СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экзаменационная работа по биологии в форме ОГЭ (8 класс)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Назначение экзаменационной работы – оценить уровень  общеобразовательной подготовки по биологии обучающихся  8 класса с целью проведения переводного экзамена по выбору.

2.Структура экзаменационной работы

Экзаменационный материал направлен на проверку усвоения обучающимися важнейших знаний, предметных умений и видов познавательной деятельности, представленных в разделе курса биологии «Человек и его здоровье». Это позволяет охватить проверкой основное содержания курса.

3. Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы

Работа включает 15 заданий и состоит из трех частей.

Часть 1 (А) содержит 12 заданий с выбором одного верного ответа из четырех

Часть 2 (В) включает 2 задания повышенного уровня сложности с  кратким ответом:  1 – на соответствие; 1 – на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов.

Часть 3 (С) содержит 1 задание с развернутым ответом -  работа со статистическими данными ,представленными в табличной форме;

Спецификация

Обозначение задания в работе

Проверяемые элементы содержания

А1

Сходство человека с животными и отличие от них

А2

Общий план строения и процессы жизнедеятельности.

Размножение и развитие организма человека.

А3

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности

организма.

А4

Опора и движение

А5

Внутренняя среда

А6

Транспорт веществ

А7

Питание. Дыхание

А8

Обмен веществ. Выделение .Покровы тела.

А9

Органы чувств

А10

и поведение человека.

А11

 Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил

здорового образа жизни

А12

Приемы оказания первой доврачебной помощи.

В1

 Умение устанавливать соответствие

В2

Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов.

С1

Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме.

4. Время выполнения работы

На выполнение экзаменационной работы отводится 90 минут

5. Дополнительные материалы и оборудование на экзамене по биологии

не используются.

6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За верное выполнение каждого задания А1–А15 выставляется по1 баллу.

За верное выполнение заданий В1–В3 выставляется по 2 балла.

Если в ответе допущена 1 ошибка, ставится 1 балл, если 2 и более - 0 баллов.

Задание  С1 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа 3 балла

Просмотр содержимого документа
«Экзаменационная работа по биологии в форме ОГЭ (8 класс)»

Экзаменационная работа 8 класс

Вариант 1

Часть 1

А1 Из со­вре­мен­ных че­ло­ве­ко­об­раз­ных обе­зьян че­ло­век имеет наи­боль­шее род­ство с

1) гиб­бо­ном 2) шим­пан­зе 3) го­рил­лой 4) оран­гу­та­ном

А2.В какой доле коры го­лов­но­го мозга рас­по­ло­же­ны цен­тры, в ко­то­рых про­ис­хо­дит ана­лиз зри­тель­ной ин­фор­ма­ции?

 1) те­мен­ной 2) ви­соч­ной 3) за­ты­лоч­ной 4) лоб­ной


А3. Ос­но­вой какой си­сте­мы яв­ля­ет­ся изоб­ражённая на ри­сун­ке клет­ка?

 1) мы­шеч­ной

2) кро­ве­нос­ной

3) вы­де­ли­тель­ной

4) нерв­ной


А4. Какая кость в ске­ле­те че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся самой круп­ной?

1) боль­шая бер­цо­вая 2) лу­че­вая 3) бед­рен­ная 4) лок­те­вая


А5. Эрит­ро­ци­ты крови имеют боль­шую по­верх­ность за счёт

1) вы­ро­стов кле­ток 2) на­ли­чия од­но­го ядра

3) дво­я­ко­во­гну­той формы 4) лож­но­но­жек

А6.  Где кровь дви­жет­ся с наи­мень­шей ско­ро­стью?

1) в ка­пил­ля­рах

2) в пле­че­вой ар­те­рии

3) в верх­ней полой вене

4) в ниж­ней полой вене

А7.  Какое ве­ще­ство на­чи­на­ет рас­щеп­лять­ся под дей­стви­ем фер­мен­тов в ро­то­вой по­ло­сти че­ло­ве­ка?

