношение подтем, основных вопросов, ее вступления и заключительной части.
- Ведущая подтема экскурсии – способствует более глубокому раскрытию ее содержания, делает ее более убедительной и запоминающейся. Каждая подтема обзорной экскурсии может в дальнейшем стать темой для разработки самостоятельной экскурсии
Название экскурсии
– языковое выражение обозначающее ее содержание.
Задача названия
– активизировать внимание туристов, заинтересовать их, подготовить аудиторию к предстоящей экскурсии.
Название экскурсии должно выражать один смысл, должно быть точным, не допускающим двояких толкований.
Функции экскурсии
– те цели и задачи, которые реализуются в ходе экскурсионного процесса.
- Функция информации – экскурсия в зависимости от своей темы содержит определенную информацию о развитии общества, архитектуры, той или иной науки
- Функция организации отдыха – отдельные виды экскурсии способствуют эмоциональной и физической разгрузке , призвана организовывать свободное время экскурсанта, придавая ему осмысленность.
- Функция расширения кругозора
- Функция подготовки и переподготовки кадров
ЛЕКЦИЯ № 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ
Классификация
– распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.
Наиболее распространенной является классификация экскурсий, в основе которой лежит их деление на пять групп: 1) по содержанию
2) по составу участников
3) по месту проведения экскурсии; 4) по способу передвижения группы;
5) специализированные;
Группа экскурсий, различающихся по содержанию
– многотемные, в такой экскурсии обычно используется исторический и современный материал, для показа привлекаются разнообразные объекты
– посвящены раскрытию одной темы. Это может быть значительное событие или продолжительный период времени, группа памятников архитектуры, промышленность города, часть биосферы
Тематические экскурсии
1) исторические; 2) военно-исторические; 3) производственные; 4) природоведческие; 5) искусствоведческие; 6) архитектурно-градостроительные
- по основным периодам отечественной истории,
- по содержанию ( историко-краеведческие, археологические и этнографические. )
- Военно-исторические экскурсии
– экскурсии по памятным местам,
- с показом военно-инженерных сооружений;
- экскурсии в военно-исторические, мемориальные и краеведческие музеи.
Производственные экскурсии
– делятся на производственно-исторические, производственно-экономические и производственно-технические.
Природоведческие экскурсии
– посвящены анализу характерных особенностей биосферы города, района, области.
В зависимости от основного объекта экскурсии природоведческие экскурсии могут быть: биологическими, геологическими, зоологическими, экологическими
Литературные экскурсии
– литературно-биографические, монографические, историко-литературные, литературно-художественные, экскурсии по местам, которые описаны в произведениях того или иного писателя.
Архитектурно-градостроительные
– экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного периода; знакомящие с творчеством одного архитектора, знакомящие с планировкой и застройкой города в целом .
Искусствоведческие экскурсии
– театральные, историко-музыкальные, экскурсии в картинные галереи, музеи, в мастерские художников и скульпторов, экскурсии, посвященные народным художественным промыслам, экскурсии по местам жизни и деятельности известных артистов и художников.
экскурсии, различающиеся по составу участников
- для взрослой аудитории,
- детей,
- местного населения,
- приезжих туристов,
- городского, сельского населения,
- организованных групп,
- одиночных посетителей.
экскурсии, различающиеся по месту проведения
Городская экскурсия
– показ города или одной из его частей, одного из административных районов, одной из площадей или улиц.
Городские экскурсии так же бывают обзорными и тематическими.
Существуют также комплексные городские экскурсии, когда осмотр города сочетается с посещением и осмотром части экспозиции музея, для раскрытия одной из подтем экскурсии.
Загородная экскурсия
– организуется за пределы города, расстояние до конечного пункта следования обычно не превышает 100 км.
Виды:
1) когда экскурсия проводится в конечном пункте;
2) когда экскурсия проводится в пути следования;
3) рассказ и показ сочетает путевую информацию с экскурсией в конечном пункте.
Загородные экскурсии делятся на обзорные и тематические.
Музейная экскурсия
проводится по экспозиции того или иного музея.
Российские музеи делятся на
- исторические (общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические);
- искусствоведческие (изобразительного искусства, театральные, музыкальные, прикладного искусства и др.);
- литературные; технические (политехнические, технические, отраслевые);
- естественнонаучные (зоологические, ботанические, геологические).
Кроме того, существуют комплексные краеведческие музеи, сочетающие историческое и естественнонаучное направление, музеи-усадьбы, парковые ансамбли и т.д.
экскурсии, различающиеся по способу передвижения группы
Пешеходные экскурсии
позволяют создавать необходимый темп экскурсии, что обеспечивает благоприятные условия для показа и рассказа. Транспортные (автобусные) экс курсии
– состоят из нескольких тематических частей: анализа экскурсионных объектов на остановках с выходом группы из автобуса и путевой информацией, связанной с характеристикой памятников истории и культуры, мимо которых продвигается группа.
специализированные экскурсии
Учебная экскурсия –
проводится для слушателей курсов по подготовке экскурсоводов, на специальных семинарах, являясь одной из форм организации занятий для экскурсоводов.
