СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экзаменационная работа по русскому языку в 2-х вариантах ОГЭ 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал представляет собой экзаменационную работу в двух вариантах с использованием материалов ФИПи. Также представлена аудиозапись изложения, текст изложения с микротемами и ответы  по тестовой части работы.

Просмотр содержимого документа
«вариант 1»

Материалы к экзамену

Вариант 1


Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.

Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

1


Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего

текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.


Часть 2


Прочитайте текст и выполните задания 2 -14


(1)Я не любила эту куклу.

(2)Её рост и внешние достоинства сравнивали с моими. (3)Взрослые наивно полагали, что доставляют мне удовольствие, когда с дежурно-умилительными интонациями восхищались мною.

– (4)Кто из вас девочка, а кто кукла – трудно понять! – восклицали они.

(5)Я была хрупкой и малорослой. (6)И оттого что все, восхищаясь этой хрупкостью, именовали её «изяществом», а меня – «статуэткой», мне не было легче. (7)Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете. (8)Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною. (9)Воспитательница так и определяла моё место в общем строю: «замыкающая».

– (10)Не огорчайся: конец – делу венец! – услышала я от отца. (11)Венца на моей голове, увы, не было, а венценосные замашки имелись, и командовать я очень любила.

(12)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая. (13)Миниатюрностью своей игрушки подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне. (14)А безраздельно хозяйничать – я сообразила уже тогда – очень приятно. (15)Я распоряжалась маршрутами автомобилей и поездов, повадками и действиями зверей, которых в жизни боялась. (16)Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом.

(17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса. (18)Отец привёз куклу из Японии, где был в командировке. 
(19) Я должна была бы обрадоваться заморской игрушке.

(20) Но она была выше меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её невзлюбила.

(21) Мама нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками.

– (22) Любишь наказывать? – вполушутку спросила как-то она. 
(23) И вполусерьёз добавила:

– (24)С бессловесными так поступать нельзя. (25)Они же не могут ответить ни на добро, ни на зло.

– (26) На зло отвечают, – возразила я.

– (27) Чем?

– (28) Подчиняются.

– (29)Это оскорбительно. (30)Не для них... (31)Для тебя! – уже совсем серьёзно сказала мама.

(32)Она, похоже, хотела, чтоб я отказалась от абсолютной власти над своими игрушками. (33)Она вообще была против самовластия. (34) Но я к этому отвращения не питала.

(35) С появлением Ларисы многое изменилось. (36) Игрушечное царство, казалось, послушно задрало голову и взирало на неё снизу вверх. (37) Так смотрела на Ларису и я. (38) Как кукла она была более необычной, поражающей воображение, чем я как человек. (39) Мы и куклой-то её называть не решались, а именовали только Ларисой.

(По А. Алексину)*

Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют о мире юности.

2

В каких предложениях текста содержится ответ на  вопрос: «Почему девочка болезненно относилась к своей хрупкости и малому росту»?

1) 1–4

2) 5–7

3) 12–13

4) 35–37

Ответ: ____________________

3


В каком предложении средством выразительности речи является сравнение?

1)Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете.

2)Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною.

3)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая.

4)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса.

Ответ: ___________________________

А 4

4


Из предложений 21–25 выпишите слово, в котором правописание  приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

Ответ: ________________


И

5

з предложений 12–16 выпишите слово, в котором правописание  суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н».

Ответ: ______________


6

Замените книжное слово «вторгаться» в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите его.

Ответ: _________________


7


Замените словосочетание «фарфоровые собаки» (предложение 7), построенное на основе

согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите

получившееся словосочетание.

Ответ: ______________

8

Выпишите грамматическую основу предложения 35.

Ответ: __________________________


9


Среди предложений 17–20 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ____________________

10


В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Игрушечное царство,(1) казалось,(2) послушно задрало голову и взирало на неё снизу вверх. Так смотрела на Ларису и я. Как кукла она была более необычной,(3)поражающей воображение,(4) чем я как человек.

Ответ: ____________________


У

11

кажите количество грамматических основ в предложении 7. Ответ запишите цифрой.

