Экспериментальная работа
на тему:
«Обучения детей отгадыванию и загадыванию загадок».
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты обучения детей отгадыванию и загадыванию загадок 5
1.1 Определение загадки 5
1.2 Использование загадок в работе ДОУ 9
2. Аналитическое исследование особенностей обучения детей отгадыванию и загадыванию загадок 16
2.1 Организация проектной работы, направленной на обучение детей отгадыванию и загадыванию загадок 16
2.2 Ход проекта и итоговые результаты 18
3. Практические рекомендации, направленные на повышение умений отгадывать загадки 21
3.1 Организация воспитательно-образовательного процесса 21
3.2 Оценка эффективности реализации проекта 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 33
ВВЕДЕНИЕ
Живые впечатления от природы лучше всего закрепляют народные песни, игры, загадки. Известные педагогами и методистами прошлого (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева), современными исследователями (Ю. Новикова, Ю. Илларионова, М. Хмелюк) большое внимание уделено загадке как одному из педагогических средств воспитания и развития ребенка.
Перед современными педагогами ставится главная задача - воспитание творческой личности. И здесь, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка выступает загадка.
Загадка – иносказательное изображение в короткой формуле предмета или явления, которые нужно угадать; выражение, требующее разгадки [4].
Ценность загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности. Яркие, красочные художественные образы помогают ребенку по-новому взглянуть на окружающий мир, развивают поэтический взгляд на действительность, способность анализировать ее и, следовательно, логически мыслить.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки помогают детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами языка.
Отгадывание загадок является достаточно сложным для дошкольников. Причины ошибок, допускаемых дошкольниками при отгадывании загадок, в том, что дети не обладают достаточными знаниями о предметах и явлениях, описание которых дается в загадке, а также то, что дети невнимательно слушают загадку, выделяя только отдельные признаки.
Вопросы методики обучения дошкольников отгадыванию и загадыванию загадок рассматриваются в работах Ю. Илларионовой, Н. Гавриш, Е. Кудрявцевой и др.).
Цель – исследование обучения детей отгадыванию и загадыванию загадок.
Объект исследования – отгадывание и загадывание загадки.
Предмет исследования – процесс обучения детей отгадыванию и загадыванию загадок.
Гипотеза исследования. Предполагается, что уровень умений отгадывать и загадывать загадки у детей повысится, если:
- Создать условия для развития творческих способностей воспитанников ДОУ и комфортного проживания их в дошкольном учреждении.
- Познакомить детей с понятием «загадка», разновидностями загадок, со структурой загадки.
- Познакомить с механизмом отгадывания загадок.
- Формировать умение отгадывать загадки и доказывать верность отгадки.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему обучения детей отгадыванию и загадыванию загадок;
2. Проанализировать и эмпирически исследовать умение детей отгадыванию и загадыванию загадок;
3. Предложить практические рекомендации, направленные обучения детей отгадыванию и загадыванию загадок.
Методы исследования. В работе использовался комплекс теоретических, психодиагностических и интерпретационных методов современной психологической науки, в том числе методы теоретического анализа и синтеза, тестирования, интерпретации результатов исследований.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. Теоретические аспекты обучения детей отгадыванию и загадыванию загадок
1.1 Определение загадки
Загадка в словаре Ушакова Д.Н. понимается как – иносказательное изображение, в короткой форме, предмета или явления, которые нужно угадать; выражение, требующее разгадки. То, что непонятно и требует разгадки или объяснения [38]. Загадка — это своего рода игра. Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений, развивают способность к анализу и обобщению, приучают к рассуждению и доказательству.
Загадка – иносказательное поэтическое воспроизведение какого-либо предмета или явления испытывающее сообразительность отгадывающего.
Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) загадки передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. Огромной изобразительной силой обладает метафора. В метафоре одно явление полностью уподоблено другому, чем-то сходному с ним. Метафорой может быть одно слово или целая картина. На метафорах строятся многие русские народные загадки: «Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки лают, а достать не могут (луна)». В каждой загадке образ, метафора исходят из сходства с действительными, реальными признаками, что и помогает отгадывать.
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную логическую операцию.
Загадки характеризуются тем, что материал в них выражается в форме задачи, поэтому этот жанр народного творчества больше, чем другие, активизирует мышление, чувства и воображение ребенка.
Только загадкам присуще особенности: 1) требование отгадать загадку интегрирует слушателя. Отгадывание загадок всегда доставляет удовольствие, приближаясь к игре; 2) объектами загадок служат конкретные примеры, а не обобщающие понятия. Само же отгадывание направлено на то, чтобы вызвать представление о нужном предмете или объекте. Мышление при загадывании и отгадывании загадок всегда опирается на образы [21].
Разгадывание загадок является для ребенка своего рода, развивающей его умственные способности. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне воспринимать и осмысливать мир.
Загадки полны познавательного смысла. Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Например, загадки о животных могут рассказать об их величине, частях тела, форме глаз, длине ног, ушей, среде обитания, лакомствах, роли в жизни людей и т.д. В загадках об овощах, фруктах, ягодах, растениях указывается на особенности внешнего вида, форме, цвете, вкусе, запахе плодов, месте обитания, изменениях в процессе роста и развития.
