СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экскурсионный проект

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экскурсионный проект»

Экскурсионный проект

как один из способов приобщения подросткового

поколения к отечественной культуре.

Экскурсия всегда была одной из форм досуга, но в то же время любая экскурсия предполагает освоение нового культурного материала, обогащает и развивает человека. Поэтому мы обратились к экскурсии как одному из источников получения информации для наших школьных проектов.

В разные исторические периоды развития нашей страны экскурсии выполняли различные задачи, но неизменной всегда оставалась одна – приобщение подрастающего поколения к отечественной культуре.

Учитывая то, что экскурсия – один из способов предметного освоения мира, что она коллективная и является методом социального воспитания, наш класс разработал экскурсионную программу, которая позволила нам познакомиться с историей и культурой родного края. Среди них такие экскурсии, как «Чайный путь», «Миндальная роща», «Музей декабристов», «Этнографический музей», «Музей им. Обручева», «Музей природы» и т.д.

Проект «Полет чайного листка»

  1. Актуальность проекта

С огромным интересом мы читаем книги о дальних странах, заучиваем таинственные названия, узнаем о высоких горах и жарких пустынях, бурных морях и пещерах, сказочных животных и растениях, о полярном сиянии и извержении вулканов. А наш родной край кажется таким малоприметным, серым и скучным, что о нем, и говорить, кажется, нечего. Лишь с возрастом человек начинает понимать и чувствовать скромную красоту родных лесов и полей, волнующую тихую голубизну наших рек и озер, видеть поэзию в названиях сел и деревень. Хотелось бы, чтобы открытие каждым человеком своего края состоялось как можно раньше, и интерес этот сохранялся как можно дольше.

В наше время одним из самых популярных видов отдыха является туризм. Туризм - одна из форм обмена услугами. Сегодня туризм возглавляет список важнейших отраслей мировой экономики.

Экскурсионный туризм - это путешествия с целью ознакомления с памятниками истории и культуры, природными достопримечательностями, музеями, театрами, традициями народов другого государства или региона. Экскурсионный туризм развит практически во всех точках мира, ведь каждый населённый пункт имеет объекты, про которые будет интересно рассказывать и слушать. Мы считаем, что наша местность обладает огромным рекреационным потенциалом, и здесь можно развивать такую перспективную отрасль, как туризм.

Новизна: эта тема разрабатывается впервые.
Актуальность проекта обусловлена значимостью разработки экскурсии по маршруту красивых мест поселения.

Гипотеза: зная, что данная территория интересна местным жителям, можно предположить, что она возможно интересна и не только для них.
Цель проекта: составить и организовать туристический маршрут , пробудить интерес и бережное отношение к своей малой Родине.

Объект исследования – экскурсионный туризм

Предмет исследования – экскурсионные возможности поселения и его окрестностей.

Задачи проекта:

  1. Выявить достопримечательности поселения.

  2. Разработать экскурсионный маршрут по данным достопримечательностям.

  3. Привлечь внимание общественности к сохранению исторического наследия.

  1. Планирование деятельности

В ходе работы нами были определены шаги, которые мы намерены предпринять в ближайшем будущем.

  1. Сбор информации в библиотеках, музее школы и в беседах с местными жителями об истории местности, посёлка. Изучение литературы.

  2. С теоретическим материалом принять участие в школьной научно-практической конференции с целью привлечения общественности.

  3. Вовлечение в экологическую деятельность учащихся и их родителей нашей школы.

  4. Походы по памятным местам.

  5. Проведение тематических классных часов для учащихся школы.

Для создания туристического маршрута мы определили критерии:

  • Маршрут должен иметь легенду для поддержания интереса;

  • Объекты должны находиться на небольшом расстоянии для экономии времени;

  • В посёлке должны быть знаменитые личности (земляки), которые внесли свой вклад в организацию туристического маршрута;

  • Маршрут должен приносить прибыль, которую можно направить на развитие и обустройство посёлков.