Ответ: ____________________


12


В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифру( ы), обозначающую (ие) запятую (ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Венца на моей голове,(1) увы,(2) не было,(3) а венценосные замашки имелись,(4) и командовать я очень любила. Царство игрушек по-своему отражало реальный мир,(5) никого не унижая,(6) а меня возвышая.

Ответ: ____________________

13


Среди предложений 2–6 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных.

Напишите номер этого предложения.

Ответ: _______________________

14


Среди предложений 12–16 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной

сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _____________________________



Используя прочитанный текст, выполните только ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3.

Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.


15.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного российского

лингвиста Л.Ю. Максимова: «При помощи абзацного отступа (или красной строки)

выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или

отдельные предложения».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.Ю. Максимова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст ( не по данному тексту), не оценивается.

С

15.2

очинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне

подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным

образом».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст ( не по данному тексту), не оценивается.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3


Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое внутренний мир человека», взяв

в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два)

примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-

аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный

текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.




Просмотр содержимого документа
«вариант 2»

Материалы к экзамену

Вариант 2


Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.

Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

1


Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное

содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.


Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2 -14


(1) В детстве у меня была любимая мягкая игрушка размером примерно  с небольшую диванную подушку. (2) Это был медведь. (3) Я таскал его повсюду и даже в кроватке не расставался с ним. (4)Из всех игрушек ясельного возраста медведь был забыт самым последним. (5)В общем, я вырос, стал дядькой с большой бородой и татухами и вместо плюшевых медвежат полюбил мотоциклы.

(6) И вот однажды мне приснился медвежонок из детства. (7) Сон был неприятный: медвежонок стоял в центре пустой комнаты, в мерцающем свете лампочки, а за окном как будто бы собирался ураган. (8) Медведь в упор смотрел на меня и тянул ко мне лапу, как будто показывал на что-то у меня за спиной, как будто предупреждал о чём-то.

(9)Я не придал значения сну. (10)Однако на следующий день я ехал  в мотоклуб, и «девятка» подрезала меня так, что я перелетел через руль  и приземлился на живую изгородь, посаженную вдоль дороги. (11)Именно она меня и спасла. (12)Я получил ушибы, небольшой вывих плеча,  а мотоцикл серьёзно пострадал и требовал дорогого ремонта.

(13)Через неделю всё повторилось. (14)Всё в той же комнате при мерцающем свете и надвигающемся урагане. (15)Только сама игрушка выглядела грязной и потрёпанной, а в некоторых местах была порезана,  и оттуда торчала вата. (16)Медвежонок по-прежнему настойчиво указывал  на меня лапой.

(17)Я решил съездить на дачу, которая была практически заброшена,  и отыскать на чердаках-подвалах медвежонка среди барахла. (18)Перерыв там всё вверх дном, я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки нашёл игрушку.

(19)Сначала я достал голову медвежонка, оторванную «с мясом», затем – тело с наполовину вылезшей через рваные дыры ватой. (20)Ещё час я потратил, чтобы найти в мелком мусоре на дне мешка пропавший шарик глаза, но так и не нашёл.

(21)Я отвёз медведя домой и самолично его починил, хотя навыка такого у меня, конечно, не было. (22)Я постирал, набил его новой ватой, аккуратно зашил и даже слегка прошёлся утюгом, на место потерянного глаза  я приделал чёрную повязку, как у пирата. (23)А позже с помощью знакомой из ателье медведь оделся в кожаную косуху с маленькими заклёпками.

(24)Отныне медведь сидит у меня в гараже на самом видном месте,  а иногда я устанавливаю его на вилку мотоцикла, и мы катаемся по городу или в мотоколоннах. (25) Соратники из клуба сначала смеялись, а потом привыкли, и игрушка даже в некотором роде стала нашим талисманом.
(26) У меня давно была мечта – свой клуб для байкеров, и я его открою. 
(27) Я даже придумал ему название – «Одноглазый медведь».

 (По Остромиру)* * Остромир  современный молодой блоггер.

2

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа

на вопрос: «Почему герой-рассказчик забрал с дачи свою  детскую игрушку?»


1)Герой-рассказчик вспомнил, как любил эту игрушку в детстве, и ему захотелось

вернуть те радостные ощущения. 

