Экскурсионный проект
как один из способов приобщения подросткового
поколения к отечественной культуре.
Экскурсия всегда была одной из форм досуга, но в то же время любая экскурсия предполагает освоение нового культурного материала, обогащает и развивает человека. Поэтому мы обратились к экскурсии как одному из источников получения информации для наших школьных проектов.
В разные исторические периоды развития нашей страны экскурсии выполняли различные задачи, но неизменной всегда оставалась одна – приобщение подрастающего поколения к отечественной культуре.
Учитывая то, что экскурсия – один из способов предметного освоения мира, что она коллективная и является методом социального воспитания, наш класс разработал экскурсионную программу, которая позволила нам познакомиться с историей и культурой родного края. Среди них такие экскурсии, как «Чайный путь», «Миндальная роща», «Музей декабристов», «Этнографический музей», «Музей им. Обручева», «Музей природы» и т.д.
Проект «Полет чайного листка»
Актуальность проекта
С огромным интересом мы читаем книги о дальних странах, заучиваем таинственные названия, узнаем о высоких горах и жарких пустынях, бурных морях и пещерах, сказочных животных и растениях, о полярном сиянии и извержении вулканов. А наш родной край кажется таким малоприметным, серым и скучным, что о нем, и говорить, кажется, нечего. Лишь с возрастом человек начинает понимать и чувствовать скромную красоту родных лесов и полей, волнующую тихую голубизну наших рек и озер, видеть поэзию в названиях сел и деревень. Хотелось бы, чтобы открытие каждым человеком своего края состоялось как можно раньше, и интерес этот сохранялся как можно дольше.
В наше время одним из самых популярных видов отдыха является туризм. Туризм - одна из форм обмена услугами. Сегодня туризм возглавляет список важнейших отраслей мировой экономики.
Экскурсионный туризм - это путешествия с целью ознакомления с памятниками истории и культуры, природными достопримечательностями, музеями, театрами, традициями народов другого государства или региона. Экскурсионный туризм развит практически во всех точках мира, ведь каждый населённый пункт имеет объекты, про которые будет интересно рассказывать и слушать. Мы считаем, что наша местность обладает огромным рекреационным потенциалом, и здесь можно развивать такую перспективную отрасль, как туризм.
Новизна: эта тема разрабатывается впервые.
Актуальность проекта обусловлена значимостью разработки экскурсии по маршруту красивых мест поселения.
Гипотеза: зная, что данная территория интересна местным жителям, можно предположить, что она возможно интересна и не только для них.
Цель проекта: составить и организовать туристический маршрут , пробудить интерес и бережное отношение к своей малой Родине.
Объект исследования – экскурсионный туризм
Предмет исследования – экскурсионные возможности поселения и его окрестностей.
Задачи проекта:
Выявить достопримечательности поселения.
Разработать экскурсионный маршрут по данным достопримечательностям.
Привлечь внимание общественности к сохранению исторического наследия.
Планирование деятельности
В ходе работы нами были определены шаги, которые мы намерены предпринять в ближайшем будущем.
Сбор информации в библиотеках, музее школы и в беседах с местными жителями об истории местности, посёлка. Изучение литературы.
С теоретическим материалом принять участие в школьной научно-практической конференции с целью привлечения общественности.
Вовлечение в экологическую деятельность учащихся и их родителей нашей школы.
Походы по памятным местам.
Проведение тематических классных часов для учащихся школы.
Для создания туристического маршрута мы определили критерии:
Маршрут должен иметь легенду для поддержания интереса;
Объекты должны находиться на небольшом расстоянии для экономии времени;
В посёлке должны быть знаменитые личности (земляки), которые внесли свой вклад в организацию туристического маршрута;
Маршрут должен приносить прибыль, которую можно направить на развитие и обустройство посёлков.
