СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электив "Ваши права"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Электив "Ваши права" составлена с расчетом на 1 час в неделю, поэтому состоит из 34 часов

Просмотр содержимого документа
«Электив "Ваши права"»

Календарно – тематическое планирование

элективного курса

«Ваши права»

5 класс

(34часов)

Тема урока

Кол-во часов

Обязательный минимум содержания

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

Тема 1: «Естественное право человека на жизнь» (7 часов)

1

(1)

“Всеобщая декларация прав человека” о праве на жизнь.

1

Естественное право человека на жизнь. “Всеобщая декларация прав человека” о праве на жизнь

Невыдуманные истории: “Радостный день моей жизни”

Изобразить основные статьи декларации (по группам)



2

(2)

Ответственность родителей за жизнь и здоровье ребенка.

2

Счастье рождения нового человека. Ответственность родителей за жизнь и здоровье ребенка





3

(3)

Периоды жизни человека.

3

Периоды жизни человека. Ценность каждого возраста.


Подготовить сообщение



4

(4)

Отношение общества к детям и старикам.

4

Отношение общества к детям и старикам - основа оценки нравственности общества. Скрытые возможности организма человека. Тайны жизни человека. Долголетие и долгожители





5

(5)

Ответственность человека за сохранение своего здоровья. Опасность вредных привычек.

5

Физическое и психическое здоровье человека как условие полноценной жизни. Ответственное отношение человека к своей жизни. Неосторожность, опасная для жизни

Диалог “Эти вредные привычки”

Конкурс сочинений «Мы выбираем здоровье!»



6

(6)

Уголовная ответственность за преступления против жизни и здоровья человека.

6

Уголовная ответственность за преступления против жизни и здоровья человека. Кто они, покушающиеся на жизнь человека? (Черты личности преступника; влияние алкоголя.)

Невыдуманные истории:
“Минуты опасности (когда мне было страшно)”.





7

(7)

Правила личной безопасности (как не стать жертвой преступления).

7

Нравственный долг уважения к жизни и здоровью других людей.


Практикум. Учимся оказывать первую помощь




Тема 2: «Мы все - разные. Индивидуальные особенности людей. Личные права человека. Равноправие. Свобода, честь и достоинство человека под охраной закона» (10 часов)

8

(1)

Мы все - разные.

1

Расовые, национальные, социальные, религиозные различия между людьми. Значение миролюбия и терпимости в предупреждении конфликтов.






9

(2)

Возрастные различия.

2

Конфликт “отцов и детей” - когда он возникает? Можно ли его избежать?


Разбор ситуаций



10

(3)

Человеческая индивидуальность.

3

Уникальность, неповторимость каждого человека

Беседа “Человек неповторимый”




11

(4)

Индивидуальные различия как предпосылка межличностных конфликтов.

4

Индивидуальные различия как предпосылка межличностных конфликтов. Опасность и пагубность таких конфликтов для личности и общества

Чтение и комментирование юридических документов: Всеобщей декларации прав человека, ст. 1, 7, 12; Конституции РФ, ст. 21, 22, 23

Работа с выдержками из документов



12

(5)

Самооценка личности и самоконтроль.

5

Самооценка личности и самоконтроль. Что такое “совесть”? Совесть и самовоспитание





13

(6)

Личные (гражданские) права человека

6

Личные (гражданские) права человека, их признание международным правом и Конституцией РФ

Игра-тренинг “Быть терпимым”




14

(7)

Национальная культура. Народные традиции.

7

Народный календарь. Народные традиции. Обряды. Религиозные верования. Родной язык.

Беседа “Национальные корни человека”

Подготовить сообщения о национальных традициях



15

(8)

Межнациональные отношения.

8

Межнациональные отношения:

опыт и традиции взаимопонимания и сотрудничества людей разных национальностей

Диалог-обсуждение: Где грань между национальным достоинством и национальным чванством?




16

(9)

Вера как ценность и потребность человека.

