СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экзаменационная работа по обществознанию в 10 классе вариант 3

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экзаменнационная работа в 10 классе по итогам года. Составлена в соответствии с требованиями ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Экзаменационная работа по обществознанию в 10 классе вариант 3»

Вариант 3.

1.За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

 

Фак­то­ры про­из­вод­ства и их ха­рак­те­ри­сти­ки

 

ФАК­ТО­РЫ

ПРО­ИЗ­ВОД­СТВА

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ ФАК­ТО­РОВ

Пред­при­ни­ма­тель­ские

спо­соб­но­сти

Набор ка­честв, уме­ний, спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка,

поз­во­ля­ю­щих ему на­хо­дить и ис­поль­зо­вать луч­шее

со­че­та­ние ре­сур­сов для про­из­вод­ства, про­да­жи

то­ва­ров, при­ни­мать ра­зум­ные по­сле­до­ва­тель­ные

ре­ше­ния, со­зда­вать и при­ме­нять нов­ше­ства, идти на

до­пу­сти­мый, оправ­дан­ный риск.

Все виды при­род­ных ре­сур­сов, име­ю­щих­ся на

пла­не­те и при­год­ных для про­из­вод­ства

эко­но­ми­че­ских благ



2.В при­ведённом ниже ряду най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных пред­став­лен­ных по­ня­тий. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

Пре­ступ­ле­ние; пра­во­на­ру­ше­ние; кража; мел­кое ху­ли­ган­ство; про­сту­пок.



3.Ниже при­ве­де­ны на­зва­ния по­треб­но­стей. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся на­зва­ни­я­ми, под ко­то­ры­ми в раз­лич­ных клас­си­фи­ка­ци­ях пред­став­ле­ны при­род­ные по­треб­но­сти че­ло­ве­ка. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) био­ло­ги­че­ские

2) фи­зио­ло­ги­че­ские

3) со­ци­аль­ные

4) ор­га­ни­че­ские

5) есте­ствен­ные

6) эс­те­ти­че­ские



4.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой и типом об­ще­ства: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

 

ТИП ОБ­ЩЕ­СТВА

A) со­слов­ная струк­ту­ра об­ще­ства

Б) се­рий­ное про­из­вод­ство то­ва­ров мас­со­во­го по­треб­ле­ния

B) низ­кая со­ци­аль­ная мо­биль­ность

Г) ве­ду­щая роль ин­фор­ма­ции в жизни об­ще­ства

 

1) аг­рар­ное

2) ин­ду­стри­аль­ное

3) пост­ин­ду­стри­аль­ное

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

 

 

 

 


5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми за­ра­бот­ной платы и ее ви­да­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ОСО­БЕН­НО­СТИ

 

ВИДЫ ЗА­РА­БОТ­НОЙ ПЛАТЫ

А) на­чис­ля­ет­ся ра­бот­ни­кам за от­ра­бо­тан­ное время

Б) вы­ра­жа­ет­ся в ма­те­ри­аль­ных бла­гах и услу­гах

В) за­ви­сит от цен на при­об­ре­та­е­мые то­ва­ры

Г) на­чис­ля­ет­ся ра­бот­ни­кам за сверх­уроч­ные ра­бо­ты

Д) на­чис­ля­ет­ся ра­бот­ни­кам за опре­де­лен­ное ко­ли­че­ство и ка­че­ство вы­пол­нен­ных работ

 

1) но­ми­наль­ная

2) ре­аль­ная

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 



 6.На гра­фи­ке от­ра­же­на си­ту­а­ция на рынке яхт и ях­тен­но­го обо­ру­до­ва­ния: линия спро­са D пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние Dx (Р — цена то­ва­ра, Q — объем спро­са то­ва­ра). Какие из пе­ре­чис­лен­ных фак­то­ров могут вы­звать такое из­ме­не­ние? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) по­яв­ле­ние новых про­из­во­ди­те­лей яхт и ях­тен­но­го обо­ру­до­ва­ния