Туристический маршрут:
Арт-объект «Самовар»; Верстовой столб; Солнечные часы; Этно-культурный комплекс «Богиня-Мать Земля»; Молитвенный камень «Маани шулуун»
Технологическая карта экскурсии
Тема экскурсии: обзорная экскурсия
Продолжительность: 3 часа.
Протяженность: 15 км.
Содержание экскурсии: Обзорная экскурсия с посещением главных достопримечательностей
Таблица 1-Технологическая карта экскурсии
Участки (этапы) перемещения по марш руту | Места остановок | Объект показа | Продолжительность осмотра | Указания по организации | Методические указания |
Арт-объект «Само вар» | Остановка и выход | Самовар | 30 мин | Группа выходит из автобуса, стоит у монумента, слушает рассказ, фотографируется | Метод показа и рассказа. |
Версто - вой столб | Остановка и выход | Столб с указанием границ | 30 мин | Группа выходит из автобуса, стоит у памятного знака, слушает рассказ, фотографируется | Метод показа и рассказа. |
Солнеч-ные часы | Остановка и выход | Часы | 30 мин | Группа стоит у памятного знака, слушает рассказ, фотографируется | Метод показа и рассказа, ролевая игра |
Этно-культурный комплекс «Богиня-Мать Земля» | Остановка и выход | Памятники | 1 час | Группа выходит из автобуса, фотографируется | Описание, экскурс. справка |
Молитвенный камень «Маани шулуун» | Остановка и выход | Монолитный камень | 30 мин | Группа стоит у памятного знака, слушает рассказ, фотографируется | Метод показа и рассказа. |
Заключение.
Создание экскурсии и экскурсионная деятельность учащихся позволяет им лично участвовать в познании прошлого и настоящего родного края, в охране культурно-исторического наследия, в повышении образовательного и культурного уровня. Кроме того, это интересный и перспективный вид исследовательской области гуманитарных наук, воспитывающий чувства патриотизма и гражданственности, уважения и бережного отношения к культурным, историческим и природным богатствам Малой Родины. Не останавливаясь на достигнутом, мы каждый год стараемся готовить новый экскурсионный маршрут, понимая, что экскурсия – один из способов синтетического изучения окружающего мира и его предметного освоения.
Введение
Деятельность учащихся по созданию экскурсий представляется одним из перспективных видов исследовательской работы в системе дополнительного образования школьников.
Целью этой работы является создание условий для освоения детьми историко-культурного наследия своей Родины, воспитания чувства патриотизма, интереса и уважения к историческому прошлому, желания беречь и охранять культурные ценности, созданные руками наших предков, и природные ресурсы, которыми так богат наш край- с.Селендума
В качестве исследовательской работы создание экскурсии требует:
наличие задачи, решение которой осуществляется в результате научного поиска;
познавательной, практической или теоретической значимости результатов такого поиска;
самостоятельной деятельности учащихся под руководством педагога;
использования комплекса исследовательских методов;
Создание экскурсии осуществляется в 5 последовательных этапов:
Подготовка экскурсии;
Составление текста экскурсии;
Составление технологической карты;
Составление «портфеля экскурсовода»;
Подготовка экскурсовода;
1 этап. Подготовка экскурсии.
Создание экскурсии начинается с выбора её темы. Тема- это та основа, которая должна объединить объекты показа и рассказа экскурсовода.
В зависимости от темы необходимо конкретизировать цели и задачи будущей экскурсии: историко-культурного просвещения, эстетические, патриотического воспитания, экологического образования и т.п.
Следующая стадия- поиск, анализ и отбор материала, составление списка литературы по теме экскурсии. Чем полнее и обширнее данные, тем более интересным будет рассказ экскурсовода.
Затем выбираются объекты показа, которые должны раскрывать тему экскурсии. Удобно для дальнейшей работы на каждый объект составлять карточку с полными сведения о нём, с легендами и историческими анекдотами, с воспоминаниями современников. Эти описания можно включить в индивидуальный текст экскурсии.
