Экзаменационная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 10 заданий. Часть 1 содержит 8 заданий, часть 2 содержит 2 задания.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится
30 минут
Ответами к заданиям 1–10 являются число, слово, словосочетание или последовательность чисел и слов. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
тортЫ
свЕкла
диспансЕр
красИвее
Ответ: ____________________________
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Д..кабрь
Эт..кетка
П..лезный
Г..роический
Ответ: ___________________________.
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
Пр..морский, пр..бежать
З..головок, не..бозримый
В..помнить, бе..донно
Ответ: ___________________________.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. Пес..нка
Повел..вать
Пальт..цо
Незатейл..вый
Ответ: _______________________.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Исчезн..шь
Охвач..нный
Загон..шь
Предъявля..м
Ответ: ___________________________.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Отец Булгакова преподавал (НЕ)ЧТО иное как историю западноевропейских христианских конфессий, то есть протестанство.
Музыкант (НЕ)РАЗДУМЫВАЯ дал согласие на участие в конкурсе молодых исполнителей.
За туманом (НЕ)БЫЛО видно огней.
Компьютер (НЕ)ПОДКЛЮЧЕН к сети
Ответ: ___________________________.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Известны многочисле(1)ые публикации о неожида(2)ом изобретении Дагера, которое было запатентова(3)о в Англии, Австрии и Германии, где открывались бесчисле(4)ые фотостудии и любители осваивали методику дагеротипии.
Ответ: ___________________________.
Расставьте знаки препинания. Укажите номер предложения, в котором нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Ученье да труд к славе ведут.
2) Луна глядит загадочно и манит своим тусклым светом.
3) У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.
Ответ: __________________________.
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 9-10 |
(1) Часто мне вспоминается время, когда нас, школьников, увезли из осаждённого Ленинграда в лесную северную область. (2) Год я прожил в детском доме, а потом приехала мама и забрала меня.
(З) Жилось нам тогда трудно. (4) Мама приехала больная, на службу ходила через силу. (5) А надо было как-то держаться и жить. (6) До каменных мозолей я копался на огороде, рубил дрова, носил с реки воду. (7) А летом почти всякий день шёл в лес — по ягоды, по грибы. (8) И шёл не весело, не для прогулки, а словно на работу, потому что знал: если воротишься пустой, так и есть будет нечего.
(9) Порою мать по неделям не бывала дома. (10) Она служила в райисполкоме, а оттуда всех служащих часто рассылали по колхозам — проводить посевные и уборочные кампании. (11) Я оставался хозяйничать в одиночку. (12) Я сам топил печь, варил еду, прибирался в нашей избе.
(13) Но обычно мать возвращалась под вечер. (14) Обойдя несколько деревень, она уставала так, что сразу не могла подняться на крыльцо, присаживалась на ступеньки и отдыхала, свесив на грудь голову в пыльном, выгоревшем платке.
(15) Однажды она вернулась особенно поздно. (16) Из простывшей печи я вынул еду, выставил на стол. (17) Сварены были пустые щи из крапивы. (18) Не сняв платка, мать опустилась на лавку и, сгорбленная, сжавшаяся, стала жадно есть прямо из чугунка. (19) Я не мог на неё глядеть. (20) В горле стало душно и горячо. (21) Я знал, отчего так голодна мать. (22) В деревнях, у людей, которым в тяжкое это время тоже не хватало еды, она не решалась взять даже куска хлеба, хоть и звалась грозным именем уполномоченной исполкома.
(23) В сенях у меня лежали картофельные лепешки, припасённые на завтра. (24) Я кинулся за ними, чтобы отдать их матери. (25) Снял с полки глиняную миску, заглянул. (26) Лепёшек было немного — штук пять. (27) Но они пахли, сильно пахли маслом и пригоревшей мукой, и от этого запаха у меня закружилась голова.
(28) Я ведь тоже был голоден. (29) И я был мальчишкой — одиннадцать лет.
(30) Наверное, я не отдал бы лепешки, если бы смог их тогда съесть. (31) Но я не смог: сердце разрывалось на части, и в горле комом стояли слёзы...
(32) А вскоре я пошёл на охоту. (33) Знакомый старик позволил мне взять его винтовку и набил несколько патронов.
(34) Охотничий шалаш был поставлен на озимом поле неподалёку от берёзового леса. (35) Солнце взошло, и лучи ударили по макушкам берёз и разбились в медные горячие брызги. (36) Потом эти брызги стали спускаться, они осыпали нижние ветви, стволы, кустарник. (37) Лёгкий дымок пробежал по траве, и сразу же она зажглась белым стрельчатым огнём — это засверкала роса.
(38) Сказочный, переменчивый свет преобразил всё вокруг. (39) Березняк словно горел и не мог сгореть в неподвижном пламени. (40) Крошечные радуги вставали и опадали в траве.
(41) Тогда-то и появились тетерева. (42) Нет. (43) Это были не тетерева... (44) Жар -птицы, такие, как снились в детстве, вдруг опустились на землю. (45) Они словно купались в этом пламени, и быстрые огоньки вспыхивали и гасли на их витых, отливавших синевой перьях.
(46) Но я не досмотрел сказку. (47) Я вспомнил, зачем я пришёл сюда. (48) И тотчас накатила грязная, тяжёлая тень. (49) Чудес не было.
(50) Передо мной — мокрое овсяное поле и на нём мясистые петухи, сшибающиеся друг с другом. (51) Их надо убить. (52) Чем больше, тем лучше.
(53) Сказка моя от меня ушла, а ведь только в сказках опускает охотник ружьё, когда слышит голос медведицы: «Пожалей моих малых детушек...»
(По Э.Шиму*)
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
В годы войны одиннадцатилетнему мальчику пришлось вести хозяйство, как взрослому человеку. 2)Персонаж-рассказчик винил себя в том, что не смог отдать матери испечённые им лепёшки.
Мать рассказчика дома была ежедневно.
Ответ: __________________________.
Из предложения 45 выпишите антонимы (слова с противоположным лексическим значением)
Ответ: __________________________.