Вариант 2.
1. Запишите слово, пропущенное в схеме
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_586268e3eff02/515697_1.png)
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
игра, общение, труд, деятельность, учение.
3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «способности человека». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) задатки | 2) одарённость | 3) социализация |
4) активность | 5) талант | 6) гениальность |
4.Установите соответствие между проявлениями социальной дифференциации и ее типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ | | ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ |
А) различие доходов Б) различие условий труда В) различие уровня жизни Г) различие рода деятельности Д) обладание собственностью | | 1) экономическая 2) социально-профессиональная |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
5.Установите соответствие между особенностями заработной платы и ее видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ | | ВИДЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ |
А) начисляется работникам за отработанное время Б) выражается в материальных благах и услугах В) зависит от цен на приобретаемые товары Г) начисляется работникам за сверхурочные работы Д) начисляется работникам за определенное количество и качество выполненных работ | | 1) номинальная 2) реальная |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
6. На
графике отражена ситуация на рынке яхт и яхтенного оборудования: линия спроса D переместилась в новое положение Dx (Р — цена товара, Q — объем спроса товара). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) появление новых производителей яхт и яхтенного оборудования
2) снижение пошлин на ввоз импортных яхт
3) предложение яхт новых моделей
4) рост доходов покупателей яхт
5) легкость приобретения в связи с расширением возможностей покупок яхт в Интернет-магазинах
7.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Преодоление противоречий в _______(А) через овладение соответствующими способами её выполнения (умениями, навыками, приемами, знаниями) ведёт к _______(Б) и представляет собой его суть. Ведущая роль в овладении новыми эффективными способами удовлетворения _______(В) принадлежит обучению и _______(Г). Отбор, развитие и культивирование потребностей, имеющих общественную и _______(Д) ценность, является одним из центральных заданий в формировании личности. В формировании _______(Е) существенную роль играет преемственность в обучении и воспитании. Развитие личности – сложный процесс, в котором уровни развития постоянно изменяются. Развитие познавательных психических процессов, эмоций и чувств, воли, потребностей, интересов, идеалов и убеждений, сознания и самосознания, способностей, темперамента и характера, умений, навыков и привычек находится в сложном межэтапном взаимодействии.
Пропущенные элементы:
1) воспитание
2) деятельность
3) личностный
4) качественный
5) индивид
6) личность
7) развитие
8) роль
9) потребность
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
8.Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. |
| ПРИМЕРЫ | | ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК ФИРМЫ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ | А) | плата за аренду помещения | Б) | покупка сырья | В) | выплата процентов по кредиту | Г) | оплата электроэнергии | Д) | оклады администрации | | | 1) | переменные | 2) | постоянные | | |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
9.Запишите слово, пропущенное в схеме.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_586268e3eff02/515697_3.png)
10.В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z, имеющих разный уровень образования, им был задан вопрос: «Один из экологически целесообразных способов переработки мусора предполагает сортировку бытовых отходов. Если бы у Вас была возможность выбрасывать каждый вид мусора в отдельный контейнер, стали бы Вы сортировать мусор?». Результаты опроса (в % от числа отвечавших) приведены
в диаграмме.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2016/12/27/s_586268e3eff02/515697_4.jpeg)
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
| 1) | Доля тех, кто уже сортирует мусор, среди получивших среднее образование выше, чем среди получивших высшее образование. |
| 2) | Среди получивших высшее образование тех, кто обязательно стал бы сортировать мусор, больше, чем тех, кто не стал бы это делать. |
| 3) | Равные доли граждан, получивших среднее образование, считают, что скорее всего не стали бы сортировать мусор и безусловно не стали бы это делать. |
| 4) | Среди получивших среднее образование наиболее популярен ответ, что они обязательно стали бы сортировать мусор при соблюдении указанного условия. |
| 5) | Равные доли опрошенных каждой группы считают, что они безусловно не стали бы сортировать мусор. |
11. Прочитайте текст и выполните задания .
Социализация — достаточно широкий процесс, который включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения.
У новорожденного есть все биологические предпосылки стать дееспособным участником социальных связей и взаимодействий. Но ни одно социальное свойство не является врожденным — социальный опыт, ценности, чувство совести и чести и т.д. генетически не кодируются и не передаются. Реализация этих предпосылок, их воплощение в определенные социальные качества, свойства зависят от того, с какой средой будет взаимодействовать человек.
Другая сторона связи биологического организма и социальной среды, имеющая значение для процесса социализации, касается этапов становления и развития духовного мира личности, форм и сроков освоения ею социальных требований, ожиданий. Речь идет, в частности, о хронологическом совпадении оптимального срока усвоения социальных ценностей, норм поведения с биологическим развитием личности.
Не следует думать, что процесс социализации осуществляется лишь в детские или юношеские годы. Безусловно, в юные годы создается фундамент духовного развития личности. Однако при всей своей значимости эта основа содержит преимущественно эмоционально-ценностный компонент. Лишь вступив во взрослую самостоятельную жизнь, участвуя во множестве социальных связей, личность активно формирует свои приверженности, осознает конкретно, во имя чего жить. Процесс обретения, развития человеком социальных свойств по сути не знает возрастных границ. Меняются социальные роли, которые выполняет личность: рождение внука, выход на пенсию и т.д. требуют новых функций; каждый существенный статусно-ролевой сдвиг в жизни личности привносит что-то новое в ее духовный облик.
Социализация взрослых в какой-то мере даже более драматична, чем социализация в юношеские годы, хотя она чаще всего внешне не заметна. В духовном развитии людей старшего возраста существенно повышается роль самостоятельного анализа и оценки внешних социальных условий, событий. Средства массовой информации в этом случае чаще всего не могут оказывать прямого воздействия на сознание индивида, этому препятствуют довольно прочные убеждения, оценки уже сложившейся личности.
Реальная духовная жизнь личности представляет собой взаимоотношение внешнего социального мира и внутренних свойств личности. Внешний мир взаимодействует с уникальным жизненным опытом личности, порождая единство типичного и неповторимого в ней.
(А.Г. Эфендиев)
12.Раскройте два аспекта связи биологического и социального в процессе социализации личности.
13.Чем характеризуется социализация в зрелые годы? Укажите две особенности этого процесса.
14.Какой институт социализации упомянут в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, приведите еще один и укажите любую другую (помимо социализации) его функцию.
15.Автор выдвигает тезис о единстве социализации (типичное) и индивидуализации (неповторимое) личности. Опираясь на обществоведческие знания, личный опыт, приведите три аргумента в подтверждение этого тезиса.
16.Начало формы
Проиллюстрируйте тремя примерами теоретическое положение о разнообразии способов получения человеком доходов от собственности. В каждом случае сначала назовите способ получения дохода, а затем – пример.
17.Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Рынок и рыночный механизм». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
18.Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
Социология, социальная психология | «У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он даёт себе сам» (Э.Гиббон) |
Философия | «Общество – как воздух: оно необходимо для дыхания, но недостаточно для жизни».(Д.Сантаяна) |
Экономика | «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований». (М.Станс) |