СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экскурсионное дело. Классификация экскурсий. Методика проведения экскурсий.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тму: Экскурсионное дело. Содержит учебный метериал по методике проведения музейных экскурсий.

Просмотр содержимого документа
«Экскурсионное дело. Классификация экскурсий. Методика проведения экскурсий.»

Экскурсионное дело: Классификация экскурсий. Методика проведения экскурсий.

Экскурсионное дело: Классификация экскурсий. Методика проведения экскурсий.

Экскурсия  – целенаправленный наглядный процесс познания окружающей действительности.  Он должен быть построен на заранее подобранных исторических, природных, архитектурных, производственных объектах, показ которых происходит под руководством квалифицированного руководителя (экскурсовода), и подчинен раскрытию определенной темы.

Экскурсия

целенаправленный наглядный процесс познания окружающей действительности.

Он должен быть построен на заранее подобранных исторических, природных, архитектурных, производственных объектах, показ которых происходит под руководством квалифицированного руководителя (экскурсовода), и подчинен раскрытию определенной темы.

признаки экскурсии 1) протяженность по времени проведения (от одного академического часа до суток);  2) наличие экскурсионной группы (20-25 чел.);  3) наличие квалифицированного руководителя – специалиста в определенной отрасли знаний (экскурсовод);  4) показ экскурсионных объектов (первичность зрительных впечатлений);  5) передвижение экскурсионной группы по заранее составленному маршруту;  6) целенаправленность показа объектов (наличие определенной темы).

признаки экскурсии

1) протяженность по времени проведения (от одного академического часа до суток); 2) наличие экскурсионной группы (20-25 чел.); 3) наличие квалифицированного руководителя – специалиста в определенной отрасли знаний (экскурсовод); 4) показ экскурсионных объектов (первичность зрительных впечатлений); 5) передвижение экскурсионной группы по заранее составленному маршруту; 6) целенаправленность показа объектов (наличие определенной темы).

Тема экскурсии - предмет показа и рассказа. Тема связана с такими понятиями, как «цель» и «идея». Тема предусматривает изложение определенного материала посвященного определенному процессу. Идея экскурсии – ее замысел, главная мысль. Подтема экскурсии - сумма нескольких основных вопросов. В каждой из тем экскурсии одновременно освещается и несколько подтем.
  • Тема экскурсии - предмет показа и рассказа.

Тема связана с такими понятиями, как «цель» и «идея». Тема предусматривает изложение определенного материала посвященного определенному процессу.

  • Идея экскурсии – ее замысел, главная мысль.
  • Подтема экскурсии - сумма нескольких основных вопросов. В каждой из тем экскурсии одновременно освещается и несколько подтем.
Композиция экскурсии - расположение, последовательность и соотношение подтем, основных вопросов, ее вступления и заключительной части. Ведущая подтема экскурсии – способствует более глубокому раскрытию ее содержания, делает ее более убедительной и запоминающейся. Каждая подтема обзорной экскурсии может в дальнейшем стать темой для разработки самостоятельной экскурсии
  • Композиция экскурсии - расположение, последовательность и соотношение подтем, основных вопросов, ее вступления и заключительной части.
  • Ведущая подтема экскурсии – способствует более глубокому раскрытию ее содержания, делает ее более убедительной и запоминающейся. Каждая подтема обзорной экскурсии может в дальнейшем стать темой для разработки самостоятельной экскурсии
Название экскурсии – языковое выражение обозначающее ее содержание. Задача названия – активизировать внимание туристов, заинтересовать их, подготовить аудиторию к предстоящей экскурсии.  Название экскурсии должно выражать один смысл, должно быть точным, не допускающим двояких толкований.

Название экскурсии

языковое выражение обозначающее ее содержание.

Задача названия

активизировать внимание туристов, заинтересовать их, подготовить аудиторию к предстоящей экскурсии.

Название экскурсии должно выражать один смысл, должно быть точным, не допускающим двояких толкований.

Функции экскурсии  – те цели и задачи, которые реализуются в ходе экскурсионного процесса. Функция информации – экскурсия в зависимости от своей темы содержит определенную информацию о развитии общества, архитектуры, той или иной науки Функция организации отдыха – отдельные виды экскурсии способствуют эмоциональной и физической разгрузке , призвана организовывать свободное время экскурсанта, придавая ему осмысленность. Функция расширения кругозора  Функция подготовки и переподготовки кадров

Функции экскурсии

те цели и задачи, которые реализуются в ходе экскурсионного процесса.

