Вариант 3.
1.Запишите слово, пропущенное в таблице.
Факторы производства и их характеристики
ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА | ХАРАКТЕРИСТИКИ ФАКТОРОВ |
Предпринимательские способности | Набор качеств, умений, способностей человека, позволяющих ему находить и использовать лучшее сочетание ресурсов для производства, продажи товаров, принимать разумные последовательные решения, создавать и применять новшества, идти на допустимый, оправданный риск. |
… | Все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ |
2.В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Преступление; правонарушение; кража; мелкое хулиганство; проступок.
3.Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исключением двух, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) биологические | 2) физиологические | 3) социальные |
4) органические | 5) естественные | 6) эстетические |
4.Установите соответствие между характеристикой и типом общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА | | ТИП ОБЩЕСТВА |
A) сословная структура общества Б) серийное производство товаров массового потребления B) низкая социальная мобильность Г) ведущая роль информации в жизни общества | | 1) аграрное 2) индустриальное 3) постиндустриальное |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
5. Установите соответствие между особенностями заработной платы и ее видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ | | ВИДЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ |
А) начисляется работникам за отработанное время Б) выражается в материальных благах и услугах В) зависит от цен на приобретаемые товары Г) начисляется работникам за сверхурочные работы Д) начисляется работникам за определенное количество и качество выполненных работ | | 1) номинальная 2) реальная |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
6.На графике отражена ситуация на рынке яхт и яхтенного оборудования: линия спроса D переместилась в новое положение Dx (Р — цена товара, Q — объем спроса товара). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) появление новых производителей яхт и яхтенного оборудования
2) снижение пошлин на ввоз импортных яхт
3) предложение яхт новых моделей
4) рост доходов покупателей яхт
5) легкость приобретения в связи с расширением возможностей покупок яхт в Интернет-магазинах
7.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социологи подчёркивают, что социальный______(А) может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается "золотой середины" между свободой выбора и_____(Б) за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности__________(В).
Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. Под внешним контролем понимается в науке совокупность социальных__________(Г), которые регулируют деятельность людей. Внешний контроль
может быть формальным и неформальным. Формальный основан на инструкциях, предписаниях, _______(Д); неформальный контроль базируется на реакциях окружающих и не закреплён официально.
Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Если внешний контроль по каким-либо причинам ослабнет, человек вообще может утратить способность контролировать своё поведение. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль, или_______________(Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) ответственность | 2) общество | 3) контроль |
4) добровольность | 5) производство | 6) механизм |
7) инициатива | 8) самоконтроль | 9) нормативный акт |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
8.Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. |
| ХАРАКТЕРИСТИКИ | | ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ | А) | централизованное планирование | Б) | свобода предпринимательства | В) | принцип уравнительного распределения | Г) | директивное ценообразование | Д) | конкуренция товаропроизводителей | | | | |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
9.Установите соответствие между формой познания и ее особенностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. |
| ОСОБЕННОСТИ | | ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ | А) | знание является побочным продуктом практической деятельности | Б) | знание существует в форме художественных образов | В) | знание раскрывается в процессе повествования | Г) | знание является результатом целенаправленной деятельности | | | 1) | миф | 2) | наука | 3) | обыденное знание | 4) | искусство | | |
A | Б | В | Г |
| | | |
10.Международная организация в 2003 и 2013 гг. проводила в стране Z опросы граждан. Им был задан вопрос: «Что, по Вашему мнению, необходимо делать представителям различных этносов, проживающих на территории одного государства, чтобы предотвратить межнациональные конфликты?». Результаты двух опросов (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме. Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы? Запишите цифры, под которыми они указаны. |
| 1) | Доля тех, кто считает, что для предотвращения межнациональных конфликтов следует научиться понимать друг друга, сократилась за 10 лет. | | 2) | В 2003 г. половина опрошенных связывали предотвращение межнациональных конфликтов с уважением прав и свобод. | | 3) | Одинаковые доли опрошенных в обоих опросах считали необходимым для предотвращения межнациональных конфликтов отказаться от насилия и принуждения. | | 4) | Наименьшие доли опрошенных в обоих опросах демонстрировали отсутствие интереса к данной проблеме. | | 5) | Доля тех, кто не задумывался над данной проблемой, выросла к 2013 г. | |
11. Прочитайте текст и выполните задания .
Социализация — достаточно широкий процесс, который включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения.
У новорожденного есть все биологические предпосылки стать дееспособным участником социальных связей и взаимодействий. Но ни одно социальное свойство не является врожденным — социальный опыт, ценности, чувство совести и чести и т.д. генетически не кодируются и не передаются. Реализация этих предпосылок, их воплощение в определенные социальные качества, свойства зависят от того, с какой средой будет взаимодействовать человек.
Другая сторона связи биологического организма и социальной среды, имеющая значение для процесса социализации, касается этапов становления и развития духовного мира личности, форм и сроков освоения ею социальных требований, ожиданий. Речь идет, в частности, о хронологическом совпадении оптимального срока усвоения социальных ценностей, норм поведения с биологическим развитием личности.
Не следует думать, что процесс социализации осуществляется лишь в детские или юношеские годы. Безусловно, в юные годы создается фундамент духовного развития личности. Однако при всей своей значимости эта основа содержит преимущественно эмоционально-ценностный компонент. Лишь вступив во взрослую самостоятельную жизнь, участвуя во множестве социальных связей, личность активно формирует свои приверженности, осознает конкретно, во имя чего жить. Процесс обретения, развития человеком социальных свойств по сути не знает возрастных границ. Меняются социальные роли, которые выполняет личность: рождение внука, выход на пенсию и т.д. требуют новых функций; каждый существенный статусно-ролевой сдвиг в жизни личности привносит что-то новое в ее духовный облик.
Социализация взрослых в какой-то мере даже более драматична, чем социализация в юношеские годы, хотя она чаще всего внешне не заметна. В духовном развитии людей старшего возраста существенно повышается роль самостоятельного анализа и оценки внешних социальных условий, событий. Средства массовой информации в этом случае чаще всего не могут оказывать прямого воздействия на сознание индивида, этому препятствуют довольно прочные убеждения, оценки уже сложившейся личности.
Реальная духовная жизнь личности представляет собой взаимоотношение внешнего социального мира и внутренних свойств личности. Внешний мир взаимодействует с уникальным жизненным опытом личности, порождая единство типичного и неповторимого в ней.
(А.Г. Эфендиев)
12.Раскройте два аспекта связи биологического и социального в процессе социализации личности.
13.Чем характеризуется социализация в зрелые годы? Укажите две особенности этого процесса.
14.Какой институт социализации упомянут в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, приведите еще один и укажите любую другую (помимо социализации) его функцию.
15.Автор выдвигает тезис о единстве социализации (типичное) и индивидуализации (неповторимое) личности. Опираясь на обществоведческие знания, личный опыт, приведите три аргумента в подтверждение этого тезиса.
Конец формы
16.Назовите и проиллюстрируйте конкретными примерами любые три фактора, определяющие существенные различия в уровнях заработной платы работников.
Начало формы
17.Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социализация личности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
18.Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.) Социология, социальная психология | «Как можно познать себя? Только путём действия, но никогда – путём созерцания. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас познаешь себя». (И.Гёте) |
Философия | «Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья». (И. Кант) |
Экономика | «Маркетинг состоит в том, чтобы рассказать людям (или распространить среди людей) историю о ваших преимуществах, причём так, чтобы эти люди могли оценить эти преимущества». (С.Годин) |
|
Конец формы