ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ» (8ч.)
Учитель: Мамонова Е.В. СОШ № 31 п. Ксеньевка, Могочинский район, Забайкальский край.
Тип - межпредметный.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В большинстве случаев люди общаются друг с другом, чтобы обмениваться мнениями, мыслями, знаниями, новыми сведениями. При этом воспитанные люди соблюдают правила этикета.
Этикет - совокупность правил поведения (обхождения с окружающими, формы обращения и приветствий, поведения в общественных местах, манеры и одежда)
Речевой этикет включает правила речевого общения между людьми. Жизнь показывает, что не только дети, но и взрослые не владеют в должной степени правилами речевого поведения.
Для того, чтобы помочь учащимся уметь себя вести в обществе, уметь общаться между друг другом в соответствии с речевой ситуацией, составлена программа этого элективного курса.
Задачи курса:
Ознакомить учащихся с правилами вежливого поведения и речи.
Сформировать умение активно пользоваться различными этикетными формами в устной и письменной речи.
Воспитывать готовность к самообразованию.
Содействовать развитию интеллекта учащихся.
Методы: теоретические, практические (объяснительно – иллюстративный)
Формы: беседа, анкетирование, тестирование, практическая работа, тренировочные упражнения.
Планируемый результат.
В результате изучения содержания данной программы курса учащиеся должны знать:
- правила вежливого поведения и речи.
Уметь:
- активно пользоваться (осознанно) различными этикетными формами с учётом речевой ситуации;
- должны уметь вести диалог в любой речевой ситуации;
- уметь объяснять сущность человеческих отношений, способы поведения людей в различных ситуациях;
- уметь анализировать своё поведение, речь и поведение, речь окружающих.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ | Название темы занятия | Кол. час. | Методы, формы проведения. |
1. 2-3 4-5 6 7 8 | «Здравствуйте». Вводное занятие об этикете поведения, речи людей. «Учимся благодарить». Практическая работа. Культура общения. «Общение паре». Диалоги. Общие правила поведения в различной ситуации. Конфликты в нашей жизни. Тесты: «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации», «Уровень конфликтности личности человека». (противоречие*, конфликт*, конфликтная ситуация*) Учимся разрешать конфликты. (Знакомство с правилами разрешения конфликтной ситуации, умение разрешать конфликты) Заключительное занятие. Ролевая игра «Этикет и мы». | 1ч. 2ч. 2ч. 1ч. 1ч. 1ч. | Бесед, анкетирование. Беседа, ролевая игра, тестирование. Сообщение, беседа, тренинг, практические занятия, ролевые игры (сцена в трамвае, в гостях, магазина и т.д.) Тренинг – умение вести диалог. Беседа, тестирование, самостоятельная практическая работа, выяснение лексического значения слов, исследование, наблюдение. Практикум, психологический тренинг, ролевая игра, беседа. Игра брейн – ринг. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Е.М. Аджиева и др. «Внеклассная работа в школе». Сценарии » 50 классных часов»
Москва 2003 г.
Г.А. Богданова, Г.И. Кириченко «Уроки речевого этикета». Москва «Мнемозина» 1999 г.
А.В. Коренева «Учимся благодарить» Москва 1996 г.
В.Н. Петрусинский «Игры, обучение, тренинг, досуг». Москва 1994 г.
В.А. Туров «Человек и общество» 1ч. Ижевск 1992 г.
М.М. Рыбакова «Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления» Москва 1986 г.
В.Н. Ягодинский «Как себя вести». Практический курс речевого этикета. 1991 г.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ» (8 ч.)
1 занятие.
Введение. «Здравствуйте» Знакомство с понятием этикет. Об этикете поведения и речи людей. Знакомство с правилами общения людей, формами приветствия и прощания, поздравления и ответы на них. Из истории этикета. Кинетика – наука о жестах. Словесный и несловесный речевой этикет.
2 – 3 занятие.
«Учимся благодарить».
Знакомство с речевыми формами и правилами выражения благодарности. Структура ситуации благодарности. Практическая работа на узнавание компонентов благодарности. «Благодарю вас!», «прошу прощения!», «прошу вас!» (выражение просьбы, вежливые формы отказа)
4 – 5 занятие.
Культура общения людей. «Общение в парах». Обучение ведению диалога. Знакомство с общими правилами поведения. Ролевые игры: сцена в гостях, в транспорте, в магазине и т.д. Тренинг.
6 занятие.
Конфликты в нашей жизни. Обучение давать оценку своему поведению и поведению людей в какой-либо ситуации. Выявления уровня конфликтности человека. Проведения ролевых игр, тестирование.
7 занятие.
Учимся разрешать конфликты. Знакомство с правилами разрешения конфликтной ситуации. Формирование умения разрешать конфликты. Практикум, психологический тренинг. Ролевая игра.
8 занятие.
Заключительное занятие Игра брейн - ринг «Этикет и мы».