ЭКЗАМЕН В ФОРМЕ СОЧИНЕНИЯ: КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ?
Выбирая тему сочинения на экзамене, помните, что вы должны точно следовать выбранной теме.
Поэтому подумайте не только о том, хорошо ли вам знакомо данное произведение (или произведения) литературы, но и о том, действительно ли вы понимаете формулировку темы и представляете ли, какую основную мысль следует последовательно развивать в работе.
Иногда формулировка темы прямо говорит или подсказывает, какой должна стать главная мысль сочинения.
Например: «Согласны ли вы с концепцией образа Петра Первого в одноименном романе А. Н. Толстого?»
Но многие формулировки не содержат прямых установок.
Например: «В чем вина и в чем трагедия Родиона Раскольникова?», «Судьбы крестьянства в произведениях литературы последних десятилетий», «А. А. Блок в созвездии поэтов Серебряного века» и т. п.
Прежде чем остановить выбор на подобной теме, подумайте, знаете ли вы, в чем именно вина и в чем трагедия Родиона Раскольникова, или можете ли вы определить место поэзии Блока среди других поэтов этого времени.
Кроме того, среди сочинений, предлагаемых на экзамене, можно выделить несколько типов. Приведем самые распространенные из них:
обобщающего характера по творчеству поэта или писателя («Поэзия А. А. Фета»);
обобщающего характера по произведению поэта или писателя («Рецензия на роман Ю. Бондарева «Горячий снег»);
посвященное одной из проблем произведения («Почему зарождающееся чувство к Одинцовой «мучило и бесило» Базарова?»);
связанное с понятием «литературный герой» («Базаров перед лицом смерти»);
сравнительного характера, посвященное теме, общей для творчества разных писателей («Сравнительный анализ «Стансов» А. Пушкина и «Столетье с лишним не вчера...» Б. Пастернака), или предполагающее сравнение героев одного произведения («Наташа Ростова и княжна Марья. Кто мне ближе и почему?»);
связанные с понятием «образ автора» («Автор и его герой в романе «Евгений Онегин»);
предполагающее раскрытие художественных особенностей произведения и др.
Каждый из этих типов имеет свою специфику в построении и раскрытии темы. Поэтому, выбирая тему сочинения, подумайте, умеете ли вы писать сочинения данного типа.
Упражнения «Проверь себя»
Упражнение 1.
Определите, какую основную мысль следует последовательно развивать в работе на следующие темы:
1. Человек и идея в произведениях двадцатых-тридцатых годов.
Взгляд на человека тридцатых-пятидесятых годов в произведениях возвращенной литературы.
«Бунтующее сердце» (по произведениям русской классики).
Ваш любимый женский образ в русской литературе второй половины XIX века.
Люди чести и долга в русской литературе второй половины XIX века (произведения по выбору учащегося).
Упражнение 2.
Определите, к какому типу сочинения относятся данные темы:
Эпоха и ее герои (литературная основа по выбору).
Сатирические произведения В. Маяковского.
Тема дороги в русской литературе.
Тема денег в русской литературе.
Женские образы в русской классической литературе.
«Мысль семейная» в романе JI. Н. Толстого «Война и мир».
Фольклорная основа поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»