Нейропсихологическая экспресс диагностика гипердинамии и ее коррекция
Ляшкова Л.Т.
г. Абаза
2019 год
- В последние годы отмечается рост числа детей, имеющих трудности в освоении школьных предметов, связанных гипервозбудимостью с дефицитом внимания и без него.
Основатель отечественной нейропсихологии
Алекса́ндр Рома́нович Лу́рия (16 июля 1902, г. Казань — 14 августа 1977) — известный советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, ученик Л. С. Выготского
I блок мозга
Регуляция тонуса и бодрствования
Кратко об анатомии (ствол, большие полушария «одеты шапочкой»)
Построить все блоки по схеме «задача - функция – структуры»
Из Лурии взять про 3 источника активации ЦНС, чтобы (?) показать, как получает стимуляцию 1-й блок
ГИПЕРДИНАМИЯ
Гипердинамия — это плохо контролируемое гиперактивное поведение , препятствующее достижению поставленной цели какого-либо действия. Для этого синдрома характерны беспорядочные. «лишние» действия. Гипердинамичные дети рассредоточены, импульсивны .
Причины гипердинамии - относятся к числу перинатальных неблагополучий: поражения головного мозга при родах или при гипоксия (кислородное голодание плода) во время беременности. Нередко гипердинамичный ребенок становится злосчастным нарушителем дисциплины, вечно попадает в неприятные ситуации. Обострение приходится на возраст 5-7 лет.
Гипердинамичный ребенок школьного возраста - чрезмерно неусидчивый ученик, он не способен долго сосредоточивать свое внимание на одном предмете, у него нередко отмечаются речевые нарушения, проблемы при чтении, плохо развита упорядоченая, целенаправленная моторика. Как следствие - неуспеваемость в учебе.
Девочки страдают повышенной активностью в несколько раз реже, чем мальчики. С нейропсихологической точки зрения , это обусловлено тем, что возбуждение — результат повышенной функциональной активности правого полушария мозга, которое «выходит» из-под контроля левого, а в нем лобных долей. У девочек правое полушарие соответственно гормональному коду пола более активно, чем у мальчиков. Определенная степень гипердинамия для них естественна (является «родной»).
Нейропсихологические методы преодоления гипердинамии
Основное: упорядочение взаимоотношений между корой и подкоркой, а также межполушарных взаимодействий.
Это достигается путем:
1. Направленной функциональной активизации левого полушария: разные виды логических действий, включая решение доступных математических задач.
2. Прослушивание большого объема релаксирующих ритмических стимулов (звуков метронома, успокаивающей музыки, «сказительных» текстов и т. п.).
3. Выполнения большого объема движений (ходьба, марширование под барабан, игра на барабанах, ксилофонах, качание на качелях в медленном темпе, плавание, танец под релаксирующую музыку и т. п.). Ритмические нагрузки должны приводить к усталости (мышечному расслаблению).
4. Поощрение к усидчивости, терпеливости.
D
S
Подкорка