Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад «Ягодка»
Утверждаю
Заведующая д/с «Ягодка»
Наумова Е.Е.________________
План работы по самообразованию
Тема: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников»
2021-2022 учебный год
(средняя группа)
Воспитатель:
Сергеева Елена Андреевна
Большемурашкинский район
Р.п. Большое Мурашкино
2021 год
ВВЕДЕНИЕ
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: высоко - низко – далеко - близко, мягкий - твёрдый – тёплый - холодный и прочее). В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков).
Исследовательская деятельность дошкольников включает следующие этапы:
- выделение и постановка проблемы;
- поиск и предложение возможных вариантов решений (гипотеза);
- сбор материала;
- обобщение полученных данных, формулировка выводов.
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, формирование познавательной активности, любознательности, умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
создавать условия для исследовательской активности детей;
поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность;
углублять знания детей об окружающих их объектах природы и природных явлениях;
развить умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни;
развивать познавательный интерес к природе, речь, мышление, память, умение формулировать выводы, математические умения, способствовать развитию понимания правильной картины мира;
воспитывать аккуратность, умение слушать взрослого, терпение, бережное отношение ко всему живому.
Принципы работы:
работа небольшими группами;
создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;
включение игровых упражнений;
активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
выполнение нетрадиционных заданий;
решение проблемных ситуаций;
моделирование и анализ заданных ситуаций;
показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
вопросы к детям.
Ожидаемый результат:
В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:
представления о свойствах веществ;
умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования;
навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать;
расширять знания об объектах и их свойствах.
План работы на 2021-2022 учебный год
Срок: 1 год.
Условия реализации: В группе «Ромашки» - среднего возраста (4-5 лет).
I этап Подготовительный | | | |
Сроки | Форма работы | Практические выходы | Работа с родителя | | | |
Сентябрь | 1. Составление плана работы по самообразованию. | Наличие плана работы по самообразованию | 1.Анкетирование родителей на тему: ««Ваше отношение к детскому экспериментированию». | | | |
2. Изучение литературы по выбранной теме самообразования, сбор материалов для последующей работы по самообразованию. | 1. Дыбина О. В «Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа. Для занятий с детьми 4-5 лет Издательство МОЗАИКА- СИНТЕЗ Москва, 2014г. 2. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. | | | |
3.Анкетирование родителей. | Проведение анкетирования родителей. | | | |
Октябрь | 1. Консультации для родителей. | Проведение консультации для родителей. | 1.Консультации для родителей «Экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Маленькими шагами в прекрасный мир!». 2. «Рекомендация для родителей на тему: «Экспериментировать – это здорово!» | | | |
2. Проведение экспериментов с детьми: «Волшебница вода»: - «Какие свойства у воды?»; - “Делаем облако”, | Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования Дополнение развивающей среды: оснащение мини – лаборатории необходимыми материалами для проведения опытов. | | | |
II этап Основной | | | |
Ноябрь | 1.Формирование картотеки | Наличие картотеки | 1. Консультация для родителей на тему: «Экспериментируйте с детьми дома» 2. Консультация для родителей на тему: «Требования к проведению наблюдений» | | | |
2.Продолжать изучение литературы по заданной тематике. | 1. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова – М.: ТЦ «Сфера», 2004. 2. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 . | | | |
3. Проведение экспериментов с детьми: - “Есть ли у воды вкус?”, - «Тонет, не тонет.” - “Чудесные спички” | Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования | | | |
Декабрь | 1. Оформление и пополнение уголка юного исследователя. | Изготовление и пополнение атрибутов для детского экспериментирования (Фартуки, перчатки, клеенка, лупа, меры: длинны, величины, объема; набор образцов: тканей, бумаги, круп, и т.д.) | 1. Памятка для родителей на тему: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома» 2. «Адвент – календаря» по теме: «Твори добро» с «Домашними заданиями» для родителей. | | | |
2.Проведение занятия по теме: - «Удивительные свойства воздуха»; | Наличие конспекта и атрибутов для детского экспериментирования. | | | |
3. Проведение экспериментов с детьми:- «Мы дышим воздухом»: - «Сколько весит воздух?» -« Можно ли поймать воздух?» -« Может ли воздух быть сильным? | Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования. Пополнение картотеки экспериментов и опытов в неживой природе. | | | |