  1. Туристический маршрут:

Арт-объект «Самовар»; Верстовой столб; Солнечные часы; Этно-культурный комплекс «Богиня-Мать Земля»; Молитвенный камень «Маани шулуун»

  1. Технологическая карта экскурсии

Тема экскурсии: обзорная экскурсия

Продолжительность: 3 часа.

Протяженность: 15 км.

Содержание экскурсии: Обзорная экскурсия с посещением главных достопримечательностей

Таблица 1-Технологическая карта экскурсии

Участки (этапы) перемещения по марш

руту

Места остановок

Объект показа

Продолжительность осмотра

Указания по организации

Методические

указания

Арт-объект

«Само

вар»

Остановка и выход

Самовар

30 мин

Группа выходит из автобуса, стоит у монумента, слушает рассказ, фотографируется

Метод показа

и рассказа.

Версто -

вой столб

Остановка и выход

Столб с указанием границ

30 мин

Группа выходит из автобуса, стоит у памятного знака, слушает рассказ, фотографируется

Метод показа

и рассказа.

Солнеч-ные часы

Остановка и выход

Часы

30 мин

Группа стоит у памятного знака, слушает рассказ, фотографируется

Метод

показа и рассказа,

ролевая игра

Этно-культурный комплекс «Богиня-Мать Земля»

Остановка и выход

Памятники

1 час

Группа выходит из автобуса, фотографируется

Описание,

экскурс. справка

Молитвенный камень «Маани шулуун»


Остановка и выход

Монолитный камень

30 мин

Группа стоит у памятного знака, слушает рассказ, фотографируется

Метод показа

и рассказа.



Заключение.

Создание экскурсии и экскурсионная деятельность учащихся позволяет им лично участвовать в познании прошлого и настоящего родного края, в охране культурно-исторического наследия, в повышении образовательного и культурного уровня. Кроме того, это интересный и перспективный вид исследовательской области гуманитарных наук, воспитывающий чувства патриотизма и гражданственности, уважения и бережного отношения к культурным, историческим и природным богатствам Малой Родины. Не останавливаясь на достигнутом, мы каждый год стараемся готовить новый экскурсионный маршрут, понимая, что экскурсия – один из способов синтетического изучения окружающего мира и его предметного освоения.



Введение

Деятельность учащихся по созданию экскурсий представляется одним из перспективных видов исследовательской работы в системе дополнительного образования школьников.

Целью этой работы является создание условий для освоения детьми историко-культурного наследия своей Родины, воспитания чувства патриотизма, интереса и уважения к историческому прошлому, желания беречь и охранять культурные ценности, созданные руками наших предков, и природные ресурсы, которыми так богат наш край- с.Селендума

В качестве исследовательской работы создание экскурсии требует:

  • наличие задачи, решение которой осуществляется в результате научного поиска;

  • познавательной, практической или теоретической значимости результатов такого поиска;

  • самостоятельной деятельности учащихся под руководством педагога;

  • использования комплекса исследовательских методов;

Создание экскурсии осуществляется в 5 последовательных этапов:

  1. Подготовка экскурсии;

  2. Составление текста экскурсии;

  3. Составление технологической карты;

  4. Составление «портфеля экскурсовода»;

  5. Подготовка экскурсовода;

1 этап. Подготовка экскурсии.

Создание экскурсии начинается с выбора её темы. Тема- это та основа, которая должна объединить объекты показа и рассказа экскурсовода.

В зависимости от темы необходимо конкретизировать цели и задачи будущей экскурсии: историко-культурного просвещения, эстетические, патриотического воспитания, экологического образования и т.п.

Следующая стадия- поиск, анализ и отбор материала, составление списка литературы по теме экскурсии. Чем полнее и обширнее данные, тем более интересным будет рассказ экскурсовода.

Затем выбираются объекты показа, которые должны раскрывать тему экскурсии. Удобно для дальнейшей работы на каждый объект составлять карточку с полными сведения о нём, с легендами и историческими анекдотами, с воспоминаниями современников. Эти описания можно включить в индивидуальный текст экскурсии.