Собранные в процессе подготовки экскурсии данные служат основой для составления краткой летописи событий, о которых пойдет речь в экскурсии. Их необходимо расположить в хронологическом порядке и установить между ними внутреннюю связь. Летопись событий послужит в дальнейшем для составления контрольного текста экскурсии.
Исходя из последовательности событий, их внутренней связи, составляется маршрут экскурсии и намечаются остановки перед объектами показа.
2 этап. Составление текста экскурсии.
Текст экскурсии делиться на контрольный и индивидуальный.
В контрольном тексте вся информация располагается в хронологическом порядке. В нём кратко сообщается только основные факты по теме. Для составления контрольного текста служит летопись событий, составленная в период подготовки экскурсии.
В индивидуальном тексте фактический материал излагался в той последовательности, в которой осуществляется показ экскурсионных объектов. Это, по сути, готовый рассказ экскурсовода, который ведётся от первого лица: «Я хочу обратить ваше внимание на…» .
Во вступлении к индивидуальному тексту необходимо сообщить о маршруте, времени и месте его начала и окончания, о правилах безопасности и поведении экскурсантов.
Основная часть индивидуальных подтем, объединяемых в единое целое логическим переходом.
В конце подводятся итоги экскурсии, делаются выводы по теме, рекомендуется дополнительная литература и темы других аналогичных экскурсий.
3 этап. Составление технологической карты.
Технологическая карта экскурсии состоит из титульного листа, схемы маршрута и маршрутного листа.
В титульном листе указывается название экскурсии, её тема, вид (пешеходная, автобусная, комбинированная), состав экскурсантов, протяженность маршрута в километрах и её продолжительность в часах.
Схема маршрута может быть составлена на плане . Отмечаются начальная и конечная точки маршрута и все остановки на маршруте.
Маршрутный лист с названием экскурсии должен содержать сведения о разработчиках маршрута и экскурсоводе, а также об организации, к которой они принадлежат (учащиеся школы №…, ). Маршрутный лист оформляется в виде таблицы с графами: точки маршрута, способ передвижения от точки к точке, время в пути от предыдущей точки, объекты показа, примечания.
4 этап. Составление «портфеля экскурсовода».
«Портфель экскурсовода» - это условное название комплекса наглядных пособий, которые используются в ходе проведения экскурсии. Назначение их-максимально дополнить и восстановить недостающие звенья зрительного ряда (первоначальный облик здания, утраченный памятник, портреты исторических личностей, имеющих отношения к теме экскурсии и т.п.).
5 этап. Подготовка экскурсовода.
В процессе всей подготовки деятельности по составлению экскурсии учащиеся овладевали навыками самостоятельной работы с литературой, учились анализировать, находить внутреннюю связь между событиями, сопоставлять факты, оформлять результаты своей исследовательской работы в виде описаний, таблиц, схем.
На заключительном этапе среди членов исследовательской группы необходимо выбрать и подготовить будущего экскурсовода. Среди его необходимых качеств- доброжелательность, коммуникабельность, грамотное владение речью.
Обучение будущего экскурсовода связано с выходом на экскурсионный маршрут, где он должен учиться применять полученные знания на практике, не теряться, услышав неожиданный вопрос, использовать для иллюстрации тех или иных фактов и положений объекты показа, рисунки, фотографии и схемы из «портфеля экскурсовода». Задача педагога при это- научить школьника не только уверенно владеть материалом, но и рассказывать эмоционально, красочно.
Заключение.
Создание экскурсии и экскурсионная деятельность учащихся позволяет им лично участвовать в познании прошлого и настоящего родного края, в охране культурно-исторического наследия, в повышении образовательного и культурного уровня, своего и своих будущих экскурсантов. Кроме того, это интересный и перспективный вид исследовательской области гуманитарных наук, воспитывающий чувства патриотизма и гражданственности, уважения и бережного отношения к культурным, историческим и природным богатствам Родины.