СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электив "Выбор профессии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа составлена для направления детей по выбору профессии.

Просмотр содержимого документа
«Электив "Выбор профессии"»

МОУ «Атемарская СОШ»















Программа элективного курса

«Выбор профессии»

для учащихся 9 класса









Составитель:

классный руководитель Сизова Н.В.









2020/2021 уч. год

Пояснительная записка


Современные социально-экономические условия предопределяют принципиально новые требования к процессу социализации молодого поколения. Сегодня на первый план выдвигается идеал успешного человека, обладающего большим потенциалом знаний, умений и навыков, которые он превращает в «рабочий капитал».

Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20—30 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 %— по совету родителей, 9% — под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью учебного заведения к дому. И только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности.

Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание труда. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности, и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Поэтому, необходимо специальное обучение технологии профессионального выбора и планирования будущей карьеры.

Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии.


В психологическом плане самоопределившаяся личность — это субъект, осознавший,

что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),

что он есть (интеллект, личностные, психологические и физические свойства),

что он может (возможности и способности),

что от него хочет общество, и что он ждет от общества.


Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработан элективный курс « Найди свой путь», который предлагается учащимся 9 классов.






Актуальность программы


Выбор профессии современными школьниками происходит в условиях нестабильности общества в целом и кризиса привычных норм жизни и ценностей. Учащиеся часто осуществляют свой профессиональный выбор, не имея устойчивых мотивов. Зачастую они совершают его интуитивно, без какой-либо предварительной работы над собой, под влиянием случайных факторов.

Актуальность этого курса возрастает в связи с тем, что целенаправленно в школе никто не готовит учащихся к выбору профессии, никто не занимается процессом самопознания личности ученика.

Данный курс способствует активизации процесса самопознания, позволит учащимся ориентироваться в мире профессий и специальностей, поможет им в выборе будущей деятельности и уменьшит вероятность ошибок при выборе профессии.


НОВИЗНА КУРСА

Курс углубляет начальные знания по психологии, полученные в ходе изучения анатомии, обществознания и других дисциплин, образовательной области «Обществознание», также курсов Ленинградская земля история и люди, является интегрирующим курсом для ряда учебных дисциплин.

Анкеты и вопросники подобраны таким образом, что учащиеся сами могут просчитать свои результаты. При этом в анкетах имеются вопросы, проверяющие искренность респондента, что характерно для анкет, используемые профессиональными психологами и социологами.


Цели курса:

1.Приобретение учащимися знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей профессии, планирования карьеры

2.Формирование умения соотносить свои индивидуально- психологические особенности и состояние здоровья с требованиями выбираемой профессии.

3.Формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора

4. Содействие личностному развитию учащихся.


Задачи курса:

Осознание своих желаний и возможностей; исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;

Ознакомление с основными принципами выбора профессии

Знакомство с содержанием массовых профессий, знакомство с особенностями современного рынка труда, пропагандирование профессий, необходимых региону

Формирование навыков и качеств, способствующих успешному взаимодействию с социумом

Установление контакта с родителями в помощи ученику в дальнейшем выборе места учебы, работы, выбора жизненного пути.


Форма проведения:

В процессе преподавания курса используются разнообразные формы организации занятий: индивидуальные и групповые беседы, тестирование, семинары, ролевые игры, творческие этюды, деловые игры.


Продолжительность курса: 17 часов

Периодичность занятий: 1 час в неделю.


Перечень формируемых знаний и умений:


Учащиеся должны знать:

Значение профессионального самоопределения, правила выбора профессии

Понятие « профессия» и « профессиональная деятельность»

Психологические и психофизиологические ресурсы личности и влияние их на выбор профессии

Понятия: темперамент, характер, мышление, память, внимание, понятие об эмоционально- волевой сфере

Стили общения и поведение человека

Значение творческого потенциала личности, планирование своей карьеры


Учащиеся должны уметь:

Соотносить свои индивидуально-психологические и физиологические особенности с требованиями конкретной профессии

Составлять свой личный профессиональный план быстро его менять

Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования


Ожидаемые результаты:

Осознанное профессиональное самоопределение учащихся

Знание своих психологических и психофизических особенностей

Знакомство с различными видами профессий, в том числе необходимых региону

Развитие коммуникативных навыков, навыков самопрезентации

Умение решать личные и профессиональные проблемы, возникающие в жизни.


