СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экспериментальная работа на тему "Влияние подвижных игр на физическое развитие детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

экспериментальная работа о влиянии подвижных игр на физическое развитие детей

Просмотр содержимого документа
«Экспериментальная работа на тему "Влияние подвижных игр на физическое развитие детей"»

МБДОУ Лаишевский детский сад «Счастливый малыш»






«Влияние подвижных игр на физическое развитие детей»








Выполнила инструктор по физкультуре Козлова Евгения Александровна








СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3

1. Педагогические основы использования подвижных игр на уроках физической культуры 6

1.1. Общая характеристика подвижных игр 6

1.2. Влияние подвижных игр на развитие ребенка 8

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ДОУ 14

2.1 Организация и методы исследования 14

2.2. Конспект занятия физической культуры с использованием подвижных игр 18

3. Сравнительный анализ влияние подвижных игр на физическое развитие детей после эксперимента 22

Заключение 26

Список литературы 30

Приложение 32




Введение


Актуальность исследования. Игра - относительно самостоятельная деятельность детей и  взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе,  развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил. Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой  деятельности, в которых ярко выражена роль движений.

Для  подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на  преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели.

В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры,  подводящие к спортивной деятельности.

Коллективные подвижные игры - это игры, в которых одновременно участвуют как небольшие группы участников, так и целые классы или спортивные секции, а в некоторых случаях и значительно большее количество играющих.

Индивидуальные (одиночные) подвижные игры  обычно создаются и организуются детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменять их.

Игры, подводящие к спортивной деятельности, - это систематически организуемые подвижные игры, требующие  устойчивых условий проведения и способствующие успешному  овладению учащимися элементами спортивной техники и  простейшими тактическими действиями в отдельных видах спорта.

Проблема исследования: подвижные игры – важное средство воспитания, одно из самых любимых и полезных занятий детей в их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели.

Объект исследования: физическое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования – доказать, что подвижные игры являются наиболее эффективным средством формирования у детей физического развития.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть особенности сохранение здоровья детей дошкольного возраста в условиях физического воспитания.

  2. Проанализировать роль игры в развитии ребенка.

  3. Изучить влияние подвижных игр на физическое развития ребенка.

  4. Провести эмпирическое исследование влияния подвижных игр на физическое развитие ребенка.

Гипотеза нашей исследовательской работы предполагает, что  показатели физического развития будут выше, если с детьми осуществляется система подвижных игр.

Методы исследования

При проведении эксперимента применялись следующие методы:

- Анализ научно-методической литературы;

- Педагогический эксперимент.

Научная разработанность проблемы:

Источниковая база исследования: в последние годы в отечественной литературе появилось немало научных трудов, посвященных решению различных проблем воспитания дошкольников. Это объясняется тем, что целый ряд неблагоприятных социально-экономических изменений, которые произошли в нашей стране в конце двадцатого века, прежде всего, затронули подрастающее поколение и особенно детей дошкольного возраста. По мнению ряда ученых, в настоящее время возникли существенные противоречия между декларируемыми целями физического воспитания, физической подготовки подрастающего поколения и реальными возможностями государства их осуществления для каждого человека.

Практическая значимость исследования: полученные результаты в ходе исследования будут способствовать преподавателям физической культуры в совершенствовании физических качеств детей младшего школьного возраста.

Структура работы состоит из ведения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.






1. Педагогические основы использования подвижных игр на уроках физической культуры


1.1. Общая характеристика подвижных игр


Одним из самых оптимальных способов развить выносливость, ловкость, смекалку, координацию движений и двигательную активность у детей являются подвижные игры. Легкие или сложные, однообразные или разнообразные движения – это, в принципе, не так важно. Все они позволяют в игровой форме вовлечь в работу все мышцы малышей, тем самым способствуя их нормальному росту, развитию опорно-двигательного аппарата, формированию здоровой осанки, а также общему укреплению организма.

Большинство игр, известных сегодня, можно назвать народным достоянием, ведь они передаются из поколения в поколения и остаются такими же интересными и востребованными. Однако «копилочку» игр нужно периодически пополнять и новыми развлечениями, к счастью, таковых есть много.

Подвижные игры в помещении или на свежем воздухе одинаково полезны детям. Главное подбирать их в соответствии с возрастом малышей. Индивидуальные или групповые? И те, и другие являются хорошим методом физического воспитания. Однако польза от них немножко отличается.

Например, с помощью индивидуальных подвижных игр у деток можно выработать упорство, лидерские качества, здоровое желание быть лучше остальных, да и просто настоящий бойцовский характер. А вот посредством групповых игр ребята учатся взаимовыручке, товариществу и сплоченности. То есть, осознают, что означает дружный коллектив. Кроме того, любые игровые мероприятия для детей создают благоприятные условия для социальной адаптации их личности в будущем, которая пока только формируется.  Ну и не надо забывать, что подвижные игры просто разнообразны, увлекательны и чрезвычайно интересны. В них любят играть не только дети, но и многие взрослые [5, с.74].

Все подвижные игры подразделяются на несколько видов.

Традиционно их различают по: наличию (отсутствию) ведущего; количеству участников; элементам разметки пространства; специфике и степени интенсивности физической подготовки; наличию (отсутствию) инвентаря; общему сюжету; игровым наказаниям и прелюдиям; системе подсчета очков.

Согласно вышеперечисленным признакам подвижные игры можно разбить на несколько основных категорий:

  • игры-сцеплялки. Они характеризуются специфическим построением, которое сохраняется в течение всей игры; игры на реакцию (тут все и так понятно);

  • игры-перетягивания. Их можно назвать силовыми забавами, главная цель которых заключается в необходимости перетягивания противника тем или иным способом;

  • догонялки. Игровая механика подвижных игр такого рода одинакова – водящий должен коснуться убегающих игроков.

  • Игры-эстафеты также относятся к данной категории; поисковые игры. В них игровой процесс строится на поиске либо предметов, либо участников; спортивные игры. Основой для таких развлечений служат самые популярные виды спорта: хоккей, футбол и т.д.; игры с мячом. К этой категории можно отнести множество самых разнообразных подвижных игр; игры на меткость. Стрельбы по мишеням и прочие вариант «войнушек»; «прыгательные» игры. Для них можно использовать резинки, скакалки и прочий спортивный инвентарь. Это деление условное, ведь бывают такие забавы, которые подходят одновременно нескольким категориям.