Загадки о явлениях природы раскрывают причинные связи и зависимости, заставляют думать о них, показывают мир в постоянном движении и изменении. Загадка, как ни одно другое произведение малого жанра, дает наглядный пример того, как емко, красочно, по-разному можно сказать об одном и том же предмете. Загадки обогащает словарь детей, помогают увидеть вторичные значения слов [40].
По определению В. И. Чичерева «загадка – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычной в форме вопроса». Другой фольклорист В. П. Аникин формулирует загадку как «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания предмета или явления».
В основе всех определений лежат одни и те же признаки:
1. по содержанию загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать;
2. описание нередко оформлено в виде вопросительного предложения;
3. как правило, это описание лаконично;
4. загадке часто присущ ритм.
Учитывая эти признаки, Ю. Г. Илларионова дает следующее определение загадке, взятое нами на основу: «Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного или предполагаемого вопроса» [15].
Основное назначение жанра загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность. Другая важнейшая функция «загадочного» жанра в том, что загадка открывает поэтическую сторону в прозаических предметах и явлениях. Художественные образы любого фольклорного произведения, независимо от жанра, воспитывают поэтическое восприятие мира, но ни один из фольклорных жанров не ставит специально цель развивать у человека поэтический взгляд над действительностью, а загадка занята этим.
Она отражает разные поэтические стороны действительности, раскрывая конкретно вещественное богатство видимого, ощущаемого мира природы, тех бытовых предметов и явлений, которые имеют непосредственное отношение к жизни и труду народа.
Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован разными способами. От способа шифра зависит тип логической задачи, ее сложность, а, следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему.
Ю. Г. Илларионова выделяет три типа загадок [15]:
1. описательные;
2. загадки с отрицательным сравнением;
3. метафорические.
Описательные загадки строятся на перечислении признаков предметов, явлений. В их числе могут быть величина, форма, цвет, звук, звучание, движение, материал, назначение. Так загадка: «Длинное ухо, комочек пуха, прыгать ловко, любит морковку» основана на четырех признаках, свойственных кролику. В ней отмечены признаки внешнего вида и действия животного. Решение загадок подобного вида основана на анализе и синтезе.
Загадки, построенные на основе отрицательного сравнения – это так называемое «включение» сходных предметов из загадываемого предмета: «Летит, а не птица, воет, а не зверь» (Ветер).
Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные и в то же время чем-то сходные признаки, группировать их по-новому, в другом сочетании. Самый обширный тип загадок – загадки, в описании которых использованы метафоры. Например: «На полянке девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках» (Березы) [21].
Разгадывание этих загадок предусматривает расшифровку метафоры. Для этого необходимо сопоставить, сравнить предмет или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.
Однако, по мнению Е. Г. Кудрявцевой, такая классификация не дает полного представления о многих загадках [16]. При обучении детей отгадыванию и сравнению загадок иметь в виду не 3, а 5 типов с разной структурой логической задачи:
1. загадки только с точно названными признаками: «Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло, спать ляжет в дупло» (Сова);
2. загадка только с зашифрованными признаками: «В золотой тарелке стоят домики, а улицы нет» (Подсолнух);
3. загадки с отрицательным сравнением и точным назваными признаками: «Жидко, а не вода, бело, а не снег» (Молоко);
4. загадки с отрицательным сравнением и зашифрованными признаками: «Не украшение, а серебряный, не пастух, а стадо овец пасет» (Месяц);
5. комбинированные загадки с точно названными и зашифрованными признаками: «Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая» (Река).
Г. Гучене придает большое значение использованию народных загадок в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Она отмечает, что загадка активизирует мышление, чувства ребенка. «Требование отгадать загадку интегрирует слушателя. Это достигается с помощью парадоксов, отрицательных сравнений, различных неожиданностей и других средств художественного изображения. Отгадывание загадок всегда доставляет удовольствие, приближаясь к игре» [11].
Как полагает Т. И. Гризик, загадки могут быть разных типов, но все они должны подчиняться определенным принципам составления:
1. В тексте загадки включаются 1-3 существенных телесных признака предмета или явления (форма, размер, цветовые характеристики, материал, устройства и т.п.).
2. В загадке необходимо обозначить главные функциональные возможности предмета или целевое назначение.
3. Все описанные в загадке функциональные возможности и телесные признаки должны быть знакомы детям.
1.2 Использование загадок в работе ДОУ
По содержанию загадки должны соответствовать задачам всестороннего развития, содержать воспитательную идею, соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей, быть доступными.
Основа для отгадывание загадок - достаточно полные представления о предметах и явлениях, поэтому необходимо учитывать опыт детей, как коллективный, так и индивидуальный.
Загадка должна иметь полную и точную характеристику предмета или явления, описание типичных признаков. Она должна быть интересной, грамотной, образной, иметь игровой характер [18].
Для детей младшей группы характерно эмоциональное восприятие. В младшем возрасте активно развиваются внимание, память, становится наглядно-образной, формируется воображение. Благодаря этому на основе словесного описания дети могут создать образ предмета.
