СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экзаменационные материалы по литературе для 7 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка представляет собой два варианта экзаменационных материалов ( анализ предложенного текста, ответы на разноуровневые вопросы) и может быть использована для проведения промежуточной аттестации в 7-8 классах. Критерии оценивания работ учащихся прилагаются.

Просмотр содержимого документа
«Экзаменационные материалы по литературе для 7 класса»

Экзаменационная работа по литературе в 7 классе за 2017-2018 учебный год.

В 7 классе предполагается проведение экзаменационной работы в форме комплексного анализа художественного произведения (характеристика литературного персонажа)

Учащиеся должны прочитать текст и ответить на вопросы.

Для анализа предлагается «Легенда о Данко» М.Горького, рассказ «Бирюк» И.С. Тургенева, ранее изученные в данном классе.

Каждому ученику выдаются тексты и бланк с вопросами, куда должны быть вписаны ответы.

Данный вид работы рассчитан на 2 урока.

Вариант 1

Текст для анализа.

Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой — была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса. Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску. Нужно было уйти из этого леса, и для того были две дороги: одна — назад, — там были сильные и злые враги, другая — вперед, там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору. А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям. Это были все-таки сильные люди, и могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды победили их, но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы. И потому они сидели и думали в длинные ночи, под глухой шум леса, в ядовитом смраде болота. Они сидели, а тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а торжествуют злые духи леса и болота... Люди всё сидели и думали. Но ничто — ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум... Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, — и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче... Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни... Но тут явился Данко и спас всех один».

Старуха, очевидно, часто рассказывала о горящем сердце Данко. Она говорила певуче, и голос ее, скрипучий и глухой, ясно рисовал предо мной шум леса, среди которого умирали от ядовитого дыхания болота несчастные, загнанные люди...

«Данко — один из тех людей, молодой красавец. Красивые — всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:

— Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец — все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..

Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.

— Веди ты нас! — сказали они.

Тогда он повел...»

Старуха помолчала и посмотрела в степь, где все густела тьма. Искорки горящего сердца Данко вспыхивали где-то далеко и казались голубыми воздушными цветами, расцветая только на миг.

«Повел их Данко. Дружно все пошли за ним — верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они... Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.

Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, — вот как!

Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.

— Ты, — сказали они, — ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!

— Вы сказали: «Веди!» — и я повел! — крикнул Данко, становясь против них грудью.— Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!

Но эти слова разъярили их еще более.

— Ты умрешь! Ты умрешь! — ревели они.

А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.

А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...

— Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

— Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.

Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!

И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко.

Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер.

Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...»

— Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!

Теперь, когда старуха кончила свою красивую сказку, в степи стало страшно тихо, точно и она была поражена силой смельчака Данко, который сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе. Старуха дремала. Я смотрел на нее и думал: «Сколько еще сказок и воспоминаний осталось в ее памяти?» И думал о великом горящем сердце Данко и о человеческой фантазии, создавшей столько красивых и сильных легенд.

Дунул ветер и обнажил из-под лохмотьев сухую грудь старухи Изергиль, засыпавшей все крепче. Я прикрыл ее старое тело и сам лег на землю около нее. В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, медленно, скучно... Море шумело глухо и печально.




Характеристика героя эпического произведения.

  1. Перечитайте отрывок из произведения.

  2. *Определите автора и название.

  3. **Из каких композиционно-смысловых частей состоит данное произведение?

  4. *Какое впечатление произвел на вас рассказ о Данко?

  5. *Что такое «легенда»?

  6. *Какие люди жили в старину на земле?

  7. * Куда пришлось уйти людям в тяжёлые для них времена?

  8. *Какие две дороги были возможны для спасения людей?

  9. *Почему люди долго не могли принять решения, по какой дороге им идти?

  10. *Какой выход из создавшегося сложного положения предложил Данко?

  11. *Почему все решили, что Данко лучший из всех и ему можно доверить жизнь людей?

  12. * Каков был путь, по которому вёл людей Данко?

  13. *За что люди стали судить Данко?

  14. *Что стало причиной самоотверженного поступка Данко?

  15. *Почему сияющее сердце Данко названо «факелом великой любви к людям?

  16. *Какое чувство испытывал Данко, когда вывел людей на широкий простор счастливой и светлой жизни?

  17. **Как вы бы могли охарактеризовать главного героя?

  18. **Что вы можете сказать об образе повествователя?



2. Задания.

**Задание 1. Проанализируйте описание грозы и ответьте на вопросы.

  1. Как описание грозы помогает передать состояние людей и происходящее между ними?

  2. Почему во время грозы разъярённые люди видятся Данко в зверином облике?

  3. Какие глаголы передают динамику действия?

  4. Среди выделенных курсивом слов найдите художественные средства выразительности: метафоры, гиперболы, антитезы, олицетворения, эпитеты, образы- символы.


Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное.


***Задание 2. «Человек с большой буквы и был религией М. Горького» (Л.М. Леонов.)

  1. Как вы понимаете выражение «человек с большой буквы»? Можно ли назвать так Данко?

  2. В чем, по мнению М. Горького, состоит истинная красота человека?

Вариант 2

Текст для анализа

Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. До дому еще было верст восемь; моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге, изредка похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних

колес. Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени

быстро густели. Я ударил вожжой по лошади, спустился в овраг, перебрался через

сухой ручей, весь заросший лозинками, поднялся в гору и въехал в лес. Дорога вилась

передо мною между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком; я подвигался вперед с трудом. Дрожки прыгали по твердым корням столетних дубов и лип,

беспрестанно пересекавшим глубокие продольные рытвины — следы тележных колес; лошадь моя начала спотыкаться. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями. Я поехал шагом и скоро

принужден был остановиться: лошадь моя вязла, я не видел ни зги. Кое-как приютился я к широкому кусту. Сгорбившись и закутавши лицо, ожидал я терпеливо конца

ненастья, как вдруг, при блеске молнии, на дороге почудилась мне высокая фигура. Я стал пристально глядеть в ту сторону — та же фигура словно выросла из земли подле моих дрожек.— Кто это? — спросил звучный голос.— А ты кто сам?— Я здешний лесник.Я назвал себя.— А, знаю! Вы домой едете?— Домой. Да видишь, какая гроза...— Да, гроза, — отвечал голос.Белая молния озарила лесника с головы до ног; трескучий и короткий удар грома раздался тотчас вслед за нею. Дождик хлынул с

удвоенной силой.— Не скоро пройдет, — продолжал лесник.— Что делать!— Я вас, пожалуй, в свою избу проведу, — отрывисто проговорил он.— Сделай одолжение.— Извольте сидеть.Он подошел к голове лошади, взял ее за узду и сдернул с места. Мы тронулись. Я держался за подушку дрожек, которые колыхались, «как в море челнок», и кликал собаку. Бедная моя кобыла тяжко шлепала ногами по грязи, скользила,

спотыкалась; лесник покачивался перед оглоблями направо и налево, словно

привиденье. Мы ехали довольно долго; наконец мой проводник остановился. «Вот мы и дома, барин», — промолвил он спокойным голосом. Калитка заскрыпела, несколько щенков дружно залаяло. Я поднял голову и при свете молнии увидал небольшую избушку посреди обширного двора, обнесенного плетнем. Из одного окошечка тускло светил огонек. Лесник довел лошадь до крыльца и застучал в дверь. «Сичас, сичас!» — раздался тоненький голосок, послышался топот босых ног, засов заскрыпел, и девочка лет двенадцати, в рубашонке, подпоясанная покромкой, с фонарем в руке, показалась на пороге.— Посвети барину, — сказал он ей, — а я ваши дрожки под навес

поставлю.Девочка глянула на меня и пошла в избу. Я отправился вслед за ней.Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и

перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на

крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, лоном поправлять лучину. Я посмотрел кругом —сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу. Ребенок в люльке дышал тяжело и скоро.— Ты разве одна здесь? — спросил я

девочку.— Одна, — произнесла она едва внятно.— Ты лесникова дочь?— Лесникова,

— прошептала она.Дверь заскрыпела, и лесник шагнул, нагнув голову, через порог. Он поднял фонарь с полу, подошел к столу и зажег светильню.— Чай, не привыкли к лучине? — проговорил он и тряхнул кудрями.Я посмотрел на него. Редко мне

случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черпая курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под

сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка уперся руками в бока и остановился передо мною.Я поблагодарил его и спросил его имя.—

Меня зовут Фомой, — отвечал он, — а по прозвищу Бирюк *.— А, ты Бирюк?Я с

удвоенным любопытством посмотрел на него. От моего Ермолая и от других я часто

слышал рассказы о леснике Бирюке, которого все окрестные мужики боялись как огня. По их словам, не бывало еще на свете такого мастера своего дела: «Вязанки хворосту

не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, — силен, дескать, и ловок как бес... И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет. Уж не раз

добрые люди его сжить со свету собирались, да нет — не дается».Вот как отзывались соседние мужики о Бирюке.— Так ты Бирюк, — повторил я, — я, брат, слыхал про тебя. Говорят, ты никому спуску не даешь.— Должность свою справляю, — отвечал

он угрюмо, — даром господский хлеб есть не приходится…

.— Гроза проходит, — заметил он после

небольшого молчанья, — коли прикажете, я вас из лесу провожу.Я встал. Бирюк взял ружье и осмотрел полку.— Это зачем? — спросил я.— А в лесу шалят... У Кобыльего Верху. ** дерево рубят, — прибавил он в ответ на мой вопрошающий взор.— Будто отсюда слышно?— Со двора слышно.Мы вышли вместе. Дождик перестал. В

отдалении еще толпились тяжелые громады туч, изредка вспыхивали длинные

молнии; но над нашими головами уже виднелось кое-где темно-синее небо, звездочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака. Очерки деревьев, обрызганных

дождем и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака. Мы стали

прислушиваться. Лесник снял шапку и потупился. «Во... вот, — проговорил он вдруг и протянул руку, — вишь какую ночку выбрал». Я ничего не слышал, кроме шума

листьев. Бирюк вывел лошадь из-под навеса. «А этак я, пожалуй, — прибавил он вслух, — и прозеваю его». — «Я с тобой пойду... хочешь?» — «Ладно, — отвечал он и попятил лошадь назад, — мы его духом поймаем, а там я вас провожу. Пойдемте».Мы пошли: Бирюк впереди, я за ним. Бог его знает, как он узнавал дорогу, но он

останавливался только изредка, и то для того, чтобы прислушиваться к стуку топора.

«Вишь, — бормотал он сквозь зубы, — слышите? слышите?» — «Да где?» Бирюк пожимал плечами. Мы спустились в овраг, ветер затих на мгновенье — мерные удары ясно достигли до моего слуха. Бирюк глянул на меня и качнул головой. Мы пошли

далее по мокрому папоротнику и крапиве. Глухой и продолжительный гул раздался...— Повалил... — пробормотал Бирюк.Между тем небо продолжало расчищаться; в лесу чуть-чуть светлело. Мы выбрались, наконец, из оврага.

«Подождите здесь», — шепнул мне лесник, нагнулся и, подняв ружье кверху, исчез

между кустами. Я стал прислушиваться с напряжением. Сквозь постоянный шум ветра чудились мне невдалеке слабые звуки: топор осторожно стучал по сучьям, колеса

скрыпели, лошадь фыркала... «Куда? стой!» — загремел вдруг железный голос Бирюка. Другой голос закричал жалобно, по-заячьи... Началась борьба. «Вре-ешь, вре- ешь, — твердил, задыхаясь, Бирюк, — не уйдешь...» Я бросился в направлении шума

прибежал, спотыкаясь на каждом шагу, на место битвы. У срубленного дерева, на земле, копошился лесник; он держал под собою вора и закручивал ему кушаком руки на спину. Я подошел. Бирюк поднялся и поставил его на ноги. Я увидал мужика,

мокрого, в лохмотьях, с длинной растрепанной бородой. Дрянная лошаденка, до половины закрытая угловатой рогожкой, стояла тут же вместе с тележным ходом. Лесник не говорил ни слова; мужик тоже молчал и только головой потряхивал.— Отпусти его, — шепнул я на ухо Бирюку, — я заплачу за дерево. Бирюк молча взял лошадь за холку левой рукой: правой он держал вора за пояс. «Ну, поворачивайся,ворона!» — промолвил он сурово.

С трудом добрались мы до избы. Бирюк бросил пойманную лошаденку посреди двора, ввел мужика в комнату, ослабил узел кушака и посадил его в угол. Девочка, которая заснула было возле печки, вскочила и с молчаливым испугом стала глядеть на нас. Я сел на лавку.— Эк его, какой полил, — заметил лесник, — переждать придется. Не хотите ли прилечь?— Спасибо.— Я бы его, для вашей милости, в чуланчик запер, —продолжал он, указывая на мужика, — да вишь, засов...— Оставь его тут, не трогай, — перебил я Бирюка.

Мужик глянул на меня исподлобья. Я внутренно дал себе слово, во что бы то ни стало, освободить бедняка. Он сидел неподвижно на лавке. При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови,

беспокойные глаза…

— Фома Кузьмич, — заговорил вдруг мужик голосом глухим и разбитым, — а, Фома Кузьмич.— Чего тебе?— Отпусти. Бирюк не отвечал.— Отпусти... с голодухи... отпусти.

— Знаю я вас, — угрюмо возразил лесник, — ваша вся слобода такая — вор на воре.— Отпусти, — твердил мужик, — приказчик... разорены, во как... отпусти!— Разорены!.. Воровать никому не след.— Отпусти, Фома Кузьмич... не погуби. Ваш-то, сам знаешь, заест, во как. Бирюк отвернулся. Мужика подергивало, словно лихорадка его колотила. Он встряхивал головой и дышал неровно.— Отпусти, — повторял он с унылым отчаяньем, — отпусти, ей-богу, отпусти! Я заплачу, во как, ей-богу. Ей-богу, с голодухи... детки пищат, сам знаешь. Круто, во как, приходится.— А ты всё-таки воровать не ходи.— Лошаденку, — продолжал мужик, — лошаденку-то, хоть ее-то...один живот и есть... отпусти!

— Говорят, нельзя. Я тоже человек подневольный: с меня взыщут. Вас баловать тоже не приходится.— Отпусти! Нужда, Фома Кузьмич, нужда, как есть того... отпусти

Дождик всё не переставал. Я ждал, что будет. Мужик внезапно выпрямился. Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска. «Ну на, ешь, на, подавись, на, — начал он, прищурив глаза и опустив углы губ,

  • на, душегубец окаянный: пей христианскую кровь, пей...» Душегубец окаянный, зверь, зверь, зверь! Всё едино — пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби — один конец; что с голоду, что так — всё едино. Пропадай всё: жена, дети — околевай всё... А до тебя, погоди, доберемся!

несчастный. — Всё едино — околевать-то. Душегубец ты, зверь, погибели на тебя нету... Да постой, недолго тебе царствовать! затянут тебе глотку, постой!

Бирюк схватил его за плечо... Я бросился на помощь мужику...— Не троньте, барин! — крикнул на меня лесник.Я бы не побоялся его угрозы и уже протянул было руку; но, к крайнему моему изумлению, он одним поворотом сдернул с локтей мужика кушак,

схватил его за шиворот, нахлобучил ему шапку на глаза, растворил дверь и вытолкнул его вон.— Убирайся к чёрту с своей лошадью! — закричал он ему вслед, — да смотри, в другой раз у меня...Он вернулся в избу и стал копаться в углу.— Ну, Бирюк, — промолвил я наконец, — удивил ты меня: ты, я вижу, славный малый.— Э, полноте,барин, — перебил он меня с досадой, — не извольте только сказывать. Да уж я лучше вас провожу, — прибавил он, — знать, дождика-то вам не переждать...

Через полчаса он простился со мной на опушке леса.

*Бирюком называется в Орловской губернии человек одинокий и угрюмый.

«Верхом» называется в Орловской губернии овраг.


Характеристика героя эпического произведения.

  1. Перечитайте отрывок из произведения.

  2. *Определите автора и название.

  3. **Из каких композиционно-смысловых частей состоит данное произведение?

  4. *Какое впечатление произвел на вас рассказ о Бирюке?

  1. * Каково настоящее имя Бирюка? Что обозначает прозвище – Бирюк?

  2. * Почему лесника предпочитают звать не по имени, а по прозвищу?

  3. * Что во внешности Бирюка нравится автору?

  4. *-Как объясняет Бирюк автору свое отношение к работе?

  5. *Как относились мужики к Бирюку.

  6. *Почему мужики ненавидят Бирюка?

  7. -*Как называет Бирюка пойманный им мужик-вор?

  8. -*Какие чувства испытывает автор, видя, как живет Бирюк?

  9. * Почему Бирюк отпустил, провинившихся мужиков?

  10. * Чем обусловлен суровый характер лесника?

  11. -*Почему мужикам-крестьянам приходится воровать в лесу?

  12. *Счастлив ли Бирюк? Почему?

  13. **Как вы бы могли охарактеризовать главного героя?

  14. **Что вы можете сказать об образе повествователя?



2. Задания.

**Задание 1. Проанализируйте описание грозы и ответьте на вопросы.

  1. Как описание грозы помогает передать состояние героя?

  2. Какие глаголы передают динамику действия?

  3. Среди выделенных курсивом слов найдите художественные средства выразительности: метафоры, олицетворения, эпитеты..


Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели.. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком; я подвигался вперед с трудом. Дрожки прыгали по твердым корням столетних дубов и лип,

беспрестанно пересекавшим глубокие продольные рытвины — следы тележных колес; лошадь моя начала спотыкаться. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями. Я поехал шагом и скоро принужден был остановиться: лошадь моя вязла, я не видел ни зги. Кое-как приютился я к широкому кусту. Сгорбившись и закутавши лицо, ожидал я терпеливо конца

ненастья.

***Задание 2. «Доброта- это то, что может услышать глухой и увидеть слепой» (М.Твен.)

  1. Как вы понимаете выражение «добрый человек»? Можно ли назвать так Бирюка?

  2. В чем, по мнению И.С. Тургенева, заключается истинная доброта человека?































Рекомендации по оцениванию работ учеников.

*

**

***

1.Выполнены учеником все задания под *, остальные и не пытался. Ответы достаточно полные. Наличествует не более 4 орфографических, 4 пунктуационных, 4 грамматических , речевых ошибок.

Выполнены задания под * и ** звездочками. Ответы на каждый вопрос достаточно полные. Наличествует не более 4 орфографических, 4 пунктуационных, 4 грамматических , речевых ошибок (так как объем достаточно большой).

Выполнены почти все задания, ученик не начинает предложения со слов «Потому что…» и т.д. Ответы на каждый вопрос достаточно полные. Возможно, на один-два каких-то вопроса даны не совсем полные ответы. Наличествует не более 4 орфографических, 4 пунктуационных, 4 грамматических , речевых ошибок (так как объем достаточно большой).

Оценка «3»

Оценка «4»

Оценка «5»



Экзаменационная работа по литературе

учени___7 класса

МБОУ СОШ № 2

___________________________

___________________________

Вариант 1

Анализ текста.

Характеристика героя эпического произведения.

  1. Перечитайте отрывок из произведения.

  2. *Определите автора и название.

__________________________________________________________________________

  1. **Из каких композиционно-смысловых частей состоит данное произведение?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. *Какое впечатление произвел на вас рассказ о Данко?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. *Что такое «легенда»?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. *Какие люди жили в старину на земле?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. * Куда пришлось уйти людям в тяжёлые для них времена?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. *Какие две дороги были возможны для спасения людей?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. *Почему люди долго не могли принять решения, по какой дороге им идти?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. *Какой выход из создавшегося сложного положения предложил Данко?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. *Почему все решили, что Данко лучший из всех и ему можно доверить жизнь людей?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. * Каков был путь, по которому вёл людей Данко?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. *За что люди стали судить Данко?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. *Что стало причиной самоотверженного поступка Данко?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. *Почему сияющее сердце Данко названо «факелом великой любви к людям»?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. *Какое чувство испытывал Данко, когда вывел людей на широкий простор счастливой и светлой жизни?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. **Как вы бы могли охарактеризовать главного героя?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. **Что вы можете сказать об образе повествователя?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



2. Задания.

1 .Проанализируйте описание грозы и ответьте на вопросы.

  1. Как описание грозы помогает передать состояние людей и происходящее между ними?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему во время грозы разъярённые люди видятся Данко в зверином облике?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие глаголы передают динамику действия?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Среди выделенных курсивом слов найдите художественные средства выразительности: метафоры, гиперболы, антитезы, олицетворения, эпитеты, образы- символы.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное.


***Задание 2. «Человек с большой буквы и был религией М. Горького» (Л.М. Леонов.)

  1. Как вы понимаете выражение «человек с большой буквы»? Можно ли назвать так Данко?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В чем, по мнению М. Горького, состоит истинная красота человека?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







































Экзаменационная работа по литературе

учени___7 класса

МБОУ СОШ № 2

___________________________

___________________________

Вариант 2

Анализ текста.

Характеристика героя эпического произведения.

  1. Перечитайте отрывок из произведения.

  2. *Определите автора и название.

__________________________________________________________________________

  1. **Из каких композиционно-смысловых частей состоит данное произведение?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. *Какое впечатление произвел на вас рассказ о Бирюке?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. * Каково настоящее имя Бирюка? Что обозначает прозвище – Бирюк?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. * Почему лесника предпочитают звать не по имени, а по прозвищу?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. * Что во внешности Бирюка нравится автору?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. *-Как объясняет Бирюк автору свое отношение к работе?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. *Как относились мужики к Бирюку?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. *Почему мужики ненавидят Бирюка?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. -*Как называет Бирюка пойманный им мужик-вор?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. -*Какие чувства испытывает автор, видя, как живет Бирюк?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. * Почему Бирюк отпустил, провинившегося мужика?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. * Чем обусловлен суровый характер лесника?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. *Почему мужикам-крестьянам приходится воровать в лесу?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. *Счастлив ли Бирюк? Почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. **Как вы бы могли охарактеризовать главного героя?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. **Что вы можете сказать об образе повествователя?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



2. Задания.

. 1 Проанализируйте описание грозы и ответьте на вопросы.

  1. Как описание грозы помогает передать состояние героя?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие глаголы передают динамику действия?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Среди выделенных курсивом слов найдите художественные средства выразительности: метафоры, олицетворения, эпитеты.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели.. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком; я подвигался вперед с трудом. Дрожки прыгали по твердым корням столетних дубов и лип,

беспрестанно пересекавшим глубокие продольные рытвины — следы тележных колес; лошадь моя начала спотыкаться. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями. Я поехал шагом и скоро принужден был остановиться: лошадь моя вязла, я не видел ни зги. Кое-как приютился я к широкому кусту. Сгорбившись и закутавши лицо, ожидал я терпеливо конца

ненастья.


***Задание 2. «Доброта- одно из главных условий жизни человека» (Л.Н. Татьяничева.)

  1. Как вы понимаете выражение «добрый человек»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Можно ли назвать так Бирюка?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 В чем, по мнению И.С. Тургенева, состоит истинная доброта человека?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!