СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экспериментальные задачи по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал является сборником задач 

Просмотр содержимого документа
«Экспериментальные задачи по химии»


ЭДЕНТИФИКАЦИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ И НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ


СВОЙСТВА НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ


ЗАДАНИЕ 1.

С помощью качественных реакций определите, в какой из выданных вам пробирок находятся растворы: хлорида натрия, карбоната натрия, сульфата натрия, ацетата натрия.


ЗАДАНИЕ 2.

С помощью качественных реакций определите, в какой из выданных вам пробирок находятся растворы: хлорида аммония, хлорида бария, хлорида алюминия.


ЗАДАНИЕ 3.

С помощью одного реактива определите, в какой из выданных вам пробирок находятся растворы: глюкозы, глицерина, белка.


ЗАДАНИЕ 4.

С помощью индикаторной бумажки определите, в какой из выданных вам пробирок находятся растворы солей: ацетат натрия, нитрат аммония, сульфат калия.


РАСПОЗНАВАНИЕ И ПОЛУЧЕНИЕ ВЕЩЕСТВ


В выданных вам трех пробирках – варианты 1,2 или 3 – содержатся твердые вещества, а в трех других – вариант 4 – растворы веществ.


ВАРИАНТ 1.

А) гидроксид натрия

Б) карбонат калия

В) хлорид бария

ВАРИАНТ 2.

А) карбонат кальция

Б) сульфат натрия

В) хлорид калия

ВАРИАНТ 3.

А) нитрат бария

Б) сульфат натрия

В) карбонат кальция

ВАРИАНТ 4.

А) хлорид натрия

Б) хлорид алюминия

В) хлорид железа (III)


Опытным путем определите, в какой пробирке находится каждое из выданных вам веществ. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

После этой части работы выполните 1-2 экспериментальные задачи из следующего перечня (по указанию учителя).

Задача 1. Докажите опытным путем, что железный купорос, образец которого вам выдан, содержит примесь сульфата железа (III).

Задача 2. Получите оксид железа (III), исходя из хлорида железа (III).

Задача 3. Получите раствор алюмината натрия, исходя из алюминия.

Задача 4. Получите хлорид железа (II), исходя из железа.



ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ:

«ПОДГРУППА КИСЛОРОДА»


Задача 1. Проведите реакции, подтверждающие, что в состав серной кислоты входят катионы водорода и сульфат-анионы.


Задача 2. В две пробирки поместите по 2-3 кусочка цинка. В одну их них прилейте около 1мл разбавленной серной кислоты, а в другую – концентрированной серной кислоты (осторожно!). Что вы замечаете? Пробирку, в которой реакция не наблюдается, слегка нагрейте (осторожно!). Что произойдет?

Какой вывод можно сделать о взаимодействии цинка с разбавленной и концентрированной серной кислотой? Напишите уравнения реакций.


Задача 3. Налейте в две пробирки раствор сульфида натрия. Прилейте в одну из них хлорную воду, а в другую – бромную воду. Что вы наблюдаете? Объясните свои наблюдения.


Задача 4. Вам выданы три пробирки с бесцветными растворами. Определите, в какой из них находится соляная кислота, серная кислота и гидроксид натрия.


Задача 5. Определите, содержит ли поваренная соль примесь сульфатов.


Задача 6. С помощью характерных реакций установите, является выданная вам соль сульфатом, иодидом или хлоридом.


Задача 7. Исходя из оксида меди (II), получите раствор сульфата меди (II) и выделите из него кристаллический медный купорос.


Задача 8. Вам выданы три пробирки с сульфатом, сульфитом и сульфидом. Определите с помощью только одного реактива, в какой пробирке находится каждое из указанных веществ.


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ:

«ПОДГРУППА АЗОТА»


Задача 1. Проведите реакции, с помощью которых можно определить: а) аммиак, б) азотную кислоту, в) нитрат аммония.


Задача 2. Докажите опытным путем, что сульфат аммония и нитрат аммония нельзя смешивать с известью перед внесение этих удобрений в почву, и объясните почему. Напишите уравнения реакций.


