СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экспериментирование в детском саду

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит опыт работы по организации экспериментирования в детском саду

Просмотр содержимого документа
«Экспериментирование в детском саду»

Н.В.Кукушкина, МКДОУ детский сад № 28, г. Ревда

Роль экспериментирования в развитии детей младшего возраста

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать  первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. [1, С. 57]

Основой тематического планирования по детскому игровому экспериментированию в младшем возрасте является принцип от простого к сложному, от знакомого к малознакомому, от близкого к далёкому. Для закрепления познавательного опыта детей эксперименты и наблюдения целесообразно повторять, перенося их из группы в природную среду или наоборот.

Использование в процессе экспериментирования художественного слова, прослушивания музыки в сочетании со звуками природы, дает возможность детям почувствовать красоту окружающего мира, усиливает положительное эмоциональное воздействие.

Проводя экспериментирование с детьми раннего и младшего возраста необходимо соблюдать основные принципы: адекватность возрасту детей: содержание каждого эксперимента должно быть непосредственно связано с окружающей ребенка действительностью; доступность материалов экспериментирования для каждого ребёнка; вариативность действий со знакомыми предметами, материалами и веществами; поддержка положительных эмоциональных переживаний ребёнка в ходе экспериментирования; содействие взрослого, дающего образец действий с предметами и материалами; речевая активность: беседа взрослого с детьми во время экспериментирования, комментирование действий; безопасность.

Знакомство детей с окружающим миром и расширение представлений о нем проходит во всех режимных моментах в течение дня; наблюдения в природном уголке и на прогулках; игры - эксперименты с водой, песком, крупой, бумагой, природным материалом; элементарные опыты с солью и сахаром, красками.

Благодаря экспериментированию с различными материалами у детей стала более развита мелкая моторика рук, тактильная чувствительность, речь стала более активной, выразительной. В адаптационный период игры с водой и песком благоприятно воздействовали на вновь поступивших детей. В играх у детей стали более ярко выражены умственные и творческие способности, что можно отследить во время НОД и в самостоятельной игре. Дети обыгрывают свои постройки, добавляют в свои постройки природный материал (шишки, камешки) без помощи взрослого.

В конце хочется добавить слова А.П. Усовой: «Ребенок развивается не только путем накопления знаний, получаемых созерцательным путем; громадное значение имеет деятельный путь, направленный на овладение различными умениями, различными формами человеческой деятельности. Это условие должно быть реализовано в педагогическом процессе, начиная с ранних ступеней развития ребенка. Чем многообразнее деятельность ребенка, тем многостороннее для него пути познания окружающего и развития своих возможностей». [4, С. 45]

Литература:

1.​  Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.-128 с.

2.​ Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации./ Под общ. Ред Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2008 - 64 с. (Развитие и воспитание дошкольников)

3.​  Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012 - 333 с.

4. Усова А. П. Обучение в детском саду / под ред. А. В. Запорожца. — 3-е изд., испр. — М. : Просвещение, 1981. -175с.