СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экспериментально-исследовательская деятельность как средство формирования устойчивой мотивации обучающихся к изучению химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных условиях одной из основных задач школы является интеллектуальное развитие учащихся, формирование исследовательских умений, создание условий для реализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения. Одной из форм организации личностно – ориентированного подхода в обучении химии является экспериментально-исследовательская деятельность учащихся, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности. Внедрение исследовательского подхода в обучении химии способствует усилению мотивации учебной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Экспериментально-исследовательская деятельность как средство формирования устойчивой мотивации обучающихся к изучению химии»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОЙ МОТИВАЦИИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ХИМИИ


В современных условиях одной из основных задач школы является интеллектуальное развитие учащихся, формирование исследовательских умений, создание условий для реализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения. Одной из форм организации личностно – ориентированного подхода в обучении химии является экспериментально-исследовательская деятельность учащихся, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности. Внедрение исследовательского подхода в обучении химии способствует усилению мотивации учебной деятельности.

Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников. Как учитель химии, я ставлю своей целью добиться того, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить. Моя главная задача – воспитать целеустремленную, любознательную и мыслящую личность, помочь найти путь к будущей профессии, научить своих учащихся применять полученные знания в жизни.

На своих уроках обосновываю важную роль химии в жизни человека, с помощью химических знаний повышаю экологическую культуру и грамотность учащихся. Особое внимание уделяю темам: «Химия - в быту», «Химия и медицина», «Химия и экология», «Химия и пища», «Химия и здоровье». И как сказал профессор Михаил Иванович Бармин: «Химия- жизнь, а жизнь- химия!» [2]. Поэтому при изучении химических веществ обязательно на уроке рассматриваем применение и влияние их на живые организмы, и окружающую среду.

Как сказал великий русский ученый М.В. Ломоносов: «Химии никоим образом научиться невозможно, не увидев самой практики и не принимаясь за химические операции» [2]. Химия наука экспериментальная, и поэтому химический эксперимент играет важную роль в обучении химии - он служит методом и средством обучения на уроке. Знакомство с химией я начинаю с занимательных опытов, вызывающих не просто интерес к химии, а желание ее изучать. Так, на самом первом уроке провожу химический «вулкан», напоминающий фейерверк, тем самым поздравляю учеников со знакомством с такой удивительной наукой как химия. Но при этом задаю вопрос: «Как вы думаете, ребята, что нужно мне было знать для того, чтобы провести этот эксперимент?». Конечно строение и свойства веществ. Так ученики понимают, что без теоретического изучения химии невозможно провести химический эксперимент, сделать что-то необыкновенное.

При планировании уроков химический эксперимент использую на различных этапах урока: актуализация знаний, изучении нового материала, закрепление и контроль знаний. Важно не только учителю проделывать эксперимент, но и чтобы ученики сами его проводили. И в этом возросла необходимость, так как в экзамен по химии включена экспериментальная часть. И навык выполнения химического эксперимента должен быть у них сформирован к концу 9 класса.

В качестве одного из видов самостоятельной деятельности можно использовать домашний эксперимент. В домашние задания целесообразно включать элементы исследования, проведение мысленного эксперимента или выполнение эксперимента, который возможен в домашних условиях. При подборе домашнего задания нужно исходить из того, что оно должно быть не тягостным, а привлекательным, необычным, посильным, обязательно проверенным и оцененным.

Некоторые эксперименты, исследования требуют сложного оборудования и реактивов, которые не всегда есть в наличии или требуют соблюдения особой техники безопасности при работе с ними. Поэтому можно использовать в работе и виртуальный эксперимент, при работе с опасными веществами. Я соглашусь с коллегами, что в рамках 1-2 часов в неделю химии, времени на эксперимент остается мало. В связи с этим многие учителя совсем его не применяют в школе или используют виртуальный вариант. Виртуальный эксперимент использовать целесообразно при работе с опасными веществами, например, в 10 классе при изучении органических веществ, а также в том случае, когда эксперимент требует сложного оборудования и установок. Но живой эксперимент всегда вызывает больше интереса у детей. Поэтому на своем учительском сайте я разместила видео-опыты, которые провела в школьной лаборатории. Учащиеся могут просмотреть их для закрепления пройденного материала.

Эксперимент как метод обучения можно использовать не только на уроках химии, а также во внеурочной деятельности, при выполнении проектов и исследовательских работ.

На уроках химии, изучая определенные темы, использую межпредметные связи с физикой, биологией, географией, математикой. На внеурочной деятельности «Химия в нашей жизни» занятия построены на развитие познавательных и профессиональных интересов учащихся, связанных с выбором профессий химической направленности и профессий, где изучение химии необходимо [1, с. 4].

Полученные навыки выполнения химического эксперимента на уроках химии, учащиеся применяют на уроках физики, географии, биологии, при выполнении исследовательских работ и проектов. Большую роль экспериментально-исследовательская деятельность играет в формировании экологической компетентности учащихся.  «Экологизация» школьного курса химии даёт возможность учителю раскрыть особую роль этой науки в борьбе с экологическими проблемами.

Для оценки эффективности использования экспериментально-исследовательской деятельности и химического эксперимента на уроках химии, я выделила ряд критериев: интерес к изучению химии, участие в олимпиадах по химии, навыки исследовательской деятельности; выбор ОГЭ и ЕГЭ по химии. Так за последние четыре года возросло число учащихся в выборе экзамена по химии, участие в олимпиадах по химии, есть результативность в исследовательских конкурсах и проектах на различных уровнях. Эксперимент играет важную роль и в экологическом воспитании.

Безусловно, применение на уроках экспериментально-исследовательской деятельности формирует мотивацию учащихся к изучению химии и другим предметам естественно-научного цикла, что позитивно сказывается на результатах обучения. Подводя итог, хочу сказать, что химический эксперимент повышает интерес к химии, способствует развитию самостоятельности, развивает критическое мышление.

Реализация опыта моей работы логично представить в виде следующей информационной карты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ





  1. Демина Е.В., Панфилова Л.В., Гиренкова Л.К. Химия в быту: Учебно-методическое пособие. Самара: СГПУ, 2006. 216 с.

  2. https://infourok.ru/dlya-urokov-himii-viskazivaniya-velikiy-lyudey-o-himii-738347.html.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!