  • Функция информации – экскурсия в зависимости от своей темы содержит определенную информацию о развитии общества, архитектуры, той или иной науки
  • Функция организации отдыха – отдельные виды экскурсии способствуют эмоциональной и физической разгрузке , призвана организовывать свободное время экскурсанта, придавая ему осмысленность.
  • Функция расширения кругозора
  • Функция подготовки и переподготовки кадров
ЛЕКЦИЯ № 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ Классификация   – распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.  Наиболее распространенной является классификация экскурсий, в основе которой лежит их деление на пять групп:  1) по содержанию 2) по составу участников 3) по месту проведения экскурсии;  4) по способу передвижения группы; 5) специализированные;

ЛЕКЦИЯ № 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ

Классификация

распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.

Наиболее распространенной является классификация экскурсий, в основе которой лежит их деление на пять групп: 1) по содержанию

2) по составу участников

3) по месту проведения экскурсии; 4) по способу передвижения группы;

5) специализированные;

  Группа экскурсий, различающихся по содержанию    Обзорные экскурсии  – многотемные, в такой экскурсии обычно используется исторический и современный материал, для показа привлекаются разнообразные объекты Тематические экскурсии  – посвящены раскрытию одной темы. Это может быть значительное событие или продолжительный период времени, группа памятников архитектуры, промышленность города, часть биосферы

Группа экскурсий, различающихся по содержанию

  • Обзорные экскурсии

– многотемные, в такой экскурсии обычно используется исторический и современный материал, для показа привлекаются разнообразные объекты

  • Тематические экскурсии

– посвящены раскрытию одной темы. Это может быть значительное событие или продолжительный период времени, группа памятников архитектуры, промышленность города, часть биосферы

  Тематические экскурсии    1) исторические;   2) военно-исторические;   3) производственные;   4) природоведческие;   5) искусствоведческие;   6) архитектурно-градостроительные

Тематические экскурсии

1) исторические; 2) военно-исторические; 3) производственные; 4) природоведческие; 5) искусствоведческие; 6) архитектурно-градостроительные

Исторические экскурсии  по основным периодам отечественной истории,  по содержанию ( историко-краеведческие, археологические и этнографические. ) Военно-исторические экскурсии – экскурсии по памятным местам, - с показом военно-инженерных сооружений; - экскурсии в военно-исторические, мемориальные и краеведческие музеи.
  • Исторические экскурсии
  • по основным периодам отечественной истории,
  • по содержанию ( историко-краеведческие, археологические и этнографические. )
  • Военно-исторические экскурсии

– экскурсии по памятным местам,

- с показом военно-инженерных сооружений;

- экскурсии в военно-исторические, мемориальные и краеведческие музеи.

Производственные экскурсии  – делятся на производственно-исторические, производственно-экономические и производственно-технические.  Природоведческие экскурсии  – посвящены анализу характерных особенностей биосферы города, района, области.  В зависимости от основного объекта экскурсии природоведческие экскурсии могут быть: биологическими, геологическими, зоологическими, экологическими

Производственные экскурсии

– делятся на производственно-исторические, производственно-экономические и производственно-технические.

Природоведческие экскурсии

– посвящены анализу характерных особенностей биосферы города, района, области.

В зависимости от основного объекта экскурсии природоведческие экскурсии могут быть: биологическими, геологическими, зоологическими, экологическими

Литературные экскурсии – литературно-биографические, монографические, историко-литературные, литературно-художественные, экскурсии по местам, которые описаны в произведениях того или иного писателя.  Архитектурно-градостроительные – экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного периода; знакомящие с творчеством одного архитектора, знакомящие с планировкой и застройкой города в целом .

Литературные экскурсии

литературно-биографические, монографические, историко-литературные, литературно-художественные, экскурсии по местам, которые описаны в произведениях того или иного писателя.

Архитектурно-градостроительные

экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного периода; знакомящие с творчеством одного архитектора, знакомящие с планировкой и застройкой города в целом .

Искусствоведческие экскурсии – театральные, историко-музыкальные, экскурсии в картинные галереи, музеи, в мастерские художников и скульпторов, экскурсии, посвященные народным художественным промыслам, экскурсии по местам жизни и деятельности известных артистов и художников.

Искусствоведческие экскурсии

– театральные, историко-музыкальные, экскурсии в картинные галереи, музеи, в мастерские художников и скульпторов, экскурсии, посвященные народным художественным промыслам, экскурсии по местам жизни и деятельности известных артистов и художников.

   экскурсии, различающиеся по  составу участников    для взрослой аудитории,  детей, местного населения, приезжих туристов, городского, сельского населения,  организованных групп,  одиночных посетителей.

