СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс «Биологическое краеведение. Сахалинская обл."

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержательной основой элективного курса «Биологическое краеведение. Сахалинская обл." является курс «Бактерии. Грибы. Растения», изучаемый в 6 классе. В связи с тем, что на изучение данного курса в программе отводится 17 часов, сокращено основное содержание, а также экологическое.

        Данная программа направлена на экологизацию курса ботаники, в её основе лежит системно – структурный подход, необходимый для развивающего обучения.

       Рабочая программа (элективный курс) по биологии для 6 классов на 2018-2019 учебный год составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

 

Федеральный закон «Об образовании в РФ»  № 273-ФЗ от 21.12.2012;

Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта   основного общего образования (биология), утвержденный приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования";

Примерная  программа основного общего образования по биологии;

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс «Биологическое краеведение. Сахалинская обл."»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя России Сергея Ромашина г. Южно-Сахалинск





Рассмотрено Согласовано УТВЕРЖДЕНО

МО учителей естественнонаучного цикла МС МАОУ СОШ №3 Директор МАОУ СОШ №3

Протокол №_____ от ____________2018 г. Протокол № ____от ___________2018 г. ________________Дубина Н.Г.


Руководитель МО: ___________Ю.В. Клыкова Руководитель МС: _____________Ю.В. Клыкова Приказ № от 2018 г.









Рабочая программа элективного курса по «Биологическое краеведение»

основного общего образования на базовом уровне 6 класса



2018-2019 учебный год





Учитель: Слокенберг Юрий Юрьевич

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Содержательной основой элективного курса «Биологическое краеведение. Сахалинская обл." является курс «Бактерии. Грибы. Растения», изучаемый в 6 классе. В связи с тем, что на изучение данного курса в программе отводится 17 часов, сокращено основное содержание, а также экологическое.

Данная программа направлена на экологизацию курса ботаники, в её основе лежит системно – структурный подход, необходимый для развивающего обучения.

Рабочая программа (элективный курс) по биологии для 6 классов на 2018-2019 учебный год составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:


Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 21.12.2012;


Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования (биология), утвержденный приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования";


Примерная программа основного общего образования по биологии;


Место предмета в учебном плане.


Для изучения курса «Биологическое краеведение» в учебном плане отводится 0,5 час в неделю, 17 часа.

Цель курса.


Расширить экологическое содержание школьного курса биологии в 6 классе.

Задачи курса.


  1. показать единство жизни растений с живой и неживой природой;

  2. показать приоритет экологических ценностей;

  3. удовлетворить интерес учащихся к многообразию растений Сахалинской области, условиям их обитания;

  4. научить использовать знания в повседневной жизни.


Общая характеристика учебного предмета.



Данный курс показывает единство жизни растений с живой и неживой природой, демонстрирует экологическое разнообразие Сахалинской области, возрастные и сезонные изменения, даёт основные понятия о строении, изменчивости, устойчивости и сменах растительных сообществ. Особое внимание уделено влиянию на растительный покров хозяйственной деятельности человека, вопросам охраны и рационального использования растительного мира.

Программа раскрывает многообразие живой природы родного края, особенности сред жизни и факторов, влияющих на организмы, особенности его природных объектов и результаты антропогенного воздействия на флору Сахалинской области.

Программа конкретизирует и позволяет перевести в сферу практических знаний, умений и навыков знания, полученные учащимися в начальной школе знания о биоразнообразии объектов живой природы, продолжает формирование мировоззренческих установок, опираясь на материал биологии и географии курсов средней школы, реализует региональный аспект биологического образования. Имеет патриотическую направленность и способствует воспитанию любви к малой Родине, бережному отношению к природе Сахалинской области.



Содержание программы курса.


Введение

Что изучает «Экология растений». Среда обитания растений. Условия существования растений. Взаимное влияние и взаимные связи. Растительные сообщества. Особенности взаимодействия растений и животных со средой: способ питания и обмен веществ. Степень подвижности, длительность роста, количество органов и способы их образования. Реакция на внешние воздействия, способы защиты.


Жизненные формы растений Сахалинской области

Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев: деревья зоны тайги. Деревья – лианы и деревья – рощи.


Изменения растений в течение жизни

Продолжительность жизни растений: деревьев, кустарников и кустарничков, трав. Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение для растений разных периодов жизни и возрастных состояний: зародышевый период, период молодости, период зрелости.

Практическая работа:

  1. Определение возраста ветки растения по годичным кольцам.

  2. Определение возраста сосны по веткам.



Тепло в жизни растений

Тепло – необходимое условие жизни. Температурные условия и прорастание семян. Значение тепла для цветения растений. Тепло и созревание плодов. Источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле. Температура тела растений. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды. Приспособления растений к высоким и низким температурам. Высокие температуры и состояние покоя. Особенности

строения растений, уменьшающие нагревание. Группы растений по отношению к теплу и холоду. Улучшение температурных условий для растений.


Свет в жизни растений

Необходимость света для растений. Свет и питание растений. Влияние света на рост растений. Свет и цветение растений. Разнообразие условий освещения на Земле. Прямой и рассеянный свет. Солнечный спектр. Экологические группы растений по отношению к свету. Светолюбивые растения. Теневыносливые и тенелюбивые растения. Приспособления растений к меняющимся условиям освещения. Регуляция условий освещения растений.