К каждой конкретной игре прилагаются дополнительные описания, в которых оговариваются все моменты: место проведения, требуемый инвентарь, что развивает и прочее [11, с.78].

Жизнь каждого ребенка невозможно без различных забав, а тем более без подвижных игр.


1.2. Влияние подвижных игр на развитие ребенка


Игра — непременный спутник детства. Она дает возможность ребенку познать мир, учит общению, способствует физическому развитию, обогащает интеллектуально, создает жизненный положительный эмоциональный фон. Для детей каждая встреча с игрой — это праздник. А вот будет ли этот праздник ярким и веселым, зависит от педагога, организатора, их профессиональной подготовленности, эрудиции, компетентности, от того, насколько будет проявлена инициатива и творчество с их стороны. Всё это, безусловно, является условиями того, чтобы ребенок рос физически развитым, здоровым, жизнерадостным, чтобы ценности физической культуры, занятия физическими упражнениями и массовый спорт стали его повседневной потребностью.

В соответствии с требованиями программы по физической культуре общеобразовательного учреждения, подвижные игры рекомендуется проводить в сочетании с гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, туризмом для успешного решения комплекса образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.

Образовательные задачи подвижной игры предполагают совершенствование и закрепление навыков естественных движений в беге, прыжках, метаниях, а также умений, приобретенных на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми и туризмом.

Воспитательные задачи подвижной игры способствуют развитию физических (быстроты, ловкости, силы, меткости, прыгучести, выносливости) и морально-волевых (смелости, честности, коллективизма) качеств ребенка [7, с.78].

Оздоровительные задачи определяют нормальное физическое развитие учащихся, укрепление их здоровья.

Подвижные игры на уроке физической культуры. Подвижные игры можно включать во все части урока. В подготовительную часть урока рекомендуется включать малоподвижные и несложные игры, способствующие организации внимания учащихся. В основной части урока используются игры с бегом на скорость, преодолением препятствий, прыжками, борьбой, лазанием. В заключительной части урока проводятся игры малой и средней подвижности, способствующие активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части урока.

Дети непоседливы, особенно школьники начальных классов. Естественная биологическая потребность растущего организма в активном движении составляет не менее двух часов ежедневно. В дошкольном возрасте дети удовлетворяют эту потребность достаточно полно. Придя в школу, будучи вовлеченными в строго регламентированный процесс обучения, 85—90 процентов времени проводя за партой, дети безусловно страдают от недостатка физической нагрузки. В результате малоподвижный образ жизни школьника приводит к гиподинамии, что создает предпосылки для появления различных заболеваний.

Педагогической наукой доказано, что в дни проведения урока по физической культуре, дефицит двигательной активности школьников составляет в среднем 40 процентов (в остальные дни — 80). Отсюда следует, что проведение уроков физической культуры не позволяет полностью обеспечить потребность детей в движении. До 22 процентов этой потребности дети восполняют самостоятельно, часто за счет детской подвижности. Поэтому во многих школах, где не найдены эффективные формы и средства удовлетворения жизненно необходимых потребностей детей в физической нагрузке, «феномен непоседливости» достигает максимального уровня. Так, из общего числа отвлекающихся от темы, уроков 85 процентов приходится на школьников, пассивно отдыхающих на перемене.

Подвижные игры на перемене являются средством снятия утомляемости, подготовки учащегося к следующему уроку. Статистика более чем убедительно говорит в пользу ребячьих игр на переменах, даже если они на некоторое время нарушают спокойствие в школе.

Многочисленные исследования ученых позволили найти оптимальный режим физических нагрузок на большой перемене. Нагрузки эти должны быть на уровне малой и средней интенсивности, не вызывать значительной утомляемости детей. Игры повышенной интенсивности, сильно возбуждающие детей при незначительной продолжительности перемены, приносят в класс остаточные явления: возбужденность, несобранность, а значит, снижают тематическую работоспособность ученика на уроке [10, с.36].

Подбор игр необходимо соотносить и с возрастом детей. Если младшие школьники вполне удовлетворяются незатейливой групповой игрой, то для семиклассника, например, безусловно интереснее принять участие в игровом упражнении, где можно показать силу, ловкость, определенное мастерство. В целом игры на перемене, как правило, предельно просты. Им не следует придавать характер урока физической культуры с обязательным соблюдением соответствующих нормативных требований. Это сковывает инициативу ребят, особенно робких и нерешительных. Необходимо дать детям возможность проявить себя во всём многообразии детской двигательной активности [19, с.56].

Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, характерная особенность которой – комплексное воздействия на организм и личность ребенка.

Функции игры:

- социокультурная;

- коммуникативная;

- диагностическая;

- игротерапевтическая и коррекционная;

- развлекательная.

П. Ф. Лесгафт считал, что игра – это упражнение, с которого ребенок готовится к жизни. Игра – сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Хорошо подобранная и правильно руководимая, игра – сильное средство воспитания детей дошкольного возраста. Сила воздействия ее на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок, он способен приложить максимум усилий и быть очень исполнительным. Я. А. Коменский требовал старательного подбора игр с учетом их воспитательной ценности, такого, чтобы одновременно с развитием движений они воспитывали честность, любовь к порядку, мужество и дружеские отношения в детском коллективе.

Под яркой, забавной, привлекательной формой игр скрывается немало педагогических возможностей, которые проявляются через функции игры.

Социокультурная функция

Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра – средство социализации ребенка. В то же время она – своеобразная «школа морали», по выражению Д. Б. Эльконина. С. Л. Рубинштейн считал, что игру ребенка можно сравнить лишь с очарованием высших форм творчества. Играя, ребенок обретает пространство – физическое, эмоциональное, социальное. У негформируется комплекс «самости» - самовыражения, самоконтроля, самореализации, самоопределения, самореабилитации [17, с.70].

Коммуникативная функция

Игра невозможна без общения, которое становится ее основным энергетическим источником. Она объединяет больших и маленьких, помогает им найти общий язык, является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слушать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребенок учится понимать и уважать других.

Диагностическая функция

Игра помогает определить отклонения в поведении ребенка. Например, играя, ребенок нарушит правила или в ответственный момент выйдет из игры. Это должно насторожить взрослого, заставить пристальнее понаблюдать, найти причину возникших отклонений. В игре ребенок может сам диагностировать свои силы, возможности, личностные качества, т. е. игра побуждает ребенка к самопознанию.

