СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экспериментальная деятельность "Мультимедийный проект как деятельностный кампонент образовательного процесса при изучении литературы"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьная экпериментальная площадка "?Мультимедийный проект как деятельностный компонент образовательного процесса при изучении литературы"

Цель:?Выяснить и анализировать роль использования мультимедийных технологий на уроках биологии и литературы в общеобразовательной школе.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический метериал»

Дидактический материал.


Дорогие ребята!


Прежде чем начать свое исследование, познакомьтесь с дидактическими материалами, которые вам помогут в вашем поиске.

Будьте упорны, смело идите к цели, и уверена – у вас все получится.

Желаю удачи!


Об А. С. Пушкине.

И.С. Тургенев. РЕЧЬ ПО ПОВОДУ ОТКРЫТИЯ ПАМЯТНИКА А.С. ПУШКИНУ В МОСКВЕ /Отрывки/.

Пушкин был первым русским художником-поэтом. Художество, принимая это слово в том обширном смысле, который включает в его область и поэзию, - художество как воспроизведение, воплощение идеалов, лежащих в основах народной жизни и определяющих его духовную и нравственную физиономию, - составляет одно из коренных свойств человека. Но только тогда, когда творческою силою избранников народ достигает сознательно-полного, своеобразного выражения своего искусства, своей поэзии - он тем самым заявляет свое окончательное право на собственное место в истории; он получает свой духовный облик и свой голос - он вступает в братство с другими, признавшими его народами. Недаром же Греция называется родиной Гомера, Германия - Гёте, Англия - Шекспира.

Именно: русский! Самая сущность, все свойства его поэзии совпадают со свойствами, сущностью нашего народа. Не говоря уже о мужественной прелести, силе и ясности его языка.

Искусство народа - его живая, личная душа, его мысль, его язык в высшем значении слова; достигнув своего полного выражения, оно становится достоянием всего человечества даже больше, чем наука, именно потому, что оно - звучащая, человеческая, мыслящая душа, и душа неумирающая, ибо может пережить физическое существование своего тела, своего народа.

Как бы то ни было, заслуги Пушкина перед Россией велики и достойны народной признательности. Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого; он отозвался типическими образами, бессмертными звуками на все веяния русской жизни.

И как о Шекспире было сказано, что всякий, вновь выучившийся грамоте, неизбежно становится его новым чтецом - так и мы будем надеяться, что всякий наш потомок, с любовью остановившийся перед изваянием Пушкина и понимающий значение этой любви, тем самым докажет, что он, подобно Пушкину, стал более русским и более образованным, более свободным человеком!

И. Ильин. ПРОРОЧЕСКОЕ ПРИЗВАНИЕ ПУШКИНА /Отрывки/.

Пушкин был живым средоточием русского духа, его истории, его путей, его проблем, его здоровых сил и его больных узлов. И подобно тому, как Шекспир в "Юлии Цезаре" остается гениальным англичанином; а Гете в "Ифигении" говорит, как гениальный германец; и Дон-Жуан Байрона никогда не был испанцем, - так и у гениального Пушкина: и Скупой Рыцарь, и Анджело, и Сальери, и Жуан, и все, по имени чужестранное или по обличию "напоминающее" Европу, - есть русское, национальное, гениально-творческое видение, узренное в просторах общечеловеческой тематики. Ибо гений творит из глубины национального духовного опыта, творит, а не заимствует и не подражает. За иноземными именами, костюмами и всяческими "сходствами" парит, цветет, страдает и ликует национальный дух народа.

Пушкин есть чудеснейшее, целостное и победное цветение русскости. А призвание его состояло в том, чтобы принять душу русского человека во всей ее глубине, во всем ее объеме и оформить, прекрасно оформить ее, а вместе с нею - и Россию. Таково было великое задание Пушкина: принять русскую душу во всех ее исторически и национально сложившихся трудностях, узлах и страстях; и найти, выносить, выстрадать, осуществить и показать всей России - достойный ее творческий путь, преодолевающий эти трудности, развязывающий эти узлы, вдохновенно облагораживающий и оформляющий эти страсти.

Пушкину была дана русская страсть, чтобы он показал, сколь чиста, победна и значительна она может быть и бывает, когда она предается боговдохновенным путям.

Пушкину был дан русский ум, чтобы он показал, к какой безошибочной предметности, к какой сверкающей очевидности он бывает способен, когда он несом сосредоточенным созерцанием, благородною волею и всевнемлющей, всеотверстой, духовно свободной душой...

Словом, Пушкин не идеализировал русский строй и русский быт. Но, имея русскую душу, он из самой глубины ее начал вслушиваться в душу русского народа и узнавать ее глубину в себе, а свою глубину в ней. Для этого он имел две возможности: непосредственное общение с народом и изучение русской истории. Эта внутренняя, жизненно-душевная свобода выражается в чертах, свойственных русскому характеру и русскому общественному укладу. Таковы эти черты: душевного простора, созерцательности, творческой легкости, страстной силы, склонности к дерзновению, опьянения мечтою, щедрости и расточительности, и, наконец, это искусство прожигать быт смехом и побеждать страдание юмором.

