СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективные курсы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа 

Просмотр содержимого документа
«Элективные курсы»


МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1»

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы                

Н.В. Карпова

«___»________________г.

СОГЛАСОВАНО:              

Зам. директора по УВР    Г.А.Кислицына

«___» ______________г.

РАССМОТРЕНО:

на заседании ШМО

« _____» ___________г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




Канзычаковой Натальи Николаевны

учителя хакасского языка и литературы, первая квалификационная категория

элективного курса

по родной литературе

для 10-11 кл.









с. Таштып



Пояснительная записка

Программа элективного курса по родной литературе предназначен для учащихся 10- 11 классов, составлена на основе «Программы по по хакасскому языку и хакасской литературе (1-11 классы) для средней общеобразовательной школы».

Курс рассчитан на 68 часов в каждом классе.

Цель курса:

- углубить и расширить основные понятия науки о языковых стилях родного языка, культуре речи; научить различным приемам использования их выразительных средств; способствовать росту культуры школьника.

Программа направлена на достижение следующих задач:

- знакомство учащихся с особенностями употребления той и ли иной стилистической конструкции (анализ образца) или использование ее в речи;

- сопоставление данных в тексте синонимических вариантов выражения одной и той же мысли;

- проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);

- самостоятельное употребление той или иной стилистической структуры в собственной речи (как в отдельном высказывании, так и в связной речи);

- пользование нормативными словарями и справочной литературой.

Данный элективный курс предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях и повышение роли самостоятельности учащихся.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- отбирать фактический и языковой материал для собственной речи;

- владеть устной и письменной речью;

- владеть навыками стилистической правки текста;

- проводить самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных различного рода задач.

Особое внимание уделяется подбору заданий и таких грамматико-стилистических упражнений, которые позволяют учащимся выяснить важные особенности авторского повествования и создать собственные высказывания.

Литература

1.Учебник: Кызласова А.Г.. Хакасская литература . 11 класс, Хак.кн.изд-во. Абакан 2001.

Методическое пособие: Стандарты и программы по хакасскому языку и хакасской литературе (для учащихся 1-11 классов), г. Абакан, 2010год. – 214с.

2. Авторы: Чебодаева Л.И., Мамышева Н.А…

Боргоякова М.П., 10-11 класс. Хакасская литература, Абакан, 2007

3. Майногашева В.Е., Кызласова А.Г. 10 класс. Хакасская литература, 1994



Тематическое планирование

10 класс


Название темы, раздела

Количество часов

Теория

Практика

Введение (2 ч)

1

Мир фольклора. Произведения фольклора как составная часть общечеловеческой культуры, его взаимодействие с литературой и влияние на нее. Отличие фольклора от литературы.

2


Хакасский фольклор (10 ч)

2

Хакасские народные загадки, пословицы, поговорки. Художественное своеобразие малых жанров фольклора. Отражение в них народной мудрости, эстетического идеала. Афористичность художественного слова.


1

3

Сказки. Классификация народных сказок. Нравственная проблематика, гуманистический смысл. Идея борьба за свое счастье. Язык и композиция сказок.


1

4

Мифы и предания. Художественное своеобразие произведений фольклора. Гуманистическое звучание мифов и преданий, их сюжеты и герои.


1

5

Тахпахи. Идейно – художественное своеобразие лирического жанра .Богатство тематики. Тахпахи и современность.

1

1

6

Героический эпос. Памятники героического эпоса.»Алтын Арыг»., «Албынчы», «Ай Хуучын».Отражение в героическом сказании общенародных представлений о защитниках Отечества. Средства создания поэтической образности. Расширение понятия о постоянном эпитете, гиперболе и др. Выдающиеся исполнители героических сказаний – хайджи. Н.Ф. Катанов – ученый, фольклорист.

1

4


Хакасская литература



7

Обзор хакасской литературы ХХ века. Особенности развития хакасской литературы ХХ века. Основные темы и проблемы литературы. Отражение трагических событий века в хакасской литературе. Основные тенденции современного литературного процесса.


1


8

В.А. Кобяков (3ч). Обзор творчества писателя. Фольклорная основа поэзии В .А.Кобякова. Зарождение реалистических тенденций в хакасской прозе. Социальная острота рассказов писателя. Особенности изображения пейзажа в творчестве В.А. Кобякова.


1

2

9

М.С. Коков (3 ч.).