Игротерапевтическая и коррекционная функции

В большинстве случаев игры призваны помочь взрослому гармонизировать психическое развитие детей и предотвратить отклонения, разрешить неизбежные конфликты в детской душе до их возможного перерождения в установившиеся комплексы. Игра как палочка – выручалочка защищает неокрепшую детскую психику от напора ежедневных переживаний. Так, установлено положительное

влияние подвижных игр не только на развитие физических качеств, но и на формирование структурных единиц психики:

- памяти – слуховой, моторно – слуховой, зрительной;

- воображения – творческого, воссоздающего, а также оригинальности решения задач;

- восприятия – степени развития наблюдательности, объема и адекватности воспроизведения;

- наглядно – образного и логического мышления – способности к анализу, сравнению и обобщению;

произвольного внимания и таких его свойств, как переключение, распределение и устойчивость.

Развлекательная функция

Во многих играх по ходу развития сюжета играющие совершают реальные и символические действия, недопустимые в обычной жизни, с точки зрения общественных норм. Когда игра доходит до этих норм, веселье так и брызжет, поскольку она позволяет хотя бы иногда вести себя так, как хочется, нарушать запреты. Игры сопровождаются громкими криками, смехом. Топаньем, толканием, резкими движениями, быстрым бегом. В игре ребенок никогда не устает. Ему радостно и комфортно. Она создает защитные механизмы, осуществляется мощная психоэмоциональная разрядка, в результате которой возникают положительные эмоции.

Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, развивающим физические и умственные качества, правила поведения, этические ценности [16, с.70].

Важна роль подвижных игр для умственного развития: дети учатся действовать в соответствии с правилами, запоминают их, усваивают смысл игры, учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, познают окружающий мир. В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия, мышление, воображение, формируются социальные качества.

Подвижная игра готовит к труду: дети делают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

Подвижные игры являются средством формирования самооценки. Нормально развивающемуся ребенку свойственно положительное отношение к себе, уверенность в своих силах и самоощущение: «я – хороший».

Итак, подвижная игра доставляет ребенку много положительных эмоций.


2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ДОУ


2.1 Организация и методы исследования


Для достижения поставленной цели и реализации задач  мы провели исследование на базе ДОУ № 22.

Обследованы были дети старшего дошкольного возраста, группы №5 в количестве 21 человек.

Работая над теоретической частью,  мы пришли к выводу, что формирование физической развития ребенка будет зависеть  от систематической, плановой работы воспитателя. Поэтому, объединенными усилиями воспитателей и родителей можно сформировать  у детей хорошую физическую подготовку и устойчивый интерес к физической культуре.

Программа исследования:

Этап 1 Констатирующий эксперимент

Выявление уровня физического развития  детей

  • Наблюдение за детьми

  • Беседа с детьми

  • Статистическая обработка данных

Этап 2 Формирующий этап эксперимента

Этап 3 Контрольный эксперимент

  • Наблюдение за детьми

  • Беседа с детьми

  • Статистическая обработка данных

С целью выявления уровня физического развития мы провели исследование физической подготовки детей по следующим критериям, которые разработаны в исследованиях Антоновой Т.В. (программа «Истоки»)[20, с.189]:

Здоровье (А)

  1. Хочет ли заниматься интересными делами, умеет ли сам их находить.

  2. Стремится к контактам, проявляет доброжелательность в общении со взрослыми и сверстниками, адекватность в поведении, эмоциональная отзывчивость.

  3. Стремиться к освоению нового (получение информации, играм, способам действия с различными предметами)

Проявления в физическом развитии (Б)

  1. Сохраняет статическое равновесие (от 15 сек), стоя на линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги).

  2. Подбрасывает и ловит мяч двумя руками (от 10 раз)

  3. Прыгает в длину с места, приземляясь на обе ноги и не теряя равновесия.

  4. Бегает свободно, быстро и с удовольствием, пробегает со старта дистанцию 30 метров, ловко обегает встречающиеся предметы, не задевая их.

  5. Бросает теннисный мяч или любой маленький мячик, шишку, снежок и другой удобной рукой на 5-8 метров.

  6. Хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку.

  7. Cнижается частота заболеваний, они протекают сравнительно легко, без осложнений.

  8. Активен, хорошо ест и спит.

  9. Соблюдает правила личной гигиены, проявляет разумную осторожность в потенциально опасных ситуациях.

Оценку физической подготовленности мы рассматривали как целостный процесс, органически сочетающий в себе постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре. Важность наблюдений за двигательной деятельностью детей, как в процессе самостоятельной деятельности, так и в организованных формах работы объяснялась тем, что они позволяли отметить разнообразие видов и способов выполнения движений, учитывали особенности эмоционально — волевой и познавательной сфер развития. Также вели наблюдение за детьми малоподвижными, замкнутыми, отстающими в физическом развитии и, наоборот, за гиперактивными детьми, с повышенной возбудимостью. Этот анализ дал достаточно объективную информацию не только о двигательных умениях отдельных детей и группы.


Таблица 1 - Уровень развития физического развития




Уровни физической подготовки

№ п/п

Ф.И.О.

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

1.

Кузьмина Л.


1


2.

Осовик Л.

1



3.

Козырева С.

1



4.

Липунова М.



1

5.

Зимин Г.



1

6.

Кодух А.



1

7.

Плюхина С.



1

8.

Филькин Ю.


1


9.

Горбунова Н.



1

10.

Серебряков А.

1



11.

Зорина А.


1


12.

Ильясов Д.



1

13.

Кучербаев Ш.


1


14.

Иванов Г.



1

15.

Сергеева К.


1


16.

Кравченко И.



1

17.

Зайчикова Н.



1

18.

Гарифуллина З.



1

19.

Латыпова А.


1


20.

Дятлова С.


1


21.

Зарипова Г.



1


Мы проанализировали результаты и получили  данные:

19% — 4 детей имеют высокий уровень физической подготовки

31 %  — 7 детей имеют средний уровень,

а 50% — 10 детей имеют низкий уровень физической подготовки.

Результаты исследований представлены также на рис.1

Рисунок 1 Уровень физической подготовки детей


С целью выявления знаний детей о подвижных играх и их отношении к ним мы провели беседу с детьми. Детям были заданы вопросы:

  1. Какие подвижные игры ты знаешь?

  2. В какие игры можно играть на прогулке и в группе?

  3. В какие игры больше любишь играть?

  4. В какие игры вы играете дома?

  5. Как ты думаешь, в какие игры в школе можно играть и когда?

Проанализировав ответы, мы получили вот такие данные:

Все дети любят подвижные игры  и хотят играть.

