Экзаменационная работа по истории за 10 класс

Переводной экзамен по истории в формате ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Экзаменационная работа по истории за 10 класс»

Экзаменационный тест по истории 10 класс.

Часть 1

1) Расположите в хронологической последовательности исторические события. Впишите цифры,которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) выступление М. Лютера с 95 тезисами

2) отречение Николая II от престола

3) отставка и ссылка М. М. Сперанского


2) Установите со­от­вет­ствие между тер­ми­на­ми и вре­ме­нем их появления.

 

ТЕРМИНЫ

 

ВЕКА

A) бас­ка­ки

Б) вира

B) при­ка­зы

Г) стрельцы

 

1) XI в.

2) XIII в.

3) XIV в.

4) XV в.

5) XVI в.

6) XVII в.

3) Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к царствованию

Екатерины II.

1) Вольное экономическое общество

2) просвещенный абсолютизм

3) вольные хлебопашцы

4) Уложенная комиссия

5) Государственный совет

6) Вооружённый нейтралитет

Найдите и запишите порядковые номера терминов (названий), относящихся к другому

историческому периоду.


4) Напишите пропущенное слово.

 Порядок назначения на должности в Московском государстве в XV—XVII вв. по знатности рода и важности должностей, занимаемых предками, назывался _______.


5).Какие три из перечисленных событий (явлений) российской истории

относятся к XVII в.? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)введение бумажных ассигнаций

2)формирование всероссийского рынка

3)появление первых мануфактур

4)отмена внутренних таможенных пошлин

5)начало промышленного переворота

6)законодательная защита отечественных купцов от иноземной

конкуренции

Ответ:





6 .Установите соответствие между историческими личностями и их

деятельностью: к каждой позиции первого столбца подберите

соответствующую позицию второго столбца.

ИСТОРИЧЕСКИЕ

ЛИЧНОСТИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А)Филипп (Колычев) 1. Игумен Соловецкого монастыря

Б)Фёдор Басманов 2. митрополит московский, венчавший

Ивана IV на царство

В)Иван Фёдоров 3. участие в Избранной раде

Г)Алексей Адашев 4. участие в опричнине

5.книгопечатник

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г






7. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного,

относятся ко второй половине XIX в.

1) гласный суд; 2) мировой посредник; 3) всесословная воинская повинность;

4) временнообязанное состояние; 5) стрелецкие полки; 6) винная монополия.

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому

историческому периоду.

Ответ: ___________________________.

Напишите пропущенное слово.


8.Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими

характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие

характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «Уже в исходе февраля к великому князю..., его брату Святославу Всеволодовичу,

племянникам — Васильку Константиновичу, Всеволоду Константиновичу — пришёл вестник с известием о том, что город Владимир взят, епископ, великая княгиня и все люди сожжены, а

некоторые перебиты. «А твоего старшего сына Всеволода с братьями убили вне города и идут к тебе» ...[Великий князь] ждал своего брата Ярослава, и не было его. И князь приказал своему воеводе укреплять людей и готовиться к бою... сошлись полки, и была крупная битва и злая сеча; кровь лилась как вода. Божьим попущением татары победили русских князей. Был убит тогда великий князь... и многие его воеводы и бояре, и было перебито воинство его».

Б) «Выступил в поход [князь], взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь,

кривичей, и пришёл к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нём своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал [князь], что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал [князь] Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира...»

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) В источнике говорится о действиях князя Святослава Игоревича.

2) События, описываемые в источнике, относятся к IX в.

3) Сражение, описываемое в источнике, произошло на реке Сити.

4) Современником князя, о котором говорится в источнике, был Александр Невский.

5) Описываемое в источнике событие привело к образованию единого Древнерусского

государства.

6) В том же веке, к которому относятся описываемые в источнике события, Русь приняла

крещение.

Фрагмент А

Фрагмент Б




9. Прочтите отрывок из работы учёного.

«Когда народу стала ясна цель защиты не просто территории,

а принципа, на котором надо строить быт и этику, мировоззрение и эстетику –

всё, что называется оригинальным культурным типом, то все, кому это было

доступно, взяли оружие и пошли биться с иноверцами. Только новгородцы

уклонились от участия в общерусском деле. Они больше ценили выгодные

сделки, контакты с Ганзой. Этим поступком Новгород выделил себя из

Русской земли и через 100 лет подвергся завоеванию как враждебное

государство. Новгород сохранил черты культуры, присущие древнерусским

городам, и, подобно им, пал жертвой близорукого эгоизма. А вокруг Москвы

собралась Русь преображённая, способная к подвигам. Благодаря этим

качествам Москва устояла против разноплеменных скопищ Мамая и Ягайло.

Отметим принципиальное различие этнической пестроты на Москве

и мозаичности державы Мамая. На Москву приходили отдельные люди,

оторвавшиеся от своих прежних этносов, где хан Узбек покусился на их

совесть и веру отцов. Это были воины, умевшие натягивать длинный лук

и рубить саблей от плеча до пояса. Включение их в московское войско сразу

выдвинуло его на уровень мировых стандартов, и внуки этих степных

удальцов, ставшие благодаря бабушкам и матерям русскими, не забыли

боевой выучки отцов и дедов, как показала атака засадного полка. А у Мамая

был конгломерат разнообразных этносов, чуждых друг другу, не спаянных

ничем, кроме приказов темника. Поэтому одна проигранная битва могла

опрокинуть державу Мамая, как карточный домик».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три

верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)По мнению автора, русский народ в ходе борьбы с иноземцами защищал

не только территорию, но и мировоззренческие основы русской

цивилизации.

