Департамент образования администрации города Липецка
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №65
Русский язык, 9 класс
Элективный курс «Школьный редактор»
Автор: Никитина Татьяна Николаевна, МОУ СОШ № 65, учитель русского языка и литературы
Липецк
2020
Оглавление
1.Пояснительная записка стр.1
2.Содержание программы стр.2
3.Учебно-тематический план стр.6
4.Литература стр.8
-1-
Пояснительная записка
Программа курса предназначена для углубления знаний по русскому языку, для ознакомления учащихся с основами редактирования, для подготовки к работе в редакции школьной газеты.
Редактирование – один из видов работы над текстом, направленный на совершенствование написанного. Правильная организация письменной речи – важное речевое умение. Развить речь, научить владеть словом – значит создать условие для реализации творческих возможностей человека. Важно, чтобы ученики поняли: процесс совершенствования речи происходит в течение всей жизни человека.
Создание текста, работа над совершенствованием написанного – это творческий процесс, опирающийся не только на знания, но и на языковое чутьё.
Цель курса – ознакомить учащихся с основами редактирования, начать работу по выработке навыков редакторского анализа.
Задачи:
Углубить теоретические знания учащихся о тексте как единице речи.
Совершенствовать у школьников умение и навыки анализа текста.
Формировать навыки и редактирования текстов разных стилей и жанров.
Дать возможность учащимся проявить интерес и склонность к данному виду деятельности.
-2-
Содержание программы.
Тема 1. Сущность и задачи редактирования
Поэзия – та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды
В.Маяковский
Сущность, приёмы редактирования. Писатели о работе над словом. Общение с редактором местной газеты.
Тема 2. Текст как смысловое и структурное единство.
Прежде чем начать писать,
я задаю себе три вопроса: что
хочу написать, как написать и
для чего написать.
М. Горький
Тема. Идея. Абзац. Сложное синтаксическое целое.
Задания:
1. Запишите предложения в такой последовательности, чтобы восстановить текст. Определить его тему, идею.
2. Прочитайте текст, объясните выделение абзацев.
3. Укажите в тесте предложения, которые не помогают раскрытию темы, удалите их
Тема 3. Заголовок текста. Виды зачинов, заключительная часть текста
Начало и концы, как часовые,
стерегут тему сочинения, не
давая нам с этой темы сбиться.
-3-
Сильные позиции текста. Варианты вступления, заключения.
Задания:
1. Озаглавьте текст.
2. Придумайте заглавие, которое отражает тему, основную мысль
3. Удачно ли озаглавлен текст, подберите другие варианты заглавия.
4. Какая часть текста является вводной.
5. Есть ли концовка в данном тексте
6. Напишите рассказ по данному началу и концу.
7. Напишите несколько вариантов вступления к теме.
Тема 4. Типы речи. Смешанные типы речи.
Повествование, описания, рассуждение.
Описание с элементами рассуждения; повествование с элементами рассуждения и описания.
Задания:
Определите тип речи.
Укажите, какие типы речи и их разновидности представлены в отрывках.
Дополните текст описанием, подчинив его основной мысли
Выделите в тексте тезис, доказательство и вывод.
Каким типом речи владеет человек, когда рассказывает врачу о своём состоянии. Докажите.
Тема 5. Функциональные стили речи.
Нужно навсегда оставить мысль
писать без правок.
Л.Н. Толстой
Функциональные стили речи (разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный).
Задания:
Определите стиль речи. Что помогло вам правильно ответить.
Выделите в тексте наиболее яркие языковые приметы стиля
Подберите к слову синонимы и антонимы разной стилевой принадлежности
-4-
Темы 6, 7. Виды ошибок.
Виды речевых ошибок и недочётов, грамматические ошибки. Приёмы их устранения.
Задания:
1.Отредактируйте предлагаемое сочинение, найдите и исправьте ошибки в предложении.
2.Устраниет повторы.
3.Приведите возможные варианты исправления ошибок в предложении.
Тема 8.Понятие о средствах художественной изобразительности, их роль в тексте.
Есть два рода бессмыслицы:
одна происходит от недостатка
чувств и мыслей заменяемого
словами; другая – от полноты
чувств и мыслей и недостатка
слов для их выражения
А.С. Пушкин
Прямое и переносное значения слова. Тропы.
Задания:
1.Выберите из предложенного ряда слов эпитеты.
2. Найдите в тексте тропы. Определите их.
3.Объясните, почему такой перенос оказался возможен.
4. Определите средства речевой выразительности
5.Придумайте несколько сравнений разной стилевой окраски.
-5-
Тема 9. Особенности основных журналистских жанров.
Виды информации, её актуальность. Жанры журналистики. Особенности заметки, интервью
Задания:
1.Сравните заметки. Какая лучше? Почему? Попробуйте проанализировать их: заголовок, точность факта, ясное конкретное изложение, Доказательность.
2.Подготовьте вопросы для интервью на тему «Горячее питание в школе»
-директору
-родителям
-ученикам
3.как можно закончить интервью с олимпийским чемпионом по биатлону.
Тема 10. «Проба пера»
Статья для школьной газеты на актуальные для жизни школы темы.
Задания:
1.Перед вами небольшая заметка из стенгазеты. Усильте её эмоциональность, выразительность, использовав, где это нужно, обратный порядок слов.
2.Используя метод «перевернутой пирамиды», написать заметку на тему…
3.Взять интервью у руководителей школьных кружков для газетной рубрики «Наш досуг»
-6-
№ | Тема Занятия | Кол-во часов | Форма проведения. | Образовательный продукт. |
1. | Вводное занятие Сущность и задачи редактирования. | | Встреча с представителями редакции местной газеты. | Составление должностной инструкции для редактора |
2. | Текст как смысловое и структурное единство. | | Практикум. | Правильно составленный текст, восстановленный текст. |
3. | Заголовок текста. Виды зачинов. Заключительная часть текста. Способы её оформления. | | Лекция. Практикум. | Таблица “Виды зачинов и концовок” Творческие работы учащихся. |
4. | Типы речи. Смешанные типы речи. | | Лабораторная работа. | Создание текстов, относящихся к разным типам. |
5. | Функциональные стили речи. | | Практикум. | Миниатюры разных стилей на одну тему. |
6,7 | Виды ошибок. | | Лекция. Тестирование. Практикум. | Составление опорного конспекта. Проверка ученических работ. |
8. | Понятие о средствах художественной изобразительности; их роль в тексте. | | Исследование. Практикум. | Отредактированный текст. |
9. | Особенности основных газетных жанров: заметка, интервью, репортаж. | | Лекция. Исследование. | Конспект “Особенности газетных жанров” |
10. | “Проба пера”. Статья в школьную газету. | | Практикум, консультация. | Номер газеты. “Школьное обозрение”. |
Литература
К. Рождественская За круглым столом:- М: Просвещение,1962.
Ладыженская Т.А., Т.С. Зепалова.
- Теория и практика сочинений разных жанров: М: Просвещение, 1990.
Хорт О.А., ТС Шалинина. Русский язык и литература: 5-11 классы.
Творческие упражнения к урокам развития речи:- Волгоград: Учитель, 2008
Любичева Е.В., Болдырева Л.И.
- Учиться языку как искусству. Уроки речевого развития: - Санкт – Петербург: Паритет,2005.
Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение.- Волгоград, 2002.
Л.С. Степанова, И.П. Цыбулько Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений. – ФИПИ, 2009.
И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь Занимательная стилистика. – М: Просвещение, 1988.