Но только 3 (13%) детей знают много игр и играют и дома, и в детском саду. Шестеро детей (25%) предполагают, что на улице можно играть в подвижные игры, но им больше нравится играть в «Семью» или в «Дочки-матери».

Остальные двенадцать детей (62%)  затрудняются сказать, в какие игры и где можно играть.

Ответы детей  мы отразили в таблице 2 и на рисунке 2

Рисунок 2 - Результаты беседы с детьми


Безусловно, детей надо физически готовить, но не с помощью специальных занятий. Очень важно формировать физическую подготовку с помощью подвижных игр, т.к. они рассматриваются как важнейшее средство физического и всестороннего развития детей.

Таким образом, мы пришли к выводу, что детям для закрепления двигательных  умений и навыков недостаточно времени занятия и поэтому надо больше с детьми играть, т.к. в игре происходит закрепление и отработка полученных на занятии навыков.


2.2. Конспект занятия физической культуры с использованием подвижных игр


В процессе работы над темой исследования была проанализирована и обобщена литература по вопросу эффективности применения занятий подвижно – развивающими играми при занятиях физической культурой.

Анализ литературы представил влияние подвижных игр на комплексное развитие двигательных качеств и уровня физической подготовленности учащихся. Рассматривались вопросы о необходимости формирования навыков организации и проведения подвижно – развивающих игр при занятиях физической культурой, повышения физической подготовленности дошкольников, а также анализировать наиболее эффективные и широко применяемые на практике подвижно – развивающие игры (см. приложение А).

Одним из самых оптимальных способов развить выносливость, ловкость, смекалку, координацию движений и двигательную активность у детей являются подвижные игры.

Легкие или сложные, однообразные или разнообразные движения – это, в принципе, не так важно. Все они позволяют в игровой форме вовлечь в работу все мышцы малышей, тем самым способствуя их нормальному росту, развитию опорно-двигательного аппарата, формированию здоровой осанки, а также общему укреплению организма.

Большинство игр, известных сегодня, можно назвать народным достоянием, ведь они передаются из поколения в поколения и остаются такими же интересными и востребованными. Однако «копилочку» семейных игр нужно периодически пополнять и новыми развлечениями, к счастью, таковых есть много.

Подвижные игры в помещении или на свежем воздухе одинаково полезны детям. Главное подбирать их в соответствии с возрастом малышей. Индивидуальные или групповые? И те, и другие являются хорошим методом физического воспитания. Однако польза от них немножко отличается. Например, с помощью индивидуальных подвижных игр у деток можно выработать упорство, лидерские качества, здоровое желание быть лучше остальных, да и просто настоящий бойцовский характер.

А вот посредством групповых игр ребята учатся взаимовыручке, товариществу и сплоченности. То есть, осознают, что означает дружный коллектив. Кроме того, любые игровые мероприятия для детей создают благоприятные условия для социальной адаптации их личности в будущем, которая пока только формируется.  Ну и не надо забывать, что подвижные игры просто разнообразны, увлекательны и чрезвычайно интересны. В них любят играть не только дети, но и многие взрослые.

Все подвижные игры подразделяются на несколько видов. Традиционно их различают по: наличию (отсутствию) ведущего; количеству участников; элементам разметки пространства; специфике и степени интенсивности физической подготовки; наличию (отсутствию) инвентаря; общему сюжету; игровым наказаниям и прелюдиям; системе подсчета очков.

Согласно вышеперечисленным признакам подвижные игры можно разбить на несколько основных категорий:

- игры-сцеплялки. Они характеризуются специфическим построением, которое сохраняется в течение всей игры; игры на реакцию (тут все и так понятно);

- игры-перетягивания. Их можно назвать силовыми забавами, главная цель которых заключается в необходимости перетягивания противника тем или иным способом; догонялки. Игровая механика подвижных игр такого рода одинакова – водящий должен коснуться убегающих игроков.

- Игры-эстафеты также относятся к данной категории; поисковые игры. В них игровой процесс строится на поиске либо предметов, либо участников; спортивные игры. Основой для таких развлечений служат самые популярные виды спорта: хоккей, футбол и т.д.;

- игры с мячом. К этой категории можно отнести множество самых разнообразных подвижных игр; игры на меткость. Стрельбы по мишеням и прочие вариант «войнушек»;

- «прыгательные» игры. Для них можно использовать резинки, скакалки и прочий спортивный инвентарь. Это деление условное, ведь бывают такие забавы, которые подходят одновременно нескольким категориям. К каждой конкретной игре прилагаются дополнительные описания, в которых оговариваются все моменты: место проведения, требуемый инвентарь, что развивает и прочее.

Жизнь каждого ребенка невозможно без различных забав, а тем более без подвижных игр. Конечно, яркие и сложные игрушки интересны всем малышам, однако незатейливый инвентарь (например, камешек или обычная палочка, мячик или скакалка) придутся им по душе намного больше. Ведь фантазия у детей не имеет границ.


3. Сравнительный анализ влияние подвижных игр на физическое развитие детей после эксперимента


Результаты проведенного формирующего эксперимента были нами исследованы в третьем, заключительном этапе — контрольном эксперименте.

В контрольном эксперименте мы ставили перед собой задачу: определить степень эффективности подвижных игр при формировании физическое развитие ребенка. Полученные результаты свидетельствуют об их положительном влиянии на детей старшего дошкольного возраста. На основе обобщения материалов констатации, мы провели повторное исследование уровня физического развития ребенка. Для контрольного эксперимента мы использовали те же методики, т.е. сначала мы провели с детьми беседу о подвижных играх, затем выявили уровень физической подготовки детей.

  • Наблюдение за детьми

  • Беседа с детьми

  • Статистическая обработка данных

С целью выявления уровня физической готовности детей после проведенной работы с детьми мы  вновь провели исследование физической подготовки детей по тем же критериям что, и  в констатирующем эксперименте.


Таблица 2 - Результаты повторного исследования



Уровни физической подготовки

Ф.И.О.

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Кузьмина Л.


1


Осовик Л.

1



Козырева С.

1



Липунова М.


1


Зимин Г.


1


Кодух А.


1


Плюхина С.


1


Филькин Ю.


1


Горбунова Н.



1

Серебряков А.

1



Зорина А.


1


Ильясов Д.


1


Кучербаев Ш.


1


Иванов Г.



1

Сергеева К.


1


Кравченко И.


 1

1

Гарифуллина З.


 1


Латыпова А.

1

 1


Дятлова С.