9

Основные мировые религии. Их особенности. Религия как связь поколений


Сочинение на тему “Что значит верить в Бога”



17

(10)

Законодательство РФ о свободе совести, об отношениях церкви и государства

10

Декрет “Об отделении церкви от государства” (1918) и современных документов о свободе совести. Определение отличий атеистического законодательства от современного, которое гарантирует свободу совести (Всеобщая декларация прав человека, ст. 18; Конституция РФ, ст. 28).

Игра “Мир на необитаемом острове”




Тема 3: «Гражданин России. Права и обязанности граждан» (9 часов)

18

(1)

С чего начинается Родина...

1

Духовная связь человека с Отечеством. Историческая память

Образ Родины (небольшие сочинения на данную тему).

Образ Родины (рисунки на данную тему).



19

(2)

Национальные традиции.

2

Национальные традиции, обычаи, культура, родной язык, их влияние на внутренний мир человека, его мироощущение





20

(3)

Родной дом, где он?

3

Семейные корни и семейные традиции

Невыдуманные рассказы:
наш семейный архив;
что я знаю о своих семейных корнях;
как связаны судьбы моих родных и близких с историей Отечества.

Подготовить рассказ о своей семье



21

(4)

Нравственный долг человека

4

Нравственный долг человека - защищать Отечество, заботиться о его процветании. Конституция РФ о долге и обязанности гражданина защищать Отечество

Практическое занятие “За строкой Конституции РФ”. Чтение и обсуждение статьи 59 Конституции РФ




22

(5)

Конституция РФ.

5

Основной Закон страны. Участие народа в принятии Конституции России


Разбор ситуаций



23

(6)

Граждане России с рождения.

6

Юридический смысл понятия “гражданин”. Конституция РФ об отношении государства к гражданам и о гражданстве

Игра. “Я живу в России”.




24-26

(7-9)

Права человека


7-9

Как складывается у человека представление о его правах. Индивидуальный характер представлений человека о его правах и жизненная реальность. Возможность конфликта человека с обществом на основе субъективных представлений о своих правах. Оформление прав и обязанностей человека как прав и обязанностей гражданина в конституциях различных государств. Внимание мировой общественности к защите прав человека

Игра “Создаем Конституцию...

Изучение основных статей



Тема 4: «Экономика, труд, деньги, собственность. Защита законов имущества граждан» (7 часов)

27

(1)

Человек в мире вещей.

1

Вещи в нашем доме - вещи, которые окружают нас. Нужные, полезные вещи. Вещи, дарящие семье радость. Личные вещи

Диагностика. Отношение к собственным и чужим вещам; отношение к воровству




28

(2)

Семейные реликвии, их ценность и значение.

2

Что могут рассказать ваши вещи об их создателях? Что могут рассказать вещи об их владельце?


Индивидуальные задания



29

(3)

Права собственника.

3

Право собственности несовершеннолетних, его охрана. Защита прав детей при приватизации жилища.

Дискуссия. “Человек для вещи или вещи для человека?”




30

(4)

Воровство и его последствия

4

Воровство и его последствия. Почему совершаются кражи? Правила охраны имущества. Как не стать жертвой преступления. Защита законом имущества граждан.

Проблема:
Воровство - порок или ловкость и находчивость?





31

(5)

Человек в мире денег

5

Из истории возникновения денег. Тайна цены. Что влияет на цену товаров? Разные функции денег. Многообразие денежных отношений. Роль денег в жизни человека. Что могут и чего не могут деньги.

Чтение сказки Е. Пермяка “Тайны цены” и беседа “Что влияет на цену товара?”

Инсценирование сказки



32

(6)

Роль гражданского права в регулировании денежных отношений.

6

Несовершеннолетние участники денежных, имущественных отношений; определение их прав и обязанностей. Имущественная ответственность несовершеннолетних. Договорные обязательства, о правилах осуществления которых надо знать каждому (купли-продажи, обмена, пассажирских перевозок, комиссии бытового порядка).






33

(7)

Умение считать деньги. Семейный бюджет

7

Влияние детей на семейный бюджет, его расходную часть. Необходимость соотнесения своих потребностей с возможностями семьи.

Деловая игра. “Бюджет семьи”.




34

(1)

Итоговый урок