Тематика загадок ограничена небольшим жизненным опытом детей. Это загадки об игрушках, домашних животных, некоторые предметы домашнего обихода, продукты питания. Загадки могут иметь подсказку.
Голодная - мычит, сытая - жует,
Всем детям молоко дает. (Корова)
Кто нам песенку такую
Все время поет: «Ку-ка-ре-ку!?» (Петушок)
Зубов нет, а кусает. (Крапива)
Длинный, зеленый,
Добрый соленый,
Вкусный и сырой.
Кто он такой? (Огурец)
Загадки для детей младшей группы должны быть лаконичны, с яркими характеристиками, конкретными образами, не должны быть подробными.
У детей младшей группы еще мал жизненный опыт и не сформировано абстрактное мышление, поэтому, часто воспитатель сам дает ответ на загадку. Желательно отгадку показать, используя рисунки, игрушки и т.п. и обязательно еще раз повторить текст загадки. Дети будут запоминать загадку и, в следующий раз, сами ее отгадают.
Дети среднего дошкольного возраста умеют выделять в предметах различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, вкус, запах, назначение и др.). Сравнивать предметы между собой.
Согласно программе воспитания в детском саду, дети этого возраста знакомятся с особенностями овощей, фруктов, характерными признаками животных, учатся наблюдать явления природы, узнают о назначении предметов домашнего обихода, транспорта [5].
Тематика загадок: домашние и дикие животные, предметы домашнего обихода, одежда, еда, явления природы, средства передвижения.
Загадки могут быть подробные, как рассказ о предмете. Можно подбирать загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.
Скатерть белая весь мир накрыла. (Снег)
Колючий клубок прибежал в садок. (Еж)
Подобные образные средства понятны детям благодаря большому внешнему сходству.
Детям средней группы воспитатель иначе преподносит загадку. Он ее загадывает, помогает отгадать, и, вместе с малышами выясняет, что именно подсказало отгадку. Тексты загадок изучаются с детьми во вторую половину дня во время индивидуальной работы. В окончание средней группы с детьми можно проводить развлечения на основе загадок.
Старшие дошкольники знакомятся с живой и неживой природой, наблюдают за животными, птицами, насекомыми, их поведением, образом жизни. Они следят за ростом и развитием растений, собирают плоды и семена, отмечают изменения погоды.
У детей углубляются знания о труде людей, орудиях труда, о транспорте, технике и ее назначении.
Тематика загадок: животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, явления природы и их закономерности, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, информации, спорт, человек, книга. Характеристика предмета может быть короткой, но один из признаков должен быть характерным:
Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
Сам черный, и не ворон,
Есть рога, и не бык,
Шесть ног без копыт. (Рогатый жук)
Дети старшего дошкольного возраста не просто отгадывают загадку, а уже сами должны объяснить, почему именно такая отгадка. Дети могут загадывать загадки друг другу. Целесообразно проводить «Вечера загадок», развлечения с элементами соревнования, литературные викторины. Детей учат составлять описания-загадки. Чтобы описание-загадку другие дети смогли отгадать, она должна быть образной, яркой, точной. А наличие у детей необходимых умений, знаний, навыков будет зависеть от работы воспитателя с малышами и его творческого подхода к работе с загадками [13].
Таким образом, при подборе загадок для детей дошкольного возраста необходимо учитывать:
- соответствие тематики загадок воспитательным и образовательным задачам и жизненному опыту детей;
- полноту и конкретность характеристики предмета или явления;
- доступность языка и степени сложности художественного образа;
- тип логической задачи и характер умственной операции при отгадывании
- Загадки широко используют на занятиях, как составная часть и на специальных занятиях на загадывание и отгадывание загадок, в бытовой и игровой деятельности.
Для закрепления знаний о характерных признаках предметов, их назначении, способы использования загадки - незаменимое средство. Использование загадок на занятиях - один из важных приемов обучения. Они входят во все занятия по различным разделам программы.
Как правило, широко используются загадки на занятиях по развитию речи детей: во время наблюдений, экскурсий, экскурсий-обзоров, бесед, рассматривания картин, чтения художественных произведений, описания предметов, слушания радио, во время дидактических игр [33].
Загадки используют как прием, который побуждает к усваиванию знаний, необходимых для наблюдений. Например, в младшей группе, перед наблюдением за рыбкой предлагается загадка:
Стеклянный дом на окне
С прозрачной водой,
С камнями и песком на дне,
И с рыбкой золотой. (Аквариум)
Воспитатель спрашивает: «Кто узнал этот дом? Как он называется? Чей это дом? Кто в нем живет? »
После того дети внимательно рассматривают рыбку и аквариум.
Загадки используют не только в начале, но и в процессе наблюдений. Их можно использовать как окончание и обобщение процесса наблюдения.
Экскурсию в зоопарке можно закончить загадкой:
Я куда-то ходил с папой,
Зверей видел там много:
Обезьяну, тигра, крокодила,
А птиц там разных - сила.
Слон водою нас облил.
Где я был, куда ходил? (Зоопарк)
Экскурсию-обзор групповой комнаты целесообразно проводить с использованием загадок о предметах, которые есть в комнате. Начало занятий - рассматривание предметов с вопросами: «Из чего сделаны предметы? Для чего они нужны? Чем они похожи или отличаются?». Продолжение занятия - загадывание загадок о предметах (аквариум, часы, книги).
