СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП электив 10-11 Трудные вопросы русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Электив для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«РП электив 10-11 Трудные вопросы русского языка»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



Рассмотрено на заседании

Согласовано

Утверждаю.

методического объединения

с зам. директора школы по УВР

Директор школы

учителей-предметников

_______________________

______________________

Протокол №____________



от «_____» _______ 20____г.

«______» __________20____ г.

Приказ № _____________

Руководитель МО



________________________


от «___» _____________20____ г.















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по элективному курсу


«Трудные вопросы русского языка»


для 10-11 классов


(ФГОС СОО)











Разработана

учителем русского языка и литературы

Волковой О.В.






2021 – 2022 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному курсу «Трудные вопросы русского языка» для 10 - 11 классов составлена на основе следующих документов:

1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №413 от 17.05.2012 г. (с изменении и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.);

2. ООП СОО (ФГОС) МКОУ «Бодеевская СОШ»

в соответствии с Положением о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, курсов по выбору, факультативных занятий, учебных модулей, кружков, индивидуальных занятий во внеурочное время, рабочих программ для работы с детьми с ОВЗ муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Бодеевская средняя общеобразовательная школа».

Объем часов: - В неделю - 1 час

- Общий объем - 35 часов -10 класс, 34 -11 класс.

Основная цель курса

повысить уровень культуры речи учащихся, сформировать у них необходимые практические навыки по овладению нормами русского литературного языка. Развивать умение видеть в собственной речи, речи собеседников, выступающих по радио и телевидению отступления от нормы русского литературного языка, формировать умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной речи.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

- вырабатывать навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения;

- помочь учащимся сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами;

- формирование знаний и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях;

- пользование нормативными словарями и справочной литературой.

Особенности организации учебного процесса по предмету

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, ТРИЗ-технологии, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и др.

Методы и приёмы обучения:

Лекционный (теоретический материал), упражнения практического характера, самостоятельная работа: выполнение учащимися докладов, письменных работ.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: фонохрестоматия, презентации, аудиокниги, видеоуроки.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются устный опрос, задания, предполагающие развернутый ответ на вопрос, контрольные вопросы, тесты, творческие задания. Для контроля уровня достижений обучающихся используются:

- наблюдение за активностью на занятиях;

- результаты выполнения предложенных заданий;

- анализ работ;

Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса используется зачетная работа: подготовка и публичное выступление учащихся, соответствующее требованиям.

Используемый учебно – методический комплект:  Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., - М.: Просвещение, 2017. 

Мальцева Л.И., Смеречинская Н.М. ЕГЭ-2020. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. В 2 ч.,- М.: Народ.Образование, 2020.

Сроки реализации программы: два учебных года.



















Планируемые результаты освоения элективного курса

Личностными результатами освоения выпускниками являются:

1) осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским  языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;

2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать  и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.

     Метапредметными результатами  освоения выпускниками являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:

2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;

4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

        Предметными результатами  освоения выпускниками являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:

•   адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;

• осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;

•   способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;

• владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:

• применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, норм современного русского литературного языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм.

Выпускник научится:

Владеть нормами литературного языка (лексическими, орфоэпическими; морфологическими; стилистическими).

Правильно воспринимать лексические понятия.

Работать с предложенным текстом, находя в нем характерные выразительные средства, определяя их роль;

создавать собственные высказывания;

сохранять стиль речи до конца высказывания;

грамматически правильно выстраивать свою речь;

усиливать эмоциональность речи за счет использования средств выразительности.

Выпускник получит возможность научиться:

Работать над благозвучием собственной речи;

составлять собственные выступления с учетом предъявляемых требований.




















Содержание курса

10 класс

Введение. Понятие о языковой норме. (2 ч.)

Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка. Норма и ошибка в речи.

Орфоэпические нормы (2 ч.)

Фонетика русского языка. Нормы орфоэпии. Звукопись.Орфоэпические нормы русского языка.

Лексические нормы (7 ч.)

Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка.. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Эмоционально окрашенная лексика.Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. Тавтология и плеоназм.

Грамматические нормы (2 ч.)

Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические.

Словообразовательные нормы (2 ч.)

Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок.

Морфологические нормы (5 ч.)

Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Варианты падежных окончаний. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

Синтаксические нормы (12 ч.)

Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания. Построение словосочетаний.

Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения.

Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

Обобщение и повторение изученного (3 ч.)

Итоговая работа и ее анализ.

Содержание курса

11 класс

Пунктуация. Пунктуационные нормы. (15 ч.)

Принципы русской пунктуации. Пунктуация в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Постановка знаков препинания в различных случаях. Практикум и тестирование по теме «Трудные случаи пунктуации».

Текст. Речевое оформление текста. (15 ч.)

