РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«ИСТОРИЯ»
Класс 6
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 6 класса составлена с учетом временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования, УМК по истории (автор А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, А.М. Агибалова).
Программа распределяет учебные часы по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Рабочая программа содержит:
пояснительную записку;
требования к уровню усвоения истории в 6 классе;
учебно-тематический план;
содержание тем учебного курса;
контроль уровня обученности;
перечень литературы.
приложение
Общая характеристика учебного предмета
Данная рабочая программа предусматривает приведение учебно-методического комплекта по истории для 6 класса авторов А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, А.М. Агибалова в соответствие с учетом временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования, с учетом особенностей образовательного процесса в Новопетропавловской школе. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Основные содержательные линии рабочей программы в 6 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории».
Особенности структуры и содержания программы
Программа составлена исходя из следующих целей обучения истории в основной школе:
- ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути развития человечества, многообразии форм исторического бытия и деятельности людей в прошлом;
- выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории Отечества и современности;
- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей), применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;
- формирования ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;
-развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к прошлому нашей истории, культуре народов, проживающих на территории нашей страны.
Программа предусматривает организовывать работу на разных уровнях познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных способностей и потребностей.
Учитель имеет возможность выбрать ту форму урока, которая является наиболее целесообразной для данного класса: традиционный урок, урок изучения нового материала; урок-практикум, урок-семинар, комбинированный урок, интегрированный урок, урок-игру и т.д. Предпочитаемые формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, работа в парах.
В программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении отечественной истории, в том числе региональной (в программе предусмотрены часы для изучения истории Курганской области – 17 часов), лучшей познавательной деятельности учащихся.
Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном обществе.
Межпредметные связи в рамках образовательной системы школы
Окружающий мир, 3–4-й классы: общий образ истории России и всего человечества как смены нескольких эпох.
Обществознание, 6-й класс: формирование единой с историей системы обществоведческих понятий, структуры общественных связей.
Литература, 6-й класс: общая с историей ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры, в том числе через эпос и фольклор разных народов России и мира, сложившихся преимущественно в Средние века.
География, 6-й класс: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.
Биология, 6-й класс: представление о науке как об особом и самостоятельном способе познания мира человеческим обществом.
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 68+17 учебных часов. Из них 28 часов Новая история,40 часа – история Отечества, 17 часов « Историческое краеведение»
При изучении курса проводится 3 вида контроля:
текущий – контроль в процессе изучения темы;
рубежный – контроль в конце каждой четверти;
итоговый – контроль в конце учебного года.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «История» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся в 6-м классе
Умение объяснять разнообразие современного мира.
• Определять и объяснять временные границы средневековой истории человечества и истории России, предлагать и объяснять этапы средневековой российской истории.
• Различать в общемировой культуре крупные цивилизации (культурные области), сложившиеся в Средневековье и развивающиеся до сих пор: христианский мир (католическая цивилизация, православная цивилизация), исламский мир, индийская цивилизация, дальневосточная цивилизация.
• Относить разные средневековые народы и государства существовавшие на территории современной России к различным цивилизациям Средневековья.
• Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Средних веков: в хозяйственной жизни – феодальные отношения; в общественном делении – сословия, церковь; в государственной жизни – раздробленность и централизация; в культуре – язычество и мировые религии (христианство, ислам, буддизм и др.), гуманизм, Возрождение и т.д.
Умение рассматривать общественные процессы в развитии.
• Определять основные причины и следствия перехода народов России и мира со ступени первобытности на ступень цивилизации в эпоху Средних веков.
• Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Карл Великий, Мухаммед, Владимир Святославич, Сергий Радонежский и др.), так и представителей различных общественных слоев и культур Средневековья.
Нравственное самоопределение.
• При оценке таких явлений, как набеги викингов, Крестовые походы, монгольские завоевания, деятельность Франциска Ассизского, Сергия Радонежского и т.д., выявлять гуманистические нравственные ценности.
Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.
• Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины, установлению тех или иных порядков (Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III и т.д.).
• Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Средних веков (арабы и иноверцы, крестоносцы и мусульмане, крестьяне и феодалы, русичи и степняки, ордынцы и русские, новгородцы и московиты и т.д.). Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.
Учебно-тематическое планирование по истории средних веков.
28 часов.