Собранные в процессе подготовки экскурсии данные служат основой для составления краткой летописи событий, о которых пойдет речь в экскурсии. Их необходимо расположить в хронологическом порядке и установить между ними внутреннюю связь. Летопись событий послужит в дальнейшем для составления контрольного текста экскурсии.

Исходя из последовательности событий, их внутренней связи, составляется маршрут экскурсии и намечаются остановки перед объектами показа.

2 этап. Составление текста экскурсии.

Текст экскурсии делиться на контрольный и индивидуальный.

В контрольном тексте вся информация располагается в хронологическом порядке. В нём кратко сообщается только основные факты по теме. Для составления контрольного текста служит летопись событий, составленная в период подготовки экскурсии.

В индивидуальном тексте фактический материал излагался в той последовательности, в которой осуществляется показ экскурсионных объектов. Это, по сути, готовый рассказ экскурсовода, который ведётся от первого лица: «Я хочу обратить ваше внимание на…» .

Во вступлении к индивидуальному тексту необходимо сообщить о маршруте, времени и месте его начала и окончания, о правилах безопасности и поведении экскурсантов.

Основная часть индивидуальных подтем, объединяемых в единое целое логическим переходом.

В конце подводятся итоги экскурсии, делаются выводы по теме, рекомендуется дополнительная литература и темы других аналогичных экскурсий.

3 этап. Составление технологической карты.

Технологическая карта экскурсии состоит из титульного листа, схемы маршрута и маршрутного листа.

В титульном листе указывается название экскурсии, её тема, вид (пешеходная, автобусная, комбинированная), состав экскурсантов, протяженность маршрута в километрах и её продолжительность в часах.

Схема маршрута может быть составлена на плане . Отмечаются начальная и конечная точки маршрута и все остановки на маршруте.

Маршрутный лист с названием экскурсии должен содержать сведения о разработчиках маршрута и экскурсоводе, а также об организации, к которой они принадлежат (учащиеся школы №…, ). Маршрутный лист оформляется в виде таблицы с графами: точки маршрута, способ передвижения от точки к точке, время в пути от предыдущей точки, объекты показа, примечания.

4 этап. Составление «портфеля экскурсовода».

«Портфель экскурсовода» - это условное название комплекса наглядных пособий, которые используются в ходе проведения экскурсии. Назначение их-максимально дополнить и восстановить недостающие звенья зрительного ряда (первоначальный облик здания, утраченный памятник, портреты исторических личностей, имеющих отношения к теме экскурсии и т.п.).

5 этап. Подготовка экскурсовода.

В процессе всей подготовки деятельности по составлению экскурсии учащиеся овладевали навыками самостоятельной работы с литературой, учились анализировать, находить внутреннюю связь между событиями, сопоставлять факты, оформлять результаты своей исследовательской работы в виде описаний, таблиц, схем.

На заключительном этапе среди членов исследовательской группы необходимо выбрать и подготовить будущего экскурсовода. Среди его необходимых качеств- доброжелательность, коммуникабельность, грамотное владение речью.

Обучение будущего экскурсовода связано с выходом на экскурсионный маршрут, где он должен учиться применять полученные знания на практике, не теряться, услышав неожиданный вопрос, использовать для иллюстрации тех или иных фактов и положений объекты показа, рисунки, фотографии и схемы из «портфеля экскурсовода». Задача педагога при это- научить школьника не только уверенно владеть материалом, но и рассказывать эмоционально, красочно.

Заключение.

Создание экскурсии и экскурсионная деятельность учащихся позволяет им лично участвовать в познании прошлого и настоящего родного края, в охране культурно-исторического наследия, в повышении образовательного и культурного уровня, своего и своих будущих экскурсантов. Кроме того, это интересный и перспективный вид исследовательской области гуманитарных наук, воспитывающий чувства патриотизма и гражданственности, уважения и бережного отношения к культурным, историческим и природным богатствам Родины.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!