Экзаменационная работа в социально-экономический профиль
(в 8 класс) Вариант – 3
Часть 1 (история + обществознание)
1. Расположите в хронологическом порядке следующие события:
1) присоединение Пскова к Московскому княжеству
2) формирование I народного ополчения
3) Стоглав 4) Смоленская война 5) Восстание И. Болотникова
2. Запишите термины, о которых идет речь.
1) Срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян.
2) Монархическая форма правления в России, при которой носителю верховной власти принадлежит вся полнота власти.
3. Выберите из списка три события, относящихся к правлению Ивана III, и запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.
1) присоединение Смоленска
2) введение государственного герба — двуглавого орла
3) присоединение Новгорода
4) расцвет приказной системы
5) создание стрелецкого войска
6) постройка краснокирпичного Московского Кремля
4. Рассмотрите схему и выполните задания:
4.1.Напишите название периода в отечественной истории, события которого обозначены на схеме.
4.2.К какому государству по итогам событий периода в отечественной истории, которому посвящена схема, отошли обозначенные на схеме цифрой «4» территории?
4.3.Назовите царя, который правил в Русском государстве во время начала обозначенных на схеме событий.
4.4. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) В сражении, обозначенном на схеме цифрой «2», победили противники царя, правящего во время начала обозначенных на схеме событий
2) В конце периода, которому посвящена схема, государство, обозначенное на схеме цифрой «1», присоединило Тверь
3) Территории, обозначенные на схеме цифрой «3», присоединил к Русскому государству отец царя, к правлению которого относятся обозначенные на схеме события
4) Обозначенные на схеме события относятся к началу XVII в.
5) Результатом обозначенных на схеме событий стало воцарение руководителя похода, обозначенного на схеме стрелками
6) Территории, обозначенные на схеме цифрой «4», были возвращены России при Петре Первом
5. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке на причины возвышения Москвы в XIV в.:
«Взаимоотношения Руси и Орды имели характер не столько зависимости, сколько взаимовыгодного (хотя и неравноправного) сотрудничества -подчинение Орде, которая не посягала на православные религиозные начала, способствовало защите русских земель от угрозы с католического Запада».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
6. Внутренняя дисциплина не основывается на
1) самоконтроле 2) самовоспитании 3) контроле со стороны
4) волевых усилиях человека
7. Формой соучастия в совершении преступления является
1) кража 2) грабёж 3) хулиганство 4) подстрекательство
8. С какого возраста установлена ответственность за особо тяжкие преступления?
1) 13 лет 2) 14 лет 3) 16 лет 4) 18 лет.
9. Правоохранительный орган, который борется с терроризмом, шпионажем и другими
преступлениями против государства, - это
1) полиция 2) таможня 3) прокуратура 4) ФСБ
10. Верны ли следующие суждения о правах и об обязанностях родителей?
А. Забота о детях, их воспитание — и право, и обязанность родителей.
Б. Родители представляют интересы своих детей и выступают в защиту их прав и интересов, в том числе в судах.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
11. Верны ли следующие суждения о правах и обязанностях гражданина РФ?
А. Каждый гражданин РФ обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Б. Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
12. Верны ли следующие суждения о преступлении?
А. Преступление — это тяжкое правонарушение.
Б. Ответственность за преступления предусмотрена нормами уголовного права.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
13. Верны ли следующие суждения о правах человека?
А. Право на свободу совести и вероисповедания относится к личным (гражданским) правам человека.
Б. Право зарабатывать на жизнь свободно выбранным трудом относится к культурным правам человека.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
14. Сравните гражданско-правовую и уголовную ответственность. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) наступает только за совершённое преступление
2) применяется компетентными органами государства
3) строго регламентируется нормами права
4) влечёт судимость гражданина
|
Черты сходства | Черты отличия |
| | | | |
15. Учитель, раскрывая сущность человека, охарактеризовал черты, которые являются схожими у человека и других живых существ, и черты, которые отличают человека от других живых существ.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.
1) приспособление к условиям окружающей среды
2) способность к выдвижению целей и задач деятельности
3) инстинкты и рефлексы
4) сознание и речь
|
Черты сходства | Черты отличия |
| | | | |
16. Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | | ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ |
А) отдых и сон Б) общение с друзьями В) реализация своих потребностей в деятельности Г) самосохранение Д) карьерный рост | | 1) биологические 2) социальные |
17. Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКА | | ГРУППЫ ПРАВ (СВОБОД) |
А) право на охрану здоровья и медицинскую помощь Б) защита от произвольного вмешательства в личную жизнь В) право на защиту чести и достоинства Г) право на свободу мирных собраний и ассоциаций Д) право на жизнь | | 1) гражданские (личные) 2) политические 3) социальные |
А | Б | В | Г | Д |
| | | | |
18. Установите соответствие между проявлениями общественной жизни и сферами общества. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | | СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА |
А) выборы депутатов муниципального собрания Б) рост числа бракосочетаний В) открытие международного кинофестиваля Г) финансирование учреждений науки и культуры Д) трансляция праздничного богослужения Е) проведение благотворительной акции для сирот Ж) теледебаты кандидатов в президенты | | 1) экономическая сфера 2) политическая сфера 3) социальная сфера 4) духовная сфера |
Экзаменационная работа в социально-экономический профиль
(в 8 класс) Вариант – 4
Часть 1 (история + обществознание)
1. Расположите в хронологическом порядке следующие события:
1) Ливонская война
2) Смерть Лжедмитрия II
3) Денежная реформа, введение копейки
4) Присоединение Рязани к Московскому княжеству
5) Первый Земский собор
2. Запишите термины, о которых идет речь.
