№ | Тема урока | Кол-во часов | Обязательный минимум содержания | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения |
план | факт |
Тема 1: «Естественное право человека на жизнь» (7 часов) |
1 (1) | “Всеобщая декларация прав человека” о праве на жизнь. | 1 | Естественное право человека на жизнь. “Всеобщая декларация прав человека” о праве на жизнь | Невыдуманные истории: “Радостный день моей жизни” | Изобразить основные статьи декларации (по группам) | | |
2 (2) | Ответственность родителей за жизнь и здоровье ребенка. | 2 | Счастье рождения нового человека. Ответственность родителей за жизнь и здоровье ребенка | | | | |
3 (3) | Периоды жизни человека. | 3 | Периоды жизни человека. Ценность каждого возраста. | | Подготовить сообщение | | |
4 (4) | Отношение общества к детям и старикам. | 4 | Отношение общества к детям и старикам - основа оценки нравственности общества. Скрытые возможности организма человека. Тайны жизни человека. Долголетие и долгожители | | | | |
5 (5) | Ответственность человека за сохранение своего здоровья. Опасность вредных привычек. | 5 | Физическое и психическое здоровье человека как условие полноценной жизни. Ответственное отношение человека к своей жизни. Неосторожность, опасная для жизни | Диалог “Эти вредные привычки” | Конкурс сочинений «Мы выбираем здоровье!» | | |
6 (6) | Уголовная ответственность за преступления против жизни и здоровья человека. | 6 | Уголовная ответственность за преступления против жизни и здоровья человека. Кто они, покушающиеся на жизнь человека? (Черты личности преступника; влияние алкоголя.) | Невыдуманные истории: “Минуты опасности (когда мне было страшно)”. | | | |
7 (7) | Правила личной безопасности (как не стать жертвой преступления). | 7 | Нравственный долг уважения к жизни и здоровью других людей. | Практикум. Учимся оказывать первую помощь | | | |
Тема 2: «Мы все - разные. Индивидуальные особенности людей. Личные права человека. Равноправие. Свобода, честь и достоинство человека под охраной закона» (10 часов) |
8 (1) | Мы все - разные. | 1 | Расовые, национальные, социальные, религиозные различия между людьми. Значение миролюбия и терпимости в предупреждении конфликтов. | | | | |
9 (2) | Возрастные различия. | 2 | Конфликт “отцов и детей” - когда он возникает? Можно ли его избежать? | | Разбор ситуаций | | |
10 (3) | Человеческая индивидуальность. | 3 | Уникальность, неповторимость каждого человека | Беседа “Человек неповторимый” | | | |
11 (4) | Индивидуальные различия как предпосылка межличностных конфликтов. | 4 | Индивидуальные различия как предпосылка межличностных конфликтов. Опасность и пагубность таких конфликтов для личности и общества | Чтение и комментирование юридических документов: Всеобщей декларации прав человека, ст. 1, 7, 12; Конституции РФ, ст. 21, 22, 23 | Работа с выдержками из документов | | |
12 (5) | Самооценка личности и самоконтроль. | 5 | Самооценка личности и самоконтроль. Что такое “совесть”? Совесть и самовоспитание | | | | |
13 (6) | Личные (гражданские) права человека | 6 | Личные (гражданские) права человека, их признание международным правом и Конституцией РФ | Игра-тренинг “Быть терпимым” | | | |
14 (7) | Национальная культура. Народные традиции. | 7 | Народный календарь. Народные традиции. Обряды. Религиозные верования. Родной язык. | Беседа “Национальные корни человека” | Подготовить сообщения о национальных традициях | | |
15 (8) | Межнациональные отношения. | 8 | Межнациональные отношения: опыт и традиции взаимопонимания и сотрудничества людей разных национальностей | Диалог-обсуждение: Где грань между национальным достоинством и национальным чванством? | | | |
16 (9) | Вера как ценность и потребность человека. | 9 | Основные мировые религии. Их особенности. Религия как связь поколений | | Сочинение на тему “Что значит верить в Бога” | | |