1) белок 2) ДНК 3) крах­мал 4) жир


А8. Рас­смот­ри­те ри­су­нок стро­е­ния нефро­на. Что на нём обо­зна­че­но под циф­рой 1?

 1) со­би­ра­тель­ная труб­ка

2) по­чеч­ная ар­те­рия

3) кап­су­ла нефро­на

4) из­ви­той ка­на­лец

А9.  Зра­чок рас­по­ло­жен в се­ре­ди­не

1) сет­ча­той обо­лоч­ки 2) ра­дуж­ки

3) ро­го­ви­цы 4) бе­лоч­ной обо­лоч­ки

А10. Что яв­ля­ет­ся при­ме­ром врождённого ре­флек­са у че­ло­ве­ка?

1) дви­же­ние пе­ше­хо­да на зелёный сиг­нал све­то­фо­ра

2) суже­ние зрач­ка при по­па­да­нии в ярко освещённое по­ме­ще­ние

3) вы­де­ле­ние же­лу­доч­но­го сока на запах пищи

4) воз­ник­но­ве­ние обиды на от­мет­ку «2», по­став­лен­ную пе­да­го­гом

А11. Для ди­а­гно­сти­ки ка­ко­го за­бо­ле­ва­ния ис­поль­зу­ет­ся дан­ный ме­ди­цин­ский при­бор?

 1) га­стри­та

2) ги­пер­то­нии

3) грип­па

4) пнев­мо­нии


А12. Иван болен диа­бе­том. Какой из сле­ду­ю­щих про­дук­тов он дол­жен упо­треб­лять с боль­шой осто­рож­но­стью?

1) яйца 2) мо­ло­ко 3) фрук­то­вый сок 4) го­вя­ди­на

А13. Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­че­на саль­ная же­ле­за?

 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4


А14. Не­об­хо­ди­мую для жиз­не­де­я­тель­но­сти энер­гию че­ло­век по­лу­ча­ет в про­цес­се

1) роста

2) раз­ви­тия

3) рас­па­да ве­ществ 4) пе­ре­да­чи нерв­но­го им­пуль­са


А15.  Что вос­при­мут изоб­ражённые на ри­сун­ке ре­цеп­тор­ные клет­ки?

1) рас­творённое ве­ще­ство 2) га­зо­об­раз­ное ве­ще­ство

3) тем­пе­ра­ту­ру 4) сухое ве­ще­ство


В1.  Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ком и типом кле­ток крови, для ко­то­ро­го он ха­рак­те­рен. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

 

              ПРИ­ЗНАК         

ТИП КЛЕ­ТОК КРОВИ

A) в зре­лом со­сто­я­нии от­сут­ству­ет ядро

1) эрит­ро­ци­ты

Б) по­гло­ща­ют и пе­ре­ва­ри­ва­ют чу­же­род­ные ча­сти­цы    

2) лей­ко­ци­ты

В) об­ра­зу­ют ан­ти­те­ла


Г) имеют форму дво­я­ко­во­гну­то­го диска


Д) со­дер­жат ге­мо­гло­бин


В2. Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке про­цес­сы пи­ще­ва­ре­ния, про­ис­хо­дя­щие у боль­шин­ства мле­ко­пи­та­ю­щих после по­па­да­ния пищи в ро­то­вую по­лость. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 1) вса­сы­ва­ние ами­но­кис­лот в кровь

2) пе­ре­ва­ри­ва­ние пищи в ки­шеч­ни­ке под вли­я­ни­ем ки­шеч­но­го сока, под­же­лу­доч­но­го сока и желчи

3) из­мель­че­ние пищи зу­ба­ми и её из­ме­не­ние под вли­я­ни­ем слюны

4) по­ступ­ле­ние пи­та­тель­ных ве­ществ в ор­га­ны и ткани тела

5) пе­ре­ход пищи в же­лу­док и её пе­ре­ва­ри­ва­ние же­лу­доч­ным соком

 