Эти национально-русские черты таят в себе великие возможности и немалые опасности. В них расцвел талант и гений Пушкина. И, расцветши в них, - он ими овладел, их наполнил, оформил и освятил. И именно поэтому он стал русским национальным воспитателем и предвозвестителем.




Составляющие художественного произведения.




Тема Речь персонажей

Проблематика Форма Худ. речь

Содержание

Идея Лексика и стилистика

Художественное

Сюжет произведение Тропы


Персонажи Синтаксис


Деталь, Темпоритм

пейзаж,

интерьер

Особенности русского менталитета.



















































Был ли знаком А. С. Пушкин с творчеством

У. Шекспира?


  • Познакомьтесь с письмами и статьями А. С. Пушкина и установите факт знакомства поэта с творчеством У. Шекспира.

  • Изучите комментарии к произведениям А. С. Пушкина и выясните, какие произведения У. Шекспира нашли отражение в творчестве

А. С. Пушкина.

  • Сделайте выводы об отношении А. С. Пушкина к творчеству

У. Шекспира.

  • Результаты исследования оформите в виде буклета.



Отражается ли национальность литературы

в форме произведения?


  • Познакомьтесь с трагедией А. С. Пушкина «Борис Годунов» и трагедией У. Шекспира «Генрих ΙV».

  • Сравните структуру этих произведений и их ритмическую организацию.

  • Сопоставьте сцену прощания царя Бориса с царевичем Федором и сцену прощания короля Генриха ΙV с принцем Генрихом.

  • Сделайте выводы о сходстве и различии художественной формы трагедий.

  • Результаты исследования оформите в презентацию.







Носят ли сюжет и характеры национальные

черты?


  • Познакомьтесь с комедией У. Шекспира «Мера за меру» и с поэмой

А. С. Пушкина «Анджело».

  • Сопоставьте сюжеты произведений.

  • Сравните характеры героев и отношения между ними.

  • Сделайте выводы о сходстве и различиях в сюжете и характерах героев, определите их причины.



  • Результаты исследования оформите в презентацию.







Правила работы с информационными

источниками.

  1. Не увлекайся конспектированием больших кусков текста, особенно в начале работы, Сначала посмотри как можно больше источников, чтобы оценить общий объем материала, сравнить подходы различных авторов. Выделить более ранние и фундаментальные труды, скорректировать план учебного исследования.

  2. Обязательно составляй и по необходимости корректируй подробный план исследования.

  3. Черновые записи делай с одной стороны листа, это поможет в оформлении результатов работы.

  4. Не забывай сразу же делать четкие ссылки на источники – иначе при оформлении чистового текста придется терять время на повторное просматривание книг с целью поиска той или иной фразы.

  5. Соблюдай этику цитирования – не выдавайте чужие фразы и мысли за свои!

  6. Помни: скаченный из Интернета реферат или диплом зачастую не самого блестящего студента – не есть выполненное исследование; такой реферат можно использовать для общего знакомства с темой и списком литературы по теме.

  7. Храни рабочий материал к исследованию в систематизированном виде, пользуйся папками, скрепками, маркерами, закладками и т. д.

  8. При оформлении чистового варианта исследования помечай использованные рабочие материалы.

  9. При работе на компьютере создавай резервные копии документов на дискетах! Практика показывает, что проблемы с компьютером возникают в самый неподходящий момент.






План оформления презентации.


Слайд 1. Проблема самостоятельного исследования.

Авторы.


Слайд 2. Цели и задачи исследования.


Слайд 3. Гипотеза исследования.


Слайд 4.Ход исследования.


Слайд 5 (или более). Результаты исследования.


Слайд 6. Выводы.


Слайд 7. Список использованных источников.



Желаю удачи и новых открытий!



Просмотр содержимого документа
«Документ Microsoft Office Word»

Национальность литературы.

(Пушкин и Шекспир как национальные поэты).



Данный проект направлен на формирование у учащихся умения проводить сопоставительный анализ литературных произведений, анализируя языковой материал, определять национальные черты в художественном произведении и особенности преломления в творчестве писателя традиций, сформированных мировой литературой.

Все это позволяет увидеть творчество отдельных писателей с позиций единого неразрывного мирового литературного процесса.

Проект рассчитан на учащихся 9 класса



Основополагающий вопрос: Как определить национальность литературы?

Просмотр содержимого презентации
«Школьная экспериментальная площадка»

Муниципальное образовательное учреждение Кошелихинская основная общеобразовательная школа

Муниципальное образовательное учреждение Кошелихинская основная общеобразовательная школа

