СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  БЕСЕДА  ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА"

/разработана Н.И.Гуткиной/

Содержание экспериментальной беседы определено характерными особенностями "внутренней позиции школьника", выявленными в экспериментальных работах по ее изучению. Так, сформированность "внутренней позиции школьника" своеобразно проявляется в игре в школу: дети предпочитают роль ученика,  а не учителя и хотят, чтобы все содержа­ние игры сводилось к реальной учебной деятельности /письмо, чтение, решение примеров и т.д./. Наоборот, в случае несформированности этого образования дети предпочитают в игре в школу роль учителя, а не ученика, а также вместо конкретной учебной деятельности - игру в перемены, разыгрывание прихода и ухода из школы и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника.»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  БЕСЕДА  ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА"

/разработана Н.И.Гуткиной/

Содержание экспериментальной беседы определено характерными особенностями "внутренней позиции школьника", выявленными в экспериментальных работах по ее изучению. Так, сформированность "внутренней позиции школьника" своеобразно проявляется в игре в школу: дети предпочитают роль ученика,  а не учителя и хотят, чтобы все содержа­ние игры сводилось к реальной учебной деятельности /письмо, чтение, решение примеров и т.д./. Наоборот, в случае несформированности этого образования дети предпочитают в игре в школу роль учителя, а не ученика, а также вместо конкретной учебной деятельности - игру в перемены, разыгрывание прихода и ухода из школы и т.д.

Беседа состоит из 12 вопросов /см. Приложение 3-а, Ключевыми являютcя вопросы 2-8, 10-12.

Вопросы № I и № 9 не являются ключевыми, т.к. на них практичес­ки все дети отвечают утвердительно, а потому они не являются инфор­мативными.

Если ребенок хочет в школу, то, как правило, он отвечает на  вопрос № 2 -несогласием еще на год остаться в детском саду или дома и наоборот.

Важно обратить внимание на то, как ребенок объясняет свое желание идти в школу, отвечая на вопрос №7. Часть детей говорит, что они хотят в школу, чтобы г научиться читать, писать и т.д. Но некото­рые ребята отвечают; 'Что они хотят пойти в школу, потому что надоело в детском саду или не хочется спать днем в детском саду и т.д., т.е. желание пойти в школу не связано с содержанием учебной деятельности или изменением социального статуса, ребенка.

Вопросы № 3, 4, 5, 6 направлены на выяснение познавательного интереса испытуемого, а также уровня его развития. О последнем дает некоторое представление ответ на вопрос 16 о любимых книгах.

Ответ на вопросы 8 дает представление о том, как ребенок отно­сится к трудностям в работе.

Если испытуемый еще не очень хочет стать учеником, то его впол­не устроит ситуация, предлагаемая ему в вопросе ii 10 и наоборот.

Если ребенок хочет учиться, то, как правило, в игре в школу он выбирает роль ученика,    объясняя   это желанием учиться /вопрос .№11/ и предпочитает, чтобы в игре урок был длиннее перемены, чтобы по­дольше на уроке заниматься учебной деятельностью /вопрос Ж2/. Если же ребенок еще не очень хочет учиться, то соответственно выби­рается роль учителя, и предпочтение отдается перемене.

Анализ ответов на вопросы показывает сформированность /+/ или несформированность /-/ "внутренней позиции школьника. В неясных слу­чаях ставится знак "-".  В Приложении 3-6 даны примеры возможных от­ветов на ключевые вопросы в случае сформированной и несформированной "внутренней позиций школьника.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Экспериментальная беседа по выявлению "внутренней позиции школьника" 

1.      Ты хочешь идти в школу?

2.      Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?

3.      Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду?

4.      Почему?

5.      Ты любишь, когда тебе читают книжки?

6.      Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?

7.      Какие у тебя любимые книжки?

8.      Почему ты хочешь идти в школу?

9.      Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не по­лучается или бросаешь ее?

10.  Тебе нравятся школьные принадлежности?

11.  Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то тебя это устроит? Почему?

12.  Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Почему?

13.  В игре в школу, что тебе хочется, чтобы было длиннее: урок или перемена? Почему?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3-б

Примеры сформированной "внутренней позиции школьника" 

Мальчик (7 лет 3 месяца)

3. Математика.

7. Чтобы получить образование.

10. Не устроит. Я не хочу быть глупым.

11. Учеником, как в школе. Задают уроки.

12. Урок. Когда мы в саду играем в школу, там нет вообще перемены.

Девочка (6 лет 4 месяца)

7. В школе много учатся.

10.   Нет,   некому заниматься.

11.   Ученицей,  потому что ученица учится.

12.   Урок.   Я бы больше научилась.

Примеры несформированной ''внутренней позиции школьника" 

Девочка (7 лет 6 месяцев)

7.   В школе интересно,  потому что не надо спать.

11.   Учителем.   Учитель задает вопросы.

12.   Перемена.    Можно что-нибудь поделать, а на уроке только зани­маешься.

Девочка (6_ лет 9 месяцев)

1.   Нет.

2.   Да.

7. Не хочу идти в школу.

10.  Устроит. Хорошо играть со школьными принадлежностями.

11.  Учителем.  Учителем легче быть, чем учеником. Учитель задает вопросы, а ученик должен отвечать.

12.  Перемена. Потому что можно больше играть.

Девочка (6 лет 4 месяца)

2.   Да.

6.   У меня любимых книжек нет.   Есть любимые куклы.

3.    Бросаю и начинаю сначала.

10.   Да,  потому что дома школа - это интересно.

11.   Ученицей.     Нет,   скорее всего учительницей,   потому что учитель учит.

12.   Перемена,  потому что на перемене играют.