Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя России Сергея Ромашина г. Южно-Сахалинск
Рассмотрено Согласовано УТВЕРЖДЕНО
МО учителей естественнонаучного цикла МС МАОУ СОШ №3 Директор МАОУ СОШ №3
Протокол №_____ от ____________2018 г. Протокол № ____от ___________2018 г. ________________Дубина Н.Г.
Руководитель МО: ___________Ю.В. Клыкова Руководитель МС: _____________Ю.В. Клыкова Приказ № от 2018 г.
Рабочая программа элективного курса по «Биологическое краеведение»
основного общего образования на базовом уровне 6 класса
2018-2019 учебный год
Учитель: Слокенберг Юрий Юрьевич
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержательной основой элективного курса «Биологическое краеведение. Сахалинская обл." является курс «Бактерии. Грибы. Растения», изучаемый в 6 классе. В связи с тем, что на изучение данного курса в программе отводится 17 часов, сокращено основное содержание, а также экологическое.
Данная программа направлена на экологизацию курса ботаники, в её основе лежит системно – структурный подход, необходимый для развивающего обучения.
Рабочая программа (элективный курс) по биологии для 6 классов на 2018-2019 учебный год составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 21.12.2012;
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования (биология), утвержденный приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования";
Примерная программа основного общего образования по биологии;
Место предмета в учебном плане.
Для изучения курса «Биологическое краеведение» в учебном плане отводится 0,5 час в неделю, 17 часа.
Цель курса.
Расширить экологическое содержание школьного курса биологии в 6 классе.
Задачи курса.
показать единство жизни растений с живой и неживой природой;
показать приоритет экологических ценностей;
удовлетворить интерес учащихся к многообразию растений Сахалинской области, условиям их обитания;
научить использовать знания в повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета.
Данный курс показывает единство жизни растений с живой и неживой природой, демонстрирует экологическое разнообразие Сахалинской области, возрастные и сезонные изменения, даёт основные понятия о строении, изменчивости, устойчивости и сменах растительных сообществ. Особое внимание уделено влиянию на растительный покров хозяйственной деятельности человека, вопросам охраны и рационального использования растительного мира.
Программа раскрывает многообразие живой природы родного края, особенности сред жизни и факторов, влияющих на организмы, особенности его природных объектов и результаты антропогенного воздействия на флору Сахалинской области.
Программа конкретизирует и позволяет перевести в сферу практических знаний, умений и навыков знания, полученные учащимися в начальной школе знания о биоразнообразии объектов живой природы, продолжает формирование мировоззренческих установок, опираясь на материал биологии и географии курсов средней школы, реализует региональный аспект биологического образования. Имеет патриотическую направленность и способствует воспитанию любви к малой Родине, бережному отношению к природе Сахалинской области.
Содержание программы курса.
Введение
Что изучает «Экология растений». Среда обитания растений. Условия существования растений. Взаимное влияние и взаимные связи. Растительные сообщества. Особенности взаимодействия растений и животных со средой: способ питания и обмен веществ. Степень подвижности, длительность роста, количество органов и способы их образования. Реакция на внешние воздействия, способы защиты.
Жизненные формы растений Сахалинской области
Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев: деревья зоны тайги. Деревья – лианы и деревья – рощи.
Изменения растений в течение жизни
Продолжительность жизни растений: деревьев, кустарников и кустарничков, трав. Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение для растений разных периодов жизни и возрастных состояний: зародышевый период, период молодости, период зрелости.
Практическая работа:
Определение возраста ветки растения по годичным кольцам.
Определение возраста сосны по веткам.
Тепло в жизни растений
Тепло – необходимое условие жизни. Температурные условия и прорастание семян. Значение тепла для цветения растений. Тепло и созревание плодов. Источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле. Температура тела растений. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды. Приспособления растений к высоким и низким температурам. Высокие температуры и состояние покоя. Особенности
строения растений, уменьшающие нагревание. Группы растений по отношению к теплу и холоду. Улучшение температурных условий для растений.
Свет в жизни растений
Необходимость света для растений. Свет и питание растений. Влияние света на рост растений. Свет и цветение растений. Разнообразие условий освещения на Земле. Прямой и рассеянный свет. Солнечный спектр. Экологические группы растений по отношению к свету. Светолюбивые растения. Теневыносливые и тенелюбивые растения. Приспособления растений к меняющимся условиям освещения. Регуляция условий освещения растений.
Вода в жизни растений
Необходимость воды для растений. Поступление воды для растений. Поступление воды в растение. Приспособления для удержания воды. Расход воды растениями. Экологические группы растений по отношению к воде. Водные растения. Плавающие растения, растения, полностью погруженные в воду. Водные растения с плавающими листьями. Приспособления водных растений к недостатку кислорода. Земноводные растения. Влаголюбивые растения разных сообществ. Общие приспособления влаголюбивых растений. Растения, требующие умеренного увлажнения: луговые и лесные растения, эфемеры и эфемероиды. Засухоустойчивые растения. Приспособления к увеличению поглощения воды, сокращению расхода воды, запасанию воды. Обеспечение растений водой.
Почва в жизни растений
Состав почвы: минеральные вещества, вода, воздух, органические вещества. почвенные организмы. Почва – субстрат для закрепления растений. Почва – источник минерального питания и воды. Почва – помощник в переживании неблагоприятных условий. Запас семян в почве. Экологические группы растений пот отношению к разным свойствам почвы: растения бедных и богатых почв. Улучшение почв человеком: зелёные удобрения, рыхление. Охрана почв.
