СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экскурсионный маршрут «Курск – древний, Курск – вечно молодой»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал способствует расширению круозора учащихся и углублению знаний по истории родного края (г. Курск).

Просмотр содержимого документа
«Экскурсионный маршрут «Курск – древний, Курск – вечно молодой»»

Экскурсионный маршрут

Тема «Курск – древний, Курск – вечно молодой»

Место проведения экскурсии: Железнодорожный округ г. Курска

Вид проведения экскурсии:

- по содержанию: обзорная.

- по составу участников: студенты, школьники, гости города.

- по способу передвижения: автобусная.

Форма проведения экскурсии: открытая, массовая.































Страницы истории округа.


Всё начиналось со слобод

Под крепостью Курской селенья росли.

Здесь люди – они из служилых

Дозорную в городе службу несли,

В слободках отстроенных жили.

Закроем глаза и представим себе,

Как всё это было когда-то.

Представим стрельцов, казаков, пушкарей

И ямщиков бородатых.

(В.М. Шеховцов)


Трудно было найти более удобное место для крепости, чем этот треугольник, на котором мы с вами находимся. Панорама открывается почти такая же, как в 10 веке. Справа 50-метровый обрыв и там протекает р. Тускарь. Впереди протекает р. Кур, впадающая в Тускарь. Сзади протянулся овраг, который защищал крепость с севера. Как видим, место очень удобное для строительства крепости.

С 12 века по 16 век Курский край принимал на себя удары половцев, татар, поляков и литовцев. Это было время разорения города Курска. Об этом свидетельствует древняя рукопись:

«И сему граду Курску, пленену и до основания разорену сущу бывшу и оттоле многие годы пребывая пустая и от многих лет запустения положение того града Курска и уезда велиим древесем поростоша и многим зверем обиталищем быша».

В конце 16 века после восстановления Курской крепости начинается быстрый рост населения города. В Курск царь Фёдор Иванович переводит служилых людей из Москвы и других городов для защиты крепости.

Так у нас появились стрельцы, казаки, пушкари и другие служивые люди. Им обязан город и появлением слобод.










Очаковская слобода


Со времени Бориса Годунова (1598-1605) к Троицкому мужскому монастырю была приписана Очаковская слобода, а её жители трудились во благо монастыря. Размещалась Очаковская слобода вдоль левого берега петляющей Тускари от улицы Малых, отделявшей Стрелецкую слободу от Очаковской, с одной стороны, до Цыганского бугра – с другой.

Очаковской называлась потому, что от Тускари к другому её руслу – Кривцу пересекалась тремя глубоководными ровцами, и весь район жил на островах. «Очак» по-старославянски означает «остров». В 1649 году Очаковская слобода из-под опеки монастыря перешла в ведение государственной казны. В 1808 году как административная единица была ликвидирована, а её жители причислены к сословию мещан.

Очаков всегда был центром кожевенного производства. В 19 веке вдоль Тускари размещалось 30 кожевенных заводиков, около 70 кожевенных заведений и множество кустарей одиночек по изготовлению и торговле кожевенными товарами. В 1922 году был образован кожевенный завод, получивший позже имя рабочего Серёгина. Кожзавод был экономической основой Очаковской слободы. Улицы, примыкавшие к кожзаводу, приобрели профильные названия: Сыромятная, Овчарная, 1,2,3,4-я Кожевенная, Очаковская.


Стрелецкая слобода


В названиях улиц найти нам дано

Историю, судьбы, события.

Что было так близко, а что-то давно,

О чём никогда не забыть нам.

Пройдёмте по Курску, хотя бы сейчас.

Подумаем, вспомним, услышим,

И то, что узнали, дороже для нас

Вдруг станет в загадочном бывшем.


Мы выехали к площади Добролюбова, перед нами длинная, прямая улица, которая с 25 апреля 1975 года называется ул. Малых. Улица существует с 19 века, первоначальное её название – Раздельная, т.к. эта улица отделяла на участке от Бурнашевского моста до Коробковского Стрелецкую слободу от Очаковской слободы. На улице Раздельной велась хлебная торговля купцами Докуниными, Дьяченко, Дядиным, располагались мелкие фабрики по переработке сельскохозяйственных продуктов, мельницы. Сегодня на улице располагается библиотека №4 (ул. Малых, 12), бывшая валяльно-войлочная фабрика. На месте бывшей Озерова после войны располагался мукомольный цех, а в последнее время находится производство кондитерский изделий ЗАО «Конфи» (ул. Малых, 35).

Мы въезжаем на территорию бывшей Стрелецкой слободы.

В конце 16 века после восстановления Курской крепости начинается быстрый рост населения города. В Курск царь Фёдор Иоанович переводит служилых людей из Москвы и других городов для защиты крепости. Так у нас появились стрельцы, казаки, пушкари и другие служилые люди. Им обязан город и появлением слобод, в том числе и Стрелецкой, которая стала одной их первых слобод в Курске после его возрождения.