Очень всем нужна я -
И взрослым, и детям.
Всех я уму учу,
А сама всегда молчу. (Книга)
Конец занятия - игра-загадывание загадок о предметах.
С загадки можно начать беседу о времени года:
Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)
Загадки о книге, карандаше, можно использовать во время беседы о школе для закрепления знаний, уточнения представлений о вещах, нужных ученику:
В коробке покоятся
Зеленые, желтые, красные,
По бумаге проходили,
Цвета свои оставили.
Называются палочки эти
Цветные ... (Карандаши).
Снежные поля, черные грачи,
Хочешь умным быть – бери и учи. (Книга, буквы)
Можно загадывать загадки о героях литературных произведений, диафильмов, мультфильмов [15].
В старшем дошкольном возрасте проводятся специальные занятия на загадывание и отгадывание загадок. Их может быть несколько видов, различных по своей структуре, чаще всего такие занятия проводятся в виде дидактических игр: «Назови цветок», «Кто здесь живет?», «Магазин», «Соберем посылку», «Отгадай».
Например, игра «Подбери отгадку». На больших карточках написаны загадки о времени, а на небольших полосках бумаги - отгадки. Это может быть оформлено в рисунках. Дети читают (или спрашивает воспитатель) и подбирают для загадки отгадку.
- Что идет, не двигаясь с места? (Время)
-Что это за штука, день и ночь стучит? (Часы)
- Черная корова весь мир поборола. (Ночь)
С целью научить детей самостоятельно составлять загадки проводится игра «Отгадай». Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением хорошо знакомых предметов. Ребенок берет картинку, не показывая и не называя ее, описывает характерные признаки предмета. Все дети должны отгадать предмет по описанию.
Используются загадки и во время режимных процессов - в раздевалке, в ванной, спальне. В раздевалке комнате во время одевания или раздевания детей можно загадать загадки об одежде и обуви.
Сплели хлев на четверых овец,
А на пятую овцу отдельно. (Перчатка)
В спальной комнате, когда дети готовятся ко сну, или одеваются после сна, можно использовать упоминание о постели:
Не зверь, а с ногами,
Не птица, а с перьями,
Не человек, а в одежде. (Кровать с подушкой и одеялом)
Что с земли легко поднимешь,
Но далеко не закинешь? (Перо)
Таким образом, использование загадок позволяет воспитывать любопытного, вдумчивого, творческого ребенка. Загадки обогащают знания детей, проверяют уровень интеллектуальной подготовки, учат мыслить, обосновывать свои мысли.
2. Аналитическое исследование особенностей обучения детей отгадыванию и загадыванию загадок
2.1 Организация проектной работы, направленной на обучение детей отгадыванию и загадыванию загадок
Проблема: детям нравится отгадывать загадки, но как придумать загадку, в чём её секрет они не знают.
Цель проекта:
- научиться отгадывать и сочинять загадки, развивая логическое мышление, память, речь и творческие способности;
- привлечение родителей к непосредственному участию в педагогическом процессе детского сада.
Задачи:
- Создать условия для развития творческих способностей воспитанников ДОУ и комфортного проживания их в дошкольном учреждении.
- Познакомить детей с понятием «загадка», разновидностями загадок, со структурой загадки.
- Учить узнавать загадку среди произведений других жанров.
- Познакомить с механизмом отгадывания загадок.
- Формировать умение отгадывать загадки и доказывать верность отгадки.
- Изучить особенности понимания и отгадывания детьми, разных видов загадок.
- Формировать умение сочинять загадки, разнообразные по структуре.
Ожидаемый результат:
- Пополнение словарного запаса, увеличение речевой активности детей 4-5 лет, расширение их кругозора.
- Самостоятельное придумывание детьми загадок, самостоятельные игры детей по рифмованию, сочинение сказок.
- Конкурс загадок собственного сочинения.
Тип проекта: Творческо-исследовательский, групповой.
Срок реализации проекта: один месяц.
Участники проекта: воспитатели ДОУ, дети группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет, педагоги, родители.
Образовательный эффект от реализации проекта:
- Научить детей поиску информации, используя разные способы;
- Учить детей систематизировать информацию и представлять результат;
- Развивать речь детей через сочинение загадок, разнообразных по тематике и структуре.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный (сбор информации о проблеме):
- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной проблеме;
- составление перспективного плана мероприятий по формированию умение сочинять загадки, разнообразные по тематике и структуре.
- привлечение родителей к решению проблемы.
2. Основной (реализация проекта):
- выполнение перспективного плана мероприятий.
3. Итоговый:
- конкурс загадок;
- презентация книги-сборника загадок «Рюкзачок с загадками»;
- анализ результатов.
План работы с детьми представлен в таблице 1.
Таблица 1
План работы с детьми
неделя | Виды и формы работы |
1 неделя | Обследование речи и творческого воображения детей. |
2 неделя | Использование загадок во время игр. |
3 неделя | Игра «Загадаю по опорам, разгадаю без опор» |
4 неделя | Конкурс «Пусть все, что в мире живет, к нам в загадку попадет!» |
План работы с родителями представлен в таблице 2.