Растения и животные
Приспособления растений к привлечению опылителей. Животные – опылители. Похитители нектара. Практическое значение нектара. Роль животных в распространении плодов и семян. Распространение сочных плодов. Распространение сухих плодов. Распространение семян муравьями. Распространение цепких и клейких плодов и семян. Сверхдальнеее расселение растений. Разнообразие растительноядных животных. Выпас и его роль в жизни растений. Результаты выпаса. Растения – хищники.
Основные отделы царства растений Сахалинской области
Понятие о систематике растений Сахалинской области. Растительное царство. Деление его на полцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Названия вида.
Голосеменные растения Сахалинской области. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека.
Характеристика папоротников, хвощей. Значение папоротниковидных в природе и для человека.
Многообразие покрытосеменных растений района. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы Двудольные и Однодольные.
Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные (Капустные), Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые, Сложноцветные (Астровые); семейства однодольных растений: Лилейные, Злаки (Мятликовые), Луковые.
Царство Грибы
Способы питания грибов и растений. Круговорот веществ. Непрерывность жизни. Сожительство растений с грибами и бактериями. Микориза, её роль в жизни растений. Клубеньковые бактерии. Грибковые болезни растений
Особенности флоры Сахалинской области
Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.
Общие признаки растений. Строение растений. Основные органы растений. Растение – живой организм, или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.
Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Условия жизни организмов в этих средах. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни.
Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев, листопад. Их значение в жизни растений.
Природные сообщества Сахалинской области
Естественные растительные сообщества. Искусственные растительные сообщества. Устойчивость естественных растительных сообществ. Результаты взаимных влияний растений в сообществе. Видовой состав естественных и искусственных растительных сообществ. Постоянство видового состава. Количественные отношения видов в растительном сообществе. Разнообразие растений одного вида в природном сообществе. Строение растительных сообществ.
Наземные ярусы. Размещение подземных органов. Значение ярусов и слоёв. Горизонтальная расчленённость растительного сообщества. Изменения растительных сообществ: суточные, сезонные, годовые. Обратимые и необратимые изменения. Зарастание озёр.
Охрана растительного мира
Редкие и охраняемые растения. Красная книга. Охраняемые территории Сахалинской области.
Учебно-тематическое планирование 6 класс
№ п/п | Дата | Название разделов | Практические работы |
6А | 6Б | 6В | 6Г |
План | Факт | План | Факт | План | Факт | План | Факт | | |
1 | 3.09 | | 6.09 | | 3.09 | | 6.09 | | Введение. | ПР № 1 Цифровое фотографирование* растений своей местности и составление тематической фотогалереи (или презентации): «Знакомьтесь, это все клевера (колокольчики, васильки, …», «Малоизвестные, но интересные», «Как цветут наши кустарники», «Мои самые любимые деревья» и др. * Примечание. Вместо цифрового фотографирования можно предложить ученику осуществить поиск изображений растений в Интернете или воспользоваться изображениями растений, размещенными в готовых электронных изданиях (учебниках, энциклопедиях, фотоколлекциях, др.) |
2 | 10.09 | | 13.09 | | 17.09 | | 20.09 | | Жизненные формы растений Сахалинская область. | |
3 | 24.09 | | 27.09 | | 1.10 | | 4.10 | | Систематика растений | |
4 | 8.10 | | 11.10 | | 15.10 | | 18.10 | | Изменение растений в течение жизни. | ПР №2 Определение возраста ветки растения по годичным кольцам. ПР №3 Определение возраста сосны по веткам. |
5 | 22.10 | | 25.10 | | 29.10 | | 8.11 | | Тепло в жизни растений. | |
6 | 12.11 | | 15.11 | | 19.11 | | 22.11 | | Свет в жизни растений. | |
7 | 26.11 | | 29.11 | | 3.12 | | 6.12 | | Вода в жизни растений. | |
8 | 10.12 | | 13.12 | | 17.12 | | 20.12 | | Почва в жизни растений. | |
9 | 24.12 | | 27.12 | | 14.01 | | 17.01 | | Растения и животные. | |
10 | 21.01 | | 24.01 | | 28.01 | | 31.01 | | Основные отделы царства растений Сахалинская область. | ПР №4 Определение дикорастущих деревьев и кустарников в безлистном состоянии. ПР № 5 Распознавание наиболее распространенных представителей мхов с использованием гербария, рисунков и фотографий. |
11 | 4.02 | | 7.02 | | 18.02 | | 21.02 | | Царство Грибы. | ПР№6 Распознавание съедобных и ядовитых грибов, видов двойников. |
12 | 25.02 | | 28.02 | | 4.03 | | 7.03 | | Особенности флоры Сахалинской области. | |
13 | 11.03 | | 14.03 | | 18.03 | | 21.03 | | | |
14 | 1.04 | | 4.04 | | 8.04 | | 11.04 | | Природные сообщества Сахалинской области. | |
15 | 15.04 | | 18.04 | | 22.04 | | 25.04 | | Охрана растительного мира. Красная книга. | |
16 | 29.04 | | 2.05 | | 6.05 | | 9.05 | | Заповедники Сахалинской области | |
17 | 13.05 | | 16.05 | | 20.05 | | 23.05 | | Заказники Сахалинской области | |