экскурсии, различающиеся по составу участников

  • для взрослой аудитории,
  • детей,
  • местного населения,
  • приезжих туристов,
  • городского, сельского населения,
  • организованных групп,
  • одиночных посетителей.
экскурсии, различающиеся по месту проведения Городская экскурсия – показ города или одной из его частей, одного из административных районов, одной из площадей или улиц. Городские экскурсии так же бывают обзорными и тематическими. Существуют также комплексные городские экскурсии, когда осмотр города сочетается с посещением и осмотром части экспозиции музея, для раскрытия одной из подтем экскурсии.

экскурсии, различающиеся по месту проведения

Городская экскурсия

– показ города или одной из его частей, одного из административных районов, одной из площадей или улиц.

Городские экскурсии так же бывают обзорными и тематическими.

Существуют также комплексные городские экскурсии, когда осмотр города сочетается с посещением и осмотром части экспозиции музея, для раскрытия одной из подтем экскурсии.

Загородная экскурсия – организуется за пределы города, расстояние до конечного пункта следования обычно не превышает 100 км. Виды:  1) когда экскурсия проводится в конечном пункте;  2) когда экскурсия проводится в пути следования;  3) рассказ и показ сочетает путевую информацию с экскурсией в конечном пункте. Загородные экскурсии делятся на обзорные и тематические.

Загородная экскурсия

– организуется за пределы города, расстояние до конечного пункта следования обычно не превышает 100 км.

Виды:

1) когда экскурсия проводится в конечном пункте;

2) когда экскурсия проводится в пути следования;

3) рассказ и показ сочетает путевую информацию с экскурсией в конечном пункте.

Загородные экскурсии делятся на обзорные и тематические.

Музейная экскурсия  проводится по экспозиции того или иного музея. Российские музеи делятся на  исторические (общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические); искусствоведческие (изобразительного искусства, театральные, музыкальные, прикладного искусства и др.);  литературные; технические (политехнические, технические, отраслевые); естественнонаучные (зоологические, ботанические, геологические).  Кроме того, существуют комплексные краеведческие музеи, сочетающие историческое и естественнонаучное направление, музеи-усадьбы, парковые ансамбли и т.д.

Музейная экскурсия

проводится по экспозиции того или иного музея.

Российские музеи делятся на

  • исторические (общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические);
  • искусствоведческие (изобразительного искусства, театральные, музыкальные, прикладного искусства и др.);
  • литературные; технические (политехнические, технические, отраслевые);
  • естественнонаучные (зоологические, ботанические, геологические).

Кроме того, существуют комплексные краеведческие музеи, сочетающие историческое и естественнонаучное направление, музеи-усадьбы, парковые ансамбли и т.д.

экскурсии, различающиеся по способу передвижения группы  Пешеходные экскурсии  позволяют создавать необходимый темп экскурсии, что обеспечивает благоприятные условия для показа и рассказа.  Транспортные (автобусные) экс курсии  – состоят из нескольких тематических частей: анализа экскурсионных объектов на остановках с выходом группы из автобуса и путевой информацией, связанной с характеристикой памятников истории и культуры, мимо которых продвигается группа.

экскурсии, различающиеся по способу передвижения группы

Пешеходные экскурсии

позволяют создавать необходимый темп экскурсии, что обеспечивает благоприятные условия для показа и рассказа. Транспортные (автобусные) экс курсии

– состоят из нескольких тематических частей: анализа экскурсионных объектов на остановках с выходом группы из автобуса и путевой информацией, связанной с характеристикой памятников истории и культуры, мимо которых продвигается группа.

специализированные экскурсии Учебная экскурсия –  проводится для слушателей курсов по подготовке экскурсоводов, на специальных семинарах, являясь одной из форм организации занятий для экскурсоводов. Слушатели учебной экскурсии участвуют не только в проведении, но и во всех этапах подготовки материала для экскурсии.

специализированные экскурсии

Учебная экскурсия

проводится для слушателей курсов по подготовке экскурсоводов, на специальных семинарах, являясь одной из форм организации занятий для экскурсоводов.

Слушатели учебной экскурсии участвуют не только в проведении, но и во всех этапах подготовки материала для экскурсии.

Пробная экскурсия  – форма проверки знаний у слушателей экскурсионных курсов. Итогом пробной экскурсии является оценка возможности конкретного специалиста к проведению экскурсий.  Участниками подобной экскурсии могут быть коллеги-экскурсоводы, методисты экскурсионной фирмы, специалисты данной отрасли знаний. Во время пробной экскурсии проверяются знание экскурсоводом материала, степень владения методическими приемами, техникой ведения экскурсии, умение установить контакты с группой.