Январь | 1.Знакомство с серией пособий М. Султановой «Простые опыты» (С воздухом, с водой, с бумагой) | Пополнение «Адвент – календаря» по теме: «Твори добро» с «Домашними заданиями» для родителей. | 1.Консультация для родителей на тему: «Экспериментирование с детьми дома» (снег, вода) 2.Памятка для родителей на тему: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома» 3.«Домашние задания» для родителей по изготовлению фотографий на тему: «Мы проводим эксперимент» | | | |
Проведение с детьми НОД на тему: «Почему растаяла снежинка» | Наличие конспекта и атрибутов для детского экспериментирования. | | | |
2. Проведение экспериментов с детьми: - «Воздух: как можно его увидеть и почувствовать». - «Узнай все о себе, воздушный шарик»; - «Бывает ли воздуху холодно» - «Упрямый воздух»; | Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования | | | |
Февраль | 1.Консультация для воспитателей по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду». | Выступление на педсовете с консультацией на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду» | 1.Создание фотоколлажа: «Мы экспериментируем». 2.Памятка для родителей на тему: «Чего нельзя и что нужно делать». (Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию) | | | |
2.Проведение экспериментов с детьми: - «Мир бумаги, её свойства»; - «Можно ли склеить бумагу водой»; - « Цветы лотоса», | Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования. | | | |
3. Обновление уголка детского экспериментирования. | Презентация уголка | | | |
Март | 1. Продолжать изучение литературы по заданной тематике. | 1. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995г. 2.Изучение пособия Е. В. Лосевой: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности у дошкольников». 3. Изучение пособия Тугушевой Г. П., Чистяковой А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Методическое пособие. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2007 | 1.Предложить родителям изготовить книжку-малышку на тему: «Забавные эксперименты». 2. Консультация: «Значение детского экспериментирования для психического развития». | | | |
2.Консультация для родителей. | Проведение консультации для родителей. | | | |
3. Проведение экспериментов с детьми: - «В мире стекла»; «Таинственные стекла», «Знакомство с лупой», «Солнечные зайчики. | Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования | | | |
4. Проведение НОД по теме: «Жизнь растений. Растение – живой организм» (Выявить значение тепла, влаги и света для роста растений; уточнить представление о строении боба (фасоль, горох); определить алгоритм деятельности по посадке растения; установить, как растение ищет свет; выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растения) | | | |
Апрель | 1. - «Мы – фокусник» (выявить материалы, взаимодействующие с магнитами); - «Почему все падает на землю?» «В мире пластмассы»; «Могут ли животные жить в земле?» | Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования | 1.Оформление папки «Мои открытия». 2.Конкурс «Удивительный эксперимент» среди родителей на самый интересный опыт для дошкольников. | | | |
2. Консультация для родителей. | Проведение консультации для родителей. | 3.Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». | | | |
III этап Итоговый (Практический выход) | | | Оформление папки «Мои открытия». |
Май | 1. Пополнение картотеки «Развитие познавательного интереса у детей среднего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире. | Изготовление картотеки | 1.Родительское собрание на тему: Показ презентации «Юные экспериментаторы». | | | |
2. Отчет на педсовете по теме самообразования «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира». | Наличие отчета и презентации | | | |
Список литературы
Дыбина О. В «Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа
Для занятий с детьми 4-5 лет Издательство МОЗАИКА- СИНТЕЗ Москва, 2014г.
Дыбина О. В «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
Иванова А. И. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
Систематическое изучение статей на данную тему в журналах «Воспитатель», «Обруч», «Дошкольное воспитание».
Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» – «Мозаика – Синтез», 2003 год.
М. Султанова: «Простые опыты с водой (с воздухом, с бумагой)».
Н. Е. Вераксы, О. Р. Галимов: «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников».
Е. А. Алябьева «Природа» (сказки и игры для детей).
С. Н. Николаева «Юный эколог» (для работы с детьми 3 – 5 лет).
Кайе В. А. «Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет». — М.: ТЦ «Сфера», 2008.
« Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008.
«Ребенок в мире поиска» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.
Менщикова Л. Н. «Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет» (из опыта работы). — Волгоград: Учитель, 2009.
Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» («Метод.рекомендации» издательство Арки 2005 год.
В. В. Москаленко «Опытно – экспериментальная деятельность».