Задача 3. Докажите опытным путем, что: а) в состав хлорида аммония входят ионы аммония и хлорид-ионы, б) в состав сульфата аммония входят ионы аммония и сульфат-ионы.


Задача 4. Вам выданы образцы следующих удобрений: хлорид калия, аммиачная селитра и суперфосфат. С помощью характерных реакций определите, в какой пробирке находится каждое из выданных веществ.

Задача 5. Получите аммиак из хлорида аммония, сульфата аммония или нитрата аммония.


Задача 6. Получите нитрат меди (II) тремя способами.


ПОЛУЧЕНИЕ ОКСИДА УГЛЕРОДА (IV) И ИЗУЧЕНИЕ ЕГО СВОЙСТВ.

РАСПОЗНАВАНИЕ КАРБОНАТОВ


Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств


В пробирку внесите несколько кусочков мела или мрамора и прилейте немного разбавленной соляной кислоты. Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустите в другую пробирку, в которой находится 2-3мл известковой воды.

Несколько минут наблюдайте, как через известковую воду проходят пузырьки газа. Затем выньте конец газоотводной трубки из раствора и сполосните его в дистиллированной воде. Опустите трубку в другую пробирку с 2-3мл дистиллированной воды и пропустите через нее газ. Через несколько минут выньте трубку из раствора, добавьте к полученному раствору несколько капель раствора синего лакмуса.

В пробирку налейте 2-3мл разбавленного раствора гидроксида натрия и добавьте к нему несколько капель фенолфталеина. Затем через раствор пропустите газ.

1. Что происходит, если на мел или мрамор действуют соляной кислотой?

2. Почему при пропускании углекислого газа через известковую воду происходит сначала помутнение раствора, а затем растворение взвеси?

3. Что происходит при пропускании оксида углерода (IV) через дистиллированную воду? Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.


Распознавание карбонатов


В четырех пробирках вам выданы кристаллические вещества: сульфат натрия, хлорид цинка, карбонат калия, силикат натрия. Определите, какое вещество находится в каждой пробирке.

Составьте уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.


СВОЙСТВА ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ


ПОЛУЧЕНИЕ ЭТИЛЕНА И ИЗУЧЕНИЕ ЕГО СВОЙСТВ


1. В пробирку налейте 1мл этилового спирта и осторожно добавьте 6-9мл концентрированной серной кислоты. Затем всыпьте немного прокаленного песка (песок или мелкие кусочки пемзы вводят для того, чтобы предотвратить толчки жидкости при кипении). Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, закрепите ее в штативе и осторожно нагрейте содержимое пробирки. Что вы наблюдаете?

2. В другую пробирку налейте 2-3мл бромной воды, опустите газоотводную трубку до дна этой пробирки и пропустите через бромную воду выделяющийся газ. Что вы наблюдаете?

3. В третью пробирку налейте 2-3мл разбавленного раствора перманганата калия, подкисленного серной кислотой, и пропустите через него газ. Что вы наблюдаете? Запишите уравнение проделанной реакции.

4. Подожгите выделяющийся газ. Каким пламенем горит этилен? Почему?

Напишите уравнения всех проведенных вами реакций 1-4.


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПО РАСПОЗНАВАНИЮ И ПОЛУЧЕНИЮ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ


1. Вам выданы пробирки с растворами, в одном из которых содержатся глицерин, в другой – альдегид, в третьем – глюкоза.

При помощи одних и тех же реактивов определите каждое вещество.


2. В одной пробирке содержится машинное масло, полученное из нефти, в другой – растительное масло. Определите химическим способом, какое масло находится в каждой пробирке.


3. Исходя из этилового спирта, получите: а) сложный эфир, б) альдегид, в) кислоту.

4. Докажите на опыте, что обычный сахар содержит углерод.

5. Докажите опытным путем, что: а) картофель и белый хлеб содержат крахмал, б) спелое яблоко содержит глюкозу.