Таблица 2
План работы с родителями
неделя | Виды и формы работы |
1 неделя | Беседы с родителями на тему: «Игры с загадками» |
2 неделя | Консультация «Формирование умений отгадывать и придумывать загадки» |
3 неделя | Рекомендации по изготовлению атрибутов к играм и развлечениям. |
4 неделя | Презентация книги-сборника загадок «Рюкзачок с загадками» |
2.2 Ход проекта и итоговые результаты
В проекте приняли участие 20 детей 4 – 5 лет.
Для реализации проекта были поставлены следующие задачи:
1. Выявить особенности отгадывания детьми загадок разных типов, выявить уровни интеллектуальных умений отгадывать и придумывать загадки.
2. Изучить состояние работы по данной проблеме в практике.
Для решения первой задачи были разработаны серии заданий.
Задание 1.
I этап. Задание направлено на изучение особенностей отгадывания детьми загадок разных типов. Было предложено каждому ребенку по три загадки на каждый тип (описательные, с отрицательным сравнением, метафорические). Ребенок должен был отгадать загадки без наглядности в уме и обосновать отгадку, ответив на вопрос: «Как ты догадался, что загадка о …?».
На II этапе перед ребенком, не отгадавшем загадку или отказавшимся ее отгадать, раскладывали по 6 картинок, одна из которых была изображением отгадки, а другие 5- с ложными отгадками. Ребенку еще раз зачитывала загадку, которую он не отгадал, и предлагали выбрать из многообразия картинок картинку-отгадку, обосновав свой выбор.
На III этапе ребенку, не справившемуся с заданием, предлагали картинку с правильной отгадкой. Ребенок должен был объяснить, почему эта картинка является отгадкой.
Задание 2 было направлено на выявление знаний дошкольников о загадках. Дети должны были вспомнить загадки и нарисовать к ним отгадки.
Задание 3 способствовало выяснению умений самостоятельно придумывать загадки.
В ходе диагностики были получены данные, представленные в Таблице 1, см. ПРИЛОЖЕНИЕ и на рис. 1.

Рис. 1 Уровни умений отгадывать загадки
Анализируя результаты, полученные по I заданию, сделали вывод о том, что наибольшее число затруднений при отгадывании вызвали загадки метафорического характера. Это объясняет, по-видимому, тем, что дети не могут раскрыть смысл метафоры. Например, отгадывая загадку: «Над лесами, над рекой семицветный мост дугой. Если б мог я встать на мост, я б рукой достал до звезд». Ответы: «Это луна, потому что она на небе и ее не достать рукой».
Более легкими оказались загадки описательного характера, хотя некоторые из них вызвали у отдельных детей затруднения. Например: «Кто беретке ярко-красной, в черной курточке атласной? На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит». Ответы: «Это ворона, потому что она черная и стучит в окно». Большинство детей группы вовсе не смогли придумать загадки, мотивируя это тем, что не умеют, их никто не учил это делать.
Проанализированные данные дали основание для выделения уровней интеллектуальных умений дошкольников по отгадыванию загадок. Критериями выделения уровней являются: знания особенностей предметов или объектов, рассматриваемых в загадке, умение сравнивать предметы, видеть в них общее;
- умение видеть за образным описанием реальные предметы или объекты;
- обязательная мотивировка отгадки;
- умение подбирать новые варианты загадок;
- умение придумывать собственные загадки.
С учетом перечисленных критериев выделили три группы умений детей.
I (низкий) уровень. Дети неверно отгадывают предложенные им загадки. Не дослушивают до конца. Выделяют зашифрованные свойства предметов, но не абстрагируют их. Доказательства отсутствуют.
II (средний) уровень. Дети принимают поставленную задачу, производят мыслительные операции в правильной последовательности, однако ориентируются не на все зашифрованные признаки. Иногда затрудняются в проведении доказательства. Успешнее отгадывают описательные и загадки с отрицательным сравнением.
III (высокий) уровень. Дети правильно отгадывают загадки трех типов, производят мыслительные операции в такой последовательности: выделяют указанные в загадке признаки неизвестного; сопоставляют и объединяют эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи; на основе соотнесенных признаков и выявленных связей делают умозаключение, убедительно мотивируя отгадку. Ребята знают загадки, подбирают к ним несколько вариантов, умеют их нарисовать, придумывать собственные.
3. Практические рекомендации, направленные на повышение умений отгадывать загадки
3.1 Организация воспитательно-образовательного процесса
Организуя воспитательно-образовательный процесс, применялись загадки в разных видах деятельности:
- во время наблюдений на прогулках;
- во время игры;
- в вечернее время;
- во время утреннего приема;
- во время непосредственной образовательной деятельности.
С учетом выше сказанного, в ходе реализации проекта стала необходимость дополнить содержание работы с играми из пособия «Рюкзачок с загадками» Ломбиной Т. Н.
Игры с загадками.
1. В качестве объекта познания в разделе использована природа (природные явления, растения, животные).