Мультимедийный проект как деятельностный компонент образовательного процесса при изучении биологии Мультимедийный проект как деятельностный компонент образовательного процесса при изучении литературы
  • Мультимедийный проект как деятельностный компонент образовательного процесса при изучении биологии
  • Мультимедийный проект как деятельностный компонент образовательного процесса при изучении литературы
Программа по биологии под редакцией А.А. Плешакова, Н.И. Сонина для 6-11 классов. – М.: Дрофа, 2006г. Учебник. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Н.И. Сонин, 2009 г.  Программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 5-11 классов. – М.: Просвещение, 2006 г. Учебник Литература.9 класс. В.Я. Коровина, 2009 г.
  • Программа по биологии под редакцией А.А. Плешакова, Н.И. Сонина для 6-11 классов. – М.: Дрофа, 2006г.
  • Учебник. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Н.И. Сонин, 2009 г.
  • Программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 5-11 классов. – М.: Просвещение, 2006 г.
  • Учебник Литература.9 класс. В.Я. Коровина, 2009 г.
«Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» под ред. д-ра пед.наук Е.С. Полат, Москва, 2001 г. «Информационные технологии в учебном процессе», изд. «Учитель», сост. О.Н. Черненко, 2007 г. «Современные педагогические технологии», авт. Кукушкин В.С., изд. «Феникс», 2004 г. «Организация экспериментальной работы в образовательном учреждении», авт. Л.П. Макарова изд. «Учитель», 2008 г. «Методические рекомендации по повышению эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе ОУ», Л.А. Шевцова, изд. Н.Новгород Нижегородский гуманитарный центр, 2007 г.
  • «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» под ред. д-ра пед.наук Е.С. Полат, Москва, 2001 г.
  • «Информационные технологии в учебном процессе», изд. «Учитель», сост. О.Н. Черненко, 2007 г.
  • «Современные педагогические технологии», авт. Кукушкин В.С., изд. «Феникс», 2004 г.
  • «Организация экспериментальной работы в образовательном учреждении», авт. Л.П. Макарова изд. «Учитель», 2008 г.
  • «Методические рекомендации по повышению эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе ОУ», Л.А. Шевцова, изд. Н.Новгород Нижегородский гуманитарный центр, 2007 г.
Выяснить и анализировать роль использования мультимедийных технологий на уроках биологии и литературы в общеобразовательной школе.
  • Выяснить и анализировать роль использования мультимедийных технологий на уроках биологии и литературы в общеобразовательной школе.
Формирование навыков создания мультимедийных проектов позволяет развивать познавательную активность учащихся, учит работать с литературой, электронными учебниками, прививает навыки поиска информации в Интернете, развивает их творческую самостоятельность, умение обобщать результаты полученных исследований и рассказывать о них.
  • Формирование навыков создания мультимедийных проектов позволяет развивать познавательную активность учащихся, учит работать с литературой, электронными учебниками, прививает навыки поиска информации в Интернете, развивает их творческую самостоятельность, умение обобщать результаты полученных исследований и рассказывать о них.
7 класс – учитель биологии и химии Кочеткова М.Н. 9 класс – учитель русского языка и литературы Яшина А.Н.
  • 7 класс – учитель биологии и химии Кочеткова М.Н.
  • 9 класс – учитель русского языка и литературы Яшина А.Н.
      Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.
  •       Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.
В ходе реализации идей, подходов особое внимание уделяется развитию познавательной сферы ученика и собственной значимости и важности в выполнении общего дела на основе применения мультимедийных технологий.
  • В ходе реализации идей, подходов особое внимание уделяется развитию познавательной сферы ученика и собственной значимости и важности в выполнении общего дела на основе применения мультимедийных технологий.
Цель проектной деятельности – разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся, получающие возможность самореализации. Проблемная ситуация создается с таким расчетом, что в ее решение вовлекаются различные способности учеников: аналитические, художественные, музыкальные, артистические, коммуникативные, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребенка можно попросту не заметить.
  • Цель проектной деятельности – разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся, получающие возможность самореализации. Проблемная ситуация создается с таким расчетом, что в ее решение вовлекаются различные способности учеников: аналитические, художественные, музыкальные, артистические, коммуникативные, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребенка можно попросту не заметить.
БИОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРА Использование словесных методов и приемов: Художественное чтение Эвристическая беседа Речевые упражнения Вчитывание Словарная работа Анализирование текста     Театрализация Практическая работа с текстом Наглядные методы и приемы, направленные на создание точных представлений об окружающем мире: Использование художественно-иллюстративного материала Мультимедийные материалы Натуральные объекты природы Модели Схемы Экскурсии Наблюдения и др. Практические методы и приемы, обеспечивающие мыслительную активность учащихся путем реализации деятельностного подхода, повышение эффективности образовательного процесса Моделирование Дидактическая игра Практическая работа с макетами, таблицами, иллюстрациями Изучить материалы учебника, статьи справочной литературы и интернет-ресурсов .
  • БИОЛОГИЯ
  • ЛИТЕРАТУРА

Использование словесных методов и приемов:

  • Художественное чтение
  • Эвристическая беседа
  • Речевые упражнения
  • Вчитывание
  • Словарная работа
  • Анализирование текста
  • Театрализация
  • Практическая работа с текстом

Наглядные методы и приемы, направленные на

создание точных представлений об окружающем мире:

  • Использование художественно-иллюстративного материала
  • Мультимедийные материалы
  • Натуральные объекты природы
  • Модели
  • Схемы
  • Экскурсии
  • Наблюдения и др.

Практические методы и приемы, обеспечивающие мыслительную активность учащихся путем реализации деятельностного подхода, повышение эффективности образовательного процесса

  • Моделирование
  • Дидактическая игра
  • Практическая работа с макетами, таблицами, иллюстрациями

Изучить материалы учебника, статьи справочной литературы и интернет-ресурсов .

