СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электив "Этот всемогущий синтаксис"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Электив по русскому языку для обучающихся 10-11 классов

Просмотр содержимого документа
«Электив "Этот всемогущий синтаксис"»

Пояснительная записка


Рабочая программа среднего общего образования по предмету «Русский язык. Этот всемогущий синтаксис» (базовый уровень) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с учётом примерной программы среднего общего образования по предмету, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, учебного плана основной образовательной программы, реализующей ФГОС СОО и требований к результатам обучения и освоения элективного предмета, сформулированных в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования.

Данная рабочая учебная программа по элективному курсу «Русский язык. Этот всемогущий синтаксис» ориентирована на использование УМК:

• Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерин, учебник «Русский язык 10-11 классы, 2017год;

• Н.А.Сенина, А.Г. Нарушевич «Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки» под редакцией. - М.: Просвещение, 2017. рекомендован к использованию в образовательном процессе, допущенный в образовательном процессе Приказом Минобрнауки России №729 от 13.12.2017: Легион, 2017.

УМК обеспечивает изучение содержания программы в соответствии с ФГОС СОО. Общее количество часов за 1 год обучения на базовом уровне составляет 34 часа (1 час в неделю).

Учебный элективный предмет «Русский язык. Этот всемогущий синтаксис» входит в предметную область «Филология» и изучается на базовом уровне, сохраняет фундаментальную основу курса, способствует практической подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку и успешному прохождению итогового контроля по завершении основного образования. Учебный элективный предмет имеет практическую направленность и составлен на основе демонстрационных тестов ЕГЭ 2021 года, а также Демонстрационных тестов ЕГЭ и заданий из Открытого банка заданий ЕГЭ – ФИПИ 2021 года.

Элективный курс «Русский язык. Этот всемогущий синтаксис» на базовом уровне ориентирован на достижение следующих целей:

- совершенствование умений анализировать единицы различных языковых уровней; систематизация и обобщение знаний по орфографии и пунктуации, повышение языкового чутья; формирование умений лингвистического анализа текстов разной функциональной и жанровой принадлежности, оценки изобразительно-выразительных возможностей художественного текста;

- расширение используемых языковых и речевых средств; формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, формирование умений нормативного словоупотребления, активного владения синонимическими средствами языка в соответствии с содержанием и условиями речевого общения, а также умения оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- развитие творческих способностей, основанных на интеграции знаний, умений и навыков по разным предметам гуманитарного цикла; развитие способности использовать результаты исследования в процессе практической речевой деятельности и подготовки к продолжению образования по избранному профилю;

- развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений для осуществления межличностного и межкультурного общения; способности использовать разные формы учебно-познавательной деятельности в вузе.

Изучение элективного предмета «Русский язык. Этот всемогущий синтаксис» на уровне среднего общего образования направлено на совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Приоритетным направлением содержания обучения является совершенствование коммуникативной компетенции через практическую речевую деятельность.

Результаты освоения учебной дисциплины

Освоение содержания учебного элективного курса «Русский язык. Этот всемогущий синтаксис» обеспечивает достижение обучающихся следующих результатов:

• личностных:

- сформированность потребности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру;

- осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру; понимание этики и эстетики.

• метапредметных:

- умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности, составлять планы, учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; анализировать свои образовательные приращения, выбирать способы корректировки достигнутых результатов; в ситуациях общения выбирать успешные речевые стратегии.

-владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта.

• предметных:

- сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его развития, функциях языка;

- освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили речи; литературный язык, нормы литературного языка; устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники расширения словарного состава современного русского языка;

- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка;

- владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах; практическое овладение основными нормами современного литературного языка;

Выпускник на базовом уровне научится

- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте использовать языковые средства адекватно цели и ситуации речевого общения;

- создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определённой функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определённых жанров (сочинения);

- подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа высказывания и в соответствии с типом текста определять тему, проблему и основную мысль текста;

- определять лексические и грамматические средства связи предложений в тексте в соответствии с видами связи выделять основные признаки определённого стиля речи;

- опознавать в тексте и называть изобразительно-выразительные средства языка;

- определять их тип (лексические, синтаксические, фонетические);

- определять признаки и структурные элементы текста;

- опознавать типы текстов.


Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

- опознавать лексические и синтаксические средства языка в текстах определённого стиля речи;

- опознавать типичные случаи несоблюдения языковых норм; осуществлять речевой самоконтроль.