17 (10) | Законодательство РФ о свободе совести, об отношениях церкви и государства | 10 | Декрет “Об отделении церкви от государства” (1918) и современных документов о свободе совести. Определение отличий атеистического законодательства от современного, которое гарантирует свободу совести (Всеобщая декларация прав человека, ст. 18; Конституция РФ, ст. 28). | Игра “Мир на необитаемом острове” | | | |
Тема 3: «Гражданин России. Права и обязанности граждан» (9 часов) |
18 (1) | С чего начинается Родина... | 1 | Духовная связь человека с Отечеством. Историческая память | Образ Родины (небольшие сочинения на данную тему). | Образ Родины (рисунки на данную тему). | | |
19 (2) | Национальные традиции. | 2 | Национальные традиции, обычаи, культура, родной язык, их влияние на внутренний мир человека, его мироощущение | | | | |
20 (3) | Родной дом, где он? | 3 | Семейные корни и семейные традиции | Невыдуманные рассказы: наш семейный архив; что я знаю о своих семейных корнях; как связаны судьбы моих родных и близких с историей Отечества. | Подготовить рассказ о своей семье | | |
21 (4) | Нравственный долг человека | 4 | Нравственный долг человека - защищать Отечество, заботиться о его процветании. Конституция РФ о долге и обязанности гражданина защищать Отечество | Практическое занятие “За строкой Конституции РФ”. Чтение и обсуждение статьи 59 Конституции РФ | | | |
22 (5) | Конституция РФ. | 5 | Основной Закон страны. Участие народа в принятии Конституции России | | Разбор ситуаций | | |
23 (6) | Граждане России с рождения. | 6 | Юридический смысл понятия “гражданин”. Конституция РФ об отношении государства к гражданам и о гражданстве | Игра. “Я живу в России”. | | | |
24-26 (7-9) | Права человека | 7-9 | Как складывается у человека представление о его правах. Индивидуальный характер представлений человека о его правах и жизненная реальность. Возможность конфликта человека с обществом на основе субъективных представлений о своих правах. Оформление прав и обязанностей человека как прав и обязанностей гражданина в конституциях различных государств. Внимание мировой общественности к защите прав человека | Игра “Создаем Конституцию... | Изучение основных статей | | |
Тема 4: «Экономика, труд, деньги, собственность. Защита законов имущества граждан» (7 часов) |
27 (1) | Человек в мире вещей. | 1 | Вещи в нашем доме - вещи, которые окружают нас. Нужные, полезные вещи. Вещи, дарящие семье радость. Личные вещи | Диагностика. Отношение к собственным и чужим вещам; отношение к воровству | | | |
28 (2) | Семейные реликвии, их ценность и значение. | 2 | Что могут рассказать ваши вещи об их создателях? Что могут рассказать вещи об их владельце? | | Индивидуальные задания | | |
29 (3) | Права собственника. | 3 | Право собственности несовершеннолетних, его охрана. Защита прав детей при приватизации жилища. | Дискуссия. “Человек для вещи или вещи для человека?” | | | |
30 (4) | Воровство и его последствия | 4 | Воровство и его последствия. Почему совершаются кражи? Правила охраны имущества. Как не стать жертвой преступления. Защита законом имущества граждан. | Проблема: Воровство - порок или ловкость и находчивость? | | | |
31 (5) | Человек в мире денег | 5 | Из истории возникновения денег. Тайна цены. Что влияет на цену товаров? Разные функции денег. Многообразие денежных отношений. Роль денег в жизни человека. Что могут и чего не могут деньги. | Чтение сказки Е. Пермяка “Тайны цены” и беседа “Что влияет на цену товара?” | Инсценирование сказки | | |
32 (6) | Роль гражданского права в регулировании денежных отношений. | 6 | Несовершеннолетние участники денежных, имущественных отношений; определение их прав и обязанностей. Имущественная ответственность несовершеннолетних. Договорные обязательства, о правилах осуществления которых надо знать каждому (купли-продажи, обмена, пассажирских перевозок, комиссии бытового порядка). | | | | |
33 (7) | Умение считать деньги. Семейный бюджет | 7 | Влияние детей на семейный бюджет, его расходную часть. Необходимость соотнесения своих потребностей с возможностями семьи. | Деловая игра. “Бюджет семьи”. | | | |
34 (1) | Итоговый урок | | | | | | |