Слушатели учебной экскурсии участвуют не только в проведении, но и во всех этапах подготовки материала для экскурсии.
Пробная экскурсия –
форма проверки знаний у слушателей экскурсионных курсов.
Итогом пробной экскурсии является оценка возможности конкретного специалиста к проведению экскурсий.
Участниками подобной экскурсии могут быть коллеги-экскурсоводы, методисты экскурсионной фирмы, специалисты данной отрасли знаний. Во время пробной экскурсии проверяются знание экскурсоводом материала, степень владения методическими приемами, техникой ведения экскурсии, умение установить контакты с группой.
Технология подготовки экскурсии
Экскурсионная методика состоит из следующих частей:
1) методики разработки новой темы; 2) методики подготовки экскурсовода к проведению экскурсии; 3) методики послеэкскурсионной работы с ее участниками.
Основные правила методики:
1) помочь экскурсанту увидеть, услышать и ощутить все то, что имеет отношение к теме экскурсии; 2) содействовать экскурсантам в усвоении практических навыков изучения экскурсионных объектов; 3) обеспечить устойчивое внимание к теме, к показу и рассказу на протяжении всей экскурсии.
- В методике проведения экскурсии выделяют две части: методику показа и методику рассказа .
Подготовка новой экскурсии включает два основных этапа:
- предварительная работа (подбор материалов, их изучение, отбор экскурсионных объектов);
- разработка экскурсии (составление экскурсионного маршрута, обработка фактического материала, работа над содержанием экскурсии, подготовка контрольного текста, работа над методикой проведения экскурсии, выбор эффективных методических приемов показа и рассказа).
- не следует допускать заготовки излишнего фактического материала
- традиционная схема экскурсии :
(вступление, основная часть, заключение).
В процессе подготовки экскурсии выделяют 16 основных этапов:
1 ) определение цели; 2) выбор темы; 3) отбор литературы; 4) определение новых источников, материалов 5) изучение источников (литературных, архивных, статистических); 6) ознакомление с экспозициями и фондами музеев по теме; 7) отбор и изучение экскурсионных объектов; 8) составление маршрута;
9) объезд или обход маршрута; 10) подготовка контрольного текста; 11) комплектование «портфеля экскурсовода»; 12) определение методических приемов проведения экскурсий; 13) составление методической разработки; 14) заключение методиста о тексте и методической разработке; 15) прием (сдача) экскурсии; 16) утверждение экскурсии.
- . При отборе материала следует иметь в виду обязательность его связи со зрительным рядом, с объектами, которые предполагается использовать при показе.
- На заключительных этапах в руках создателей экскурсии должен остаться только тот материал, который будет раскрыт зрительно.
- Показ экскурсионных объектов является основной частью экскурсии. Их правильный отбор весьма важен. Объекты экскурсии определяются ее темой
- Разнообразие объектов дает возможность обеспечить правильное чередование впечатлений у экскурсантов, позволяет сохранить элемент новизны при изучении различных тем.
Показатели оценки объекта:
1) познавательная ценность – связь с тем или иным историческим событием, художественные достоинства;
2) известность объекта; 3) специфичность объекта (внешние характеристики, историческая канва); 4) выразительность объекта – взаимодействие экскурсионного объекта с фоном, с окружающей средой; 5) сохранность объекта – состояние памятника в настоящее время; 6) месторасположение объекта – расстояние до памятника, удобство подъезда к нему.
В архитектурно-градостроительных экскурсиях используются:
- 1) историко-архитектурные памятники и ансамбли; 2) произведения современной архитектуры, современное градостроительство; 3) стройки, процесс возведения зданий и сооружений.
Памятники архитектуры делятся на следующие группы:
1) старые города или сохранившиеся части старых городов; 2) общественные здания;
3) памятники культового назначения (монастыри, церкви, мечети, костелы, колокольни, часовни); 4) военные памятники (кремли, крепости, башни); 5) промышленные здания (заводы, фабрики, мастерские, шахты, мельницы); 6) инженерные сооружения (мосты, каналы и т. п.); 7) монументы (арки, колонны, обелиски, сте лы).
- В экскурсию могут входить как объекты одной группы, например произведения архитектуры, так и объекты двух-трех групп: памятные места, исторические памятники, жилые здания, природные объекты.
- Набор объектов зависит от темы экскурсии, от ее содержания, от состава экскурсионной группы.
- Следует избегать однообразия в построении зрительного ряда.
- Отбор объектов заканчивается составлением краткой характеристики на каждый из них.
- Подобная характеристика необходима, в первую очередь, самому экскурсоводу.
- По этой характеристике может быть составлен рассказ, являющийся частью экскурсии.
Методика проведения экскурсии в музей
- Формы закрепления полученной информации:
- Беседа
- Создание макетов, поделок;
- Коллекционирование;
- Оформление альбомов;
- Чтение специальной литературы;
- Игры и упражнения.
Наиболее эффективны экскурсионные циклы.