6. С помощью характерных реакций определите каждое из трех веществ в двух наборах: а) крахмал, сахароза, глюкоза, б) глицерин, мыло, крахмал (растворы).


7. Вам выданы пробирки с растворами, в одной из которых содержаться глицерин, в другом – белок. При помощи одних и тех же реактивов определите каждое вещество.


РАСПОЗНАВАНИЕ ПЛАСТМАСС


Вам предлагаются образцы двух пластмасс из следующего перечня: полиэтилен, поливинилхлорид, полистирол, фенопласт. Пользуясь таблицей, определите, какие именно пластмассы вам выданы.


Свойства пластмасс


Название пластмассы

Физические свойства, определяемые органолептически

Отношение к нагреванию

Характер горения

Полиэтилен

- жирный на ощупь

- в виде пленки

- прозрачный

- эластичный

Размягчается, в размягченном состоянии легко меняет форму, вытягивается в нити

Горит ярким пламенем с запахом расплавленного парафина. Продолжает гореть вне пламени

Поливинил-

хлорид

- эластичный

- в толстых слоях жесткий

- прозрачный или непрозрачный

Размягчается и разлагается с выделением хлороводорода

Горит коптящим пламенем. Вне пламени гаснет

Полистирол

- хрупкий

- неэластичный

- прозрачный, но может быть и не прозрачным

Размягчается, легко вытягиваются нити

Горит коптящим пламенем, ощущается приятный запах стирола. Продолжает гореть и вне пламени

Фенол-

Формальдегидная смола

- непрозрачная

- неэластичная

- хрупкая

Не размягчается, разлагается

Загорается, при длительном пребывании смолы в пламени ощущается характерный запах фенола


РАСПОЗНАВАНИЕ ВОЛОКОН


Вам предлагаются образцы – нити или ткани – трех волокон из следующего перечня: хлопок, шерсть, натуральный шелк, вискозное волокно, ацетатное волокно, капрон, лавсан. Пользуясь таблицей, определите, какие именно волокна были вам выданы.


Свойства волокон


Название волокна

Характеристика горения и его результат

Отношение к концентрированным кислотам и щелочам

Азотная кислота

Серная кислота

Едкий натр

(гидроксид натрия)

Хлопок

Быстро сгорает, ощущается запах жженой бумаги. После сгорания остается серый пепел

Растворяется, раствор бесцветный

Растворяется

Набухает, но не растворяется

Вискозное волокно

Быстро сгорает, ощущается запах жженой бумаги. После сгорания остается серый пепел

Растворяется, раствор бесцветный

Растворяется. Раствор красно-коричневый

Растворяется

Шерсть и шелк натуральный

Горит, ощущается запах паленого пера. Образуется хрупкий черный шарик

Желтое окрашивание

Разрушается

Растворяется

Ацетатное волокно

Горит в пламени, вне его гаснет. Спекается в темный нехрупкий шарик

Растворяется, раствор бесцветный

Растворяется

Желтеет и растворяется

Капрон

При нагревании размягчается, плавится, образуя твердый нехрупкий блестящий шарик. Из расплава вытягиваются нити. В пламени горит с неприятным запахом

Растворяется, раствор бесцветный

Растворяется, раствор бесцветный

Не растворяется

Лавсан

Горит, образуя темный твердый блестящий шарик. При нагревании плавится. Из расплава можно вытянуть нити

Не растворяется

растворяется

Не растворяется


В том случае, если вам выданы образцы тканей, которые, как правило, состоят из сочетания волокон, из них следует извлечь отдельные нити, раскрутить их на волокна, а только затем исследовать по отдельности волокна каждого вида.


РАСПОЗНАВАНИЕ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ


1. Определите цвет, запах, влажность, характер кристаллов образцов удобрения.

2. Определите растворимость удобрений. Для этого насыпьте 1-2г удобрения в чистую пробирку, добавьте в нее 5-7мл дистиллированной воды, встряхните. Отметьте степень растворимости вещества: полностью растворимо, заметно растворимо (растворяется половина взятого количества), слабо растворимо (растворяется меньше половины взятого количества) или нерастворимо (объем взятого удобрения не изменяется). Раствор хорошо растворимого удобрения разлейте в три сухие пробирки.