  • Проанализировать структурировать и систематизировать полученную информацию
  • Определить направление исследовательской работы
  • Представить результаты исследовательской работы через создание презентации, буклета, статьи или устного сообщения
Посещение уроков Тестирование знаний материала Изучение читательского интереса школьников Контроль за выполнением проектов Итоговое анкетирование Изучение творческих работ
  • Посещение уроков
  • Тестирование знаний материала
  • Изучение читательского интереса школьников
  • Контроль за выполнением проектов
  • Итоговое анкетирование
  • Изучение творческих работ
7 КЛАСС 9 КЛАСС Знать: Знать: Фундаментальные понятия биологии Основные группы живых организмов, особенности их организации, многообразие и роль Основные области применения биологических знаний в практике Жанры литературы Автобиографии писателей Приемы работы над произведением Правила построения устного и письменного сообщения об авторе и его произведении Уметь: Уметь:

7 КЛАСС

9 КЛАСС

Знать:

Знать:

  • Фундаментальные понятия биологии
  • Основные группы живых организмов, особенности их организации, многообразие и роль
  • Основные области применения биологических знаний в практике
  • Жанры литературы
  • Автобиографии писателей
  • Приемы работы над произведением
  • Правила построения устного и письменного сообщения об авторе и его произведении

Уметь:

Уметь:

  • Анализировать и систематизировать полученный материал
  • Использовать интернет-ресурсы
  • Работать с учебной и научно-популярной литературой
  • Создавать мультимедийные презентации
  • Творчески представить свой проект
  • Анализировать и систематизировать полученный материал
  • В разных формах передавать свое отношение к прочитанному
  • Использовать интернет-ресурсы
  • Работать с учебной и научно-популярной литературой
  • Создавать мультимедийные презентации
  • Творчески представить свой проект
1. Создание проблемной ситуации, название проекта, постановка цели и задач, подбор материала; 2.Создание прототипа проекта (концептуальный замысел и практическое воплощение того, что должно быть); 3. Представление проекта (презентация); 4. Экспертиза созданного проекта.
  • 1. Создание проблемной ситуации, название проекта, постановка цели и задач, подбор материала;
  • 2.Создание прототипа проекта (концептуальный замысел и практическое воплощение того, что должно быть);
  • 3. Представление проекта (презентация);
  • 4. Экспертиза созданного проекта.
1 год На продолжение работы экспериментальной площадки повлияет итоговое анкетирование детей и родителей, успешное овладение детьми технологии создания мультимедийных проектов.

1 год

На продолжение работы экспериментальной площадки повлияет итоговое анкетирование детей и родителей, успешное овладение детьми технологии создания мультимедийных проектов.

Одним из негативных последствий работы над мультимедийными проектами является увеличение по времени объема работы за компьютером.
  • Одним из негативных последствий работы над мультимедийными проектами является увеличение по времени объема работы за компьютером.
Педагог – организатор: Кочеткова М.Н. - реализация программы курса биологии за 7 класс. Руководители эксперимента: Косихина И.П., Мурзина Т.Н. – отслеживание результатов эксперимента, корректировка, выводы. Члены совета: Игонина В.А. – зав.библиотекой, Баимбетова И.В. – родитель, Наумова Н.А. – учитель математики – отслеживание результатов, методическая помощь, организационная работа. Педагог – организатор:  Яшина А.Н. - реализация программы курса литературы за 9 класс. Руководители эксперимента: Косихина И.П., Мурзина Т.Н. – отслеживание результатов эксперимента, корректировка, выводы. Члены совета: Игонина В.А. – зав.библиотекой, Комиссарова О.Н. – родитель, Сундукова Г.В. – учитель начальных классов – отслеживание результатов, методическая помощь, организационная работа.
  • Педагог – организатор: Кочеткова М.Н. - реализация программы курса биологии за 7 класс.
  • Руководители эксперимента: Косихина И.П., Мурзина Т.Н. – отслеживание результатов эксперимента, корректировка, выводы.
  • Члены совета: Игонина В.А. – зав.библиотекой, Баимбетова И.В. – родитель, Наумова Н.А. – учитель математики – отслеживание результатов, методическая помощь, организационная работа.
  • Педагог – организатор:

Яшина А.Н. - реализация программы курса литературы за 9 класс.

  • Руководители эксперимента: Косихина И.П., Мурзина Т.Н. – отслеживание результатов эксперимента, корректировка, выводы.
  • Члены совета: Игонина В.А. – зав.библиотекой, Комиссарова О.Н. – родитель, Сундукова Г.В. – учитель начальных классов – отслеживание результатов, методическая помощь, организационная работа.
В целях компенсации возможных негативных последствий, перегрузок обучающихся проводить с детьми дополнительные физкультминутки, упражнения для глаз.
  • В целях компенсации возможных негативных последствий, перегрузок обучающихся проводить с детьми дополнительные физкультминутки, упражнения для глаз.
БИОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ЛИТЕРАТУРА

  • 7 класс – 4 обучающихся
  • 7 класс – 2 часа в неделю
  • 9 класс – 2 обучающихся
  • 9 класс – 3 часа в неделю

Просмотр содержимого презентации
«ученик 1»

Отражается ли национальность литературы в форме произведения? Учащийся 9 класса:  Деревцов Павел

Отражается ли национальность литературы в форме произведения?