№ | Тема урока | Кол часов |
1 | Вводный урок | |
| Тема 1. Становление средневековой Европы(5 часов) | |
2 | Древние германцы и Римская империя | 1 |
3 | Королевство франков и германская церковь в V—VIII вв. | 1 |
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность | 1 |
5 | Западная Европа в 1Х-Х1 вв. | 1 |
6 | Культура Западной Европы в раннее средневековье | 1 |
| Тема 2. Византийская империя и славяне в \/1-Х1 вв.(2 часа) | |
7 | Византия при Юстиниане. Культура Византии | 1 |
8 | Образование славянских государств | 1 |
| Тема 3. Арабы в \/1-Х1 вв.(2 часа) | |
9 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад | 1 |
10 | Культура стран халифата | 1 |
| Тема 4. Феодалы и крестьяне ( 2 часа) | |
11 | В рыцарском замке | 1 |
12 | Средневековая деревня и ее обитатели | 1 |
| Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе(2 часа) | |
13 | Формирование средневековых городов | 1 |
14 | Горожане и их образ жизни | 1 |
| Тема 6. Католическая церковь в 11-13 веках. Крестовые походы.( 2 часа) | |
15 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики | |
16 | Крестовые походы | 1 |
| Тема7. Образование централизованных государств в Западной Европе (Х1-Х\/вв.)( 6 часов) | |
17 | Как происходило объединение Франции | 1 |
18 | Что англичане считают началом своих свобод | 1 |
19 | Столетняя война | 1 |
20 | Крестьянские восстания во Франции и Англии | 1 |
22 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове | 1 |
| Тема 8. Германия и Италия в ХII-ХV вв.(1 час) | |
23 | Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов | 1 |
| Тема 9. Славянские государства и Византия в Х1V-ХV вв. (1ч) | |
24 25 | Гуситское движение в Чехии Завоевание турками- османами Балканского полуострова | 2 |
| Тема 10. Культура Западной Европы в Х1-ХVвв. (4) | |
26 27 | Образование и философия. Средневековое искусство | 2 |
28 | Культура раннего Возрождения Италии | 1 |
29 | Научные открытия и изобретения | 1 |
| Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (3ч) | |
30 | Средневековый Китай | 1 |
31 | Индия. Государство и культура | 1 |
32 | Государства и народы доколумбовой Америки Африка Наследие истории Средних веков в истории человечества | 1 |
Учебно-тематическое планирование по истории России (с древности до конца 16 века) 40 часов
№ | Тема урока | Кол часов |
| Тема № 1 Древняя Русь (9 часов) | |
1 | Введение | 1 |
2 | Восточные славяне и их соседи в древности | 1 |
3 | Соседи восточных славян | 1 |
4 | Формирование Древнерусского государства | 1 |
5 | Первые русские князья | 1 |
6 | Правление князя Владимира и крещение Руси | 1 |
7 | Внутренняя политика. Расцвет древнерусского государства. Жители Древней Руси Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого (начало распада) | 1 |
8 | Формирование древнерусской народности. | 1 |
9 | Культура Древней Руси Быт и нравы Древней РУСИ. | 1 |
| Тема 2. Политическая раздробленность на Руси XII- XIII вв. (10 часов) | |
10 | Начало раздробленности Древнерусского государства | 1 |
11 | Экономические и политические причины раздробленности. | 1 |
12 | Главные политические центры Руси | 1 |
13 | Новгородская Земля | 1 |
14 | Нашествие с Востока. Монгольское нашествие на Русь | 1 |
15 | Борьба с крестоносцами, борьба русских земель против экспансии Запада | 1 |
16 | Русь и Золотая Орда | 1 |
17 | Русь и Литва | 1 |
18 | Культура русских земель | 1 |
19 | Повторительно-обобщающий урок | 1 |
| Тема 3. Русь Московская. Образование единого русского государства (16 часов) | |
20 | Предпосылки объединения русских земель, усиление московского княжества | 1 |
21 | Куликовская битва. Москва - центр борьбы с ордынским игом | 1 |
22 | Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XV вв. | 1 |
23 | Создание единого русского государства и конец ордынского ига | 1 |
24 | Московское государство в конце XV -начале XVI вв., основные социальные слои | 1 |
25 | Церковь и государство в XV - начале XVI вв. | 1 |
26 | Образование единого государства (повторительно-обобщающий урок) | 1 |
27. | Реформы Избранной Рады. | 1 |
28 | Иван Грозный. Начало правления | 1 |
29 | Внешняя политика Ивана IV | 1 |
30 | Опричнина. Усиление власти Ивана Грозного | 1 |
31 | Россия в конце правления Ивана IV | 1 |
32 | Просвещение, устное народное творчество, литература в 14-16 веках. . | 1 |
33 | Архитектура и живопись в 14-16 веках. Русская культура в конце XV - начале XVI вв. | 1 |
34 | Быт 15-16 веков. Повторение. | 1 |
35 36 | Повторительно-обобщающий урок. | 2 |
Учебно-тематический план «Историческое краеведение» ( 17 ч)
№ | Тема урока | лекция | Практич. |
1 2 3 | Вводное повторение. Родной край в древности.(3час) | 3 |
| Тема № 1 Формирование этнонационального состава населения ( 4 часа) | |
4 | Великое переселение народов и изменения в этнической карте Южного Зауралья. | 1 |
5 | Городища, поселения, могильники средневековья. | 1 |
6 | Занятия населения. | 1 |
7 | Кочевое общество Зауралья. | 1 |
| Тема № 2 Монгольские завоевания на территории нашего края.(3 часа) | |
8 | Возникновение монголо-татарского государства. Монгольские завоевания на территории нашего края. | 1 |
9 | Южное Зауралье в составе Сибирского ханства. | 1 |
10 | Поход Ермака и начало присоединения Западной Сибири к России. | 1 |
| Тема № 3 Этнография татарского и башкирского народов на территории нашего края.( 5 часов) | |
11 | Занятия, жилища и одежда татар. | 1 |
12 | Татарские и башкирские национальные кухни. | 1 |
13. 14 | Культура и быт зауральских тюрских народов: религия, народные праздники, музыкальные инструменты. | 1 |
15 | Татаро-башкирская топонимика нашего края. | 1 |
| Тема № 4 Итоговое обобщение « Родной край в древности»(2 часа) | |
16 | Итоговое обобщение | |
17 | Итоговое обобщение | |
| Итого: 17 часов | |
Содержание образования по курсу «История СРЕДНИХ ВЕКОВ» ч
Введение. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.1ч.