Вода в жизни растений

Необходимость воды для растений. Поступление воды для растений. Поступление воды в растение. Приспособления для удержания воды. Расход воды растениями. Экологические группы растений по отношению к воде. Водные растения. Плавающие растения, растения, полностью погруженные в воду. Водные растения с плавающими листьями. Приспособления водных растений к недостатку кислорода. Земноводные растения. Влаголюбивые растения разных сообществ. Общие приспособления влаголюбивых растений. Растения, требующие умеренного увлажнения: луговые и лесные растения, эфемеры и эфемероиды. Засухоустойчивые растения. Приспособления к увеличению поглощения воды, сокращению расхода воды, запасанию воды. Обеспечение растений водой.


Почва в жизни растений

Состав почвы: минеральные вещества, вода, воздух, органические вещества. почвенные организмы. Почва – субстрат для закрепления растений. Почва – источник минерального питания и воды. Почва – помощник в переживании неблагоприятных условий. Запас семян в почве. Экологические группы растений пот отношению к разным свойствам почвы: растения бедных и богатых почв. Улучшение почв человеком: зелёные удобрения, рыхление. Охрана почв.

Растения и животные

Приспособления растений к привлечению опылителей. Животные – опылители. Похитители нектара. Практическое значение нектара. Роль животных в распространении плодов и семян. Распространение сочных плодов. Распространение сухих плодов. Распространение семян муравьями. Распространение цепких и клейких плодов и семян. Сверхдальнеее расселение растений. Разнообразие растительноядных животных. Выпас и его роль в жизни растений. Результаты выпаса. Растения – хищники.



Основные отделы царства растений Сахалинской области

Понятие о систематике растений Сахалинской области. Растительное цар­ство. Деление его на полцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Названия вида.


Голосеменные растения Сахалинской области. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных расте­ний на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека.

Характеристика папо­ротников, хвощей. Значение папоротниковид­ных в природе и для человека.

Многообразие покрытосеменных растений района. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы Двудольные и Одно­дольные.

Семейства двудольных растений: Розоцветные, Кре­стоцветные (Капустные), Мотыльковые (Бобовые), Паслено­вые, Сложноцветные (Астровые); семейства однодольных ра­стений: Лилейные, Злаки (Мятликовые), Луковые.


Царство Грибы

Способы питания грибов и растений. Круговорот веществ. Непрерывность жизни. Сожительство растений с грибами и бактериями. Микориза, её роль в жизни растений. Клубеньковые бактерии. Грибковые болезни растений


Особенности флоры Сахалинской области

Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоратив­ные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарни­ки, кустарнички, травы.

Общие признаки растений. Строение растений. Основные органы растений. Растение – живой организм, или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.

Условия жизни растений. Основные экологические фак­торы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жиз­ни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Условия жизни орга­низмов в этих средах. Многообразие растений в связи с усло­виями их произрастания в разных средах жизни.

Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев, листопад. Их значение в жизни растений.



Природные сообщества Сахалинской области


Естественные растительные сообщества. Искусственные растительные сообщества. Устойчивость естественных растительных сообществ. Результаты взаимных влияний растений в сообществе. Видовой состав естественных и искусственных растительных сообществ. Постоянство видового состава. Количественные отношения видов в растительном сообществе. Разнообразие растений одного вида в природном сообществе. Строение растительных сообществ.

Наземные ярусы. Размещение подземных органов. Значение ярусов и слоёв. Горизонтальная расчленённость растительного сообщества. Изменения растительных сообществ: суточные, сезонные, годовые. Обратимые и необратимые изменения. Зарастание озёр.


Охрана растительного мира

Редкие и охраняемые растения. Красная книга. Охраняемые территории Сахалинской области.


Учебно-тематическое планирование 6 класс


№ п/п

Дата

Название разделов

Практические работы

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт



1

3.09


6.09


3.09


6.09


Введение.

ПР № 1

Цифровое фотографирование* растений своей местности и составление тематической фотогалереи (или презентации): «Знакомьтесь, это все клевера (колокольчики, васильки, …», «Малоизвестные, но интересные», «Как цветут наши кустарники», «Мои самые любимые   деревья» и др.

Примечание. Вместо цифрового фотографирования можно предложить ученику осуществить поиск изображений растений в Интернете или воспользоваться изображениями растений, размещенными в готовых электронных изданиях (учебниках, энциклопедиях, фотоколлекциях, др.)

2

10.09


13.09


17.09


20.09


Жизненные формы растений Сахалинская область.


3

24.09


27.09


1.10


4.10


Систематика растений


4

8.10


11.10


15.10


18.10


Изменение растений в течение жизни.

ПР №2 Определение возраста ветки растения по годичным кольцам.

ПР №3 Определение возраста сосны по веткам.

5

22.10


25.10


29.10


8.11


Тепло в жизни растений.


6

12.11


15.11


19.11


22.11


Свет в жизни растений.


7

26.11


29.11


3.12


6.12


Вода в жизни растений.


8

10.12


13.12


17.12


20.12


Почва в жизни растений.


9

24.12


27.12


14.01


17.01


Растения и животные.


10

21.01


24.01


28.01


31.01


Основные отделы царства растений Сахалинская область.

ПР №4 Определение дикорастущих деревьев и кустарников в безлистном состоянии.

ПР № 5

Распознавание наиболее распространенных представителей мхов с использованием гербария, рисунков и фотографий.

11

4.02


7.02


18.02


21.02


Царство Грибы.

ПР№6 Распознавание съедобных и ядовитых грибов, видов двойников.

12

25.02


28.02


4.03


7.03


Особенности флоры Сахалинской области.


13

11.03


14.03


18.03


21.03




14

1.04


4.04


8.04


11.04


Природные сообщества Сахалинской области.


15

15.04


18.04


22.04


25.04


Охрана растительного мира. Красная книга.


16

29.04


2.05


6.05


9.05


Заповедники Сахалинской области


17

13.05


16.05


20.05


23.05


Заказники Сахалинской области




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!