Учащийся 9 класса:

Деревцов Павел

Цели и задачи исследования: Познакомиться с трагедией  А. С. Пушкина «Борис Годунов» и трагедией У. Шекспира «Генрих Ι V ».

Цели и задачи исследования:

  • Познакомиться с трагедией

А. С. Пушкина «Борис Годунов» и трагедией У. Шекспира «Генрих Ι V ».

  • Сравнить структуру этих произведений и ритмическую организацию.
  • Сопоставить сцену прощания царя Бориса с царевичем Федором и сцену прощания короля Генриха Ι V с принцем Генрихом.
  • Сделать выводы о сходстве и различии художественной формы трагедий.
Гипотеза исследования:  Если художественное произведение принадлежит перу национального поэта,  то в форме произведения отразятся национальные черты.

Гипотеза исследования:

Если художественное произведение принадлежит перу национального поэта,

то в форме произведения отразятся национальные черты.

Ход исследования:

Ход исследования:

  • Познакомились с трагедией А. С. Пушкина «Борис Годунов» и трагедией У. Шекспира «Генрих Ι V ».
  • Сравнили структуру этих произведений и ритмическую организацию.
  • Сопоставили сцену прощания царя Бориса с царевичем Федором и сцену прощания короля Генриха Ι V с принцем Генрихом.
  • Сделали выводы о сходстве и различии художественной формы трагедий.
Результаты исследования: Структура трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»  и трагедии У. Шекспира «Король Генрих Ι V »  Стих Стих + проза Проза

Результаты исследования:

Структура трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»

и трагедии У. Шекспира «Король Генрих Ι V »

Стих

Стих + проза

Проза

Стихотворный размер трагедий. А. С. Пушкин. Я подданным рожден, и умереть Мне подданным во мраке надлежало; Но я достиг верховной власти… чем? Не спрашивай. Довольно: ты невинен…  - / - / - / - / - /  - / - / - / - / - / -  - / - / - / - / - /  - / - / - / - / - / - Пятистопный белый ямб У. Шекспир. Бог ведает, какими, милый сын, Извилистыми, темными путями Достал корону я, как весь мой век Она мне лоб заботой тяжелила.  - / - / - / - / - /  - / - / - / - / - / -  - / - / - / - / - /  - / - / - / - / - / - Пятистопный белый ямб

Стихотворный размер трагедий.

А. С. Пушкин.

Я подданным рожден, и умереть

Мне подданным во мраке надлежало;

Но я достиг верховной власти… чем?

Не спрашивай. Довольно: ты невинен…

- / - / - / - / - /

- / - / - / - / - / -

- / - / - / - / - /

- / - / - / - / - / -

Пятистопный белый

ямб

У. Шекспир.

Бог ведает, какими, милый сын,

Извилистыми, темными путями

Достал корону я, как весь мой век

Она мне лоб заботой тяжелила.

- / - / - / - / - /

- / - / - / - / - / -

- / - / - / - / - /

- / - / - / - / - / -

Пятистопный белый ямб

Сцены прощания Бориса Годунова с царевичем Федором и короля Генриха Ι V с принцем Генрихом.

Умираю;

Обнимемся, прощай, мой сын: сейчас

Ты царствовать начнешь… о боже, боже!

Сейчас явлюсь перед тобой – и душу

Мне некогда очистить покаяньем.

Но чувствую – мой сын, ты мне дороже

Душевного спасенья… так и быть!

Я подданным рожден, и умереть

Мне подданным во мраке надлежало;

Но я достиг верховной власти… чем?

Не спрашивай. Довольно: ты невинен,

Ты царствовать теперь по праву станешь.

Я, я за все один отвечу Богу…

О милый сын, не обольщайся ложно,

Не ослепляй себя ты добровольно –

В дни бурные державу ты приемлешь:

Опасен он, сей чудный самозванец,

Он именем ужасным ополчен…

Я, с давних лет в правленье искушенный,

Мог удержать смятенье и мятеж;

Передо мной они дрожали в страхе;

Возвысить глас измена не дерзала.

Но ты, младой, неопытный властитель,

Как управлять ты будешь под грозой,

Тушить мятеж, опутывать измену?

Но Бог велик! Он умудряет юность,

Он слабости дарует силу…

/А. С. Пушкин/

Сядь поближе у кровати.

Я на прощанье дам тебе совет,

Последний мой совет , наверно, в жизни.

Бог ведает, какими милый сын,

Извилистыми, темными путями

Достал корону я, как весь мой век

Она мне лоб заботой тяжелила.

К тебе она спокойно перейдет,

Открыто и без споров, с большим правом.

Секрет того, благодаря чему

Я взял ее, я унесу в могилу.

Она казалась на моем челе

Захваченной насильно. То и дело

Напоминал мне после кто-нибудь,

Что и ему венчаньем я обязан.

Такие споры каждый день вели

К междоусобьям и кровопролитью,

И мир в стране был только мнимый мир.

Ты видел, я всегда держался с честью,

Но жизнь моя с начала до конца Явилась пьесою на эту тему,

И, верно, только смерть моя теперь

Изменит содержанье. Стало правом,

Что силой я когда-то захватил.

Ты мой прямой наследник. И однако,

Как твердо б ни стоял ты на ногах,

Шатка тебе оставленная почва.