2)Герой-рассказчик любил самостоятельно чинить старые игрушки, и ему приятно было

видеть, как они обретают новую жизнь.

3)Герой-рассказчик поверил в то, что старая детская игрушка, возвращаясь к нему во сне,

предостерегает его от опасности и отводит беду. 

4)Герой-рассказчик, одев медведя в кожаную косуху, решил сделать его талисманом

собственного клуба для байкеров.

Ответ: ____________________

3


В каком предложении средством выразительности речи является фразеологизм?

1)Я решил съездить на дачу, которая была практически заброшена, и отыскать на

чердаках-подвалах медвежонка среди барахла. 

2)Перерыв там всё вверх дном, я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки

нашёл игрушку. 

3)Из всех игрушек ясельного возраста медведь был забыт самым последним.

4)Я отвёз медведя домой и самолично его починил, хотя навыка такого у меня, конечно, не

было.       

Ответ: ___________________________

А 4

4


Из предложений 22–25 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её

значением –  «присоединение».

Ответ: ________________


И

5

з предложений 10–15 выпишите слово, в котором правописание  суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н».

Ответ: ______________


6

Замените разговорное слово «таскал » в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите его.

Ответ: _________________


7


Замените словосочетание «диванная подушка» (предложение 1), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ______________

8

Выпишите грамматическую основу предложения 13.

Ответ: __________________________


9

Среди предложений 17–20 найдите предложение с обособленным распространённым

согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ____________________


10

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Я отвёз медведя домой и самолично его починил,(1) хотя навыка такого 
у меня,
(2) конечно,(3) не было. Я постирал,(4) набил новую вату,(5) аккуратно зашил и даже слегка прошёлся утюгом. На место потерянного глаза я приделал чёрную повязку,(6) как у пирата.

Ответ: ____________________


У

11

кажите количество грамматических основ в предложении 26. Ответ запишите цифрой.

Ответ: ____________________

12


В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифру( ы), обозначающую (ие) запятую (ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Только сама игрушка выглядела грязной и потрёпанной,(1) а в некоторых местах была порезана,(2) и оттуда торчала вата. Медвежонок по-прежнему настойчиво указывал на меня лапой.

Я решил съездить на дачу,(3) которая была практически заброшена,(4) и отыскать на чердаках-подвалах медвежонка среди барахла.  Перерыв там всё вверх дном,(5) я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки нашёл игрушку.

Ответ: ____________________


13


Среди предложений 7–12 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных.

Напишите номер этого предложения.

Ответ: _______________________

14


Среди предложений 21–27 найдите бессоюзное сложное предложение.

Напишите номер этого предложения.

Ответ: _____________________________


Используя прочитанный текст, выполните только ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3.

Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.


15.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного филолога

Л.С. Сухорукова: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей

личности, нашей души». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного

текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на

лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.С. Сухорукова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст ( не по данному тексту), не оценивается.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2


Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала

текста: «Отныне медведь сидит у меня в гараже на самом видном месте, а иногда я

устанавливаю его на вилку мотоцикла, и мы катаемся по городу или в мотоколоннах.

Соратники из клуба сначала смеялись, а потом привыкли, и игрушка даже в некотором

роде стала нашим талисманом».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши

рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст ( не по данному тексту), не оценивается.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


15.3


Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое внутренний мир человека», взяв

в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два)

примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-

аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный

текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.











Просмотр содержимого документа
«Ответы и нормы оценивания»

Таблица 1

№ абзаца

Микротема

1

У каж­до­го че­ло­ве­ка в дет­стве были лю­би­мые иг­руш­ки, с ко­то­ры­ми свя­за­но бе­реж­но хра­ни­мое в серд­це яркое, свет­лое и неж­ное вос­по­ми­на­ние.


2

В нашем вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ном веке ре­аль­ная иг­руш­ка не столь при­вле­ка­тель­на, как элек­трон­ная или вир­ту­аль­ная. Но не­смот­ря на это, иг­руш­ка всё же остаётся не­за­ме­ни­мой для детей. Ведь, играя, ребёнок раз­ви­ва­ет­ся, учит­ся об­щать­ся и при­об­ре­та­ет жиз­нен­ный опыт.


