Экзаменационные билеты
ДИСЦИПЛИНА: «Биология»
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 18.02.09 Переработка нефти и газа
ГРУППА : 1211
БИЛЕТ № 1
Уровни организации живой материи.
Хромосомная теория наследственности.
Решить задачу:
Женщина с III группой крови возбудила дело о взыскании алиментов с мужчины, имеющего I группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка I группа. Какое решение должен вынести суд?
БИЛЕТ № 2
Создание клеточной теории. Основные положения клеточной теории.
Сравнительная характеристика прокариотических и эукариотических клеток.
Решить задачу:
1. Какая окраска шерсти у кроликов доминирует?
2. Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения по признаку окраски шерсти?
3. Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?
БИЛЕТ №3
Химический состав клетки.
Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина.
Решить задачу:
В биосинтезе полипептида участвовали тРНК с антикодонами УУА, ГГЦ, ЦГЦ, АУУ, ЦГУ. Определите нуклеотидную последовательность участка каждой цепи молекулы ДНК, который несет информацию о синтезируемом полипептиде, и число нуклеотидов, содержащих аденин (А), гуанин (Г), тимин (Т) и цитозин (Ц) в двуцепочной молекуле ДНК. Ответ пояснит
БИЛЕТ №4
Органические вещества клетки и их роль в жизнедеятельности клетки.
Охарактеризовать методы исследования генетика человека?
Решить задачу:
Большая из двух цепей белка инсулина имеет (так называемая цепь В) начинается со следующих аминокислот: фенилаланин-валин-аспарагин-глутаминовая кислота-гистидин-лейцин. Напишите последовательность нуклеотидов в начале участка молекулы ДНК, хранящего информацию об этом белке.
БИЛЕТ №5
Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.
Борьба за существование и ее формы.
Решить задачу:
1. Какая форма плода томата (шаровидная или грушевидная) доминирует?
2. Каковы генотипы родителей и гибридов 1 и 2 поколения?
3. Какие генетические закономерности, открытые Менделем, проявляются при такой гибридизации?
БИЛЕТ № 6
Общее строение клетки.
Естественный отбор и его формы.
Решить задачу:
У норок коричневая окраска меха доминирует над голубой. Скрестили коричневую самку с самцом голубой окраски. Среди потомства два щенка коричневых и один голубой. Чистопородна ли самка?
БИЛЕТ № 7
Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.
Онтогенез – индивидуальное развитие организма.
Решить задачу:
Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.
БИЛЕТ № 8
Обмен веществ и энергии в клетке.
Макроэволюция, ее доказательства.
Решить задачу:
Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговера не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?
БИЛЕТ № 9
Генетический код. Синтез белков в клетке.
Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации.
Решение задачу:
При скрещивании душистого горошка с яркой окраской цветов и усами с растением с бледной окраской цветков и без усов (гены сцеплены) в F1 все растения были с яркими цветками и усами. При скрещивании между собой гибридов F1 были получены растения: с яркими цветками и усами, бледными цветками и без усов. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях? Объясните появление двух фенотипических групп особей в F2.
БИЛЕТ № 10
Развитие половых клеток.
Гипотезы о происхождении жизни
Решить задачу:
У человека отсутствие потовых желез зависит от рецессивного, сцепленного с полом гена. В семье отец и сын имеют эту аномалию, а мать здорова.
1) Какова вероятность (%), что сын унаследует вышеуказанный признак от отца?
2) Какова вероятность (%) рождения в этой семье дочери с отсутствием потовых желез?
БИЛЕТ № 11
Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.
Способы деления клеток.
Решить задачу:
Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТАЦЦЦТЦАЦТТГ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, антикодоны соответствующих тРНК и аминокислотную последовательность соответствующего фрагмента молекулы белка, используя таблицу генетического кода.
БИЛЕТ № 12
Методы исследования в биологии.
Движущие силы антропогенеза.
Решить задачу:
Вирусом табачной мозаики (РНК-содержащий вирус) синтезируется участок белка с аминокислотной последовательностью: Ала – Тре – Сер – Глу – Мет-. Под действием азотистой кислоты (мутагенный фактор) цитозин в результате дезаминирова ния превращается в урацил. Какое строение будет иметь участок белка вируса табачной мозаики, если все цитидиловые нуклеотиды подвергнутся указанному химическому превращению?
БИЛЕТ № 13
Неорганические вещества и их роль в жизнедеятельности клетки.
Основные методы селекции и биотехнологии.
Решить задачу:
У отца IV группа крови, у матери – I. Может ли ребенок унаследовать группу крови своего отца?
БИЛЕТ № 14
Анализирующее скрещивание.
Положение человека в системе животного мира.
Решить задачу:
Последовательность нуклеотидов в цепи ДНК: ААТГЦАГГТЦАЦТЦАТГ. В результате мутации одновременно выпадают второй и пятый нуклеотиды. Запишите новую последовательность нуклеотидов в цепи ДНК. Определите по ней последовательность нуклеотидов в иРНК и последовательность аминокислот в полипептиде. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.
БИЛЕТ № 15
1. Дигибридное скрещивание.
2. Эволюция биосферы и антропогенное воздействие на нее.
