СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс»





Департамент образования администрации города Липецка


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №65





Русский язык, 9 класс


Элективный курс «Школьный редактор»




Автор: Никитина Татьяна Николаевна, МОУ СОШ № 65, учитель русского языка и литературы








Липецк

2020







Оглавление


1.Пояснительная записка стр.1

2.Содержание программы стр.2

3.Учебно-тематический план стр.6

4.Литература стр.8



















-1-

Пояснительная записка


Программа курса предназначена для углубления знаний по русскому языку, для ознакомления учащихся с основами редактирования, для подготовки к работе в редакции школьной газеты.

Редактирование – один из видов работы над текстом, направленный на совершенствование написанного. Правильная организация письменной речи – важное речевое умение. Развить речь, научить владеть словом – значит создать условие для реализации творческих возможностей человека. Важно, чтобы ученики поняли: процесс совершенствования речи происходит в течение всей жизни человека.

Создание текста, работа над совершенствованием написанного – это творческий процесс, опирающийся не только на знания, но и на языковое чутьё.



Цель курса – ознакомить учащихся с основами редактирования, начать работу по выработке навыков редакторского анализа.



Задачи:


  • Углубить теоретические знания учащихся о тексте как единице речи.

  • Совершенствовать у школьников умение и навыки анализа текста.

  • Формировать навыки и редактирования текстов разных стилей и жанров.

  • Дать возможность учащимся проявить интерес и склонность к данному виду деятельности.


-2-

Содержание программы.

Тема 1. Сущность и задачи редактирования

Поэзия – та же добыча радия.

В грамм добыча, в год труды.

Изводишь единого слова ради

Тысячи тонн словесной руды

В.Маяковский


Сущность, приёмы редактирования. Писатели о работе над словом. Общение с редактором местной газеты.


Тема 2. Текст как смысловое и структурное единство.

Прежде чем начать писать,

я задаю себе три вопроса: что

хочу написать, как написать и

для чего написать.

М. Горький


Тема. Идея. Абзац. Сложное синтаксическое целое.

Задания:

1. Запишите предложения в такой последовательности, чтобы восстановить текст. Определить его тему, идею.

2. Прочитайте текст, объясните выделение абзацев.

3. Укажите в тесте предложения, которые не помогают раскрытию темы, удалите их


Тема 3. Заголовок текста. Виды зачинов, заключительная часть текста

Начало и концы, как часовые,

стерегут тему сочинения, не

давая нам с этой темы сбиться.




-3-

Сильные позиции текста. Варианты вступления, заключения.

Задания:

1. Озаглавьте текст.

2. Придумайте заглавие, которое отражает тему, основную мысль

3. Удачно ли озаглавлен текст, подберите другие варианты заглавия.

4. Какая часть текста является вводной.

5. Есть ли концовка в данном тексте

6. Напишите рассказ по данному началу и концу.

7. Напишите несколько вариантов вступления к теме.



Тема 4. Типы речи. Смешанные типы речи.


Повествование, описания, рассуждение.

Описание с элементами рассуждения; повествование с элементами рассуждения и описания.

Задания:

  1. Определите тип речи.

  2. Укажите, какие типы речи и их разновидности представлены в отрывках.

  3. Дополните текст описанием, подчинив его основной мысли

  4. Выделите в тексте тезис, доказательство и вывод.

  5. Каким типом речи владеет человек, когда рассказывает врачу о своём состоянии. Докажите.

Тема 5. Функциональные стили речи.

Нужно навсегда оставить мысль

писать без правок.

Л.Н. Толстой

Функциональные стили речи (разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный).

Задания:

  1. Определите стиль речи. Что помогло вам правильно ответить.

  2. Выделите в тексте наиболее яркие языковые приметы стиля

  3. Подберите к слову синонимы и антонимы разной стилевой принадлежности

-4-

Темы 6, 7. Виды ошибок.


Виды речевых ошибок и недочётов, грамматические ошибки. Приёмы их устранения.