2) сни­же­ние по­шлин на ввоз им­порт­ных яхт

3) пред­ло­же­ние яхт новых мо­де­лей

4) рост до­хо­дов по­ку­па­те­лей яхт

5) лег­кость при­об­ре­те­ния в связи с рас­ши­ре­ни­ем воз­мож­но­стей по­ку­пок яхт в Ин­тер­нет-ма­га­зи­нах



7.Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

 

«Со­цио­ло­ги подчёрки­ва­ют, что со­ци­аль­ный______(А) может быть эф­фек­тив­ным лишь в том слу­чае, когда он при­дер­жи­ва­ет­ся "зо­ло­той се­ре­ди­ны" между сво­бо­дой вы­бо­ра и_____(Б) за него. Дей­ствен­ность со­ци­аль­но­го кон­тро­ля обес­пе­чи­ва­ет­ся глав­ным об­ра­зом не бла­го­да­ря при­нуж­де­нию, а бла­го­да­ря на­ли­чию общих цен­но­стей, утвер­див­ших­ся среди людей, и ста­биль­но­сти__________(В).

Сле­ду­ет также вы­де­лить внут­рен­ний и внеш­ний со­ци­аль­ный кон­троль. Под внеш­ним кон­тро­лем по­ни­ма­ет­ся в науке со­во­куп­ность со­ци­аль­ных__________(Г), ко­то­рые ре­гу­ли­ру­ют де­я­тель­ность людей. Внеш­ний кон­троль

может быть фор­маль­ным и не­фор­маль­ным. Фор­маль­ный ос­но­ван на ин­струк­ци­ях, пред­пи­са­ни­ях, _______(Д); не­фор­маль­ный кон­троль ба­зи­ру­ет­ся на ре­ак­ци­ях окру­жа­ю­щих и не за­креплён офи­ци­аль­но.

Из­лиш­не силь­ный, ме­лоч­ный со­ци­аль­ный кон­троль, как пра­ви­ло, при­во­дит к не­га­тив­ным ре­зуль­та­там. Если внеш­ний кон­троль по каким-либо при­чи­нам ослаб­нет, че­ло­век во­об­ще может утра­тить спо­соб­ность кон­тро­ли­ро­вать своё по­ве­де­ние. По­это­му, осо­бен­но в со­вре­мен­ном об­ще­стве, важно фор­ми­ро­вать у людей внут­рен­ний кон­троль, или_______________(Е)».

 

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке боль­ше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

 

Спи­сок тер­ми­нов:

 

1) от­вет­ствен­ность

2) об­ще­ство

3) кон­троль

4) доб­ро­воль­ность

5) про­из­вод­ство

6) ме­ха­низм

7) ини­ци­а­ти­ва

8) са­мо­кон­троль

9) нор­ма­тив­ный акт

 

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го Вами слова.

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 



8.Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


  

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

А) 

централизованное планирование

Б) 

свобода предпринимательства

В) 

принцип уравнительного

распределения

Г) 

директивное ценообразование

Д) 

конкуренция товаропроизводителей


   

1) 

рыночная

2) 

командная



Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 



9.Установите соответствие между формой познания и ее особенностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.


  

ОСОБЕННОСТИ

 

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

А) 

знание является побочным продуктом практической деятельности

Б) 

знание существует в форме художественных образов

В) 

знание раскрывается в процессе повествования

Г) 

знание является результатом целенаправленной деятельности


   

1) 

миф

2) 

наука

3) 

обыденное знание

4) 

искусство



A

Б

В

Г

 

 

 

 



10.Международная организация в 2003 и 2013 гг. проводила в стране Z опросы граждан. Им был задан вопрос: «Что, по Вашему мнению, необходимо делать представителям различных этносов, проживающих на территории одного государства, чтобы предотвратить межнациональные конфликты?».

Результаты двух опросов (в % от числа отвечавших) представлены 
в диаграмме.