2)Завоевание Новгорода, упоминаемое автором, произошло в 1510 г.

3)Причины победы Москвы в описанном противостоянии автор видит

в том, что московскому князю была оказана военная помощь Западной

Европой.

4)Основной причиной обособления Новгорода от остальных русских земель

автор называет стремление его жителей к торговой наживе.

5)Одну из причин поражения Мамая автор видит в отсутствии в его войске

талантливых полководцев.

6)Упоминаемой в отрывке атакой засадного полка руководил воевода

Дмитрий Боброк-Волынский.

Ответ:




.




10. – Какой древнерусский город обозначен на карте цифрой 1


11. Против каких племен ведутся военные действия русскими войсками?


12. Назовите имя полководца руководившего русскими войсками


13. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Укажите три суждения из шести предложенных

1. Данный поход станет одной из причин нашествия на Русь степных племен.

2. В ходе данного похода противник пировал на раненых и умерших русских воинах

3. Союзниками русских войск выступили половецкие племена.

4. Полководец, руководивший русскими, войсками попал в плен.

5. Поход закончился поражением русских войск

6. Первое крупное сражение похода было выиграно русскими войсками.

Ответ:






14. Какие суждения о скульптуре, изображенной на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) памятник посвящен военачальнику, участнику Отечественной войне 1812 года;

2) скульптура находится в Москве;

3) автором скульптуры является Б.И.Орлов;

4) скульптура символизирует величие русского императора;

5) скульптура поставлена в годы правления императора Николая II;

Ответ:


15. Какое из зданий, представленных ниже, было построено в годы создания данного скульптурного памятника? В ответе напишите цифру, под которой оно указано.


1) 2)



3) 4)




Ответ:


Прочтите отрывок из сочинения иностранного историка XVIII в.

«Беглый монах Григорий, или Гришка Отрепьев, который во время своего

пребывания в Москве тщательно ознакомился с жизненными

обстоятельствами убитого царевича Дмитрия, пришёл к дерзкой мысли

выдать себя за этого наследника русского престола. Он отправился

в Польшу и нанялся в Брагине на службу к князю Адаму Вишневецкому, уже

дав понять на своём пути через Россию, что он царевич Дмитрий.

С помощью зловредной выдумки он ввёл в заблуждение вышеупомянутого

князя, заставил его поверить в своё самозванство, поэтому князь стал

обращаться с ним согласно его мнимому положению. Он (Отрепьев)

преуспел в рыцарских упражнениях, выучился латыни, приобрёл познания

в истории; обручился с Мариной, дочерью воеводы из Сандомира Георгия

Мнишека, и во время сейма в Кракове был представлен королю ,

который, хотя и не желал открыто порывать с Борисом, всё же дал понять,

что ему не будет неприятно, если польские магнаты за свой собственный

счёт поддержат Дмитрия. Обманщик сочинил историю, как он был спасён от

козней Бориса и вместо него был убит другой. Он принял католичество и тем

самым обеспечил себе поддержку иезуитов и папы. До России не могли

в скором времени не дойти слухи о пребывании царевича Дмитрия

в Польше. Борису оказалось не так уж трудно выяснить, кем он был. Царь

несколько раз снаряжал в Польшу посыльных, дабы осведомить об этом

короля и поляков, но ему не поверили. Отрепьев из Киева вступил

в Россию с 5000 человек, которых Мнишек завербовал и вёл сам. Много

народа примкнуло к обманщику. Борис выслал против него войско, но оно

было разбито 21 декабря у Новгорода-Северского. Его военачальники всё же

одержали победу над Отрепьевым , но самозванство последнего

завоёвывало в России всё большее доверие, и многие именитые господа

приняли его сторону; мятежный дух возобладал. Тогда Борис впал в такое

отчаяние, что принял яд, отчего и скончался…»


16. Укажите название эпохи в истории России, когда произошли описанные

события. Назовите короля, о котором идёт речь в отрывке. Укажите

прозвище, под которым вошёл в историю самозванец, о котором говорится

в тексте.

17.Какую позицию, по мнению автора, занял король по отношению

к самозванцу? Какие действия, согласно тексту, предпринял Борис Годунов

для противодействия самозванцу? Укажите любые два действия.


18.Назовите преемника Бориса Годунова на российском престоле. Какие

обстоятельства, не указанные в данном отрывке, способствовали

осуществлению самозванцем своих планов по захвату российского престола?

Укажите любые два обстоятельства.


19.В период правления Александра I в России были созданы военные поселения. Укажите одну любую цель, которую преследовали создатели

военных поселений. Почему эта мера вызвала сопротивление у населения?

(Укажите любые две причины.)


20. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым

высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже

приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической

науке.

«Московское государство в середине XVI в. было централизованным

государством».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно

подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно

опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …


21. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1389—1425 гг.;

2) январь 1725 г. — июнь 1762 г.;

3) декабрь 1825г. – 1855 г.

В сочинении необходимо:

— указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному

периоду истории;

— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями

(явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли

названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

Внимание!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные

действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных

событий (процессов, явлений).

— указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины

возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;

— используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий

(явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия,

относящиеся к данному периоду.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей