Экзаменационная работа по литературе в 7 классе за 2017-2018 учебный год.
В 7 классе предполагается проведение экзаменационной работы в форме комплексного анализа художественного произведения (характеристика литературного персонажа)
Учащиеся должны прочитать текст и ответить на вопросы.
Для анализа предлагается «Легенда о Данко» М.Горького, рассказ «Бирюк» И.С. Тургенева, ранее изученные в данном классе.
Каждому ученику выдаются тексты и бланк с вопросами, куда должны быть вписаны ответы.
Данный вид работы рассчитан на 2 урока.
Вариант 1
Текст для анализа.
Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой — была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса. Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску. Нужно было уйти из этого леса, и для того были две дороги: одна — назад, — там были сильные и злые враги, другая — вперед, там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору. А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям. Это были все-таки сильные люди, и могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды победили их, но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы. И потому они сидели и думали в длинные ночи, под глухой шум леса, в ядовитом смраде болота. Они сидели, а тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а торжествуют злые духи леса и болота... Люди всё сидели и думали. Но ничто — ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум... Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, — и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче... Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни... Но тут явился Данко и спас всех один».
Старуха, очевидно, часто рассказывала о горящем сердце Данко. Она говорила певуче, и голос ее, скрипучий и глухой, ясно рисовал предо мной шум леса, среди которого умирали от ядовитого дыхания болота несчастные, загнанные люди...
«Данко — один из тех людей, молодой красавец. Красивые — всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:
— Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец — все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..
Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.
— Веди ты нас! — сказали они.
Тогда он повел...»
Старуха помолчала и посмотрела в степь, где все густела тьма. Искорки горящего сердца Данко вспыхивали где-то далеко и казались голубыми воздушными цветами, расцветая только на миг.
«Повел их Данко. Дружно все пошли за ним — верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они... Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.
Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, — вот как!
Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.
— Ты, — сказали они, — ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!
— Вы сказали: «Веди!» — и я повел! — крикнул Данко, становясь против них грудью.— Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!
Но эти слова разъярили их еще более.
— Ты умрешь! Ты умрешь! — ревели они.
А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.
А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...
— Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.
И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.
— Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.
Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!
И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко.
Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер.
Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...»
— Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!
Теперь, когда старуха кончила свою красивую сказку, в степи стало страшно тихо, точно и она была поражена силой смельчака Данко, который сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе. Старуха дремала. Я смотрел на нее и думал: «Сколько еще сказок и воспоминаний осталось в ее памяти?» И думал о великом горящем сердце Данко и о человеческой фантазии, создавшей столько красивых и сильных легенд.
Дунул ветер и обнажил из-под лохмотьев сухую грудь старухи Изергиль, засыпавшей все крепче. Я прикрыл ее старое тело и сам лег на землю около нее. В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, медленно, скучно... Море шумело глухо и печально.
Характеристика героя эпического произведения.
Перечитайте отрывок из произведения.
*Определите автора и название.
**Из каких композиционно-смысловых частей состоит данное произведение?
*Какое впечатление произвел на вас рассказ о Данко?
*Что такое «легенда»?
*Какие люди жили в старину на земле?
* Куда пришлось уйти людям в тяжёлые для них времена?
*Какие две дороги были возможны для спасения людей?
*Почему люди долго не могли принять решения, по какой дороге им идти?
*Какой выход из создавшегося сложного положения предложил Данко?
*Почему все решили, что Данко лучший из всех и ему можно доверить жизнь людей?
* Каков был путь, по которому вёл людей Данко?
*За что люди стали судить Данко?
*Что стало причиной самоотверженного поступка Данко?
*Почему сияющее сердце Данко названо «факелом великой любви к людям?
*Какое чувство испытывал Данко, когда вывел людей на широкий простор счастливой и светлой жизни?
**Как вы бы могли охарактеризовать главного героя?
**Что вы можете сказать об образе повествователя?
2. Задания.
**Задание 1. Проанализируйте описание грозы и ответьте на вопросы.
Как описание грозы помогает передать состояние людей и происходящее между ними?
Почему во время грозы разъярённые люди видятся Данко в зверином облике?
Какие глаголы передают динамику действия?
Среди выделенных курсивом слов найдите художественные средства выразительности: метафоры, гиперболы, антитезы, олицетворения, эпитеты, образы- символы.
Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное.
***Задание 2. «Человек с большой буквы и был религией М. Горького» (Л.М. Леонов.)
Как вы понимаете выражение «человек с большой буквы»? Можно ли назвать так Данко?
В чем, по мнению М. Горького, состоит истинная красота человека?
Вариант 2
Текст для анализа
Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. До дому еще было верст восемь; моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге, изредка похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних
колес. Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени
быстро густели. Я ударил вожжой по лошади, спустился в овраг, перебрался через
сухой ручей, весь заросший лозинками, поднялся в гору и въехал в лес. Дорога вилась
передо мною между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком; я подвигался вперед с трудом. Дрожки прыгали по твердым корням столетних дубов и лип,
беспрестанно пересекавшим глубокие продольные рытвины — следы тележных колес; лошадь моя начала спотыкаться. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями. Я поехал шагом и скоро
принужден был остановиться: лошадь моя вязла, я не видел ни зги. Кое-как приютился я к широкому кусту. Сгорбившись и закутавши лицо, ожидал я терпеливо конца
ненастья, как вдруг, при блеске молнии, на дороге почудилась мне высокая фигура. Я стал пристально глядеть в ту сторону — та же фигура словно выросла из земли подле моих дрожек.— Кто это? — спросил звучный голос.— А ты кто сам?— Я здешний лесник.Я назвал себя.— А, знаю! Вы домой едете?— Домой. Да видишь, какая гроза...— Да, гроза, — отвечал голос.Белая молния озарила лесника с головы до ног; трескучий и короткий удар грома раздался тотчас вслед за нею. Дождик хлынул с
удвоенной силой.— Не скоро пройдет, — продолжал лесник.— Что делать!— Я вас, пожалуй, в свою избу проведу, — отрывисто проговорил он.— Сделай одолжение.— Извольте сидеть.Он подошел к голове лошади, взял ее за узду и сдернул с места. Мы тронулись. Я держался за подушку дрожек, которые колыхались, «как в море челнок», и кликал собаку. Бедная моя кобыла тяжко шлепала ногами по грязи, скользила,
спотыкалась; лесник покачивался перед оглоблями направо и налево, словно
привиденье. Мы ехали довольно долго; наконец мой проводник остановился. «Вот мы и дома, барин», — промолвил он спокойным голосом. Калитка заскрыпела, несколько щенков дружно залаяло. Я поднял голову и при свете молнии увидал небольшую избушку посреди обширного двора, обнесенного плетнем. Из одного окошечка тускло светил огонек. Лесник довел лошадь до крыльца и застучал в дверь. «Сичас, сичас!» — раздался тоненький голосок, послышался топот босых ног, засов заскрыпел, и девочка лет двенадцати, в рубашонке, подпоясанная покромкой, с фонарем в руке, показалась на пороге.— Посвети барину, — сказал он ей, — а я ваши дрожки под навес
поставлю.Девочка глянула на меня и пошла в избу. Я отправился вслед за ней.Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и
перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на
крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, лоном поправлять лучину. Я посмотрел кругом —сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу. Ребенок в люльке дышал тяжело и скоро.— Ты разве одна здесь? — спросил я
девочку.— Одна, — произнесла она едва внятно.— Ты лесникова дочь?— Лесникова,
— прошептала она.Дверь заскрыпела, и лесник шагнул, нагнув голову, через порог. Он поднял фонарь с полу, подошел к столу и зажег светильню.— Чай, не привыкли к лучине? — проговорил он и тряхнул кудрями.Я посмотрел на него. Редко мне
случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черпая курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под
сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка уперся руками в бока и остановился передо мною.Я поблагодарил его и спросил его имя.—
Меня зовут Фомой, — отвечал он, — а по прозвищу Бирюк *.— А, ты Бирюк?Я с
удвоенным любопытством посмотрел на него. От моего Ермолая и от других я часто
слышал рассказы о леснике Бирюке, которого все окрестные мужики боялись как огня. По их словам, не бывало еще на свете такого мастера своего дела: «Вязанки хворосту
не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, — силен, дескать, и ловок как бес... И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет. Уж не раз
добрые люди его сжить со свету собирались, да нет — не дается».Вот как отзывались соседние мужики о Бирюке.— Так ты Бирюк, — повторил я, — я, брат, слыхал про тебя. Говорят, ты никому спуску не даешь.— Должность свою справляю, — отвечал
он угрюмо, — даром господский хлеб есть не приходится…
.— Гроза проходит, — заметил он после
небольшого молчанья, — коли прикажете, я вас из лесу провожу.Я встал. Бирюк взял ружье и осмотрел полку.— Это зачем? — спросил я.— А в лесу шалят... У Кобыльего Верху. ** дерево рубят, — прибавил он в ответ на мой вопрошающий взор.— Будто отсюда слышно?— Со двора слышно.Мы вышли вместе. Дождик перестал. В
отдалении еще толпились тяжелые громады туч, изредка вспыхивали длинные
молнии; но над нашими головами уже виднелось кое-где темно-синее небо, звездочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака. Очерки деревьев, обрызганных
дождем и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака. Мы стали
прислушиваться. Лесник снял шапку и потупился. «Во... вот, — проговорил он вдруг и протянул руку, — вишь какую ночку выбрал». Я ничего не слышал, кроме шума
листьев. Бирюк вывел лошадь из-под навеса. «А этак я, пожалуй, — прибавил он вслух, — и прозеваю его». — «Я с тобой пойду... хочешь?» — «Ладно, — отвечал он и попятил лошадь назад, — мы его духом поймаем, а там я вас провожу. Пойдемте».Мы пошли: Бирюк впереди, я за ним. Бог его знает, как он узнавал дорогу, но он
останавливался только изредка, и то для того, чтобы прислушиваться к стуку топора.
«Вишь, — бормотал он сквозь зубы, — слышите? слышите?» — «Да где?» Бирюк пожимал плечами. Мы спустились в овраг, ветер затих на мгновенье — мерные удары ясно достигли до моего слуха. Бирюк глянул на меня и качнул головой. Мы пошли
далее по мокрому папоротнику и крапиве. Глухой и продолжительный гул раздался...— Повалил... — пробормотал Бирюк.Между тем небо продолжало расчищаться; в лесу чуть-чуть светлело. Мы выбрались, наконец, из оврага.
«Подождите здесь», — шепнул мне лесник, нагнулся и, подняв ружье кверху, исчез
между кустами. Я стал прислушиваться с напряжением. Сквозь постоянный шум ветра чудились мне невдалеке слабые звуки: топор осторожно стучал по сучьям, колеса
скрыпели, лошадь фыркала... «Куда? стой!» — загремел вдруг железный голос Бирюка. Другой голос закричал жалобно, по-заячьи... Началась борьба. «Вре-ешь, вре- ешь, — твердил, задыхаясь, Бирюк, — не уйдешь...» Я бросился в направлении шума
прибежал, спотыкаясь на каждом шагу, на место битвы. У срубленного дерева, на земле, копошился лесник; он держал под собою вора и закручивал ему кушаком руки на спину. Я подошел. Бирюк поднялся и поставил его на ноги. Я увидал мужика,
мокрого, в лохмотьях, с длинной растрепанной бородой. Дрянная лошаденка, до половины закрытая угловатой рогожкой, стояла тут же вместе с тележным ходом. Лесник не говорил ни слова; мужик тоже молчал и только головой потряхивал.— Отпусти его, — шепнул я на ухо Бирюку, — я заплачу за дерево. Бирюк молча взял лошадь за холку левой рукой: правой он держал вора за пояс. «Ну, поворачивайся,ворона!» — промолвил он сурово.
С трудом добрались мы до избы. Бирюк бросил пойманную лошаденку посреди двора, ввел мужика в комнату, ослабил узел кушака и посадил его в угол. Девочка, которая заснула было возле печки, вскочила и с молчаливым испугом стала глядеть на нас. Я сел на лавку.— Эк его, какой полил, — заметил лесник, — переждать придется. Не хотите ли прилечь?— Спасибо.— Я бы его, для вашей милости, в чуланчик запер, —продолжал он, указывая на мужика, — да вишь, засов...— Оставь его тут, не трогай, — перебил я Бирюка.
Мужик глянул на меня исподлобья. Я внутренно дал себе слово, во что бы то ни стало, освободить бедняка. Он сидел неподвижно на лавке. При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови,
беспокойные глаза…
— Фома Кузьмич, — заговорил вдруг мужик голосом глухим и разбитым, — а, Фома Кузьмич.— Чего тебе?— Отпусти. Бирюк не отвечал.— Отпусти... с голодухи... отпусти.
— Знаю я вас, — угрюмо возразил лесник, — ваша вся слобода такая — вор на воре.— Отпусти, — твердил мужик, — приказчик... разорены, во как... отпусти!— Разорены!.. Воровать никому не след.— Отпусти, Фома Кузьмич... не погуби. Ваш-то, сам знаешь, заест, во как. Бирюк отвернулся. Мужика подергивало, словно лихорадка его колотила. Он встряхивал головой и дышал неровно.— Отпусти, — повторял он с унылым отчаяньем, — отпусти, ей-богу, отпусти! Я заплачу, во как, ей-богу. Ей-богу, с голодухи... детки пищат, сам знаешь. Круто, во как, приходится.— А ты всё-таки воровать не ходи.— Лошаденку, — продолжал мужик, — лошаденку-то, хоть ее-то...один живот и есть... отпусти!
— Говорят, нельзя. Я тоже человек подневольный: с меня взыщут. Вас баловать тоже не приходится.— Отпусти! Нужда, Фома Кузьмич, нужда, как есть того... отпусти
Дождик всё не переставал. Я ждал, что будет. Мужик внезапно выпрямился. Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска. «Ну на, ешь, на, подавись, на, — начал он, прищурив глаза и опустив углы губ,
на, душегубец окаянный: пей христианскую кровь, пей...» Душегубец окаянный, зверь, зверь, зверь! Всё едино — пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби — один конец; что с голоду, что так — всё едино. Пропадай всё: жена, дети — околевай всё... А до тебя, погоди, доберемся!
несчастный. — Всё едино — околевать-то. Душегубец ты, зверь, погибели на тебя нету... Да постой, недолго тебе царствовать! затянут тебе глотку, постой!
Бирюк схватил его за плечо... Я бросился на помощь мужику...— Не троньте, барин! — крикнул на меня лесник.Я бы не побоялся его угрозы и уже протянул было руку; но, к крайнему моему изумлению, он одним поворотом сдернул с локтей мужика кушак,
схватил его за шиворот, нахлобучил ему шапку на глаза, растворил дверь и вытолкнул его вон.— Убирайся к чёрту с своей лошадью! — закричал он ему вслед, — да смотри, в другой раз у меня...Он вернулся в избу и стал копаться в углу.— Ну, Бирюк, — промолвил я наконец, — удивил ты меня: ты, я вижу, славный малый.— Э, полноте,барин, — перебил он меня с досадой, — не извольте только сказывать. Да уж я лучше вас провожу, — прибавил он, — знать, дождика-то вам не переждать...
Через полчаса он простился со мной на опушке леса.
*Бирюком называется в Орловской губернии человек одинокий и угрюмый.
«Верхом» называется в Орловской губернии овраг.
Характеристика героя эпического произведения.
Перечитайте отрывок из произведения.
*Определите автора и название.
**Из каких композиционно-смысловых частей состоит данное произведение?
*Какое впечатление произвел на вас рассказ о Бирюке?
* Каково настоящее имя Бирюка? Что обозначает прозвище – Бирюк?
* Почему лесника предпочитают звать не по имени, а по прозвищу?
* Что во внешности Бирюка нравится автору?
*-Как объясняет Бирюк автору свое отношение к работе?
*Как относились мужики к Бирюку.
*Почему мужики ненавидят Бирюка?
-*Как называет Бирюка пойманный им мужик-вор?
-*Какие чувства испытывает автор, видя, как живет Бирюк?
* Почему Бирюк отпустил, провинившихся мужиков?
* Чем обусловлен суровый характер лесника?
-*Почему мужикам-крестьянам приходится воровать в лесу?
*Счастлив ли Бирюк? Почему?
**Как вы бы могли охарактеризовать главного героя?
**Что вы можете сказать об образе повествователя?
2. Задания.
**Задание 1. Проанализируйте описание грозы и ответьте на вопросы.
Как описание грозы помогает передать состояние героя?
Какие глаголы передают динамику действия?
Среди выделенных курсивом слов найдите художественные средства выразительности: метафоры, олицетворения, эпитеты..
Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели.. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком; я подвигался вперед с трудом. Дрожки прыгали по твердым корням столетних дубов и лип,
беспрестанно пересекавшим глубокие продольные рытвины — следы тележных колес; лошадь моя начала спотыкаться. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями. Я поехал шагом и скоро принужден был остановиться: лошадь моя вязла, я не видел ни зги. Кое-как приютился я к широкому кусту. Сгорбившись и закутавши лицо, ожидал я терпеливо конца
ненастья.
***Задание 2. «Доброта- это то, что может услышать глухой и увидеть слепой» (М.Твен.)
Как вы понимаете выражение «добрый человек»? Можно ли назвать так Бирюка?
В чем, по мнению И.С. Тургенева, заключается истинная доброта человека?
Рекомендации по оцениванию работ учеников.
* | ** | *** |
1.Выполнены учеником все задания под *, остальные и не пытался. Ответы достаточно полные. Наличествует не более 4 орфографических, 4 пунктуационных, 4 грамматических , речевых ошибок. | Выполнены задания под * и ** звездочками. Ответы на каждый вопрос достаточно полные. Наличествует не более 4 орфографических, 4 пунктуационных, 4 грамматических , речевых ошибок (так как объем достаточно большой). | Выполнены почти все задания, ученик не начинает предложения со слов «Потому что…» и т.д. Ответы на каждый вопрос достаточно полные. Возможно, на один-два каких-то вопроса даны не совсем полные ответы. Наличествует не более 4 орфографических, 4 пунктуационных, 4 грамматических , речевых ошибок (так как объем достаточно большой). |
Оценка «3» | Оценка «4» | Оценка «5» |
Экзаменационная работа по литературе
учени___7 класса
МБОУ СОШ № 2
___________________________
___________________________
Вариант 1
Анализ текста.
Характеристика героя эпического произведения.
Перечитайте отрывок из произведения.
*Определите автора и название.
__________________________________________________________________________
**Из каких композиционно-смысловых частей состоит данное произведение?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
*Какое впечатление произвел на вас рассказ о Данко?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
*Что такое «легенда»?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
*Какие люди жили в старину на земле?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
* Куда пришлось уйти людям в тяжёлые для них времена?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
*Какие две дороги были возможны для спасения людей?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
*Почему люди долго не могли принять решения, по какой дороге им идти?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
*Какой выход из создавшегося сложного положения предложил Данко?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
*Почему все решили, что Данко лучший из всех и ему можно доверить жизнь людей?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
* Каков был путь, по которому вёл людей Данко?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
*За что люди стали судить Данко?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
*Что стало причиной самоотверженного поступка Данко?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
*Почему сияющее сердце Данко названо «факелом великой любви к людям»?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
*Какое чувство испытывал Данко, когда вывел людей на широкий простор счастливой и светлой жизни?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
**Как вы бы могли охарактеризовать главного героя?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
**Что вы можете сказать об образе повествователя?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Задания.
1 .Проанализируйте описание грозы и ответьте на вопросы.
Как описание грозы помогает передать состояние людей и происходящее между ними?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему во время грозы разъярённые люди видятся Данко в зверином облике?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие глаголы передают динамику действия?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Среди выделенных курсивом слов найдите художественные средства выразительности: метафоры, гиперболы, антитезы, олицетворения, эпитеты, образы- символы.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное.
***Задание 2. «Человек с большой буквы и был религией М. Горького» (Л.М. Леонов.)
Как вы понимаете выражение «человек с большой буквы»? Можно ли назвать так Данко?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В чем, по мнению М. Горького, состоит истинная красота человека?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экзаменационная работа по литературе
учени___7 класса
МБОУ СОШ № 2
___________________________
___________________________
Вариант 2
Анализ текста.
Характеристика героя эпического произведения.
Перечитайте отрывок из произведения.
*Определите автора и название.
__________________________________________________________________________
**Из каких композиционно-смысловых частей состоит данное произведение?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
*Какое впечатление произвел на вас рассказ о Бирюке?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
* Каково настоящее имя Бирюка? Что обозначает прозвище – Бирюк?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
* Почему лесника предпочитают звать не по имени, а по прозвищу?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
* Что во внешности Бирюка нравится автору?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
*-Как объясняет Бирюк автору свое отношение к работе?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
*Как относились мужики к Бирюку?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
*Почему мужики ненавидят Бирюка?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-*Как называет Бирюка пойманный им мужик-вор?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-*Какие чувства испытывает автор, видя, как живет Бирюк?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
* Почему Бирюк отпустил, провинившегося мужика?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
* Чем обусловлен суровый характер лесника?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
*Почему мужикам-крестьянам приходится воровать в лесу?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
*Счастлив ли Бирюк? Почему?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
**Как вы бы могли охарактеризовать главного героя?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
**Что вы можете сказать об образе повествователя?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Задания.
. 1 Проанализируйте описание грозы и ответьте на вопросы.
Как описание грозы помогает передать состояние героя?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие глаголы передают динамику действия?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Среди выделенных курсивом слов найдите художественные средства выразительности: метафоры, олицетворения, эпитеты.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели.. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком; я подвигался вперед с трудом. Дрожки прыгали по твердым корням столетних дубов и лип,
беспрестанно пересекавшим глубокие продольные рытвины — следы тележных колес; лошадь моя начала спотыкаться. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями. Я поехал шагом и скоро принужден был остановиться: лошадь моя вязла, я не видел ни зги. Кое-как приютился я к широкому кусту. Сгорбившись и закутавши лицо, ожидал я терпеливо конца
ненастья.
***Задание 2. «Доброта- одно из главных условий жизни человека» (Л.Н. Татьяничева.)
Как вы понимаете выражение «добрый человек»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Можно ли назвать так Бирюка?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 В чем, по мнению И.С. Тургенева, состоит истинная доброта человека?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________