2. В качестве эмоциональной составляющей познавательного развития использованы яркие образы:
- рисунки, фотографии или картинки объекта;
- короткие образные занимательные зарисовки об объекте, которые обращены к чувствам ребенка и будят его воображение;
- народные загадки (художественные, поэтические образы);
- загадки об объекте, составленные детьми самостоятельно по определенным правилам (свой художественный образ);
- образы-сравнения, которые дети находят в творческой игре по составлению таблиц-опор.
3. Игра в загадки выстроена по определенному алгоритму, который последовательно и постепенно вводит ребенка в поэтический мир фольклора.
Раздел включает:
1. короткие занимательные и познавательные истории, посвященные природным явлениям (дождь, снег, облако, мороз, молния и т. д.), животным и растениям;
2. народные загадки, относящиеся к этим явлениям, животным и растениям;
3. опорные таблицы, которые помогают ребенку самому составлять загадки.
В играх с загадками в настоящем разделе можно выделять следующие этапы:
- Вначале ребенок учится интуитивно сопоставлять рисунок (зрительный образ) и народные загадки о нем (словесный, поэтический образ). Например, рисунок сосны или ели и загадки:
«Зимой и летом одним цветом»;
«Летом и зимой в рубашке одной»;
«Эко ты дерево, и зиму, и лето зелено».
- На следующем шаге ребенок сам составляет таблицу опору о животном, растении или природном явлении. Глядя на рисунок, он просто отвечает на вопросы.
Например туча:
I – а) Какая? – белая; б) На что (кого) похожа? – на вату; в) Чем отличается? – в руки не возьмешь. И т. д. (Последовательность вопросов (а)-(б)-(в) следует соблюдать.)
II – а) Что делать? – плывет; б) На что (кого) похожа? – на корабль; в) Чем отличается? – плывет не по волнам. И так далее. (Таблица 3)
Таблица 3
Опорная таблица
Какая? | На что (кого) похожа? | Что делает? | Чем отличается? |
Белая Черная Мягкая Легкая Величественная Парящая Молочная | Как вата Как ночь Как подушка как пух как небо как птица как туман как кораблик как самолет как великанша как дым | Плывет Летит Плачет Закрывает солнце | да в руки не возьмешь да не при ясном солнце да не голову не положишь да высоко в небе да движется да без крыльев да высоко в небе да не по волнам да бесшумно да не всхлипывает |
При составлении таблицы ребёнок попеременно опирается то на логическое мышление (отвечая на вопросы «Какой?» и «Что делает?»), то на образное мышление, память и воображение (при ответе на вопрос «На что похоже?»). Составив таблицу, ребёнок читает короткие истории о животном, растении или природном явлении и народные загадки, относящиеся к нему.
Таким образом, познание ребёнка о явлении, животном или растении расширяется, более того, он сам деятельно участвует в «рисовании» его словесного портрета.
При этом развивается любознательность ребенка, увеличивается его словарный запас, речевая активность, осмысленность, активизируется его умение сравнивать предметы по признакам.
- На третьем этапе ребенок по таблице-опоре сам составляет свою загадку (или несколько загадок, если признаков много), например о туче:
Белая, как вата,
Черная, как ночь,
Мягкая, как подушка,
Легкая, как пух.
Или: Плывет как корабль, но не по волнам,
Летит, как самолет, но бесшумно,
Закрывает солнце, как дым, но глаза не ест,
Плачет, как великанша, но не всхлипывает.
Затем – разгадывают народные загадки, которые приведены вперемешку.
И для ребенка не представляет большого труда разгадывание народных загадок.
На этом шаге малыш, также как и на первом, больше опирается на свою интуицию, чувство и воображение.
Таким образом, рассматривая рисунки, составляя таблицу, играя в загадывание-разгадывание загадок, дети учились гармонично сочетать интуицию, образное и логическое мышление. И все это делали в игре, на положительной эмоции.
Таким образом, на данном этапе работы познавательное развитие являлось способом расширения познания ребенка об окружающем мире, который включает в себя, с одной стороны, способ развития речи, а с другой стороны, способ развития логического мышления в соответствии с познавательными процессами ребенка, его образным, чувственным и интуитивным мышлением, образной памятью, целостным восприятием и воображением.
Игры в разделе «Игры с загадками» построены в определенной последовательности, которая строго соблюдалась. (Таблица 4)
Таблица 4
Игры с загадками
Разделы | Части раздела |
Игры с загадками | 1. «Как «нарисовать» картинку не карандашом и кистью, а словами?» 2. «Художники сами – рисуем словами» 3. «Загадаю по опорам, разгадаю без опор» 4. «Пусть все, что в мире живет, к нам в загадку попадет!» |
Игры по развитию речи | 1. Игра «Какой? Что (кто) бывает таким же?» 2. Игра «Расскажи своими словами» 3. «Перескажи сказку» 4. «Сказочное лото» 5. «Сказка плюс…» 6. Игра «Загадочные загадки» |
Данная пособие помогло в игровой увлекательной форме пополнить словарный запас детей, увеличить речевую активность, расширить их кругозор. Использование разнообразных игр с загадками способствовали развитию образного мышления и воображения, со сказочными персонажами, которые помогли в их решении, игры по развитию речи, где дети учились самостоятельно придумывать загадки, сочинять сказки и даже рифмовать стихи.