 

 

Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  

 1) 

 

Доля тех, кто считает, что для предотвращения межнациональных конфликтов следует научиться понимать друг друга, сократилась 
за 10 лет.

 

  

2) 

 

В 2003 г. половина опрошенных связывали предотвращение межнациональных конфликтов с уважением прав и свобод.

 

  

 3) 

Одинаковые доли опрошенных в обоих опросах считали необходимым для предотвращения межнациональных конфликтов отказаться 
от насилия и принуждения.

 

  

 4) 

 

Наименьшие доли опрошенных в обоих опросах демонстрировали отсутствие интереса к данной проблеме.

 

  

 5) 

Доля тех, кто не задумывался над данной проблемой, выросла к 2013 г.




11. Прочитайте текст и выполните задания .

Социализация — достаточно широкий процесс, который включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения.

У новорожденного есть все биологические предпосылки стать дееспособным участником социальных связей и взаимодействий. Но ни одно социальное свойство не является врожденным — социальный опыт, ценности, чувство совести и чести и т.д. генетически не кодируются и не передаются. Реализация этих предпосылок, их воплощение в определенные социальные качества, свойства зависят от того, с какой средой будет взаимодействовать человек.

Другая сторона связи биологического организма и социальной среды, имеющая значение для процесса социализации, касается этапов становления и развития духовного мира личности, форм и сроков освоения ею социальных требований, ожиданий. Речь идет, в частности, о хронологическом совпадении оптимального срока усвоения социальных ценностей, норм поведения с биологическим развитием личности.

Не следует думать, что процесс социализации осуществляется лишь в детские или юношеские годы. Безусловно, в юные годы создается фундамент духовного развития личности. Однако при всей своей значимости эта основа содержит преимущественно эмоционально-ценностный компонент. Лишь вступив во взрослую самостоятельную жизнь, участвуя во множестве социальных связей, личность активно формирует свои приверженности, осознает конкретно, во имя чего жить. Процесс обретения, развития человеком социальных свойств по сути не знает возрастных границ. Меняются социальные роли, которые выполняет личность: рождение внука, выход на пенсию и т.д. требуют новых функций; каждый существенный статусно-ролевой сдвиг в жизни личности привносит что-то новое в ее духовный облик.

Социализация взрослых в какой-то мере даже более драматична, чем социализация в юношеские годы, хотя она чаще всего внешне не заметна. В духовном развитии людей старшего возраста существенно повышается роль самостоятельного анализа и оценки внешних социальных условий, событий. Средства массовой информации в этом случае чаще всего не могут оказывать прямого воздействия на сознание индивида, этому препятствуют довольно прочные убеждения, оценки уже сложившейся личности.

Реальная духовная жизнь личности представляет собой взаимоотношение внешнего социального мира и внутренних свойств личности. Внешний мир взаимодействует с уникальным жизненным опытом личности, порождая единство типичного и неповторимого в ней.

(А.Г. Эфендиев)


12.Раскройте два аспекта связи биологического и социального в процессе социализации личности.

13.Чем характеризуется социализация в зрелые годы? Укажите две особенности этого процесса.

14.Какой институт социализации упомянут в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, приведите еще один и укажите любую другую (помимо социализации) его функцию.

15.Автор выдвигает тезис о единстве социализации (типичное) и индивидуализации (неповторимое) личности. Опираясь на обществоведческие знания, личный опыт, приведите три аргумента в подтверждение этого тезиса.

Конец формы



16.Назовите и проиллюстрируйте конкретными примерами любые три фактора, определяющие существенные различия в уровнях заработной платы работников.



Начало формы

17.Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социализация личности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.



18.Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

Социология,

социальная психология

«Как можно познать себя? Только путём действия, но никогда – путём созерцания. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас познаешь себя». (И.Гёте)



Философия

«Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья». (И. Кант)



Экономика

«Маркетинг состоит в том, чтобы рассказать людям (или распространить среди людей) историю о ваших преимуществах, причём так, чтобы эти люди могли оценить эти преимущества». (С.Годин)



Конец формы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!