1


Зарипова Г.



1


Рисунок 3 - Уровень физической подготовки детей


Мы проанализировали результаты и получили  данные:

25% — 4 детей имеют высокий уровень физической подготовки

62 %  — 14 детей имеют средний уровень,

а 13% — 3 детей имеют низкий уровень физической подготовки.

С целью выявления знаний детей о подвижных играх и их отношении к ним мы провели беседу с детьми.

Ответы детей  мы отразили на рисунке 4

Рисунок 4 - Результаты контрольного эксперимента (беседа с детьми)


Проанализировав ответы, мы получили вот такие данные:

Все дети любят подвижные игры  и хотят играть.

Шестеро детей (25%) сами могут организовать игру и в группе и на прогулке.

Двенадцать  (62%) уже знают достаточно много игр и играют и дома, и в детском саду.

Из них только трое детей (13%) затрудняются сказать, в какие игры и где можно играть.

Анализ: таким образом, получается, что все дети стали понимать смысл подвижных игр, знают их и смогут организовать игру самостоятельно.

Таким образом, сравнивая результаты констатирующего и  контрольного эксперимента, мы выяснили, что уровень физической подготовки детей    возрос по сравнению с результатами констатирующего эксперимента.  Значит, спланированная и проведенная нами работа  оказалась эффективной.

Мы видим, что показатели значительно улучшились, низкий уровень 50% уменьшился до 13%, средний уровень физической подготовки детей поднялся с 31% до 62%, высокий уровень физической подготовки детей возрос с 19 до 25%.

Можно сделать вывод, что подвижные игры действительно служат средством формирования физической подготовки детей.

И как показала практика, физическое развитие ребенка успешно формируется при условии тесного взаимодействия педагогов и родителей.

Поэтому родителям и воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста надо давать советы о пользе двигательной активности детей, совместных играх с детьми, т.к. игры сближают, делают прочнее эмоциональную связь родителей и детей.

Заключение


В данной работе было рассмотрено: физическое развитие детей дошкольного возраста; роль подвижных игр в физическом развитии дошкольников. Изучен опыт работы по использованию подвижной игры в МДОУ для физического развития дошкольников.

Обобщая научные и практические данные, теория физического воспитание раскрывает суть задач, которые должны быть решены в процессе физического воспитания, определяет принципиальные подходы, эффективные средства и методы реализации этих задач, выявляет и разрабатывает оптимальные формы построения процесса физического развития применительно к основным этапам возрастного развития ребенка и условиям его жизнедеятельности.

Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни.

Таким образом, обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания [36, с.68].

Правильная организация двигательной деятельности ребенка в  повседневной жизни способствует улучшению его психофизического здоровья.

Совершенствование двигательных навыков в повседневной жизни обеспечивает условия для активизации самостоятельной двигательной деятельности ребенка. Именно самостоятельное и творческое использование ребенком двигательного опыта в физических упражнениях и подвижных играх на прогулке способствует развитию личностных и психофизических качеств; повышает интерес  к двигательной деятельности, активизирует мыслительную и эмоциональную сферу. Организация двигательной деятельности должна проходить в дружелюбной, радостной обстановке.

Подвижные игры являются незаменимым средством пополнения знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ловкости, сноровки, ценных морально — волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности. Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

По определению Лесгафта [15, с.155], подвижная игра, является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной реакции ребенка на сигнал: «Лови!», «Стой!», «Беги!».

Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической готовности к обучению в школе. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка.

Таким образом, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, изобретают, творят и при этом развиваются гармонично и целостно.

Подвижные игры и физические упражнения проводятся педагогом в различное время дня в соответствии с общепринятым режимом: утром, в середине дня и на вечерней прогулке.

При распределении игр на день, неделю, месяц и т.д. воспитатель планирует использование многообразного двигательного  материала, его повторяемость и вариативность, обеспечивающие систему совершенствования двигательных навыков.[23, с.225]

При составлении календарного плана проведения подвижных спортивных игр и физических упражнений следует принимать во внимание время года, состояние погоды, необходимость разнообразия движений и двигательных действий. Особое внимание педагог уделяет развитию самостоятельности и творчества ребенка в его двигательной деятельности на прогулке, благодаря чему у ребенка развивается инициативность, повышаются навыки самоорганизации, создаются оптимальные условия для самовыражения, совершенствования психофизических и личностных качеств.

Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.

Подвижные игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективными комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Активное движение, обусловленное содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.

Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умений и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества — быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки.

Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.


Список литературы


  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., МГУ, 2010.

  2. Бодраченко И.А. Журнал «Современное дошкольное образование» № 3, 2012.

  3. Былеева, Л.В. Подвижные игры: Учеб. пособие для ин-тов физ. культу-ры / Л.В. Былеева. - М., 2011.

  4. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. Бондаренко А. К., Матусик А. И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2012.

  5. Геллер, Е.М. Игры на переменах для школьников 1-3 классов / Е.М. Гел-лер. - М., 2011.

  6. Головина Л.Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников. – М., 2012. – 197 с. 

  7. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. – Мн.: Нар. асвета, 2011. – 88 с.: ил. 

  8. Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов / М.Н. Жуков. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 160 с.

  9. Коротков И.М. Подвижные игры: Учебное пособие для студентов вузов и ссуз физической культуры / И.М. Коротков, Л.В. Былеева, Р.В. Климакова и др. - М.: СпортАкадемПресс, 2011. - 229 с.

  10. Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 116 с. 

  11. Лаптев А.П. Возрастные особенности организма // Физическая культура и спорт. - 2014. - №8. 

  12. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. – Москва: Гардарики, - 2010. – 255 с.

  13. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебн для ин-тов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2013. - 543 с. 

  14. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей: кн. для учителя / Миронова Р.М. – Минск: Нар.асвета, 2010. - 176 с.

  15. Программа по физической культуре для учащихся I-XI классов общеобразовательной школы. - Ярославль, 2012.

  16. Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее / Сост. М.И. Логинова. - СПб., 2010.

  17. Садыкова С. Л. Подвижные игры на уроках и во внеурочное время – Волгоград, 2013

  18. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: пособие для воспитателя / Е.А. Тимофеева. – М.: Просвещение, 2011. – 67 с.

  19. Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника. – М.: Педагогика, 2010. – 63 с. 

  20. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт. 2011. - 176 с. 

  21. Яковлев, В.Г. Подвижные игры: Учеб. пособие для студ. фак. физ. восп. пед. ин-тов / В.Г. Яковлев, В.П. Ратников. - М., 2012.