/У. Шекспир/

Использование поэтами тропов.

Использование поэтами тропов.

Использование поэтами лексики.

Использование поэтами лексики.

Выводы: В результате выяснили, что структура трагедий А. С. Пушкина и У. Шекспира сходна: обе трагедии построены как чередование стихотворных и прозаических сцен приблизительно одинаковой амплитуды. Обе трагедии написаны пятистопным белым ямбом. Для создания образности и эмоциональности авторами используются тропы и лексические возможности языка. Причем в языке Пушкина эмоционально-окрашенных слов больше, что придает особую эмоциональность и силу речи героя. А также Александр Сергеевич вводит большое количество религиозной лексики. Это объясняется особенностями менталитета русского человека, включающего глубокую духовную веру. Что касается тропов, то Шекспир отдает предпочтение эпитетам и сравнениям, а Пушкин использует в большом количестве метафоры и олицетворения, так как для русского человека характерен культ природы.

Выводы:

В результате выяснили, что структура трагедий А. С. Пушкина и У. Шекспира сходна: обе трагедии построены как чередование стихотворных и прозаических сцен приблизительно одинаковой амплитуды. Обе трагедии написаны пятистопным белым ямбом.

Для создания образности и эмоциональности авторами используются тропы и лексические возможности языка. Причем в языке Пушкина эмоционально-окрашенных слов больше, что придает особую эмоциональность и силу речи героя. А также Александр Сергеевич вводит большое количество религиозной лексики. Это объясняется особенностями менталитета русского человека, включающего глубокую духовную веру. Что касается тропов, то Шекспир отдает предпочтение эпитетам и сравнениям, а Пушкин использует в большом количестве метафоры и олицетворения, так как для русского человека характерен культ природы.

Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась. В форме художественного произведения отражаются национальные черты, особенно в словесном выражении.

Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась. В форме художественного произведения отражаются национальные черты, особенно в словесном выражении.

Информационные источники:

Информационные источники:

  • А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. Том 4. Евгений Онегин. Драматические произведения. М.: Художественная литература, 1975.
  • В. Шекспир. Сочинения в 2 томах. Том 1. Комедии. Хроники. Трагедии. М.: Художественная литература, 1989.
  • Алексеев М. П. Пушкин и мировая литература. Л., 1987.
  • Шекспир и русская культура. (Под ред. Алексеева М. П.) М – Л, 1965.
  • http://www/gramota.ru/

Просмотр содержимого презентации
«ученик2»

Ученик 9 класса: Рогожин Андрей

Ученик 9 класса:

Рогожин Андрей

Цели и задачи исследования: Познакомиться с комедией У. Шекспира «Мера за меру» и с поэмой А. С. Пушкина «Анджело». Сопоставить сюжеты произведений. Сравнить характеры героев и отношения между ними. Сделать выводы о сходстве и  различиях, определить их  причины.

Цели и задачи исследования:

  • Познакомиться с комедией У. Шекспира «Мера за меру» и с поэмой А. С. Пушкина «Анджело».
  • Сопоставить сюжеты произведений.
  • Сравнить характеры героев и отношения между ними.
  • Сделать выводы о сходстве и

различиях, определить их

причины.

Гипотеза исследования: Если художественное произведение относится к национальной литературе, то в сюжете и характерах героев это найдет отражение.

Гипотеза исследования:

Если художественное произведение относится к национальной литературе, то в сюжете и характерах героев это найдет отражение.

Ход исследования:

Ход исследования:

  • Познакомились с комедией У. Шекспира «Мера за меру» и с поэмой А. С. Пушкина «Анджело».
  • Сопоставили сюжеты произведений.
  • Сравнили характеры героев и отношения между ними.
  • Сделали выводы о сходстве и различиях, определили их причины.

Результаты исследования:

Сюжетные ходы

У. Шекспир

Место действия

А. С. Пушкин

Вена

Отъезд герцога

«Не терпит отлагательств наш отъезд… Тебе писать мы будем, Как только время и дела позволят…»

Италия

Правление Анджело

«…Пустился странствовать, как древний паладин.»

«…кого на войну, кого в больницу, кого на виселицу, кого в долговое.»

Арест Клавдио

«…Я обручен с Джульеттой,

Но с ней до свадьбы ложе разделил.»

Луцио отправляется к сестре Клавдио Изабеле-послушнице

«На полных площадях, безмолвных от боязни,

По пятницам пошли разыгрываться казни…»

«И не любовницу, супругу в свет представить, Джульетту нежную успел он обольстить.»

«…чтоб попыталась Жестокого наместника смягчить

И упросить: в ней вся моя надежда.»

Разговор Анджело с Изабелой

«Спасти его, как только лишь отдать Сокровище девичьей красоты…»

«чтоб поспешила Она спасти меня, друзей бы упросила,

Иль даже бы пошла к наместнику сама.»

Свидание с братом

Замысел герцога

«Так лучше умереть скорее для тебя»

«…чтоб ты казнь брата искупила Своим падением…»

«Слыхали ли вы когда-нибудь о Мариане? На ней должен был жениться Анджело.» «Мы уговорим покинутую Мариану пойти вместо вас.»

