МАОУ гимназия № 22
Материалы для проведения
экзаменационной работы
учащихся 6 класса
по литературе
2021 - 2022 учебный год
Составитель:
Панферова О.А.
учитель русского языка и литературы
Калининград, 2021 год
СПЕЦИФИКАЦИЯ
экзаменационной работы по литературе для учащихся 6-х классов
1. Назначение КИМ
Экзаменационная работа по литературе предназначается для проверки уровня усвоения учащимися 6-го класса знаний и умений по литературе в объёме обязательного минимума содержания образования.
2. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Содержание работ соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (Приказ Минобрнауки от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Содержание предлагаемых КИМ не выходит за пределы курса литературы основной школы и не зависит от того, по какой рабочей программе и учебнику ведется преподавание.
3. Структура экзаменационной работы.
Экзаменационная работа по литературе за I полугодие в 6 классе представляет собой тестовую часть из 11 вопросов, проверяющих знание изученных произведений, знание теории литературы (жанры, средства выразительности, стихотворные размеры), а также творческую часть – сочинение-миниатюра (ответ на вопрос о герое произведения), проверяющую умение создавать собственное высказывание и аргументировать свой ответ.
Время выполнения: 40 минут
Экзаменационная работа по литературе за 1 полугодие. 6 класс
Вариант 1
1. Определите, о каких жанрах идет речь:
1) произведение нравоучительного характера, имеющее иносказательный смысл;
2) произведение, в основе которого лежит рассказ о каком-либо замечательном событии или выдающихся поступках отдельных людей.
2. Напишите авторов произведений:
1) Баллада «Светлана» -
2) Стихотворение «Тучи» -
3) Повесть «Тарас Бульба» -
3. Определите авторов этих стихотворных строчек:
А) Вся комната янтарным блеском Б) Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?
Озарена. Веселым треском Или на вас тяготит преступление?
Трещит затопленная печь. Или друзей клевета ядовитая?
4. Как в литературоведении называется созвучие окончаний стихотворных строк: «чудесный -прелестный, бежит - звенит»?
5. Нарисуйте схемы, позволяющие определить каждый из стихотворных размеров: ямб, хорей.
6. Определите стихотворный размер, которым написано следующее стихотворение:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
7. Какой художественный прием использует автор:
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась…(А.С. Пушкин)
8. Олицетворение – это…
1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве;
2) художественное определение;
3) сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое;
4) перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы.
9. Назовите изобразительные средства, которые используются в данных строчках:
1) здоровый воздух олицетворение
2) листья…желты и свежи лежат, как ковер эпитет
3) тихонько плачет он (утес) в пустыне сравнение
10. Расположите в правильном порядке элементы композиции: завязка, экспозиция, кульминация, развитие сюжета, развязка.
11. Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.
1) «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой весь в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени…»
2) «Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушке, по крайней мере, никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными».
12. Герой какого произведения тебе запомнился больше всего? (Чем запомнился?)
Экзаменационная работа по литературе за 1 полугодие. 6 класс
Вариант 2
1. Определите, о каких жанрах идет речь:
1) произведение, героями которого являются боги и герои;
2) произведение народного творчества, в основе которого лежит вымысел.
2. Напишите авторов произведений:
1) «Стихи, сочиненные по дороге в Петергоф…» -
2) Роман «Дубровский» -
3) Стихотворение «Тучи» -
3. Определите авторов этих стихотворных строчек:
А) Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, Б) Белеет парус одинокой
На мутном небе мгла носилась; В тумане моря голубом!..
Луна, как бледное пятно, Что ищет он в стране далекой?
Сквозь тучи мрачные желтела… Что кинул он в краю родном?
4. Как в литературоведении называется созвучие окончаний стихотворных строк: «чудесный -прелестный, бежит - звенит»?
5. Нарисуйте схемы, позволяющие определить каждый из стихотворных размеров: ямб, хорей.
6. Определите стихотворный размер, которым написано следующее стихотворение:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром…
7. Какой художественный прием использует автор:
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!
8.Эпитет – это…
1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве;
2) художественное определение;
3) сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое;
4) перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы.
9. Назовите изобразительные средства, которые используются в данных строчках:
1) здоровый воздух олицетворение
2) листья…желты и свежи лежат, как ковер эпитет
3) тихонько плачет он (утес) в пустыне сравнение
10. Расположите в правильном порядке элементы композиции: завязка, экспозиция, кульминация, развитие сюжета, развязка.
11. Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.
1) «..был один из числа коренных, старых полковников: весь он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава».
2) «…воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать».
12. Герой какого произведения тебе запомнился больше всего? (Чем запомнился?)
Критерии оценивания
Тестовая часть (11 заданий с кратким ответом)
За верное выполнение задания ученик получает:
1 задание – 2 балла;
2 задание – 3 балла;
3 задание – 2 балла;
4 задание – 1 балл;
5 задание - 2 балла;
6 задание – 1 балл;
7 задание – 1 балл;
8 задание – 1 балл;
9 задание – 1 балл;
10 задание - 1 балл;
11задание – 6 баллов.
Творческая часть (сочинение-миниатюра)
глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения – 1балл;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка – 1 балл;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию – 1 балл;
допущено не более 1 орфографической, или 1 пунктуационной, или 1 грамматической ошибок – 2 балла.
Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший все задания- 26 баллов.
Шкала перевода в пятибалльную оценку.
Количество балов | Менее 13 | 13 - 16 | 17 - 21 | 22 - 26 |
Оценка | «2» | «3» | «4» | «5» |