СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс для 7 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задержка психического развития (ЗПР) – одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. ЗПР – это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов. Задержка психического развития может рассматриваться как полисимптоматичный тип изменения темпа и характера развития ребенка, включающий различные комбинации нарушений и их проявлений.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс для 7 класса»

Пояснительная записка.

Возрастной диапазон: 11-13 лет

Срок реализации программы: 2 года

Группа не более 5 человек


Задержка психического развития (ЗПР) – одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. ЗПР – это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов. Задержка психического развития может рассматриваться как полисимптоматичный тип изменения темпа и характера развития ребенка, включающий различные комбинации нарушений и их проявлений.

Т.А.Власова и М.С.Певзнер (1967) выделили среди детей с ЗПР две наиболее многочисленные группы:

1) Дети с нарушенным темпом физического и умственного развития.

Причины: медленный темп созревания коры головного мозга.

Дети данной группы уступают сверстникам в физическом развитии, отличаются инфантилизмом в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии.

2) Дети с функциональными расстройствами психической деятельности.

Причины: минимальное органическое повреждение головного мозга.

Для детей данной группы характерны слабость нервных процессов, нарушения внимания, быстрая утомляемость и сниженная работоспособность.

Данная программа трудового обучения учащихся основной школы (5-6классы) составлена на основе базовых программ адаптированных для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (Сборник 2.Профессионально-трудовое обучение - М.,2000 г.) и составлена по образцу.

Рабочая программа по трудовой подготовке разработана с учетом психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся с ЗПР. Особенностью организации учебно-воспитательного процесса на уроках трудовой подготовки является соблюдение коррекционного и здоровьесберегающего режима, направленность уроков на социализацию учащихся. На каждом уроке проводится работа по развитию связной речи учащихся, особое внимание обращается на актуализацию технологической терминологии. В соответствии с системой коррекционной работы в школе и с учетом возможности содержания учебного материала на уроках проводится коррекционно-развивающая работа по развитию внимания, памяти, мышления обучающихся.

Программа студии, цель которой – способствовать формированию важных трудовых навыков, технических способностей, приобщение ребенка к художественному выпиливанию , корректировка мелкой моторики, формирование более устойчивого внимания и воздействие на эмоционально-волевую сферу в направлении коррекции самооценки, воспитания осознанной целеустремленности.

Выпиливание лобзиком, выжигание, токарные работы, резьба по дереву ножом как один из видов труда имеет, прежде всего, коррекционно-развивающую цель, т.к. эта кропотливая работа корригирует мелкую моторику, нарушение которой имеют многие учащиеся нашей школы. Выпиливание, выжигание, резьба по дереву способствуют формированию более устойчивого внимания и воздействуют на эмоционально-волевую сферу в направлении коррекции самооценки, воспитания осознанной целеустремленности и настойчивости в сочетании с терпеливостью, усидчивостью и более критическим отношением к своему труду и его результатам.

2.Основные направления и содержание деятельности


Для решения коррекционных задач предназначен самоконтроль качества и обучение анализу выполненной работы. С этой целью даются самостоятельные работы, которые имеют комплексный характер, развивают инициативу и самостоятельность учащихся в правильном выборе приемов, инструментов и последовательности выполняемых операций. На формирование умения действовать самостоятельно, направлено и поэтапное сокращение помощи учителя в умственной и рудовой деятельности учеников. Объем помощи на конкретных уроках учитывает сложность заданий и индивидуального умения учащихся.

При обучении, в первую очередь учащихся первого года обучения, первостепенное внимание придается правильности выполнения приемов труда. Во второй год обучения темп работы и степень овладения трудовыми навыками нарастает. С этой целью организуются занятия практического повторения в кружках

Самостоятельные и практические работы проводятся в конце каждого учебного триместра и служат динамике развития трудовых способностей, отработке навыков и умений. Изучение и анализ качества таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за ребенком, позволяют выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи коррекции присущих ему недостатков. Одним из основных путей повышения качества работы учащихся в соответствии с программами адаптированных для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений является создание психологической установки на изготовление изделий, отвечающих техническим требованиям и имеющих товарный вид. Программа построена по операционно-комплексному принципу, когда учащиеся с приемами труда знакомятся предварительно при выполнении упражнений. Например, изготовление отверстий в заготовках. В дальнейшем эти приемы используются в комплексных практических работах.

На уроках даются теоретические сведения об инструментах, оборудовании технологических процессах, о правилах и приемах безопасной работы. С учетом специфики состава обучаемых детей в опросы техники безопасности рассматриваются и повторяются многократно при изучении разных тем.

Данной программой предусматривается выполнение практических заданий учащимися на каждом уроке.

Это прежде всего, обучение стандартным навыкам и нормативно одобренным приемам, обеспечивающим безопасный производительный труд. Перечень приемов, рекомендованных программой, учитель может дополнять и изменять исходя из технологии характерной для изготовления конкретного изделия.

При составлении программы для второго года обучения принято во внимание то, что, во- первых, учащиеся недостаточно глубоко знакомы с технологией выпиливания изделий лобзиком, и во-вторых, что они уже имеют ряд навыков, которые усвоены при обучении столярному делу. Поэтому некоторые темы заимствованы из программ для первого года обучения. С другой стороны, материал ряда тем изучается в сокращенном варианте. Такими темами являются – виды столярных соединений, техника сверления отверстий, распиловка фанеры столярной ножовкой, характеристика используемых пиломатериалов.