«От гнева своего насилу охладела, И брата бедного простила, и опять, Лаская, начала страдальца утешать.»

Разоблачение

«Он был давно женат.» «Марьяна, только лишь настанет ночи мгла, К палатам Анджело идти должна была…»

«Тебе, Марьяна, радости желаю. – Да, Анджело, люби ее.» «Мою ты просьбу знаешь, Изабела!... И если только я тобой любим, Будь все мое – твоим, твое – моим.»

«И Дук его простил.»

Характеры героев: Анджело Шекспира Природу смирял трудом наукой  и постом Жестокий Строг и  безупречен Воздержанный Анджело Пушкина Обычаем суровый, угрюмый Бледнеющий в трудах, ученье и посте Вельможа злой, гнусные дела  творящий Жестокосердный Злодей Злобный человек, грешник Сердце в нем черно и полно мерзости

Характеры героев:

Анджело

Шекспира

Природу смирял

трудом наукой

и постом

Жестокий

Строг и

безупречен

Воздержанный

Анджело

Пушкина

Обычаем суровый,

угрюмый

Бледнеющий

в трудах, ученье

и посте

Вельможа злой,

гнусные дела

творящий

Жестокосердный

Злодей

Злобный человек,

грешник

Сердце в нем черно

и полно мерзости

Характеры героев: Изабела Шекспира Невинная Когда захочет, разумом и речью умеет убеждать Послушница Изабела Пушкина Послушница, полузатворница, отшельница В ней много искусства и ума И начала страдальца  утешать Чиста была душою, как эфир Бог дал ее речам уверечивость, сладость Как ангел, пожалела

Характеры героев:

Изабела

Шекспира

Невинная

Когда захочет, разумом

и речью умеет убеждать

Послушница

Изабела

Пушкина

Послушница,

полузатворница,

отшельница

В ней много

искусства и ума

И начала страдальца

утешать

Чиста была душою,

как эфир

Бог дал ее речам

уверечивость, сладость

Как ангел, пожалела

Мариана – жена Анджело Герцог не делает предложение Изабеле Анджело – злодей и грешник Изабела прощает и утешает брата Образ народа, народной молвы Герцог отправляется странствовать Антиномичность Вера, религиозность Милосердность, совестливость Общественный дух Странничество Результаты исследования:  Отличия сюжета и героев А. С. Пушкина.  Ментальные причины.

Мариана – жена Анджело

Герцог не делает

предложение Изабеле

Анджело – злодей и грешник

Изабела прощает и утешает брата

Образ народа, народной молвы

Герцог отправляется странствовать

Антиномичность

Вера, религиозность

Милосердность, совестливость

Общественный дух

Странничество

Результаты исследования:

Отличия сюжета и героев А. С. Пушкина.

Ментальные причины.

Выводы: В результате исследования установили, что взяв за основу комедию У. Шекспира, А. С. Пушкин написал поэму «Анджело». Шекспировский сюжет сохранен автором, но все-таки некоторые изменения внесены. Есть отличия и в характерах героев. Это связано с особенностями национального мировосприятия. Как писал русский литературовед И. Ильин, «и у гениального Пушкина: и Скупой Рыцарь, и Анджело, и Сальери, и Жуан, и все, по имени чужестранное или по обличию

Выводы:

В результате исследования установили, что взяв за основу комедию У. Шекспира, А. С. Пушкин написал поэму «Анджело». Шекспировский сюжет сохранен автором, но все-таки некоторые изменения внесены. Есть отличия и в характерах героев. Это связано с особенностями национального мировосприятия. Как писал русский литературовед И. Ильин, «и у гениального Пушкина: и Скупой Рыцарь, и Анджело, и Сальери, и Жуан, и все, по имени чужестранное или по обличию "напоминающее" Европу, - есть русское, национальное, гениально-творческое видение, узренное в просторах общечеловеческой тематики».

Таким образом, наша гипотеза оказалась правильной: национальность произведения отражается и в сюжете,

и в характерах героев.

Информационные источники:

Информационные источники:

  • А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. Том 3. Поэмы. Сказки. М.: Художественная литература, 1975.
  • У. Шекспир. Собрание сочинений в 10 томах. Том 4. Мера за меру. Зимняя сказка. М.: Мой мир, 2005.
  • Вильям Шекспир. К 400-летию со дня рождения. 1564 – 1964. Исследования и материалы. М., 1964. Алексеев М. П. Пушкин и мировая литература. Л., 1987.
  • Шекспир и русская культура. (Под ред. Алексеева М. П.) М – Л, 1965.
  • http://www.gramota.ru/
  • http://www.graphite.h1.ru

Просмотр содержимого презентации
«учитель»

Тема учебного проекта:  Пушкин и Шекспир как национальные  поэты. Творческое название: Национальность литературы.

Тема учебного проекта: Пушкин и Шекспир как национальные поэты.

Творческое название:

Национальность литературы.

Данный проект направлен на формирование у учащихся умения проводить сопоставительный анализ литературных произведений, анализируя языковой материал, определять национальные черты в художественном произведении и особенности преломления в творчестве писателя традиций, сформированных мировой литературой.  Все это позволяет увидеть творчество отдельных писателей с позиций единого неразрывного мирового литературного процесса.  Проект рассчитан на учащихся 10 класса (в рамках учебной темы). В процессе работы ученики овладевают навыками исследовательской деятельности, умением работать с различными информационными источниками, а также и навыками работы в команде над решением поставленной проблемы.

