Экспресс – методика подбора очковых линз
Выполнила учитель математики и физики гимназии № 42
Филиппова Мария Сергеевна
Человек, страдающий заболеванием органов зрения, вынужден носить очки или контактные линзы. При этом важно их правильно подобрать. Особенность зрения состоит в то м , что человек видит по – разному один и тот же предмет через различные промежутки времени и в зависимости от расстояния. Колебания этих факторов дают целую диоптрию! Сложность к проблеме подбора очков добавляют возрастные особенности пациента. Пожилой человек, приходя к врачу, быстро утомляется о т трудоёмкой и длительной работы по определению нужной для его глаза линзы из имеющегося у окулиста многочисленного набора оптики. В таком состоянии человека овладевают сомнения в том, прав ли он, указывая на конкретную линзу. А после получения очков в магазине вдруг обнаруживает плачевный результат.
Социалистический опрос педагогов, сотрудников и учащихся, проведённый мною в гимназии № 42, выявил, что 80 процентов имели в своей практике проблемы с подбором очков. Одни отмечают, что, получая рекомендации врача по подбору очков, на практике имеют погрешности. Очки не устраивают неточностью изображения. Кроме того, 70 процентов школьников страдают заболеваниями органов зрения!
Эти цифры доказывают, что данная проблема является очень актуальной в настоящее время.
Мы, физики, опираясь на всем известные законы в области «Оптика», предлагаем устранить сложности подбора очков, усовершенствовать метод медицины, сделать его быстрым, простым и удобным, создав прибор на основе пропедевтического исследования оптического бинарного компенсатора. Такое устройство удобно в практическом применении.
С помощью его системы, состоящей всего лишь из двух линз, можно заменить большое количество линз, имеющихся в арсенале врача – окулиста.
Прибор изготовлен в двух вариантах: для исправления дефектов близорукого и дальнозоркого глаза.
В основу создания такого прибора заложены теоретические представления о строении глаза, дефекты зрения и их устранение с помощью собирающей и рассеивающей линзы, двухлинзовый несклеенный компенсатор и его экспериментальные исследования.
Такой прибор решает актуальную проблему создания экспресс - метода по подбору очков.
Если выявлены недостатки зрения , то без особых проблем каждый сможет с достаточно высокой точностью подобрать себе очки.
В основе конструкции прибора лежат две линзы с разными оптическими силами. Одна из линз, например , рассеивающая, закрепляется жёстко с торцевой стороны корпуса, внутри которого устанавливается подвижная часть. На ней располагается вторая линза. На передней панели прибора прикреплена шкала с указателем отсчёта расстояния между линзами . Здесь же можно закрепить шкалу с соответствующей ему оптической силой.
Передвижение линзы относительно торца сопровождается перемещением стрелки указателя по шкале, что позволяет производить измерение и исследование дефектов глаза.Порядок расположения линз можно изменить.Движение линзы осуществляется по принципу «салазок» достаточно легко и просто. Обе линзы имеют оправу, что обеспечивает безопасность использования прибора.
Здесь Вы можете видеть устройство данного прибора.
Конструкция созданной установки достаточно проста и удобна в обращении. Она обеспечивает быстроту подбора очков. Для этой цели пациенту предлагается прочитать текст на расстоянии наилучшего зрения (25 см), смотря сквозь две линзы (вариация прибора позволяет подобрать очки как для близорукого, так и для дальнозоркого глаза).Перемещением ползунка обеспечивается движение линзы. При этом определяется по шкале расстояние, при котором текст виден наиболее отчётливо.Измерив соответствующее расстояние, необходимо воспользоваться графиком (либо 1, либо 2), с помощью которого находится оптическая сила, требуемая для глаза линза. Данные графики построены на основе результатов, полученных в ходе эксперимента и расчётами.
Здесь изображён график зависимости оптической силы системы двух линз от расстояния для миопического (близорукого глаза).
Здесь изображён график зависимости оптической силы системы двух линз от расстояния для гиперметропического (дальнозоркого глаза).
Имея установку, содержащую в основе две линзы на – 10,0 и + 10,0 диоптрий можно сконструировать прибор, позволяющий выявить имеющиеся дефекты зрения и правильно подобрать очки, который в дальнейшем можно использовать при изучении физики в разделе «Оптика» или в качестве лабораторной работы физического практикума. Такая работа очень интересна. Она содержит как теоретическую, так и практическую часть, а также контрольные вопросы. Эта работа позволяет активизировать познавательный интерес школьников при изучении физики. Они видят, как теоретический материал имеет конкретное отражение на практике. Причём часть ребят может с помощью такого устройства обнаружить недостатки своего зрения на начальных этапах и предпринять меры по его улучшению.
В связи с этим как примечание можно предложить ребятам памятку, позволяющую сберечь и сохранить зрение. После выполнения такой лабораторной работы школьникам на всю жизнь запомнится практика подбора очков .
По вопросу актуальности проблемы подбора линз для очков и необходимости создания «нашего прибора» для медицины я обратилась к детскому специалисту врачу – окулисту Чиревко Людмиле Константиновне. Она имеет большой стаж в области офтальмологии и большой опыт в своей работе. Людмила Константиновна внимательно ознакомилась с устройством и принципом действия прибора и отметила, что такое устройство очень просто и удобно, особенно при подборе очковых линз для маленьких детей, испытывающих значительные неудобства при длительном и трудоёмком подборе необходимых линз из имеющегося арсенала. Малыши очень быстро устают, ожидая очереди на приём, обладают большой подвижностью и в связи с этим достаточно долго с хорошей степенью подбираются линзы.
Мой метод способствует быстрому решению проблемы. Врач предложила внедрить и использовать этот прибор в детской офтальмологии, внесла коррективы.
Линзы должны быть обработаны с помощью современных методов точного резания и шлифовки, а также должны иметь лучшие сорта стекла с целью уменьшения погрешностей. Наряду с этим они должны обладать меньшей толщиной у краёв.
Людмила Константиновна Чиревко отметила также большую значимость такого прибора для применения его в качестве тренировки – для смены линз таким детям, которые имеют прогрессирующую форму близорукости.
Этот прибор позволит осуществить тренировочные упражнения для больных глаз – это особенно важно, так как надо лечить заболевание. Он заменяет 3-4 формы очков в методике лечения глаз у детей по Аветисову и Дашевской.
В заключении отме чу , что данная работа востребована на практике и возможна её реализация не только в области физики, но и в медицине.