В3. Вставь­те в текст «Си­сте­мы ор­га­нов» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

 

СИ­СТЕ­МЫ ОР­ГА­НОВ

В ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка вы­де­ля­ют раз­лич­ные си­сте­мы ор­га­нов, среди них — пи­ще­ва­ри­тель­ная, ды­ха­тель­ная, кро­ве­нос­ная и др. Эн­до­крин­ная си­сте­ма — это си­сте­ма жёлез ___________ (А) сек­ре­ции. Они вы­де­ля­ют в кровь осо­бые хи­ми­че­ские ве­ще­ства — ___________ (Б). Так, ад­ре­на­лин вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся ___________ (В). Бла­го­да­ря дру­гой си­сте­ме ор­га­нов, им­мун­ной, в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка создаётся им­му­ни­тет. К ор­га­нам им­мун­ной си­сте­мы от­но­сят кост­ный мозг, ви­лоч­ко­вую же­ле­зу, ___________ (Г) и др.

 

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) внеш­няя

2) внут­рен­няя

3) фер­мент

4) гор­мон

5) ан­ти­те­ло

6) селезёнка

7) над­по­чеч­ник

8) под­же­лу­доч­ная же­ле­за

С1.  Бри­тан­ские учёные в те­че­ние 12 лет про­во­ди­ли ис­сле­до­ва­ние, в ко­то­ром участ­во­ва­ли 3760 мла­ден­цев, рождённых в одной из боль­ниц Лон­до­на. Со­би­ра­лись дан­ные о весе детей при рож­де­нии и дан­ные о ран­ней смерт­но­сти. Целью ис­сле­до­ва­ния было опре­де­лить, есть ли воз­дей­ствие есте­ствен­но­го от­бо­ра на массу детей при рож­де­нии. В таб­ли­це при­ве­де­ны дан­ные о весе мла­ден­цев при рож­де­нии и про­цент мла­ден­цев, умер­ших в воз­расте до 4 ме­ся­цев.

Изу­чи­те таб­ли­цу 1 и от­веть­те на во­про­сы:

1. Какой вес имело боль­шин­ство детей при рож­де­нии?

2. Дети ка­ко­го веса имели наи­мень­шую ран­нюю смерт­ность?

3. Как Вы счи­та­е­те, су­ще­ству­ет ли дав­ле­ние есте­ствен­но­го от­бо­ра на вес детей при рож­де­нии? Ответ по­яс­ни­те.









Таб­ли­ца 1

Вес детей при рож­де­нии и дет­ская смерт­ность





































Экзаменационная работа 8 класс

Вариант 2

Часть 1

А1. Какой при­знак ха­рак­те­рен для вида Че­ло­век ра­зум­ный?

1) на­ли­чие ног­тей

2) раз­ви­тый ствол го­лов­но­го мозга

3) хо­ро­шо раз­ви­тый под­бо­ро­док

4) объёмное зре­ние

А2. В какой доле коры го­лов­но­го мозга рас­по­ло­же­ны цен­тры, кон­тро­ли­ру­ю­щие про­из­воль­ные дви­же­ния?

1) лоб­ной 2) ви­соч­ной 3) за­ты­лоч­ной 4) те­мен­ной


А3. Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­чен денд­рит?

 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4


А4. Какой отдел по­зво­ноч­ни­ка об­ра­зо­ван наи­мень­шим чис­лом по­звон­ков?

1) по­яс­нич­ный 2) коп­чи­ко­вый 3) груд­ной 4) шей­ный

А5. Раз­ру­ше­ние эрит­ро­ци­тов про­ис­хо­дит в

1) крас­ном кост­ном мозге

2) ка­пил­ля­рах

3) селезёнке и пе­че­ни

4) лёгких

А6. Где кровь дви­жет­ся с наи­боль­шей ско­ро­стью?