3. Решить задачу:
1. Какая форма плода томата (шаровидная или грушевидная) доминирует?
2. Каковы генотипы родителей и гибридов 1 и 2 поколения?
3. Какие генетические закономерности, открытые Менделем, проявляются при такой гибридизации?
БИЛЕТ № 16
1. Гипотезы о происхождении жизни
2. Способы деления клеток.
3. Решить задачу:
У норок коричневая окраска меха доминирует над голубой. Скрестили коричневую самку с самцом голубой окраски. Среди потомства два щенка коричневых и один голубой. Чистопородна ли самка?
БИЛЕТ № 17
1. Положение человека в системе животного мира.
2. Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.
3. Решить задачу:
Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТАЦЦЦТЦАЦТТГ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, антикодоны соответствующих тРНК и аминокислотную последовательность соответствующего фрагмента молекулы белка, используя таблицу генетического кода.
БИЛЕТ № 18
1. Онтогенез – индивидуальное развитие организма.
2. Генетический код. Синтез белков в клетке.
3. Решить задачу:
1. Какая окраска шерсти у кроликов доминирует?
2. Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения по признаку окраски шерсти?
3. Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?
БИЛЕТ № 19
1. Эволюция биосферы и антропогенное воздействие на нее.
2. Химический состав клетки.
3. Решить задачу:
Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговера не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?
БИЛЕТ № 20
1. Причины мутаций.
2. Сравнительная характеристика прокариотических и эукариотических клеток.
3. Решить задачу:
При скрещивании душистого горошка с яркой окраской цветов и усами с растением с бледной окраской цветков и без усов (гены сцеплены) в F1 все растения были с яркими цветками и усами. При скрещивании между собой гибридов F1 были получены растения: с яркими цветками и усами, бледными цветками и без усов. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях? Объясните появление двух фенотипических групп особей в F2.
БИЛЕТ №21
1. Законы Г. Менделя.
2. Фотосинтез. Хемосинтез.
3. Решить задачу:
Женщина с III группой крови возбудила дело о взыскании алиментов с мужчины, имеющего I группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка I группа. Какое решение должен вынести суд?
БИЛЕТ № 22
1. Методы изучения наследственности человека.
2. Основные этапы эволюции человека
3. Решить задачу:
В биосинтезе полипептида участвовали тРНК с антикодонами УУА, ГГЦ, ЦГЦ, АУУ, ЦГУ. Определите нуклеотидную последовательность участка каждой цепи молекулы ДНК, который несет информацию о синтезируемом полипептиде, и число нуклеотидов, содержащих аденин (А), гуанин (Г), тимин (Т) и цитозин (Ц) в двуцепочной молекуле ДНК. Ответ поясните.
БИЛЕТ 23
1. Возникновение жизни на Земле.
2. Типы делений клеток.
3. Решить задачу:
Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговера не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?
БИЛЕТ № 24
1. Неорганические вещества и их роль в жизнедеятельности клетки.
2. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.
3. Решить задачу:
Большая из двух цепей белка инсулина имеет (так называемая цепь В) начинается со следующих аминокислот: фенилаланин-валин-аспарагин-глутаминовая кислота-гистидин-лейцин. Напишите последовательность нуклеотидов в начале участка молекулы ДНК, хранящего информацию об этом белке.
БИЛЕТ № 25
1. Макроэволюция, ее доказательства.
2. Развитие половых клеток.
3. Решить задачу.
У человека отсутствие потовых желез зависит от рецессивного, сцепленного с полом гена. В семье отец и сын имеют эту аномалию, а мать здорова.
1) Какова вероятность (%), что сын унаследует вышеуказанный признак от отца?
2) Какова вероятность (%) рождения в этой семье дочери с отсутствием потовых желез?
БИЛЕТ № 26
1. Положение человека в системе животного мира.
2. Развитие половых клеток.
3. Решить задачу:
Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТАЦЦЦТЦАЦТТГ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, антикодоны соответствующих тРНК и аминокислотную последовательность соответствующего фрагмента молекулы белка, используя таблицу генетического кода.
БИЛЕТ № 27
1.Пластический обмен
2.Макроэволюция, ее доказательства.
3.Решить задачу:
Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговера не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?
БИЛЕТ № 28
Генетика и медицина.
Положение человека в системе животного мира.
Решить задачу:
Последовательность нуклеотидов в цепи ДНК: ААТГЦАГГТЦАЦТЦАТГ. В результате мутации одновременно выпадают второй и пятый нуклеотиды. Запишите новую последовательность нуклеотидов в цепи ДНК. Определите по ней последовательность нуклеотидов в иРНК и последовательность аминокислот в полипептиде. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.
БИЛЕТ № 29
Неорганические вещества и их роль в жизнедеятельности клетки.
Селекция животных.
Решить задачу:
У отца IV группа крови, у матери – I. Может ли ребенок унаследовать группу крови своего отца?
БИЛЕТ № 30
1. Структура и функции белков.
2. Эволюционное учение Ч. Дарвина.
3.Решить задачу:
У норок коричневая окраска меха доминирует над голубой. Скрестили коричневую самку с самцом голубой окраски. Среди потомства два щенка коричневых и один голубой. Чистопородна ли самка?