Определение главной информации текста. Средства связи предложений в тексте. Смысловая и композиционная целостность текста. Лексическое значение слова в контексте. Текст. Его тема и проблемы. Комментирование проблемы текста. Авторская позиция в тексте публицистического стиля. Авторская позиция в тексте художественного стиля. Обоснование выраженной позиции по проблеме текста. Типичные ошибки в речевом оформлении сочинения-рассуждения. Практикум: комплексный анализ текста публицистического и художественного стилей.

Обобщение и повторение изученного (4 ч.)

Итоговая работа и ее анализ.





























Тематическое планирование

10 класс


п/п


Наименование разделов и тем

Количество часов


1.

Введение. Понятие о языковой норме

2

2.

Орфоэпические нормы

2

3.

Грамматические нормы

2

4.

Словообразовательные нормы

2

5.

Морфологические нормы

5

6.

Синтаксические нормы

12

7.

Обобщение и повторение изученного

3


ИТОГО

35



Тематическое планирование

11 класс


п/п


Наименование разделов и тем

Количество часов


1.

Пунктуация. Пунктуационные нормы.

15

2.

Текст. Речевое оформление текста.

15

3.

Обобщение и повторение изученного

4


ИТОГО

34













Календарно-тематическое планирование

10 класс


п/п

Датаплан

Дата

факт

Тема урока

Примечание

  1. 1



Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка.


  1. 2



Норма и ошибка в речи.


  1. 3



Фонетика русского языка. Звукопись.


  1. 4



Орфоэпические нормы русского языка.


  1. 5



Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие русского языка.


  1. 6



Общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова.


  1. 7



Омонимы, синонимы, антонимы.




Эмоционально окрашенная лексика.


  1. 8



Паронимы.


  1. 9



Фразеологизмы.


  1. 10



Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. Тавтология и плеоназм.


  1. 11



Грамматические ошибки и их предупреждение.


  1. 12



Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Ошибочное словообразование.


  1. 13



Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе.


  1. 14



Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи.


  1. 15



Части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль.


  1. 16



Варианты падежных окончаний.


  1. 17



Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом


  1. 18



Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.


  1. 19



Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания. Построение словосочетаний.


  1. 20



Грамматическая связь подлежащего и сказуемого в предложении.


  1. 21



Несогласованное приложение.


  1. 22



Ошибки в предложениях с причастным оборотом.


  1. 23



Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом.


  1. 24



Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм в предложении.


  1. 25



Ошибки в построении предложений с однородными членами.


  1. 26



Однородные члены предложения Использование союза и.


  1. 27



Однородные члены предложения Использование составных союзов.


  1. 28



Обобщающие слова при однородных членах.


  1. 29



Сложноподчиненное предложение и ошибки в нем.


  1. 30



Предложение с косвенной речью и ошибки в нем.


  1. 31



Практикум: типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм русского языка.


  1. 32



Обобщение и повторение изученного.


  1. 33



Зачетная работа.


  1. 34



Итоговое занятие.

Анализ работы.




Календарно-тематическое планирование

11 класс


п/п

Датаплан

Дата

факт

Тема урока

Примечание

  1. 1



Принципы русской пунктуации.


  1. 2



Пунктуация в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами


  1. 3



Пунктуация в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами


  1. 4



Знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях с обособ­лен­ны­ми членами


  1. 5



Знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях с обособ­лен­ны­ми членами


  1. 6



Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения


  1. 7



Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения




Знаки препинания в сложноподчиненном предложении


  1. 8



Знаки препинания в сложноподчиненном предложении


  1. 9



Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи


  1. 10



Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи


  1. 11



Постановка знаков препинания в различных случаях


  1. 12



Постановка знаков препинания в различных случаях


  1. 13



Практикум по теме «Трудные случаи пунктуации».


  1. 14



Тестирование по теме «Трудные случаи пунктуации».


  1. 15



Определение главной информации текста


  1. 16



Средства связи предложений в тексте


  1. 17



Средства связи предложений в тексте


  1. 18



Смысловая и композиционная целостность текста


  1. 19



Смысловая и композиционная целостность текста


  1. 20



Лексическое значение слова в контексте.


  1. 21



Лексическое значение слова в контексте.


  1. 22



Текст. Его тема и проблемы.


  1. 23



Комментирование проблемы текста.


  1. 24



Авторская позиция в тексте публицистического стиля.


  1. 25



Авторская позиция в тексте художественного стиля.


  1. 26



Обоснование выраженной позиции по проблеме текста.


  1. 27



Типичные ошибки в речевом оформлении сочинения-рассуждения.


  1. 28



Практикум: комплексный анализ текста публицистического стиля.


  1. 29



Практикум: комплексный анализ текста художественного стиля.


  1. 30



Повторение: трудные вопросы синтаксиса и пунктуации.


  1. 31



Практикум: типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм русского языка.


  1. 32



Обобщение и повторение изученного.


  1. 33



Зачетная работа. Итоговое занятие.

Анализ работы.