СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экзамен в форме сочинения: как выбрать тему?

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рекомендациях "ЭКЗАМЕН В ФОРМЕ СОЧИНЕНИЯ: КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ?" представлены самые распространенные вопросы, которые помогают выпускникам настроиться на экзамен, правильно выбрать тему сочинения.

Просмотр содержимого документа
«Экзамен в форме сочинения: как выбрать тему?»

ЭКЗАМЕН В ФОРМЕ СОЧИНЕНИЯ: КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ?



Выбирая тему сочинения на экзамене, помните, что вы должны точно следовать выбранной теме.

Поэтому подумайте не только о том, хорошо ли вам знакомо данное произведение (или произведения) литературы, но и о том, действительно ли вы понимаете формулировку темы и представляете ли, какую основную мысль следует последова­тельно развивать в работе.

Иногда формулировка темы прямо говорит или подсказыва­ет, какой должна стать главная мысль сочинения.

Например: «Согласны ли вы с концепцией образа Петра Первого в одноименном романе А. Н. Толстого?»

Но многие формулировки не содержат прямых установок.

Например: «В чем вина и в чем трагедия Родиона Раскольникова?», «Судьбы крестьянства в произведениях литерату­ры последних десятилетий», «А. А. Блок в созвездии поэтов Се­ребряного века» и т. п.

Прежде чем остановить выбор на подобной теме, подумайте, знаете ли вы, в чем именно вина и в чем трагедия Родиона Раскольникова, или можете ли вы определить место поэзии Блока среди других поэтов этого времени.

Кроме того, среди сочинений, предлагаемых на экзамене, можно выделить несколько типов. Приведем самые рас­пространенные из них:

  1. обобщающего характера по творчеству поэта или писате­ля («Поэзия А. А. Фета»);

  2. обобщающего характера по произведению поэта или пи­сателя («Рецензия на роман Ю. Бондарева «Горячий снег»);

  3. посвященное одной из проблем произведения («Почему зарождающееся чувство к Одинцовой «мучило и бесило» База­рова?»);

  4. связанное с понятием «литературный герой» («Базаров перед лицом смерти»);

  5. сравнительного характера, посвященное теме, общей для творчества разных писателей («Сравнительный анализ «Стан­сов» А. Пушкина и «Столетье с лишним не вчера...» Б. Пастер­нака), или предполагающее сравнение героев одного произведе­ния («Наташа Ростова и княжна Марья. Кто мне ближе и поче­му?»);

  6. связанные с понятием «образ автора» («Автор и его герой в романе «Евгений Онегин»);

  7. предполагающее раскрытие художественных особенно­стей произведения и др.

Каждый из этих типов имеет свою специфику в построении и раскрытии темы. Поэтому, выбирая тему сочинения, подумай­те, умеете ли вы писать сочинения данного типа.

Упражнения «Проверь себя»

Упражнение 1.

Определите, какую основную мысль следует последователь­но развивать в работе на следующие темы:

1. Человек и идея в произведениях двадцатых-тридцатых го­дов.

  1. Взгляд на человека тридцатых-пятидесятых годов в про­изведениях возвращенной литературы.

  2. «Бунтующее сердце» (по произведениям русской класси­ки).

  3. Ваш любимый женский образ в русской литературе второй половины XIX века.

  4. Люди чести и долга в русской литературе второй полови­ны XIX века (произведения по выбору учащегося).

Упражнение 2.

Определите, к какому типу сочинения относятся данные те­мы:

    1. Эпоха и ее герои (литературная основа по выбору).

    2. Сатирические произведения В. Маяковского.

    3. Тема дороги в русской литературе.

    4. Тема денег в русской литературе.

    5. Женские образы в русской классической литературе.

    6. «Мысль семейная» в романе JI. Н. Толстого «Война и мир».

    7. Фольклорная основа поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Ру­си жить хорошо?»