Все эти игры построены в определенной последовательности – от простых к более сложным и чередовались с учетом уровня развития и сферы интересов детей нашей группы.
3.2 Оценка эффективности реализации проекта
По окончании проектной деятельности была проведена повторная диагностика детей при использовании заданий констатирующего этапа. На контрольном этапе была составлена таблица 1, см. ПРИЛОЖЕНИЕ и рис.2.

Рис. 2 Уровни умений отгадывать и загадывать загадки на контрольном этапе
Установлено, что на контрольном этапе только 10% (2 чел) детей имеют низкий уровень умений отгадывать и загадывать загадки. Такие дети неверно отгадывают предложенные им загадки. Не дослушивают до конца. Выделяют зашифрованные свойства предметов, но не абстрагируют их. Доказательства отсутствуют.
45% (9 чел) детей имеют средний уровень умений отгадывать и загадывать загадки. Такие дети принимают поставленную задачу, производят мыслительные операции в правильной последовательности, однако ориентируются не на все зашифрованные признаки. Иногда затрудняются в проведении доказательства. Успешнее отгадывают описательные и загадки с отрицательным сравнением.
45% (9 чел) детей имеют высокийуровень умений отгадывать и загадывать загадки. Такие дети правильно отгадывают загадки трех типов, производят мыслительные операции в такой последовательности: выделяют указанные в загадке признаки неизвестного; сопоставляют и объединяют эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи; на основе соотнесенных признаков и выявленных связей делают умозаключение, убедительно мотивируя отгадку. Ребята знают загадки, подбирают к ним несколько вариантов, умеют их нарисовать, придумывать собственные.
Для проверки различий между результатами констатирующего и контрольного этапов исследования - двумя выборками парных измерений был использован Т-Критерий Вилкоксона.
Представим результирующую таблицу (Таблица 5) с эмпирическими значениями Т-Критерий Вилкоксона по всем шкалам методик.
Таблица 5
Значения Т-Критерий Вилкоксона
№ п/п | Шкала | Эмпирическое значение Т-Критерия Вилкоксона, Tкр(0.05)=20 | Различия в сдвиге |
1 | умение отгадывать и загадывать загадки | 8 | Существенный |
Таким образом, использование Т-Критерия Вилкоксона позволило установить, что в результате реализации проекта дети стали достоверно лучше уметь отгадывать и загадывать загадки.
Итак, можно подвести итоги вышесказанному:
Анализ результатов уровня умений отгадывания и загадывания загадок у детей 4-5 лет показал, что знания дошкольников о предметах и явлениях природы стали более осознанными, ответы доказательными и мотивированными, повысился интерес к процессу отгадывания и придумывания загадок.
Также увеличилось количество дошкольников, придумавших собственные загадки – 65%.
В ходе проектной деятельности дети узнали:
- Что такое загадка.
- Историю происхождения загадки.
- Правила придумывания и отгадывания загадок.
Таким образом, проведенное исследование и сделанные выводы подтверждают гипотезу работы о том, что уровень умений отгадывать и загадывать загадки у детей повысится, если:
- Создать условия для развития творческих способностей воспитанников ДОУ и комфортного проживания их в дошкольном учреждении.
- Познакомить детей с понятием «загадка», разновидностями загадок, со структурой загадки.
- Познакомить с механизмом отгадывания загадок.
- Формировать умение отгадывать загадки и доказывать верность отгадки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Загадки – неотъемлемая часть детства. На первый взгляд может показаться, что разгадывание загадок – всего лишь забава, не больше того. Но это далеко от истины. Любая загадка, а народная в особенности – это маленькое произведение искусства. Загадка умна, поэтична, часто несет в себе нравственную идею.
Следовательно, она развивает не только ум ребенка, но и оказывает влияние на нравственное и эстетическое воспитание малыша. Загадка учит ребенка думать и анализировать. Существуют загадки практически о любом предмете и явлении. А это значит, что поиски ответов расширяют знания малыша об окружающем мире. Но самое ценное то, что эти знания приобретаются не пассивно, а в процессе активной мыслительной деятельности.
Благодаря всевозможным эпитетам, которыми изобилуют загадки, малыш учится понимать красоту родного языка, слышит, сколько разнообразных удивительных сравнений можно придумать для самых обычных предметов. Это помогает обогатить речь ребенка, увеличивает словарный запас. Они развивают чувство юмора. А еще дети любят не только отгадывать загадки, но и загадывать их маме, папе, бабушке или своим приятелям. А ведь запомнить нужно не только саму загадку, а и ответ. Значит, загадки развивают детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело.
Загадка в литературной энциклопедии определяется как «замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего».
Преобладающее большинство предметов рукотворного мира создавались человеком для удовлетворения своих потребностей. Поэтому главными характеристиками предметов являются функциональные возможности и целевое назначение.
Несмотря на миниатюрность жанра, загадки обладают ценными качествами. Разнообразие их видов, богатство изобразительно-выразительных средств дает возможность широко использовать загадки в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста.
Использование загадок позволяет воспитывать любопытного, вдумчивого, творческого ребенка. Загадки обогащают знания детей, проверяют уровень интеллектуальной подготовки, учат мыслить, обосновывать свои мысли.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
500 загадок для детей /Сост. Мазнин И.А. – М.: ТЦ "Сфера", 2012.- 300с.
Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. –М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400с.
Без лица в личине: Старинные и современные загадки /Сост. Л.М.Сукач. – Гомель: ИПП "Сож".2012 - 120 с.
Большая книга загадок /Сост. О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова. – М.: Астрель, АСТ, 2011.- 350 с.
Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко – М.: Просвещение, 2005.
Гамазкова И.Л. Азбука в загадках. – М.: Век 2, 2005.- 100с.
Гончарова Е. В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства. Монография. – Ростов-на Дону: Издательство Ростовского государственного педагогического университета, 2001. – 288 с.
Гурин Ю.В. 500 загадок для будущего первоклассника. – СПб.: Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2011.- 60 с.
Гурин Ю.В. Новые загадки для самых маленьких: 544 загадки с картинками. – СПб.: Кристалл, 2008.- 45 с.
Гурин Ю.В. Энциклопедия обучающих загадок. – СПб.: Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2011.- 200с.
Детям на потеху: Песни, загадки, пословицы /Сост. Э.В.Померанцева. – М.: Детская литература, 2003.- 200с.
Дружинина М.В. Весёлый букварь: Загадки. Кроссворды. Путаницы. – М.: Планета детства, Астрель, АСТ, 2000.- 120 с.
Загадки для детей. – М.: Новь, 2008.- 50 с.
Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач /Составил Д.Н.Садовников. – М.: Современный писатель, 2005.- 450 с.
Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки: Пособие для воспитателя детского сада / Ю.Г. Илларионова. –М.: Просвещение, 1985. –160с.
Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. - 1986.- № 9, с. 23-26.
Левшина, Н.И. Сочинение загадок как средство словесного творчества старших дошкольников / Н.И. Левшина // Мир детства и образования. –Магнитогорск, 2008. –118-121 С.
Макарова О. Азбука в загадках. – М.: АСТ-Пресс, 2009.- 300с.
Малые жанры русского фольклора: Пословицы, поговорки, загадки /Сост. В.Н.Морохин. – М.: Высшая школа, 2006.- 340 с.
Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. – М.: Детская литература, 2008.- 500 с.
Масалимова Р. М. Формирование умений отгадывать и придумывать загадки о природе у дошкольников 4-5 лет // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2014. – № 17. – ART 131907
Ни окон, ни дверей: Русские народные загадки, сказки /Отв. ред. Г.И.Гусева. – М.: Детская литература, 2009.- 200 с.
Пожарова М.А. Загадки. – М.: Детгиз, 2006.- 48 с.
Полинина Л. Азбука в загадках: Пособие для дошкольников. – М.: Дрофа, Наталис, 2007.- 130 с.
Пословицы. Поговорки. Загадки /Сост. А.Н.Мартынова, В.В.Митрофанова. – М.: 2006.- 200с.
Пшеницына Н.А. Времена года: Песни, пословицы, приметы, загадки на уроках в начальной школе. – М.: Владос, 2011.- 100с.
Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детских садов [Текст] / под ред. Ф.А. Сохина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1984. – 283 с.
Рождественская А.А. Сто загадок – сто отгадок. – М.: Малыш, 2012.- 26 с.
Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошкольное воспитание. – 1990. – №7.
Российская детская энциклопедия загадок /Ред.-сост. А.В.Богданова. – СПб.: Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 700с.
Русские народные загадки /Запись и сост. Г.М.Науменко. – М.: Планета детства, Астрель, АСТ, 2009.- 300с.
Рюкзачок с загадками: хорошая книга по развитию речи/ Т.Н. Ломбина, В.Г. Лукша. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 248, с.: ил. – (Познавайка).
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми [Текст] / В.И. Селиверстов. – М.: 1994. – 344 с.
Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. –М.: Просвещение, 1966. –176с.
Стрельцова Л. Учите детей любить родной язык // Дошк. воспитание.-1999.-№9.-С.94-97.; №11.-С.77-80.; №12.-С.101-104.
Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): пособие для воспитателей дет. сада / Е. И. Тихеева / под ред. Ф. А. Сохина. - 5-е изд., испр. - М. : Просвещение, 1981. – 159с.
Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 2000.
Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-1998.-№9.-С.71-78.
Ушинский К.Д. Об изучении грамматики.М., 1954– 234 с.
Хабарова О.В. Использование загадок как средства развития речи в образовательной деятельности детей дошкольного возраста [Текст] /
Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание. – 1983. – №7.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1
Определение умения отгадывать и загадывать загадки
№ п/п | до | после |
1 | средний | высокий |
2 | низкий | средний |
3 | высокий | высокий |
4 | низкий | средний |
5 | высокий | высокий |
6 | средний | средний |
7 | средний | высокий |
8 | низкий | низкий |
9 | низкий | средний |
10 | высокий | высокий |
11 | средний | средний |
12 | низкий | средний |
13 | высокий | высокий |
14 | средний | высокий |
15 | низкий | низкий |
16 | низкий | средний |
17 | высокий | высокий |
18 | средний | высокий |
19 | низкий | средний |
20 | низкий | средний |
34