Жизнь и творчество.

Три стихотворения (по выбору). Традиции фольклора в поэзии М.С. Кокова.

Повесть «Ор!н!ст!г тогазыг».

Социальная острота конфликта. Развитие реалистической прозы. Система образов в повести.


1

2

10

П.Т. Штыгашев (1 ч.).

Обзор творчества поэта.

Отражение картин народной жизни, быта («Маннай вожак», «Чалчы» и др.).



1

11

А.М. Топанов (6 ч.).

Жизнь и творчество.

Отражение социально-политических событий эпохи в стихотворениях поэта. Комедия «Алаахтыртхан Хорхло».

Художественное мастерство Топанова-драматурга. Способы создания комического и сатирического эффекта. Историческое значение и современное звучание комедии А.М. Топанова.


1

5

12

Н.Г. Доможаков (12 ч.). Жизнь и творчество.

Традиции и новаторства в поэзии Н.Г. Доможакова.

Роман «Ыраххы аалда».

Социальная острота и аналитический характер романа. Нравственная проблематика, система характеров в романе. Роль женщины в семье и общественной жизни. Идейно-художественное значение слова.


1

11

13

И.М. Костяков (3 ч.).

Жизнь и творчество.

Основные темы поэзии И.М. Костякова.

Роман «Ч!бек хур».

Становление жанра романа в хакасской литературе. Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в романе. Образ Паскира. Творческое взаимодействие с русской литературой.


3

14

И.Г. Котюшев (2 ч.).

Обзор творчества писателя.

Тема Родины и природы в поэзии И.Г. Котюшева. Отражение картин народной жизни и быта в рассказах писателя.


2

15

М.Е. Кильчичаков (6 ч.).

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Т!р!г хан», «Харагай», «1к! сугданар кип-чоох», «Ыраххы чирде». Тахпахи. Рубаи.

Развитие традиционных тем хакасской лирики. Национальные корни нравственности лирического героя поэзии М.Е. Кильчичакова. Философское осмысление современного мира.

Комедия «Абалыг хол».

Проблема «отцов и детей» в лирической комедии. Значение творчества М.Е. Кильчичакова для хакасской культуры и культуры тюркоязычных народов России.


1

5

16

С.И. Чарков (4 ч.).

Обзор творчества писателя.

Повесть «Ах Уус хазында».

Изображение жизни хакасского аала. Человек и природа. Вклад писателя в развитие хакасской прозы.

1

3

17

Н.Е. Тиников (4 ч.).

Обзор творчества писателя.

Повесть «Т!р!г к!з! олбечен».

Отражение народной жизни, традиций, быта в повести. Поиски нравственного идеала, осмысление взаимодействия характера и обстоятельств. Особенности стиля и языка произведения.


4

18

Литература тюркоязычных народов России (3 ч.).

Произведения писателей-представителей тюркоязычных народов России как источник знаний о культуре, нравах и обычаях народов многонациональной России. Переводы художественных произведений национальных писателей на русский язык. Произведения двух-трех авторов по выбору (А. Адаров, Б. Бедюров, А. Даржай, Н. Куулар, Г. Косточаков, Л. Арбачакова и др.).


1

2

19

Резерв свободного учебного времени (10 ч.).



10



11

57


11класс



1

Введение ( 1 ч.)

Основные темы и проблемы литературы второй половины XX века. Традиции и новаторства в произведениях хакасских писателей.

Обзор хакасской литературы второй половины XX века.

1


2

М. Туран (3 ч.).

Обзор творчества писателя.

Повесть «Пай тирек».

Отражение в повести переломного периода в истории народа. Проблемы человека и среды. Тема любви. Своеобразие языка. Выявление сходства, нравственных идеалов в произведениях хакасской и русской литератур.


3

3

М.Н. Чебодаев (3 ч.).

Жизнь и творчество.

Стихотворения и поэмы «Анымчох».

Изображение нравственного мира молодого современника. Своеобразие художественного дарования поэта. Мастерство и новаторство поэзии М.Н. Чебодаева.


3

4

М.Р. Баинов (6 ч.).

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Талай», «Тахпахтар», «Ах харда торен тахпахтарым», «Хумартхы коглер!» и др.

Тема поэта и поэзии. Особенности лирического героя.

Поэмы: «Тустарча чорых чорген!», «Тан солбанында тогазаг», «Колен!стернер ког».