Приложение

Приложение А.


Конспекты физкультурных занятий – для старшей подготовительной группы


Части

План

Дозировка


Подготовительная (вводная) часть

- Внимание, повернулись друг за другом и за направляющим в обход по залу шагом марш! Ходьба в колонне по одному, с подниманием и опусканием рук

Ходьба в колонне по одному, на носках, на внешней стопе стороне стопы.

Ходьба с переменой направления.

Ходьба широким шагом.

Обычный бег

Ходьба в полуприсяде

Бег с высоким подниманием колен

Ходьба змейкой на носочках

Бег семенящим шагом



Разучивание, закрепление и повторение необычной разминки.

Вышли на лужайку

Лисы, волк, медведь и зайки.

У нас славная осанка

Мы свели своя лопатки,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Бредет лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу.

Пойдем мягко, как лисята

Заметая след хвостом (ходьба змейкой)

Зайцы утром рано встали

Весело в лесу играли (прыжки на двух ногах с продвижением вперед)

Испугались волка зайцы

Побежали по лужайке (бег)

Вот устали наши зайки

Возле елочек зеленых

Они решили отдохнуть (перестроение в три колонны) .


Собирайтесь-ка, друзья, (ходьба: парами, перекатом с пятки)

отправляться в путь пора  (на носок, руки на поясе)

На автобусе вперёд (ходьба со сменой темпа: медленный)

едет озорной народ (средний, быстрый)

Магазины и дома,(бег: обычный, с изменением темпа,)

позади уже - ура!

 наш автобус подъезжает к             

зоопарку, детвора! (перестроение парами).                                          


30сек


30сек

30сек


30сек

30сек

30сек

30сек

30сек

30сек

30сек

30сек



















1-3раза


















1-3раза

Воспитатель дает указание: «Построились в шеренгу, подравнялись по полоске. Повернулись направо за «Алешей» и пошли вокруг зала. Идем, спинку держим ровно, смотрим вперед, не наталкиваемся друг на друга. По сигналу: «Великаны» идем на носках, по сигналу «Лошадки» идем с высоким подниманием колен, и так далее все движения по сигналу.























Воспитатель называет упражнение, показывает его под счет, повторно показывает сопровождая словесными указаниями, напоминает о качественном выполнении упражнения.













































Воспитатель называет упражнение, показывает его под счет, повторно показывает сопровождая словесными указаниями, напоминает о качественном выполнении упражнения.
























Упражнение на дыхание: «Гусь».

И.П. ноги узкой дорожкой, руки вдоль туловища.

1 - вдох, поднять плечи, кисти рук в стороны.

2 - наклониться вперед, сделать протяжный выдох с произношением «га-га-га»






3-4раза

Воспитатель называет упражнение, показывает его под счет, повторно показывает сопровождая словесными указаниями, напоминает о качественном выполнении упражнения.

При выполнении упражнения спина прямая, руки вытягиваем прямые.




"Погреемся"

И. П. - ноги врозь, руки в стороны (выдох)

1. обхватить себя руками (выдох);

2. И. П. темп средний.



7-8раз

Воспитатель называет упражнение, показывает его под счет, повторно показывает сопровождая словесными указаниями, напоминает о качественном выполнении упражнения.


Основная часть

Общеразвивающие упражнения без предметов:

«Белочка»

И. п. о. с. руки за спину в замок

В: 1 – р. поворот головы вправо.

2 – и. п.

3 - поворот головы влево

4 - и. п.







5-6раз

Воспитатель называет упражнение, показывает его под счет, повторно показывает сопровождая словесными указаниями, напоминает о качественном выполнении упражнения.








«Весёлая зарядка».

И.п. о.с. 1 - правую руку вверх;

2 - левую руку вверх;

3 - правую руку в сторону;

4 - левую руку в сторону.(6 раз, пр., быстрый). 

5 - и.с.







5-6раз

Воспитатель называет упражнение, показывает его под счет, повторно показывает сопровождая словесными указаниями, напоминает о качественном выполнении упражнения.

При выполнении упражнения руки вытягиваем прямые.






«Окошко»

И. п.: широкая стойка, обруч прижат к груди;
1 – вытянуть обруч вперёд, посмотреть в «окошко»,

2 – и.п..






5-6раз

Воспитатель называет упражнение, показывает его под счет, повторно показывает сопровождая словесными указаниями, напоминает о качественном выполнении упражнения.


«Цыплята»

И. п. о. с. руки на пояс

В: 1 – р. наклон вперед, хлопок

2 – и. п.

3 - наклон назад, руки за голову

4 - и. п.






5-6раз

Воспитатель называет упражнение, показывает его под счет, повторно показывает сопровождая словесными указаниями, напоминает о качественном выполнении упражнения.

При выполнении упражнения спину держим прямо.

  «Рубим дрова».

И.п.: ноги на ширине плеч, руки в замке перед собой. В: 1 - Взмах руками вверх и назад,

2 - наклон вниз, произнести «У-У-УХ»

3 - и.п. 





4-5раз

Воспитатель называет упражнение, показывает его под счет, повторно показывает сопровождая словесными указаниями, напоминает о качественном выполнении упражнения.




«Крестик».

И.п. о.с.

В: 1 - согнуть левую руку в локте, правую ногу в колене соединить;

2 - И.п;

3 – 4 - тоже с правой рукой и левой ногой. 







5-6раз

Воспитатель называет упражнение, показывает его под счет, повторно показывает сопровождая словесными указаниями, напоминает о качественном выполнении упражнения.

При выполнении упражнения спина прямая, стараемся ближе подтянуть ногу к груди.

«Лисята»

И. п. ноги на ширине плеч, руки на пояс

В: 1 – р. мах правой ногой, хлопок под ней

2 – и. п.

3 - 4 то же в другую сторону





5-6раз

Воспитатель называет упражнение, показывает его под счет, повторно показывает сопровождая словесными указаниями, напоминает о качественном выполнении упражнения.

При выполнении упражнения спина прямая, ноги в колене не сгибаем.

И.п.: сидя на полу, ноги разведены в стороны, руки на поясе.

  1. 1 - наклон вперед, коснуться пола

  2. 2 - и.п.




5-6раз

Воспитатель называет упражнение, показывает его под счет, повторно показывает сопровождая словесными указаниями, напоминает о качественном выполнении упражнения.

«Ножницы».

И.п.:  лежа на боку, опираясь на руку согнутую в локте, ноги прямые.