1) Подать, взимаемая с кочующих племен в Сибири, преимущественно пушным товаром.
2) Органы центрального государственного управления в Русском царстве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства.
3. Какие три из названных событий произошли в царствование Алексея Михайловича? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) церковный раскол
2) Азовские походы
3) Медный бунт
4) принятие Соборного уложения
5) Персидский поход
6) присоединение Крыма к России
4. Рассмотрите схему и выполните задания:
4.1. Укажите название войны, события которой отражены на карте
4.2. Укажите название города, в который был совершен карательный поход правительственных войск, сопровождавшийся массовым убийствами
4.3. Укажите цифру, которая обозначена «неофициальную столицу» государства после отъезда царя из Москвы
4.4. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Россия победила в этой войне
2) Во время войны были введены «заповедные» лета
3) Противником России в войне была Турция
4) Во время войны образовалось новое государство – Речь Посполитая
5) Во время войны произошло ужесточение внутренней политики
6) Война происходила в завершающий период образования единого Российского государства
5. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения.
«Отставание в развитии русских земель от западных стран было прежде всего вызвано длительным ордынским владычеством».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
6. Внешняя дисциплина не основывается на
1. самоконтроле 2. внешних санкциях
3. социальном контроле 4. стремлении получить поощрение
7. Что из названного не относится к соучастию в преступлении или формам соучастия в преступлении
1. преступная деятельность двух и более лиц 2.деятельность организатора преступления
3. вымогательство 4. подстрекательство
8. Какое наказание не предусмотрено для несовершеннолетних Уголовным кодексом РФ?
1.штраф
2. обязательные и исправительные работы
3. лишение свободы на срок более 10 лет.
4. лишение права заниматься определенной деятельностью
9. Правоохранительный орган, который надзирает за соблюдением законов, представляет
интересы государства в судебном процессе, - это
полиция 2. таможня 3. прокуратура 4. ФСБ
10. Верны ли следующие суждения о юридической ответственности?
А. Юридическая ответственность призвана восстанавливать нарушенные права граждан, пострадавших от правонарушения.
Б. Юридическая ответственность выражается в том, что в отношении лица, вина которого доказана, применяются меры государственного принуждения.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11. Верны ли следующие суждения о правах и обязанностях гражданина РФ?
А. Каждый гражданин РФ обязан сохранять памятники истории и культуры.
Б. Граждане РФ обязаны платить налоги.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
12. Верны ли следующие суждения о преступлении?
А. Преступление — это тяжкое правонарушение.
Б. Ответственность за преступления предусмотрена нормами административного права.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
13. Верны ли следующие суждения о правах человека?
А. Право на свободу передвижения относится к личным (гражданским) правам человека.
Б. Право на труд и отдых относится к культурным правам человека.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
14. Сравните гражданско-правовую и уголовную ответственность. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) ответственность наступает с 18 лет
2) наказание осуществляется органами государственной власти
3) строго регламентируется нормами права
4) влечёт судимость гражданина
|
Черты сходства | Черты отличия |
| | | | |
15. В приведенном списке указаны черты сходства абсолютной и ограниченной монархии и черты отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) монарх передает свою власть по наследству
2) монарх вынужден считаться с мнением парламента
3) для принятия или отмены закона достаточно воли монарха
4) является формой правления в государстве
|
Черты сходства | Черты отличия |
| | | | |
16. Установите соответствие между правоохранительными органами и их функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ | | ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ |
А) консультация по юридическим вопросам Б) представление клиентов в суде по гражданским делам В) вынесение решений по подсудным делам Г) помощь в составлении жалоб и заявлений правового характера Д) проверка законности и обоснованности решений, вынесенных судами различных инстанций Е) рассмотрение и вынесение решений по гражданским искам | | 1) адвокатура 2) суд |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
17. Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКА | | ГРУППЫ ПРАВ (СВОБОД) |
А) право на охрану здоровья и медицинскую помощь Б) неприкосновенность частной собственности В) право на тайну переписки Г) право на участие в выборах президента Д) право на имя | | 1) гражданские (личные) 2) политические 3) социальные |
А | Б | В | Г | Д |
| | | | |
18. Установите соответствие между проявлениями общественной жизни и сферами общества. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | | СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА |
А) выборы президента Б) рост числа бракосочетаний В) открытие выставки Да Винчи Г) строительство новой школы Д) трансляция спектакля Е) проведение благотворительной акции для сирот Ж) теледебаты кандидатов в президенты | | 1) экономическая сфера 2) политическая сфера 3) социальная сфера 4) духовная сфера |