Тема 1. Становление средневековой Европы (5 ч.)
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян — Кирилл и Мефодий.
Тема 2. Византийская империя и славяне в 6-11 веках. (2 ч.)
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Тема 3. Арабы в 6-11 веках. (2ч)
Возникновение ислама. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Тема 4. Феодалы и крестьяне. (2 ч)
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская обшина. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян.
Тема 5.Средневековый город в Западной и Центральной Европе ( 2 ч.)
Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Тема 6. Католическая церковь в 11-13 веках. Крестовые походы (2ч)
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства — православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху Крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Е Европе в XI—XV вв. (6 ч.)
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации.
Тема 8. Германия и Италия в 12-15 веках. (1ч)
Германские государства в XIV—XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV—XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Таймера.
Тема 9. Славянские государства и Византия в 14-15 веках. (1ч)
Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Тема 10. Культура Западной Европы в 11-15 веках. (4 ч.)
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Тема 11. Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V—XV вв.) (4 ч.)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Содержание образования по курсу « История России»
Введение. (1ч)
ТЕМА 1. Русь Древняя (9 ч)
Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.
Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности. Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.
Древнерусское государство (IX — начало XII в.)
Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Русская Правда. Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
ТЕМА 2. Политическая раздробленность на Руси. Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII — первая половина XIII в.) (10 ч.)
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).
Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Культура Руси в домонгольское время
Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.
Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Борьба с внешней агрессией в XIII в.
Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.
Предпосылки образования Российского государства (вторая половина XIII — середина XV в.)
Русские земли во второй половине XIII — первой половине XV в. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города к их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
ТЕМА 3. Русь Московская.
Завершение образования Российского государства в конце XV — начале XVI в. (15 ч.)
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Свержение ордынского ига. Василий III. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Mнoгoнaцuoнaлlьный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Русская культура второй половины XIII—XV в.
Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва — центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва — третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев. Развитие страны в XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50—60-х гг. XVI в. Земские соборы.
Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств. Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонская война. Разгром Ливонского ордена. Опричнина. Становление самодержавия. сословно-представительная монархия.
Русская культура XVI в.
Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой».
Повторение 1
Содержание образования по курсу « историческое краеведение»
Вводное повторение. Родной край в древности.(3час)
История края в древности. Изменение природных и климатических условий в древности на территории нашего края. Изменения в хозяйстве. Открытия и изобретения. Этнические изменения. Уникальные памятники археологии на территории Южного Зауралья.
Тема № 1 Формирование этнонационального состава населения ( 4 часа)
Великое переселение народов и изменения в этнической карте Южного Зауралья. Городища, поселения, могильники средневековья. Занятия населения. Кочевое общество Зауралья.
Тема № 2 Монгольские завоевания на территории нашего края.(3 часа)
Возникновение монголо-татарского государства. Монгольские завоевания на территории нашего края, установление вассалитета. Борьба за власть между кочевыми племенами. Хан Кучум и Сибирское ханство. Южное Зауралье в составе Сибирского ханства. Развитие феодальных отношений, социальная структура общества, система управления, положение населения. Поход Ермака и начало присоединение Западной Сибири к России. Вхождение Южного Зауралья в состав России.
Тема № 3 Этнография татарского и башкирского народов на территории нашего края.( 5 часов)
Занятия, жилища и одежда татар. Татарская и башкирская национальные кухни. Культура и быт зауральских тюркских народов: религия, народные праздники, музыкальные инструменты, народное творчество. Татаро-башкирская топонимика нашего края.