В: 1 - Поднимаем вверх прямую ногу, на 2 - поворачиваемся на другой бок.





4-5раз

Воспитатель называет упражнение, показывает его под счет, повторно показывает сопровождая словесными указаниями, напоминает о качественном выполнении упражнения.




«Заборик»

И. п. лежа на спине, руки вдоль туловища

В: 1 – 2р. поднять руки и ноги параллельно

3 - 4 – и. п.




4-5раз

Воспитатель называет упражнение, показывает его под счет, повторно показывает сопровождая словесными указаниями, напоминает о качественном выполнении упражнения.

«Мышки»

И. п. лежа на животе

В: 1 – 3р. поворот на бок, спину, на бок, живот

4 – и. п.





4-5раз

Воспитатель называет упражнение, показывает его под счет, повторно показывает сопровождая словесными указаниями, напоминает о качественном выполнении упражнения.

«Гуси - гуси»

И. п. о. с. руки на пояс

В: 1 – р. присесть,

2 – и. п.




5-6раз

Воспитатель называет упражнение, показывает его под счет, повторно показывает сопровождая словесными указаниями, напоминает о качественном выполнении упражнения.

«Ку–ку»  

И. п.: основная стойка, обруч стоит на полу, хват сверху;

1 – присесть, посмотреть в обруч – «Ку-ку»

2 – и.п. 





5-6раз

Воспитатель называет упражнение, показывает его под счет, повторно показывает сопровождая словесными указаниями, напоминает о качественном выполнении упражнения.

Не торопимся, выполняем все вместе.

Прыжки «звездочка»

И.п.: о.с., руки на поясе

1 - ноги врозь, руки врозь,

2 - ноги вместе, руки на поясе .




8-10раз

Воспитатель называет упражнение, показывает его под счет, повторно показывает сопровождая словесными указаниями, напоминает о качественном выполнении упражнения.

Прыгаем легко, мягко приземляемся.

«Зайчишка»

И. п. о. с. руки на пояс

В: 1 - 4 Прыжки на двух ногах, двигаясь вперед

5 - 8 Ходьба на месте




6раз

Воспитатель называет упражнение, показывает его под счет, повторно показывает сопровождая словесными указаниями, напоминает о качественном выполнении упражнения.

Прыгаем легко, мягко приземляемся на полусогнутые ноги.

Основные виды движений с мячом (деление на пары):

1. Катание мяча друг другу (1,5-2м) в парах. 

2. Бросание мяча о землю и ловля его. 

3. Бросание мяча друг другу и ловля его (1-1,5м).

4. Бросание мяча двумя руками из-за головы друг другу и ловля его (1-1,5м).

5. Бросание мяча вверх и ловля.

6. Прокатывание мяча друг другу двумя руками (исходное положение - стойка на коленях). Расстояние между шеренгами 2 м.




В течении минуты

3-5раз

В течении минуты


В течении минуты

3-5раза


В течении минуты


Воспитатель делит детей на пары, называет упражнение, показывает его под счет, повторно показывает сопровождая словесными указаниями, напоминает о качественном выполнении упражнения.

- Катаем, бросаем мяч только своей паре, другим не мешаем, не кричим и не бегаем по залу.

- Выполняем движения в среднем темпе.

- Выполняем упражнения по сигналу – свистка.

Основные виды движений с обручем (деление на группы)

Расположение пособий: дети отодвигают гимнастич. скамейку, раскладывают на полу 5 разноцветных обручей (символ Олимпийских игр), зрительные ориентиры в виде олимпийских факелов, туннель.

1. Ходьба по гимнастической скамейке

( закрепить навык спрыгивания со скамьи, развивать равновесие и координацию движений)

2. Прыжки с продвижением вперед из обруча в обруч.

3. Берем мяч в корзине и прокатываем его змейкой между зрительными ориентирами в виде олимпийских факелов, складываем мячи в пустую корзину.

4. Проползаем в туннель.













1раз - каждый их группы









1раз - каждый их группы

1раз - каждый их группы











1раз - каждый их группы

Воспитатель делит детей на группы, называет упражнение, показывает его под счет, повторно показывает сопровождая словесными указаниями, напоминает о качественном выполнении упражнения..

- Выполняем движения в среднем темпе, не торопимся.

- Идя по гимнастической скамейке спина прямая.

- Выполняя прыжки, мягко приземляемся на полусогнутые ноги.

- Выполняем упражнения по сигналу – свистка.

Основные виды движений на равновесие:

1. Упражнения в равновесии - ходьба и бег между двумя линиями (ширина 15 см, длина 3 м). При ходьбе руки на пояс. В беге руки произвольно, свободно балансируют. Ходьба и бег в чередовании: главное не наступать на шнуры.

2. Прыжки - подпрыгивание на двух ногах на месте с поворотом кругом вправо и влево в чередовании с небольшой паузой (3-4 раза).

Дети становятся в две шеренги одна напротив другой (расстояние между шеренгами не менее 3 м). Перед каждой шеренгой воспитатель кладет дорожки из шнуров и объясняет задание - в ходьбе по дорожке не спешить, голову и спину держать прямо, по окончании ходьбы пройти в свою шеренгу. После того как дети выполнят упражнение 2 раза, они приступают к бегу по дорожке.

По окончании упражнений в равновесии воспитатель убирает шнуры и предлагает детям разбежаться в разные стороны.

В построении врассыпную дети выполняют прыжки на двух ногах на месте, изображая зайчиков, с поворотом кругом в обе стороны в чередовании с небольшой паузой между серией прыжков. Прыжки выполняются под удары в бубен или музыкальное сопровождение.






В течении минуты






В течении минуты






В течении минуты





Воспитатель, называет упражнение, показывает его под счет, повторно показывает сопровождая словесными указаниями, напоминает о качественном выполнении упражнения.

- Выполняем движения в среднем темпе.

- Выполняя прыжки, мягко приземляемся на полусогнутые ноги.

- Выполняем упражнения по сигналу – свистка.

Подвижные игры:

1. Игра с мячом «Утки и охотники»

Разделите участников на две команды: «охотники» и «утки».

«Утки» становятся внутри, а «охотники» снаружи большого круга, нарисованного на земле.

Задача «охотников» попасть в «уток» мячом, задача «уток» - увернуться.

«Утка», в которую попал мяч, из игры выбывает.

Когда все «утки» выбиты, участники меняются ролями.












