СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электив "Трудные вопросы русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

электив 

Просмотр содержимого документа
«Электив "Трудные вопросы русского языка"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛЕВАШОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ ЛСШ


______________Е.С Стижова


Приказ № ________от «____»_________2021.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса «Трудные вопросы русского языка»

на 2023-2024 учебный год

10-11 класс




Составитель

Киндякова Наталья Анатольевна

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории




С.Левашово 2023 г.

АННОТАЦИЯ

Рабочая программа среднего общего образования по элективу (базовый уровень) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с учётом примерной программы среднего общего образования по предмету, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, учебного плана основной образовательной программы, реализующей ФГОС СОО и требований к результатам обучения и освоения элективного предмета, сформулированных в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования.

Данная рабочая учебная программа по элективному курсу рассчитана на обучающихся, занимающихся по УМК:

•ЛМ Рыбченковой, ОМ Александровой, АГ Нарушевича…учебник «Русский язык 10-11 классы, 2020год;

• Н.А.Сенина, А.Г. Нарушевич «Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки» под редакцией. - М.: Просвещение, 2017. рекомендован к использованию в образовательном процессе, допущенный в образовательном процессе Приказом Минобрнауки России №729 от 13.12.2017: Легион, 2017.

УМК обеспечивает изучение содержания программы в соответствии с ФГОС СОО. Общее количество часов за 2 года обучения на базовом уровне составляет 70 часов (1 час в неделю).

Учебный элективный предмет входит в предметную область «Филология» и изучается на базовом уровне, сохраняет фундаментальную основу курса, способствует практической подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку и успешному прохождению итогового контроля по завершении основного образования. Учебный элективный предмет имеет практическую направленность и составлен на основе демонстрационных тестов ЕГЭ 2022 года, а также Демонстрационных тестов ЕГЭ и заданий из Открытого банка заданий ЕГЭ – ФИПИ 2022года.

Элективный курс на базовом уровне ориентирован на достижение следующих целей:

- совершенствование умений анализировать единицы различных языковых уровней; систематизация и обобщение знаний по орфографии и пунктуации, повышение языкового чутья; формирование умений лингвистического анализа текстов разной функциональной и жанровой принадлежности, оценки изобразительно-выразительных возможностей художественного текста;

- расширение используемых языковых и речевых средств; формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, формирование умений нормативного словоупотребления, активного владения синонимическими средствами языка в соответствии с содержанием и условиями речевого общения, а также умения оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- развитие творческих способностей, основанных на интеграции знаний, умений и навыков по разным предметам гуманитарного цикла; развитие способности использовать результаты исследования в процессе практической речевой деятельности и подготовки к продолжению образования по избранному профилю;

- развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений для осуществления межличностного и межкультурного общения; способности использовать разные формы учебно-познавательной деятельности в вузе.

Изучение элективного предмета на уровне среднего общего образования направлено на совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Приоритетным направлением содержания обучения является совершенствование коммуникативной компетенции через практическую речевую деятельность.

Результаты освоения учебной дисциплины

Освоение содержания учебного элективного курсапечивает достижение обучающихся следующих результатов:

• личностных:

- сформированность потребности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру;

- осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру; понимание этики и эстетики.

• метапредметных:

- умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности, составлять планы, учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; анализировать свои образовательные приращения, выбирать способы корректировки достигнутых результатов; в ситуациях общения выбирать успешные речевые стратегии.

-владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта.

• предметных:

- сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его развития, функциях языка;

- освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили речи; литературный язык, нормы литературного языка; устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники расширения словарного состава современного русского языка;

- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка;

- владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах; практическое овладение основными нормами современного литературного языка;

Выпускник на базовом уровне научится

- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте использовать языковые средства адекватно цели и ситуации речевого общения;

- создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определённой функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определённых жанров (сочинения);

- подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа высказывания и в соответствии с типом текста определять тему, проблему и основную мысль текста;

- определять лексические и грамматические средства связи предложений в тексте в соответствии с видами связи выделять основные признаки определённого стиля речи;

- опознавать в тексте и называть изобразительно-выразительные средства языка;

- определять их тип (лексические, синтаксические, фонетические);

- определять признаки и структурные элементы текста;

- опознавать типы текстов.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

- опознавать лексические и синтаксические средства языка в текстах определённого стиля речи;

- опознавать типичные случаи несоблюдения языковых норм; осуществлять речевой самоконтроль.

2. Содержание элективного курса 10 класс

Введение (2 ч.)

Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Языковые нормы. (1 ч.)

Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.

Орфоэпические нормы (1 ч.)

Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.

Лексические нормы (3 ч.)

Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка.. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Грамматические нормы (3 ч.)

Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические.

Словообразовательные нормы (2 ч.)

Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок.

Морфологические нормы (9 ч.)

Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования формы слова разных частей речи. Части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Варианты падежных окончаний. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Средства связи предложений в тексте.

Синтаксические нормы (13 ч.)

Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания. Построение словосочетаний. Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Построение предложений с однородными членами. Построение сложносочинённых и сложноподчиненных предложений. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.



11 класс



Орфографические нормы (4 ч.)

Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные написания. Н – нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов.

Пунктуационные нормы (4 ч.)

Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

Текст (7 ч.)

Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Функционально-смысловые типы речи. (5 ч.)

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.

Функциональные стили речи (6 ч.)

Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при определении стиля текста.

Изобразительно-выразительные средства языка. (4 ч.)

Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.

Коммуникативная компетенция (4 ч.)

Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм.


Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

10 класс

№ п/п

Дата

Тема урока

Количество часов

Примечание

Введение (2 ч.)

1


Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку.

1


2


Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения

1


Языковые нормы (1 ч.)

3


Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка.

1


Орфоэпические нормы (1 ч.)

4


Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.


1


Лексические нормы (3 ч.)

5


Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка.

1


6


Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова.

1


7


Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

1


Грамматические нормы (3 ч.)

8


Грамматические нормы.

1


9


Грамматические нормы. словообразовательные, морфологические, синтаксические.

1


10


Грамматические ошибки и их предупреждение.

1


Словообразовательные нормы (2ч.)

11


Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Ошибочное словообразование.

1


12


Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе.

1


Морфологические нормы (9 ч.)

13


Морфологические нормы.

1


14


Правила и нормы образования форм слов разных частей речи.

1


15


Морфология и орфография. Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окончаний

1


16


Самостоятельные части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль.

1


17


Служебные части речи.

1


18


Междометия. Звукоподражательные слова.

1


19


Морфология. Средства связи предложений в тексте.

1


20


Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.

2


Синтаксические нормы (13 ч.)

22


Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов.

1


23


Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения.

1


24


Простые и сложные предложения.

1


25


Односоставные предложения. Неполные предложения. Интонационная норма.

1


26


Нормы согласования, управления, примыкания.

1


27


Синтаксическая синонимия.

1


28


Знаки препинания в простом предложении. Преобразование прямой речи в косвенную.

1


29


Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

1


30


Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.

1


31


Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях.

1


32


Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.

1


33


Промежуточная аттестация. Контрольная работа.

1


34


Анализ ошибок, допущенных в промежуточной аттестации.

1























Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

11 класс

№ п/п

Дата

Тема урока

Количество часов

Примечание

Орфографические нормы (7 ч.)

1


Принципы русской орфографии. Трудный случай русской орфографии: правописание корней и приставок.

1


2


Правописание корней. Безударные гласные корня.

1


3


Гласные и, ы после приставок.

1


4


Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм.

1


5


–Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-);

1


6


Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов.

1


7


Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов.

1


Пунктуационные нормы (4 ч.)

8


Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации.

1


9


Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах;

1


10


Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

1


11


Пунктуация в сложных предложениях: Сложное предложение с разными видами связи.

1


Текст (4 ч.)

12


Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста.

1


13


Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста.

1


14


Средства связи предложений в тексте.

1


15


Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

1


Функционально-смысловые типы речи (4 ч.)

16


Функционально-смысловые типы речи, их

отличительные признаки. Повествование.

1


17


Описание.

1


18


Рассуждение.

1


19


Предупреждение ошибок при определении типов речи.

1


Функциональные стили речи (6 ч.)

20


Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования. Типы речи.

1


21


Разговорный стиль речи. Его особенности.

1


22


Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста.

1


23


Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности. Жанры публицистического стиля.

1


24


Научный стиль, его особенности.

1


25


Художественный стиль речи. Предупреждение ошибок при определении стиля текста.

1


Изобразительно-выразительные средства языка (3 ч.)

27


Речь. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии.

1


28


Тропы, их характеристика. Умение находить их в тексте. Стилистические фигуры, их роль в тексте.

1


29


Промежуточная аттестация. Контрольная работа.

1


Коммуникативная компетенция (4 ч.)

30


Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы. Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность)

1


31


Исходные тексты, их жанровое многообразие. Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.

1


32


Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение.

1


33


Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм.

1









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!