Тема № 4 Итоговое обобщение « Родной край в древности»(2 часа)
Средневековье. Формирование этно-национального состава населения. Великое переселение народов. Кочевое общество Зауралья. Монгольские завоевания на территории края, установление вассалитета. Борьба за власть между кочевыми племенами. Хан Кучум и Сибирское царство. Поход Ермака и присоединение Сибири к России.
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.
Устный, письменный ответ:
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику;
соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;
анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма;
давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности);
сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;
применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;
толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики;
демонстрировать знание основных дат отечественной истории;
составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;
оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);
читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;
преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица);
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла:
демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;
дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;
не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
демонстрирует общие представления об историческом процессе;
путается в датах, допускает неточности в определении понятий;
показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений;
отсутствует логически построенный и продуманный ответ;
не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;
не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме;
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался отвечать.
Нормы оценок работы с историческим источником
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся
установил тип источника и время (дату) его появления; извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;
сопоставил факты нескольких исторических источников;
применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.) для объяснения содержания исторического источника;
дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии;
привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;
аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;
сопоставил факты нескольких исторических источников;
применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника;
прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;
привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился ; с аргументацией свою позиции.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;
на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника;
не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;
не увидел проблему и не смог ее сформулировать;
пересказал текст источника без его комментирования, или дал ответ не в контексте задания.
Нормы оценок работы с исторической картой
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся
читает легенду карты, правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;
раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;
правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
допускает неточности при чтении легенды карты, описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины, затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;
не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;
не соотносит историческую информацию с картой;
не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
не умеет читать легенду карты;
не распознает историческую информацию, представленную на карте;
отказался работать с контурной картой.
Контроль уровня обучения
Основными видами диагностики уровня сформированности ключевых компетенций учащихся и текущего контроля знаний, умений и навыков на данном этапе обучения являются:
Устный опрос;
Исторические диктанты: понятийные (терминологические), хронологические, картографические, комплексные и др.
различные виды работ с исторической картой, рассказ по анимированной карте;
анализ простейших исторических источников;
тесты (однотипные, комплексные, разноуровневые);
характеристика исторического деятеля (персоналии) по плану;
работа со шкалой времени;
творческие задания-задачи, кроссворды, чайнворды;
Тексты с лакунами (пропусками);
«Оживление» картины, рассказ по картине;
историческое сочинение, эссе и т.п.
рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных играх (как письменная, так и устная).
По итогам изучения курсов истории России и истории средних веков предусмотрены контрольные работы в виде комплексных разноуровневых тестов.
Учебно-методический комплект для обучающегося:
1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. «История средних веков» 6 класс, М.: Просвещение, 2008.
2. Рабочая тетрадь «История средних веков» 6 класс, М.: Просвещение, 2009.
3. Атлас и контурные карты по истории средних веков 6 класс, Новосибирск, ФГУП, 2007.
4. Данилов А. А., Косулина Л. Г. «История Россия с древнейших времен до конца 16 века» 6 класс, М.: Просвещение, 2008.
5. Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь «История Россия с древнейших времен до конца 16 века» 6 класс, М.: Просвещение, 2009.
6. Атлас и контурные карты по Истории России 6класс, Новосибирск, ФГУП, 2007.
Методическая литература:
1. История средних веков: Поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского. 6 класс / Н. Ю. Колесниченко. – Волгоград: Учитель, 2004.
2. Степанова В. Е., Шевеленко А. Я. История средних веков (5- 15 века): Хрестоматия. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980.
3. История России с древнейших времен до конца 16 века: Поурочные планы по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. 6 класс / Н. Ю. Колесниченко. – Волгоград: Учитель, 2005.
4. Серов Б. Н., Гаркуша Л. М. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца 16 века. 6 класс. М.: «ВАКО», 2004.
5.Данилов О.В. Тематическое планирование по истории Средних веков. 6 класс» - М.: Экзамен, 2006
6.Колеснеченко Н.Ю.. История России с древнейших времен до конца XVI века: поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной. 6 кл. –Волгоград: Учитель, 2007
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
1. Государственный образовательный стандарт общего образования (федеральный компонент).// Сборник нормативных документов. История. / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. С. 3-11.
2. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН.
3. Государственный образовательный стандарт общего образования (компонент образовательного учреждения).
4. Государственный образовательный стандарт общего образования (региональный компонент).
5. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
6. Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень). // Сборник нормативных документов. История./ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. С. 107 – 124.
7. Примерная (типовая) образовательная программа по истории, рекомендованные к использованию Министерством образования и науки РФ. // Сборник нормативных документов. История./ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. С
Лист регистрации изменений, вносимых в рабочую учебную программу
Номер изменений | Дата | Страницы с изменениями | Основания для внесения изменений | Содержание откорректированных разделов (тем) | Подпись |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Приложение.
1.Календарно-тематическое планирование.
2.КИМы.