Учебная программа по элективному учебному предмету «Русский язык. Теория и практика» (базовый уровень) составлена на основе нормативных документов:

1Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с изменениями и дополнениями. Приказа Минобрнауки РФ от 17.05.12 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 7 июня 2012 г. № 24480);

4. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2015 №35953);

5. Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 №1645 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. № 413. (Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2016 №41020);

6. Авторской программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. Сборник 10-11 классы» М., Просвещение 2014г.

7. Образовательной программы среднего общего образования;

8. Положения о рабочих программах по учебному предмету;

9. Учебного плана.

Структура документа

Учебная программа включает следующие разделы:

общая характеристика учебного элективного предмета «Русский язык. Этот всемогущий синтаксис» (базовый уровень);

планируемые результаты изучения учебного предмета;

описание учебного предмета;

тематическое планирование с указанием количества на освоение каждой темы.

 Общая характеристика учебного элективного предмета «Русский язык. Этот всемогущий синтаксис».

Учебный элективный предмет «Русский язык. Этот всемогущий синтаксис» входит в предметную область «Филология» и изучается на базовом уровне, сохраняет фундаментальную основу курса, способствует практической подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку и успешному прохождению итогового контроля по завершении основного образования. Учебный элективный предмет имеет практическую направленность и составлен на основе демонстрационных тестов ЕГЭ 2021 года, а также заданий КИМов 2021 года.

Общее количество часов за 1 год обучения на базовом уровне составляет 34 часов (1 час в неделю в 10 и в 11 классах).

Элективный курс «Русский язык. Этот всемогущий синтаксис» на базовом уровне ориентирован на достижение следующих целей:

- совершенствование умений анализировать единицы различных языковых уровней; систематизация и обобщение знаний по орфографии и пунктуации, повышение языкового чутья; формирование умений лингвистического анализа текстов разной функциональной и жанровой принадлежности, оценки изобразительно‑выразительных возможностей художественного текста;

- расширение используемых языковых и речевых средств; формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, формирование умений нормативного словоупотребления, активного владения синонимическими средствами языка в соответствии с содержанием и условиями речевого общения, а также умения оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- развитие творческих способностей, основанных на интеграции знаний, умений и навыков по разным предметам гуманитарного цикла; развитие способности использовать результаты исследования в процессе практической речевой деятельности и подготовки к продолжению образования по избранному профилю;

- развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений для осуществления межличностного и межкультурного общения; способности использовать разные формы учебно‑познавательной деятельности в вузе.

Изучение элективного предмета «Русский язык. Этот всемогущий синтаксис» на уровне среднего общего образования направлено на совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Приоритетным направлением содержания обучения является совершенствование коммуникативной компетенции через практическую речевую деятельность.

Содержание учебного предмета предусматривает развитие у обучающихся учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.

При изучении практико-ориентированного подхода применяются такие формы деятельности:

  • как работа с книгой, в том числе с использованием современных компьютерных технологий, ресурсов сети Интернет;

  • работа с текстами учебника, дополнительной литературой;

  • решение практических задач, выполнение тестовых заданий по темам;

  • работа с таблицами, графиками, схемами;

  • ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач;

  • решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время;

  • мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов;

  • написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений;

  • тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ.

Обучение элективному курсу «Русский язык. Этот всемогущий синтаксис» осуществляется с использованием следующих педагогических технологий: проблемное обучение (характерно выполнение следующих действий учащимися: выявление проблемы, формулирование ее, поиск решения, решение).

Место учебного элективного предмета «Русский язык. Этот всемогущий синтаксис» в учебном плане – 34 часа.

Данная рабочая учебная программа по элективному курсу «Русский язык. Этот всемогущий синтаксис» ориентирована на использование УМК:

  • Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерин, учебник «Русский язык 10-11 классы, 2017год;

  • Демонстрационных тестов ЕГЭ и заданий из Открытого банка заданий ЕГЭ – ФИПИ;

  •  В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. –М.: Просвещение, 2017-18 г.

  • Н.А.Сенина, А.Г. Нарушевич «Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки» под редакцией. - М.: Просвещение, 2017. рекомендован к использованию в образовательном процессе, допущенный в образовательном процессе Приказом Минобрнауки России №729 от 13.12.2017: Легион, 2017.

  • Г.Т. Егораева. «Практикум по русскому языку». Работа над комментарием к сформулированной проблеме текста и аргументацией собственного мнения. Подготовка к заданию 27 (сочинение). Рекомендовано ИСМО Российской Академии Образования для подготовки выпускников всех типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность РФ к сдаче экзамена в формате ЕГЭ.

Результаты освоения учебной дисциплины

Освоение содержания учебного элективного курса «Русский язык. Этот всемогущий синтаксис» обеспечивает достижение обучающихся следующих результатов:

личностных УУД:

- сформированность потребности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру.

- осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру; понимание этики и эстетики.

• метапредметных УУД:

- умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности, составлять планы, учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; анализировать свои образовательные приращения, выбирать способы корректировки достигнутых результатов; в ситуациях общения выбирать успешные речевые стратегии.

-владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций;

- умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта.

• предметных УУД:

- сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его развития, функциях языка;

- освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили речи; литературный язык, нормы литературного языка; основные аспекты культуры речи; устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники расширения словарного состава современного русского языка;

- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка;

- владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах; практическое овладение основными нормами современного литературного языка;


Выпускник на базовом уровне научится

- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте использовать языковые средства адекватно цели и ситуации речевого общения;

- опознавать в предъявленных текстах формы русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго);

- создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определённой функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определённых жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчёты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

- подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа высказывания и в соответствии с типом текста определять тему, проблему и основную мысль текста;

- определять лексические и грамматические средства связи предложений в тексте в соответствии с видами связи выделять основные признаки определённого стиля речи;

- опознавать в тексте и называть изобразительно-выразительные средства языка;

- определять их тип (лексические, синтаксические, фонетические);

- определять признаки и структурные элементы текста;

- опознавать типы текстов

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

- опознавать лексические и синтаксические средства языка в текстах определённого стиля речи;

- опознавать типичные случаи несоблюдения языковых норм;

осуществлять речевой самоконтроль.

Описание учебного предмета

В основу спецкурса легли разработки и исследования в данной области И.П. Цыбулько, С.И. Львова, Н.В. Егоровой, Е.А. Владовской, Н.А.Сениной.

Настоящий элективный курс русского языка предусматривает подготовку к написанию сочинения-рассуждения (задание 27), т. е. написанию сочинений по тексту, охватывает повторение синтаксиса и пунктуации. Форма итоговой аттестации – единый государственный экзамен – требует своей технологии выполнения заданий. Работа с тестами требует постоянного, активного, дифференцированного тренинга.

Элективный учебный предмет «Русский язык. Этот всемогущий синтаксис» состоит из 4-х блоков

Введение. Знакомство с содержанием

Блок 4. Словосочетание.

Блок 5. Предложение.

Блок 6. Пунктуация.

Блок 7 Сложное предложение.






Учебно- тематический план




Содержание

Кол-во часов

В том числе развитие речи

Контрольная работа

Введение. Знакомство с содержанием

1



Блок 1. Словосочетание

3

1


Блок 2. Предложение

9

1

1

Блок3. Пунктуация

12

1

1

Блок4.Сложное предложение

9

1

1


34

5

3



















 

Тематическое планирование


№п/п

Раздел / Тема урока

Дата

План

Факт

1

Введение. Знакомство с содержанием предмета



2

БЛОК 1. Синтаксис.Словосочетание. Типы связи



3

Практикум по теме «Словосочетание». Глагольное и именное управление в русском языке



4

Р/Р. Обучение написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту.



5

БЛОК 2. Предложение. Синтаксический разбор простого предложения Главные члены предложения..



6

Подлежащее и способы его выражения. Тире между подлежащим и сказуемым



7

Сказуемое и его основные типы. Согласование сказуемого с подлежащим.



8

Синтаксическая роль инфинитива.



9

Второстепенные члены предложения. Способы их выражения. Дополнение.



10

Обстоятельство. Приложение



11

Односоставные предложения. Типы односоставных предложений

Полные и неполные предложения



12

Контрольная работа (Тест в формате ЕГЭ )



13

Р.Р. Обучение написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту



14

БЛОК 3. Пунктуация. Осложнённое предложение. Простое осложнённое предложение. Предложение с однородными членами.

Знаки препинания при однородных членах, соединённых неповторяющимися, повторяющимися и парными союзами.



15

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку



16

Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения.



17

Обособленные члены предложения. Обособленные приложения.



18

Обособленные обстоятельства и дополнения.



19

Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения.



20

Знаки препинания при сравнительных оборотах.

Знаки препинания при обращениях.



21

Вводные слова и вставные конструкции.



22

Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь.



23

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при передаче чужой речи.



24

Контрольная работа (тестирование в формате ЕГЭ).



25

Р/Р Сочинение-рассуждение №1



26

БЛОК 4. Сложные предложения, знаки препинания в сложносочинённом предложении.



27

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.



28

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными



29

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными



30

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.



31

Сложные предложения с разными видами связи.



32

Сложные предложения с разными видами связи.



33

Контрольный тест.



34

Р.Р Контрольное сочинение-рассуждение №2 по исходному тексту




 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!