1-2раза




Воспитатель предлагает детям разделится на две группы. Далее объясняет правила игры. Напоминает: играть надо честно, не кричать и не толкаться. Дает оценку действиям детей.






















2. Отгадайте-ка загадку: «Рыжая плутовка, кур ворует ловко. Следы хвостом заметает. Кто это такая»?

Верно лиса, а какая она?

- Хитрая.

- Давайте поиграем в игру «Хитрая лиса».

Правила игры. Играющие стоят по кругу. Все закрывают глаза, ведущий обходит круг с внешней стороны и дотрагивается до одного из играющих, который и становится «хитрой лисой». Затем дети открывают глаза и три раза спрашивают «Хитрая лиса, где ты?»

После третьего раза играющий, выбранный лисой, выбегает на середину круга и говорит «Я здесь!».

Дети разбегаются, лиса их ловит.

Затем воспитатель произносит «В круг» - и игра возобновляется. 


















3-4раза



Воспитатель предлагает детям отгадать загадку. Далее объясняет правила игры. Напоминает: играть надо честно, не кричать и не толкаться и не пождглядывать. Дает оценку действиям детей.



































3. Подвижная игра « Два мороза »

Задача: развить ловкость, быстроту движений, умение бегать и увертываться, внимание.

Подготовка: на противоположных сторонах зала отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине зала встают два Брата Мороза – Красный нос и Синий нос.

Содержание игры: по сигналу воспитателя братья Морозы обращаются к играющим со словами :

« Мы – два брата молодые,

Два Мороза удалые:

Я – Мороз Красный нос,

Я – Мороз Синий нос.

Кто из вас решится

В путь –дороженьку

Пуститься ? »

Ребята хором отвечают:

«Не боимся мы угроз

И не страшен нам

Мороз!»

И начинают перебегать из одного города в другой, а Морозы их ловят. Тот, кого им удалось запятнать, считается замороженным.

Он остается на том месте,

где был пойман. Когда замороженных окажнтся

так много,что пробегать станет трудно, игра прекращается.

Победителями считаются те, кого Морозы ни разу не заморозили.


4. Игра малой подвижности «Затейники»

Выбирается водящий - затейник, который встает в центр круга, образованного детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу вправо, произнося:

Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте! Дружно вместе

Сделаем вот так ...

Дети останавливаются, опускают руки; затейник показывает какое-нибудь движение, и все игроки должны его повторить.
































1-2раза















3-4раза





Воспитатель предлагает детям разделится на две группы, выбирают ведущих. Далее объясняет правила игры. Напоминает: играть надо честно, не кричать и не толкаться, и слушать сигнал. Дает оценку действиям детей.


































































Воспитатель предлагает детям образовать круг, выбрать ведущего. Далее объясняет правила игры. Напоминает: играть надо честно, не кричать и не толкаться. Дает оценку действиям детей.



5. Подвижная игра «Прятки с ёжиком».

Под весёлую музыку ёжики гуляют по залу, когда смениться музыка, ёжики должны свернуться в клубок и спрятаться от волка (сгруппироваться и сидеть неподвижно).





3-4раза

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Далее объясняет правила игры. Напоминает: играть надо честно, не кричать и не толкаться, играть по сигналу. Дает оценку действиям детей.






Заключительная часть

«Петушок»

И. п. ноги на ширине плеч, руки поднимаем через стороны вверх – вдох через нос, опускаем вниз, выдыхаем и произносим: Ку-ка-ре-ку!




30сек

Воспитатель дает команду: Спина прямая, упражнения выполнять медленно, по сигнала.


«Паровоз»

Продвигаясь в колонне друг за другом, за воспитателем. Вдох через нос, руки поднимаем через стороны вверх, опускаем и говорим: Ту-ту-у-у-у-у…





40-50сек

Воспитатель дает команду: «В шеренгу становись!» Спина прямая, упражнения выполнять медленно, по сигнала.










Дети ложатся на ковёр и расслабляются. Закрывают глаза. Медленно встают, поднимая руки вверх, покачиваясь.



30-40сек

Воспитатель дает наказания: лечь, расслабится, упражнения выполнять медленно, вставать по сигнала.




«Надуем пузырь».

И.п.: ноги слегка расставлены, руки поднесены к губам

1 - (вдох).

2. Выдох – развести руки в стороны




3-4раза

Воспитатель дает команду: Спина прямая, упражнения выполнять медленно, по сигнала.








«Проверим пузырь».

И.п. то же, руки на поясе.

В: 1 - Наклон вперед, постучать по коленям «тук-тук»

2 - и.с.




3-4раза

Воспитатель дает команду: Спина прямая, упражнения выполнять медленно, по сигнала.






Весёлый тренинг «Ветер тихо клён качает».

Ветер тихо клён качает,

В право, в лево, наклоняет.

Раз наклон, два наклон.

Зашумел листвою клён.

- А теперь подойдите все ко мне.

- А какое у вас настроение?

- А, что мы делали, чтобы у нас было хорошее настроение?

- Чем мы занимались на занятие?

- А как называется игра в которую мы играли?

- А мне больше всего на занятие понравились как занимались …, они правильно выполняли упражнения… .

(Следуют ответы детей).














1раз

Воспитатель называет упражнение, показывает его под счет, повторно показывает сопровождая словесными указаниями, напоминает о качественном выполнении упражнения. Слова проговариваем вместе.



























Вот последняя загадка

Отгадайте-ка, ребятки!

Я в  любую не погоду уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь, чистоплотный серый гусь….(Гусь).

Малодвижная игра со словом «Гусь».

Дети стоят по кругу или сидят, руки за спиной. Воспитатель обращается к детям:

- Где ладошка? Тут?

- Тут. (Ребята протягивают руки вперед ладонями вверх.)

- На ладошке пруд?

- Пруд.

- Палец большой (Дети загибают пальцы в порядке, указанном в стихотворении.)

- Этот гусь молодой,

Указательный поймал,

Средний - гуся ощипал,

Этот палец суп варил,

Самый меньший – печь топил.

Полетел гусь в рот,

А оттуда в живот….Вот. (Дети, свободно встряхивая  кистями рук, разводя руки в стороны - «вот», поднимая их вверх, хлопая над головой.)

С окончанием стихотворения дети роняют руки вниз. Последние три строчки рекомендуется произносить с некоторым повышением интонации и  в более быстром темпе.
























1раз

Воспитатель называет упражнение, показывает его под счет, повторно показывает сопровождая словесными указаниями, напоминает о качественном выполнении упражнения.

Слова проговариваем вместе.













































44