3

Иг­руш­ка—это ключ к со­зна­нию ребёнка. И чтобы раз­вить в нём толь­ко по­ло­жи­тель­ные ка­че­ства и вы­рас­тить пол­но­цен­но­го че­ло­ве­ка, не­об­хо­ди­мо тща­тель­но и вни­ма­тель­но вы­би­рать иг­руш­ку, помня о том, что иг­руш­ка ока­зы­ва­ет очень силь­ное вли­я­ние на ма­лень­ко­го че­ло­ве­ка. Нель­зя вос­пи­тать хо­ро­ше­го че­ло­ве­ка с по­мо­щью «пло­хих» иг­ру­шек, име­ю­щих не­га­тив­ную на­прав­лен­ность.



Часть 2

Проверка заданий 2–14

За верное выполнение заданий части 2 экзаменационной работы

экзаменуемый получает по одному баллу за каждое задание. За неверный

ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.


Таблица 2


Номер задания

Вариант 1

Вариант 2

2

2

3

3

2

2

4

бессловесные

приделал

5

созданы

порезана

6

вмешиваться

носил, брал

7

собаки из фарфора

подушка дивана

8

многое изменилось

всё повторилось

9

20

19

10

1,2

2,3

11

4

2

12

3,4

2

13

3

8

14

16

22



За выполнение экзаменационной работы выставляется отметка по

пятибалльной шкале.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся набрал не более

14 баллов (от 0 до 14) за выполнение всех частей экзаменационной работы.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся набрал не

менее 15 и не более 24 баллов (от 15 до 24) за выполнение всех частей

экзаменационной работы.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся набрал не

менее 25 и не более 33 баллов (от 25 до 33) за выполнение всех частей

экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее

4 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4

учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3».

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся набрал не

менее 34 и не более 39 баллов (от 34 до 39) за выполнение всех частей

экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее

6 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4

учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».

Просмотр содержимого документа
«Текст для прослушивания»

Часть 1

Текст для прослушивания



    У каж­до­го из нас когда-то были лю­би­мые иг­руш­ки. По­жа­луй, у каж­до­го че­ло­ве­ка есть свя­зан­ное с ними свет­лое и неж­ное вос­по­ми­на­ние, ко­то­рое он бе­реж­но хра­нит в своем серд­це. Лю­би­мая иг­руш­ка — это самое яркое вос­по­ми­на­ние из дет­ства каж­до­го че­ло­ве­ка. 
    В век ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий ре­аль­ные иг­руш­ки уже не при­вле­ка­ют к себе та­ко­го вни­ма­ния, как вир­ту­аль­ные. Но не­смот­ря на все по­яв­ля­ю­щи­е­ся но­вин­ки, такие как те­ле­фо­ны и ком­пью­тер­ная тех­ни­ка, иг­руш­ка все-таки оста­ет­ся не­по­вто­ри­мой и не­за­ме­ни­мой в своем роде, ведь ничто так не учит и не раз­ви­ва­ет ре­бен­ка, как иг­руш­ка, с ко­то­рой он может об­щать­ся, иг­рать и даже при­об­ре­тать жиз­нен­ный опыт.
    Иг­руш­ка — это ключ к со­зна­нию ма­лень­ко­го че­ло­ве­ка. Чтобы раз­вить и укре­пить в нем по­ло­жи­тель­ные ка­че­ства, сде­лать его пси­хи­че­ски здо­ро­вым, при­вить лю­бовь к окру­жа­ю­щим, сфор­ми­ро­вать пра­виль­ное по­ни­ма­ние добра и зла, не­об­хо­ди­мо тща­тель­но вы­би­рать иг­руш­ку, помня, что она при­не­сет в его мир не толь­ко свой образ, но и по­ве­де­ние, ат­ри­бу­ты, а также си­сте­му цен­но­стей и ми­ро­воз­зре­ние. Не­воз­мож­но вос­пи­тать пол­но­цен­но­го че­ло­ве­ка с по­мо­щью иг­ру­шек не­га­тив­ной на­прав­лен­но­сти.