В Курске в 1635 году числилось 200 стрельцов и 2 сотника. В смирное время стрельцы несли караульную службу, которая была пожизненной и наследственной.

Стрельцы одевались в длинные кафтаны из цветного сукна. Каждая сотня имела кафтаны определенного цвета. Они были со стоячими воротниками и застегивались на цветные петлицы. Головным убором стрельцов была шапка в виде невысокого колпака из дорогой ткани с отворотами из меха. Были подразделения стрельцов верховых. В основном за ними были закреплены белые лошади. У верховых шапки были с орлиными перьями, а в руках – длинные пики, к концу которых было приделано золотое изображение крылатого дракона.

Вооружение пеших стрельцов состояло из сабли, которую носили у левого бедра на поясной портупее, длинноствольного самопала (разновидность…) и бердыша – серповидной секиры на длинном древке. Через плечо стрельцы носили большой кожаный ремень – берендейку, к которой подвешивали заряды. В мирное время стрельцы занимались торговлей, товары вывозили на ряды, расположенные на Красной площади. Торговали железом, хмелем, салом, кожей, рыбой, маслом, орехами, мылом, овощами. Стрельцы занимались разным промыслом: кузнечным, столярным, колесным, извозом, перевозом людей на лодках через реки.


Ямская слобода


Проехав Стрелецкую, мы попадаем на Привокзальную площадь (до 1977 года называлась Октябрьской). Это самая большая площадь в Курске, её размер – 36 тыс. кв. метров. На неё выходят улицы Интернациональная, Вокзальная, Бутко. На площади расположены: вокзал станции Курск, предприятия розничной торговли, стоянки городского пассажирского транспорта.

Перед вами железнодорожный вокзал.

В 1869 году на восточной окраине Ямской слободы был выстроен вокзал станции Курск. В годы Великой Отечественной войны здание вокзала было сильно разрушено, восстановить удалось лишь одно правое крайнее крыло.

Над новым проектом Курского вокзала работал ленинградский архитектор Игорь Георгиевич Явейн, который задумал воплотить его как монументальный памятник победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками в битве на Курской дуге летом 1943 года.

Темно-красный цвет штукатурки здания, большие к…. по углам, фигурные горельефы на главных фасадах, изображающих защитников Родины и людей тыла: танкист, летчик, пехотинец, политработник, железнодорожник, санитарка, рабочий, колхозница и другие фигуры количеством 48; громадная рельефная картина-схема Курской битвы – все выразительные средства были использованы архитектором для придания зданию мемориального характера.

Совсем недавно скульпторы на главных фасадах, ранее выполненные из гипса, заново изваяны теперь уже из долговечного алюминия (скульпторы Н. Криволапов и А. Жиленков).

Здание вокзала начали строить в марте 1949 года. Оно представляло собой прямоугольник длиной 107 метров и шириной 35 метров. Внутренняя высота основных помещений по проекту составила от 4 до 8 метров. Всего на сооружение здания вокзала пошло около 5 миллионов кирпичей (это примерно 1000 железнодорожных вагонов). Вокзал был открыт 12 августа 1952 года.

С привокзальной площади мы выезжаем на улицу Интернациональную. По плану 1904 года улица называлась Шоссейной. С 1869 года улица стала главной артерией, связывающей ж.д. вокзал и город. Проезжая часть её была выложена булыжником, а тротуары плитняком. По всей улице и дальше до Ямской горы стояли газовые фонари. Улица упиралась в дамбу, по которой располагался деревянный мост, называвшийся Ямским или Тускарным.

В 1902 году в Курске побывал император Николай II с женой и детьми. Людей собралось очень много, но всё было чинно, никто не лез вперед и не давил друг друга. Все, кто стояли по общим сторонам улицы Шоссейной, держались за длинную веревку, она как бы ровняла строй. Ехал царь без охраны и из открытого экипажа раскланивался с встречавшими. По улице Шоссейной Николай II проехал и осенью 1914 года, когда вновь посетил Курск.

Но это о старой улице. Новую планируют сделать современной, т.к. улица Интернациональная считается «воротами» города. Институт «Курскгражданпроект» разработал проект кварталов, прилегающих к улице Интернациональной – типовые многоэтажные дома. На смену истории приходит обычный городской квартал. Пока ещё на улице соседствуют прошлое и будущее.

Вправо от нас остается улица Дубровинского, её продолжительность полтора километра. Ранее она состояла из трех улиц: Большой Коренской, Кузнецовской и Гатневской. По этой дороге огромная масса людей шла крестным ходом в Коренную пустынь.

Улицы Интернациональная и Дубровинского были местом основания Ямской слободы.

Ямская слобода в Курске существовала уже в первой четверти 17 века и до 1629 года она называлась Ерской (от турецкого слова ерек, ерик, что означало «небольшой ручей»). На территории слободы было много ручьев и протоков, впадающих в Тускарь. После 1629 года ее называли Емская, Ямская. Название «Ямская» слобода получила по исконному промыслу, которым занимались её жители – содержание почтовых станций.