Задания:

1.Отредактируйте предлагаемое сочинение, найдите и исправьте ошибки в предложении.

2.Устраниет повторы.

3.Приведите возможные варианты исправления ошибок в предложении.


Тема 8.Понятие о средствах художественной изобразительности, их роль в тексте.

Есть два рода бессмыслицы:

одна происходит от недостатка

чувств и мыслей заменяемого

словами; другая – от полноты

чувств и мыслей и недостатка

слов для их выражения

А.С. Пушкин


Прямое и переносное значения слова. Тропы.

Задания:

1.Выберите из предложенного ряда слов эпитеты.

2. Найдите в тексте тропы. Определите их.

3.Объясните, почему такой перенос оказался возможен.

4. Определите средства речевой выразительности

5.Придумайте несколько сравнений разной стилевой окраски.








-5-

Тема 9. Особенности основных журналистских жанров.

Виды информации, её актуальность. Жанры журналистики. Особенности заметки, интервью

Задания:

1.Сравните заметки. Какая лучше? Почему? Попробуйте проанализировать их: заголовок, точность факта, ясное конкретное изложение, Доказательность.

2.Подготовьте вопросы для интервью на тему «Горячее питание в школе»

-директору

-родителям

-ученикам

3.как можно закончить интервью с олимпийским чемпионом по биатлону.


Тема 10. «Проба пера»


Статья для школьной газеты на актуальные для жизни школы темы.


Задания:

1.Перед вами небольшая заметка из стенгазеты. Усильте её эмоциональность, выразительность, использовав, где это нужно, обратный порядок слов.

2.Используя метод «перевернутой пирамиды», написать заметку на тему…

3.Взять интервью у руководителей школьных кружков для газетной рубрики «Наш досуг»












-6-



Тема Занятия

Кол-во часов

Теория

Практика

Итого


Форма проведения.

Образовательный продукт.

1.

Вводное занятие Сущность и задачи редактирования.

35

10

1


Встреча с представителями редакции местной газеты.

Составление должностной инструкции для редактора

2.

Текст как смысловое и структурное единство.

20

25

1


Практикум.

Правильно составленный текст, восстановленный текст.

3.

Заголовок текста. Виды зачинов. Заключительная часть текста. Способы её оформления.

15

35

1


Лекция.

Практикум.

Таблица “Виды зачинов и концовок” Творческие работы учащихся.

4.

Типы речи. Смешанные типы речи.

10

35

1


Лабораторная работа.

Создание текстов, относящихся к разным типам.

5.

Функциональные стили речи.

10

35

1


Практикум.

Миниатюры разных стилей на одну тему.

6,7

Виды ошибок.

45

45

2


Лекция. Тестирование. Практикум.

Составление опорного конспекта. Проверка ученических работ.

8.

Понятие о средствах художественной изобразительности; их роль в тексте.

15

30

1


Исследование.

Практикум.

Отредактированный текст.

9.

Особенности основных газетных жанров: заметка, интервью, репортаж.

20

25

1


Лекция.

Исследование.

Конспект “Особенности газетных жанров”

10.

“Проба пера”. Статья в школьную газету.


45

1


Практикум, консультация.

Номер газеты. “Школьное обозрение”.







Литература

К. Рождественская За круглым столом:- М: Просвещение,1962.

Ладыженская Т.А., Т.С. Зепалова.

- Теория и практика сочинений разных жанров: М: Просвещение, 1990.

Хорт О.А., ТС Шалинина. Русский язык и литература: 5-11 классы.

Творческие упражнения к урокам развития речи:- Волгоград: Учитель, 2008

Любичева Е.В., Болдырева Л.И.

- Учиться языку как искусству. Уроки речевого развития: - Санкт – Петербург: Паритет,2005.

Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение.- Волгоград, 2002.

Л.С. Степанова, И.П. Цыбулько Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений. – ФИПИ, 2009.

И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь Занимательная стилистика. – М: Просвещение, 1988.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!