Пробная экскурсия

форма проверки знаний у слушателей экскурсионных курсов.

Итогом пробной экскурсии является оценка возможности конкретного специалиста к проведению экскурсий.

Участниками подобной экскурсии могут быть коллеги-экскурсоводы, методисты экскурсионной фирмы, специалисты данной отрасли знаний. Во время пробной экскурсии проверяются знание экскурсоводом материала, степень владения методическими приемами, техникой ведения экскурсии, умение установить контакты с группой.

Технология подготовки экскурсии

Технология подготовки экскурсии

 Экскурсионная методика состоит из следующих частей:    1) методики разработки новой темы;   2) методики подготовки экскурсовода к проведению экскурсии;   3) методики послеэкскурсионной работы с ее участниками.

Экскурсионная методика состоит из следующих частей:

1) методики разработки новой темы; 2) методики подготовки экскурсовода к проведению экскурсии; 3) методики послеэкскурсионной работы с ее участниками.

  Основные правила методики:    1) помочь экскурсанту увидеть, услышать и ощутить все то, что имеет отношение к теме экскурсии;   2) содействовать экскурсантам в усвоении практических навыков изучения экскурсионных объектов;   3) обеспечить устойчивое внимание к теме, к показу и рассказу на протяжении всей экскурсии.

Основные правила методики:

1) помочь экскурсанту увидеть, услышать и ощутить все то, что имеет отношение к теме экскурсии; 2) содействовать экскурсантам в усвоении практических навыков изучения экскурсионных объектов; 3) обеспечить устойчивое внимание к теме, к показу и рассказу на протяжении всей экскурсии.

В методике проведения экскурсии выделяют две части: методику показа и методику рассказа .
  • В методике проведения экскурсии выделяют две части: методику показа и методику рассказа .
 Подготовка новой экскурсии включает два основных этапа:   предварительная работа (подбор материалов, их изучение, отбор экскурсионных объектов); разработка экскурсии (составление экскурсионного маршрута, обработка фактического материала, работа над содержанием экскурсии, подготовка контрольного текста, работа над методикой проведения экскурсии, выбор эффективных методических приемов показа и рассказа).

Подготовка новой экскурсии включает два основных этапа:

  • предварительная работа (подбор материалов, их изучение, отбор экскурсионных объектов);
  • разработка экскурсии (составление экскурсионного маршрута, обработка фактического материала, работа над содержанием экскурсии, подготовка контрольного текста, работа над методикой проведения экскурсии, выбор эффективных методических приемов показа и рассказа).
не следует допускать заготовки излишнего фактического материала традиционная схема экскурсии :  (вступление, основная часть, заключение).
  • не следует допускать заготовки излишнего фактического материала
  • традиционная схема экскурсии :

(вступление, основная часть, заключение).

В процессе подготовки экскурсии выделяют 16 основных этапов: 1 ) определение цели;  2) выбор темы;  3) отбор литературы;  4) определение новых источников, материалов  5) изучение источников (литературных, архивных, статистических);  6) ознакомление с экспозициями и фондами музеев по теме;  7) отбор и изучение экскурсионных объектов;  8) составление маршрута;

В процессе подготовки экскурсии выделяют 16 основных этапов:

1 ) определение цели; 2) выбор темы; 3) отбор литературы; 4) определение новых источников, материалов 5) изучение источников (литературных, архивных, статистических); 6) ознакомление с экспозициями и фондами музеев по теме; 7) отбор и изучение экскурсионных объектов; 8) составление маршрута;

9) объезд или обход маршрута;  10) подготовка контрольного текста;  11) комплектование «портфеля экскурсовода»;  12) определение методических приемов проведения экскурсий;  13) составление методической разработки;  14) заключение методиста о тексте и методической разработке;  15) прием (сдача) экскурсии;  16) утверждение экскурсии.

9) объезд или обход маршрута; 10) подготовка контрольного текста; 11) комплектование «портфеля экскурсовода»; 12) определение методических приемов проведения экскурсий; 13) составление методической разработки; 14) заключение методиста о тексте и методической разработке; 15) прием (сдача) экскурсии; 16) утверждение экскурсии.