Данный проект направлен на формирование у учащихся умения проводить сопоставительный анализ литературных произведений, анализируя языковой материал, определять национальные черты в художественном произведении и особенности преломления в творчестве писателя традиций, сформированных мировой литературой. Все это позволяет увидеть творчество отдельных писателей с позиций единого неразрывного мирового литературного процесса. Проект рассчитан на учащихся 10 класса (в рамках учебной темы). В процессе работы ученики овладевают навыками исследовательской деятельности, умением работать с различными информационными источниками, а также и навыками работы в команде над решением поставленной проблемы.

Основополагающий вопрос:  Как определить национальность литературы? Вопрос учебной темы:  Какова связь творчества А. С. Пушкина с творчеством У. Шекспира?  Учебный предмет: литература ,  зарубежная литература. Участники: учащиеся 9 класса.

Основополагающий вопрос: Как определить национальность литературы?

Вопрос учебной темы:

Какова связь творчества

А. С. Пушкина с творчеством У. Шекспира?

Учебный предмет: литература ,

зарубежная литература.

Участники: учащиеся 9 класса.

Дидактические цели проекта: Развитие информационной культуры. Формирование исследовательских навыков учащихся. Формирование умения планировать и реализовывать проектную деятельность, работать в команде над решением единой проблемы.  Методические задачи:  Научить анализировать языковой материал, определять национальные черты в художественном произведении, проводить сопоставительный анализ литературных произведений, определять особенности преломления в творчестве писателя традиций, сформированных мировой литературой .

Дидактические цели проекта:

  • Развитие информационной культуры.
  • Формирование исследовательских навыков учащихся.
  • Формирование умения планировать и реализовывать проектную деятельность, работать в команде над решением единой проблемы.

Методические задачи:

Научить

  • анализировать языковой материал,
  • определять национальные черты в художественном произведении,
  • проводить сопоставительный анализ литературных произведений,
  • определять особенности преломления в творчестве писателя традиций, сформированных мировой литературой .

Проблемы самостоятельных исследований:

Проблемы самостоятельных исследований:

  • Был ли знаком А. С. Пушкин с творчеством У. Шекспира?
  • Отражается ли национальность литературы в форме произведения?
  • Носят ли сюжет и характеры национальные черты?
Этапы и сроки проведения проекта:

Этапы и сроки проведения проекта:

  • Введение учащихся в проблему и формулирование тем исследований учащихся – 1 урок, 10 мин.
  • Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем и определение формы предоставления результатов – 1 урок, 15 мин.
  • Обсуждение плана работы учащихся индивидуально и в группах – 1 урок, 15 мин.
  • Самостоятельная работа групп по выполнению задания – 2 урок.
  • Подготовка учащимися презентаций, буклета по отчету о проделанной работе – 3 урок.
  • Защита полученных результатов и выводов – 4 урок.
Учебно-методический пакет: Комплект методических материалов: Дидактический материал  Работы учащихся:

Учебно-методический пакет:

Комплект методических материалов:

  • Дидактический материал

Работы учащихся:

  • Презентация 1.
  • Презентация 2.
Выводы:  Данный проект помогает сформировать исследовательские навыки. Учащиеся научатся работать с различными информационными источниками, а также ставить проблему, искать пути ее решения, составлять индивидуальный план исследования, формулировать гипотезу, выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам учебного исследования, действовать самостоятельно, сравнивать полученное с требуемым, корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов, распределять задачи в группе, направленные на достижение общей цели, оформлять результаты своих исследований в виде различных схем, диаграмм, графиков .

Выводы:

Данный проект помогает сформировать исследовательские навыки. Учащиеся научатся работать с различными информационными источниками, а также ставить проблему, искать пути ее решения, составлять индивидуальный план исследования, формулировать гипотезу, выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам учебного исследования, действовать самостоятельно, сравнивать полученное с требуемым, корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов, распределять задачи в группе, направленные на достижение общей цели, оформлять результаты своих исследований в виде различных схем, диаграмм, графиков .

Список информационных источников:

Список информационных источников:

  • . А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. Том 4. Евгений Онегин. Драматические произведения. М.: Художественная литература, 1975.
  • А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. Том 3. Поэмы. Сказки. М.: Художественная литература, 1975.
  • В. Шекспир. Сочинения в 2 томах. Том 1. Комедии. Хроники. Трагедии. М.: Художественная литература, 1989.
  • У. Шекспир. Собрание сочинений в 10 томах. Том 4. Мера за меру. Зимняя сказка. М.: Мой мир, 2005.
  • Алексеев М. П. Пушкин и мировая литература. Л., 1987.
  • Шекспир и русская культура. (Под ред. Алексеева М. П.) М – Л, 1965.
  • Вильям Шекспир. К 400-летию со дня рождения. 1564 – 1964. Исследования и материалы. М., 1964. Алексеев М. П. Пушкин и мировая литература. Л., 1987.
  • http://www.gramota.ru/
  • http://www.graphite.h1.ru
  • http://gif.10000.ru/archiv/