1) в аорте

2) в ка­пил­ля­рах

3) в ниж­ней полой вене

4) в верх­ней полой вене

А7. Слюн­ные же­ле­зы — это же­ле­зы внеш­ней сек­ре­ции, по­то­му что

1) в их со­ста­ве име­ют­ся дез­ин­фи­ци­ру­ю­щие ве­ще­ства

2) они сма­чи­ва­ют сухую пищу

3) в них со­дер­жат­ся гор­мо­ны

4) их сек­рет вы­во­дит­ся по про­то­кам в ро­то­вую по­лость


А8.Рас­смот­ри­те ри­су­нок стро­е­ния нефро­на. Что на нём обо­зна­че­но под циф­рой 1?

1) из­ви­той ка­на­лец

2) со­би­ра­тель­ная труб­ка

3) по­чеч­ная ар­те­рия

4) кап­су­ла нефро­на

А9.  В глаз­ном яб­ло­ке че­ло­ве­ка за стек­ло­вид­ным телом сле­ду­ет

1) ро­го­ви­ца 2) хру­ста­лик

3) пе­ред­няя ка­ме­ра 4) сет­чат­ка

А10. Какой тип нерв­ной си­сте­мы ха­рак­те­рен для ме­лан­хо­ли­ка?

 1) силь­ный, урав­но­ве­шен­ный

2) силь­ный, не­урав­но­ве­шен­ный

3) сла­бый, не­урав­но­ве­шен­ный

4) силь­ный, инерт­ный

А11.  Для ди­а­гно­сти­ки ка­ко­го за­бо­ле­ва­ния ис­поль­зу­ет­ся изоб­ражённый на фо­то­гра­фии глю­ко­метр?

1) са­хар­но­го диа­бе­та

2) ги­ган­тиз­ма

3) пнев­мо­нии

4) неф­ри­т

А12. Какое за­бо­ле­ва­ние воз­ни­ка­ет у детей, ис­пы­ты­ва­ю­щих не­до­ста­ток солей каль­ция и фос­фо­ра в пи­та­нии?

 1) цинга

2) ги­по­ди­на­мия

3) ма­ло­кро­вие

4) рахит

А13. Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­че­на по­то­вая же­ле­за?

 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

А14. Наи­боль­шее ко­ли­че­ство тепла в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка при своей ра­бо­те вы­де­ля­ют(-ет)

1) мозг 2) же­лу­док

3) ске­лет­ные мышцы 4) серд­це

А15.  Какой циф­рой на ри­сун­ке от­ме­че­на зона языка, от­ве­ча­ю­щая за рас­по­зна­ва­ние горь­ко­го вкуса?

 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

В1.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ком и типом ави­та­ми­но­за, для ко­то­ро­го он ха­рак­те­рен. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

 

              ПРИ­ЗНАК         

ТИП АВИ­ТА­МИ­НО­ЗА

A) сни­же­ние им­му­ни­те­та

1) не­до­ста­ток ви­та­ми­на С

Б) вы­па­де­ние зубов

2) не­до­ста­ток ви­та­ми­на D

В) раз­мяг­че­ние и де­фор­ма­ция ко­стей че­ре­па и ко­неч­но­стей   


Г) кро­во­то­чи­вость дёсен


Д) на­ру­ше­ние мы­шеч­ной и нерв­ной де­я­тель­но­сти


В2. Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке эле­мен­ты ре­флек­тор­ной дуги ко­лен­но­го ре­флек­са че­ло­ве­ка. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 1) дви­га­тель­ный ней­рон

2) чув­стви­тель­ный ней­рон

3) спин­ной мозг

4) ре­цеп­то­ры су­хо­жи­лия

5) четырёхгла­вая мышца бедра

В3. Вставь­те в текст «Фор­ми­ро­ва­ние услов­но­го ре­флек­са» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