Тема человеческой судьбы, любви и дружбы. Нравственная и философская проблематика в поэмах М.Р. Баинова. Значение творчества поэта для хакасской литературы.

1

5

5

К.Т. Нербышев (7 ч.).

Жизнь и творчество.

Обзор поэтических произведений. Тема родины, любви в лирике поэта.

Рассказ «Хорлана хара суг».

Жанровое своеобразие произведения: лирическое и эпическое начала. Смысл названия.

Роман «Ког!м хорымнарда».

Развитие реалистических традиций хакасской литературы. Отражение жизни хакасского аала в период коллективизации. Нравственные искания человека. Традиции и обычаи хакасского народа. Сопоставление романа с его художественным переводом на русский язык.

1

5

6

В.Г. Шулбаева (5 ч.).

Жизнь и творчество.

Пьесы: «Сарналбаан сарын», «Сыын мууз!».

Человек и война, человек и природа. Поиски нравственного идеала. Смысл названия произведений. Особенности поэтики В.Г. Шулбаевой.

1

4

7

А.А. Халларов (2 ч.).

Обзор творчества писателя.

Тема родины и природы, любви и дружбы в поэзии А.А. Халларова.

Рассказы: «Чаланнар», «Ойа», «Паар» (два рассказа по выбору).

Судьба человека, взаимоотношения поколенийю Особенности языка рассказа. Интерпретация произведений А.А. Халларова.


2

8

В.Г. Майнашев (4 ч.).

Жизнь и творчество.

Стихотворения: 1чемнон сарыны», «1чеме», «Кун чахайахтары», «Коок саннары», «Ирбен от», «Пукте», «Пос т!л!ненер» и др.

Основные темы творчества В.Г. Майнашева. Проблемы человека и окружающего мира. Философское осмысление современной жизни. Традиции и новаторство в поэзии В.Г. Майнашева. Переводы произведений поэта на русский язык.

1

3

9

И.П. Топоев (3 ч.).

Жизнь и творчество.

Основные темы рассказов писателя. Сатира, юмор, ирония. Особенности повествования. Образы современников в рассказах (два произведения по выбору).

Басни. Пьесы. Переводы (по выбору).


3

10

С.Е. Карачаков (3 ч.).

Жизнь и творчество.

Рассказ «Кир! Хара хус», роман-эссе «Хайдазын, Ине-сай?».

Жанровое своеобразие произведений писателя. Фольклорная основа творчества. Художественные переводы на хакасский язык.


3

11

Г.В. Кичеев (2 ч.).

Обзор творчества поэта.

Стихотворения: «Чахсы Тоо суг…», «куску тузым», «Чут кун» и др. Рубаи.

Основные темы поэзии Г.В. Кичеева. Традиции и новаторство в лирике поэта.


2

12

Проза второй половины XX века (5 ч.).

Достижения в области культуры. Основные тенденции в развитии реалистической прозы. Обзор творчества Т.Н. Балтыжакова, Ф.Т. Бурнакова, Н.В. Тюкпиекова, Г.Г. Казачиновой, В.Г. Шулбаевой, В.К. Татаровой и др. (не менее 5 авторов по выбору).

1

4

13

Поэзия второй половины XX века (5 ч.).

Развитие хакасской лирики: традиции и новаторство

Обзор творчества И.В. Капчигашева, Я.А. Тисперекова, В.Ф. Барашкова, А.А. Халларова, В.К. Татаровой и др. (не менее 5 авторов по выбору).

1

4

14

Драматургия второй половины XX века (3 ч.).

Драматургия и формирование национального театра. Обзор творчества драматургов Г.Г. Котожекова, В.Г. Шулбаевой, А. Чапрая, А.А. Кызласовой. Основные тенденции в развитии национальной драматургии.


2

15

Литература последнего десятилетия (6 ч.).

Хакасия на рубеже веков. Достижения в области науки и культуры. Проза (два произведения по выбору). Поэзия (два произведения по выбору). Драматургия (два произведения по выбору).

1

5

16

Литература тюркоязычных народов России (2 ч.).

Творческое взаимодействие хакасских писателей с представителями алтайской, тывинской, шорской литератур. Произведения двух-трех авторов по выбору (А. Адаров, Б. Бедюров, А. Даржай, Н. Куулар, Г. Косточаков, Л. Арбачакова и др.).


2

17

Резерв свободного учебного времени (10 ч.).


10


Итого

8

60



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!