Оборудование:

Мультимедийный проектор

Компьютер

Магнитофон

Наглядные пособия: карты, схемы, иллюстрации


Календарно-тематическое планирование:


урока

Тема занятия

Количество

часов

1

« На распутье»: анкетирование учащихся, изучение спроса на профессии. Мир профессий. Понятия: профессия, специальность, должность

1

2

Типы профессий. Классификация по типам профессий (профессии типа: «Человек-техника», «Человек-человек»,

«Человек - знаковая система», «Человек-техника», «Человек-природа», «Человек - художественный образ»). Формула профессии.



1

3

Знакомство с собой. Кто я и что думаю о себе? Внутренний мир человека и возможности самопознания. Самооценка личности.

1

4

Свойства нервной системы и темперамент. Типы темперамента и их влияние на профессиональную деятельность. Тестирование (тест Г. Айзенка)

1

5

«Характер – русский». Понятие о характере. Экстраверт и интроверт. Тестирование.


1

6

«Богиня Мнемозина»: Память. Виды памяти. Законы и механизмы запоминания, сохранение и забывание информации.


1

7

Внимание. Внимание и деятельность человека. Произвольное и непроизвольное внимание. Структура и характеристики внимания.

1

8

Мышление. Функции и виды мышления. Мыслительные операции. Правополушарные и левополушарные мыслители. Диагностика структуры интеллекта.

1

9

Эмоциональное состояние личности. Эмоции в жизни человека. Формы и виды эмоциональных состояний, и их влияние на профессиональную деятельность.

1


10

Мотивы выбора профессии: «Я хочу». Методика «Карта интересов»

Тест Е.А.Климова «Что вы предпочтете?»


1

11

«Я могу». Заполнение карты развития трудовых психофизиологических качеств. «Я надо». Компромисс трех «Я». Рекомендации по выбору профессии.


1

12

Требования рынка труда. Типичные ошибки при выборе профессии. Посещение центра занятости


1

13-14

Экскурсии на предприятие ОАО «Птицефабрика Атемарская»


2

15

Участие в районной «Ярмарке профессий»


1

16

Подготовка к деловой игре: «Защита профессий». Составление профессиограмм.



1

17

Деловая игра: «Защита профессий»


2


Список используемой литературы:


Г.В Селевко «Познай себя» - М. «Народное образование», 2006г

Г.В. Селевко, О.Ю.Соловьева «Найди свой путь» - М. «Арсенал образования»,2008г

Н.С Пряжников «Профориентация в школе и колледже» - М. «ВАКО», 2008г

Р.С. Немов «Практическая психология» - М. «Владос», 1998г

Р.В Овчарова «Справочная книга школьного психолога» - М. «Просвещение», 1996г

Т.В Орлова «Тесты для всех» - Киев,1994г

Н.И.Дереклеева, М.Ю. Савченко «Справочник классного руководителя 10-11 класс» - М. «ВАКО», 2005г

Т.В.Черничкова «Профессиональная поддержка старшеклассников» - М. «Глобус», 2006г

Чистякова С.Н. «Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи» - М. «Просвещение», 1997г

О.Г.Черных «Внеклассные мероприятия 8 класс» - М. «ВАКО», 2009г

О.Г. Черных «Внеклассные мероприятия 9 класс» - М. «ВАКО», 2009г

Н.Г Колодезнова «Классные часы 9 класс» - Волгоград «Учитель», 2007г

«Педагогический энциклопедический словарь» - М. «Большая Российская энциклопедия», 2003г

Павлова Т.В. «Профориентация старшеклассников» - М. «Сфера», 2005 г