3. В первую пробирку с раствором удобрения прилейте 1%-ный раствор щелочи (1/2 от объема раствора удобрения) и подогрейте. Осторожно понюхайте раствор. Опустите в пробирку, не касаясь ее стенок, влажную лакмусовую бумажку. Характерный запах аммиака и посинение красной лакмусовой бумажки свидетельствуют о том, что удобрение представляет собой соль аммония.

4. Во вторую пробирку с раствором удобрения внесите три капли раствора хлорида бария. Выпадение белого осадка укажет на наличие в составе удобрения сульфат-иона. Для окончательного вывода об этом прилейте к осадку соляную кислоту или раствор уксусной кислоты (осадок не должен раствориться).

5. В третью пробирку прилейте 2-3 капли 2%-ноо раствора нитрата серебра. Выпадение белого творожистого осадка укажет на присутствие хлорид-ионов, а желтого – на присутствие фосфат-ионов. При добавлении азотной кислоты осадок хлорида серебра не растворяется, а фосфат серебра образует растворимую соль.

Сульфаты тоже дают осадки с нитратом серебра, но они белые, тяжелые, кристаллические, не растворяются при добавлении раствора аммиака.

6. Частично растворимые в воде удобрения отфильтруйте и проведите с фильтратом описанные выше реакции.

7. К нерастворимому удобрению прибавьте осторожно по каплям 1%-ную соляную кислоту. «Вскипание» укажет на наличие в удобрении карбонат-иона.

8. Возьмите в петлю проволоки небольшое количество удобрения и внесите его в бесцветную часть пламени горелки. Устойчивое окрашивание пламени в кирпично-красный цвет укажет на присутствие ионов кальция, в желтый цвет – присутствие ионов натрия, в фиолетовый цвет – ионов калия.

9. На раскаленный уголь насыпьте немного сухого некрупного кристаллического удобрения и наблюдайте за быстротой сгорания, цветом пламени и дыма, запахом и остатком после сгорания.

Распознавание минеральных удобрений можно провести с помощью таблицы.


Основные физические и химические свойства минеральных удобрений


Удобрение

Внешний вид

Растворимость в воде

Взаимодействие раствора удобрения с

Окрашивание пламени

серной кислотой

раствором хлорида бария и уксусной кислотой

раствором щелочи (при нагревании)

раствором нитрата серебра

Аммиачная селитра

Белая кристаллическая, иногда слегка желтоватая масса или гранулы

Хорошая

Выделяется бурый газ

-

Ощущается запах аммиака

-

Желтый цвет (от примесей)

Натриевая селитра

Крупные бесцветные кристаллы

Хорошая

Выделяется бурый газ

Наблюдается небольшое помутнение (от примесей)

Запах аммиака не ощущается

Выделяется небольшой осадок (от примесей)

Желтый цвет

Сульфат аммония

Мелкие светло-серые кристаллы

Хорошая

Бурый газ не выделяется

Выпадает белый осадок, не растворимый в уксусной кислоте

Выделяется аммиак

Наблюдается небольшое помутнение

Желтый цвет (от примесей)

Суперфосфат

Светло- серый порошок или гранулы

Хорошая

Бурый газ не выделяется

Выпадает белый осадок, частично растворимый в уксусной кислоте

Запах аммиака не ощущается

Выпадает желтый осадок

Желтый цвет (от примесей)

Сильвинит

Розовые кристаллы

Хорошая

Бурый газ не выделяется

-

Запах аммиака не ощущается

Выпадает белый творожистый осадок

Желтый цвет. При рассмотрении пламени через синее стекло заметно фиолетовое окрашивание

Калийная соль

Бесцветные кристаллы

Хорошая

Бурый газ не выделяется

Запах аммиака не ощущается

Выпадает белый осадок

Желтый цвет. При рассмотрении пламени через синее стекло заметно фиолетовое окрашивание



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!