. При отборе материала следует иметь в виду обязательность его связи со зрительным рядом, с объектами, которые предполагается использовать при показе. На заключительных этапах в руках создателей экскурсии должен остаться только тот материал, который будет раскрыт зрительно.
  • . При отборе материала следует иметь в виду обязательность его связи со зрительным рядом, с объектами, которые предполагается использовать при показе.
  • На заключительных этапах в руках создателей экскурсии должен остаться только тот материал, который будет раскрыт зрительно.
Показ экскурсионных объектов является основной частью экскурсии. Их правильный отбор весьма важен. Объекты экскурсии определяются ее темой Разнообразие объектов дает возможность обеспечить правильное чередование впечатлений у экскурсантов, позволяет сохранить элемент новизны при изучении различных тем.
  • Показ экскурсионных объектов является основной частью экскурсии. Их правильный отбор весьма важен. Объекты экскурсии определяются ее темой
  • Разнообразие объектов дает возможность обеспечить правильное чередование впечатлений у экскурсантов, позволяет сохранить элемент новизны при изучении различных тем.
Показатели оценки объекта: 1) познавательная ценность – связь с тем или иным историческим событием, художественные достоинства; 2) известность объекта;  3) специфичность объекта (внешние характеристики, историческая канва);  4) выразительность объекта – взаимодействие экскурсионного объекта с фоном, с окружающей средой;  5) сохранность объекта – состояние памятника в настоящее время;  6) месторасположение объекта – расстояние до памятника, удобство подъезда к нему.

Показатели оценки объекта:

1) познавательная ценность – связь с тем или иным историческим событием, художественные достоинства;

2) известность объекта; 3) специфичность объекта (внешние характеристики, историческая канва); 4) выразительность объекта – взаимодействие экскурсионного объекта с фоном, с окружающей средой; 5) сохранность объекта – состояние памятника в настоящее время; 6) месторасположение объекта – расстояние до памятника, удобство подъезда к нему.

В архитектурно-градостроительных экскурсиях используются: 1) историко-архитектурные памятники и ансамбли;  2) произведения современной архитектуры, современное градостроительство;  3) стройки, процесс возведения зданий и сооружений.

В архитектурно-градостроительных экскурсиях используются:

  • 1) историко-архитектурные памятники и ансамбли; 2) произведения современной архитектуры, современное градостроительство; 3) стройки, процесс возведения зданий и сооружений.
Памятники архитектуры делятся на следующие группы: 1) старые города или сохранившиеся части старых городов;  2) общественные здания; 3) памятники культового назначения (монастыри, церкви, мечети, костелы, колокольни, часовни);  4) военные памятники (кремли, крепости, башни);  5) промышленные здания (заводы, фабрики, мастерские, шахты, мельницы);  6) инженерные сооружения (мосты, каналы и т. п.);  7) монументы (арки, колонны, обелиски, сте лы).

Памятники архитектуры делятся на следующие группы:

1) старые города или сохранившиеся части старых городов; 2) общественные здания;

3) памятники культового назначения (монастыри, церкви, мечети, костелы, колокольни, часовни); 4) военные памятники (кремли, крепости, башни); 5) промышленные здания (заводы, фабрики, мастерские, шахты, мельницы); 6) инженерные сооружения (мосты, каналы и т. п.); 7) монументы (арки, колонны, обелиски, сте лы).

В экскурсию могут входить как объекты одной группы, например произведения архитектуры, так и объекты двух-трех групп: памятные места, исторические памятники, жилые здания, природные объекты. Набор объектов зависит от темы экскурсии, от ее содержания, от состава экскурсионной группы. Следует избегать однообразия в построении зрительного ряда.
  • В экскурсию могут входить как объекты одной группы, например произведения архитектуры, так и объекты двух-трех групп: памятные места, исторические памятники, жилые здания, природные объекты.
  • Набор объектов зависит от темы экскурсии, от ее содержания, от состава экскурсионной группы.
  • Следует избегать однообразия в построении зрительного ряда.
Отбор объектов заканчивается составлением краткой характеристики на каждый из них. Подобная характеристика необходима, в первую очередь, самому экскурсоводу.  По этой характеристике может быть составлен рассказ, являющийся частью экскурсии.
  • Отбор объектов заканчивается составлением краткой характеристики на каждый из них.
  • Подобная характеристика необходима, в первую очередь, самому экскурсоводу.
  • По этой характеристике может быть составлен рассказ, являющийся частью экскурсии.
Методика проведения экскурсии в музей Формы закрепления полученной информации: Беседа Создание макетов, поделок; Коллекционирование; Оформление альбомов; Чтение специальной литературы; Игры и упражнения. Наиболее эффективны экскурсионные циклы.

Методика проведения экскурсии в музей

  • Формы закрепления полученной информации:
  • Беседа
  • Создание макетов, поделок;
  • Коллекционирование;
  • Оформление альбомов;
  • Чтение специальной литературы;
  • Игры и упражнения.

Наиболее эффективны экскурсионные циклы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!