 ФОР­МИ­РО­ВА­НИЕ УСЛОВ­НО­ГО РЕ­ФЛЕК­СА

Вы­ра­бот­ка услов­но­го слю­но­от­де­ли­тель­но­го ре­флек­са на­чи­на­ет­ся с по­да­чи бу­ду­ще­го ___________ (А) раз­дра­жи­те­ля, на­при­мер за­жи­га­ния лам­поч­ки. После этого жи­вот­но­му дают пищу — ___________ (Б) раз­дра­жи­тель. Пища вы­зы­ва­ет воз­буж­де­ние в ___________ (В), и вы­де­ля­ет­ся слюна. Если дан­ную про­це­ду­ру по­вто­рить не­сколь­ко раз, то по­сте­пен­но между зри­тель­ным и пи­ще­вым цен­тра­ми об­ра­зу­ет­ся ___________ (Г), что сви­де­тель­ству­ет о сфор­ми­ро­ван­но­сти услов­но­го ре­флек­са.

 




ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) без­услов­ный

2) услов­ный

3) силь­ный

4) пи­ще­ва­ри­тель­ный тракт

5) боль­шие по­лу­ша­рия

6) по­сто­ян­ная связь

7) вре­мен­ная связь

8) про­дол­го­ва­тый мозг

 

С1. По дан­ным де­пар­та­мен­та здра­во­охра­не­ния мно­гие за­бо­ле­ва­ния, в том числе рак лёгких и гор­та­ни, эм­фи­зе­ма лег­ких и ише­ми­че­ская бо­лезнь серд­ца свя­за­ны с ку­ре­ни­ем. В таб­ли­це пред­став­ле­ны дан­ные, от­ра­жа­ю­щие эту за­ви­си­мость в про­цен­тах от числа об­сле­до­ван­ных людей. Изу­чи­те таб­ли­цу и от­веть­те на во­про­сы.

 

 

1) Какое за­бо­ле­ва­ние пред­став­ля­ет наи­боль­ший риск, как для не­ку­ря­щих, так и для ку­ря­щих людей?

2) Не­ко­то­рые за­бо­ле­ва­ния воз­ни­ка­ют у людей, ра­бо­та­ю­щих в за­грязнённой среде. Какие ор­га­ны в боль­шей сте­пе­ни под­вер­же­ны риску за­бо­ле­ва­ния у ку­риль­щи­ков?

3) Какой из ор­га­нов по дан­ным таб­ли­цы стра­да­ет от рака в боль­шей сте­пе­ни в ре­зуль­та­те ку­ре­ния?





























Ответы:

Вариант 1

задания

Ответ

задания

Ответ

задания

Ответ

А1

2

А7

3

А13

4

А2

3

А8

4

А14

3

А3

4

А9

2

А15

1

А4

3

А10

2

В1

12211

А5

3

А11

2

В2

35214

А6

1

А12

3

В3

2476

С1.По­яс­не­ние.

1. От 3 до 3,5 кг ИЛИ от 2,5 до 3,5 кг

2. От 3 до 3,5 кг

3. Да, дав­ле­ние есте­ствен­но­го от­бо­ра есть, т. к. лучше вы­жи­ва­ют дети, име­ю­щие сред­нее зна­че­ние веса при рож­де­нии



Вариант 2

задания

Ответ

задания

Ответ

задания

Ответ

А1

3

А7

4

А13

2

А2

1

А8

2

А14

3

А3

1

А9

4

А15

1

А4

2

А10

3

В1

11212

А5

3

А11

1

В2

42315

А6

1

А12

4

В3

2187

С1.По­яс­не­ние.

1) Ише­ми­че­ская бо­лезнь серд­ца

2) Ку­ре­ние уве­ли­чи­ва­ет риск воз­ник­но­ве­ния лёгоч­ных за­бо­ле­ва­ний

3) Гор­тань