3.Отличительные особенности данной программы:

Универсальность, индивидуальность подхода направленность на детей с ЗПР.

Обучение по данной программе направлено :

  • Развитие у учащихся умений ориентироваться в задании, планировать последовательность действий.

  • Контролировать ход работы.

  • Обучение стандартным приемам труда и привитие школьникам соответствующих навыков.

  • Воспитание устойчивого положительного отношения к труду и формирование ответственности, добросовестности, чувства коллективизма, бережного отношения к инструментам, оборудованию и рабочей одежде.







4.Возраст детей: с 11 до 13 лет.

5.Сроки реализации: 2года

6.Формы проведения занятий:

Теоретические – беседы, инструктажи.

Практические – выполнение практических работ.

7. Режим занятий:

Индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые.

Индивидуальные –выполнение работ повышенной сложности.

Групповые –не более 5 человек.

Индивидуально-групповые - 3-4 человека;

Индивидуальные – не более 2 человек для выполнения работ повышенной сложности.

8.Методы обучения :объяснительно-наглядный показ.

9. Количество учащихся в группе :3-5 человек.

При условии выполнения программы учащиеся должны знать:

  • Устройство, назначение, правила работы выжигателя

  • Правила техники безопасной работы с выжигателем

  • Устройство и применение лобзика и резака

  • Строение и свойства древесины

  • Материалы, используемые для резьбы

  • Основные виды столярных соединений

  • Основные виды резных орнаментов

  • Способы переноса изображения на заготовку

  • Способы заделки дефектов древесины

  • Способы отделки готовых изделий

Учащиеся должны уметь:

  • Организовать рабочее место

  • Безопасно пользоваться инструментами

  • Переносить изображение на заготовку для выжигания и резьбы

  • Правильно производить отделку готового рисунка

  • Использовать стандартные приемы резьбы

  • Исправлять дефекты материала и изделия

  • Правильно соединять детали готовых изделий

  • Использовать морилки, лаки, красители в соответствии с правилами техники безопасности

  • Анализировать качество работы и изделий

10. Форма подведения итогов:

- конкурсы и фестивали декоративно – прикладного искусства.

11.Принцип отбора содержания работы: постепенность, последовательность, систематичность

12. Реализация и практичность применения приобретённых навыков учащихся.

Условия реализации программы – программа будет реализована в группах от 2 до 5 человек. Программа расчитанна на 2года, долгосрочна с углублениями и усложнениями.

Условия реализации программы

Для полноценной деятельности кружка при групповой форме занятий в школе создана и хорошо оснащена столярная мастерская. В классе, где занимаются учащиеся имеются верстаки, станки, приспособления и все необходимые инструменты, а так же в полной мере укомплектована мастерская дидактическими и наглядными материалами и приспособлениями.

В столярной мастерской есть три участка:

  1. Классный участок.

  2. Участок верстаков.

  3. Участок станков.

Классный участок. На этом участке размещены: классная доска, стол и стулья для учащихся, шкафы для хранения пособий, стол и верстак (рабочее место) учителя.

Участок верстаков. Большую часть мастерской занимают столярные верстаки. Верстак- рабочее место столяра – это специальный стол для столярных работ, где во время работы находятся инструменты и материалы, нужные для занятия.

Участок станков. Здесь помещаются машины, станки и другое оборудование, облегчающее труд человека.

Хранят все необходимые инструменты и материалы в специальных шкафах, установленных в мастерской. В мастерской много опасных предметов, которые требуют правильного и умелого обращения. Поэтому здесь нужно строго соблюдать правила поведения. Учащиеся обязаны знать, строго и точно выполнять все правила и инструкции по безопасности труда и санитарной гигиене.

Форма и режим занятий:

Первый год обучения рассчитан на детей 11-12 лет 36 часов в год (1 час в неделю).

Второй год обучения рассчитан на детей 12-13 лет 36 часов в год (1 час в неделю).



Программа предусматривает постепенное уменьшение помощи учащимся в умственных действиях и переход к более сложным видам ориентировки (от натурального предмета в сочетании с рисунком к графическому изображению объекта работ). Требования к развитию общетрудовых умений приводятся в темах программы, которые предполагают изготовление законченных изделий, то есть когда задача ориентировки в задании и планировании более сложна для учащихся. После того как учащиеся научатся выслушивать, повторять, запоминать простейшую характеристику объекта, осуществляется переход к следующему этапу обучения ориентировки в задании, когда анализ предмета проводится в групповой беседе.

  1. Прогнозируемые результаты.

Задаваемый программой уровень теоретической и практической подготовки учащихся предусматривает самостоятельное выполнение производственных заданий. Программа предусматривает, помимо устного, широкое использование письменного инструктирования, а так же предметных технологических карт. В процессе работы учащиеся без помощи учителя ориентируются в задании, планируют и контролируют правильность выполнения изделий.

Для эффективного обучения детей с ЗПР необходимо проводить систематическое изучение динамики развития их трудовых способностей. Трудовая подготовленность учащихся во многом зависит от умения использовать речь в трудовых действиях, прежде всего в формировании образа изготавливаемого объекта и планировании работы.

Программа кружка «Художественная обработка древесины» - художественно - эстетического направления, рассчитана на 2 года, которая носит индивидуальный и групповой характер обучения.

По виду – прикладной;

По типу – модифицированный;

По уровню освоения – углубленный уровень.

В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному образованию, которые до сих пор не используются в системе школьного и дополнительного образования.

Актуальность - данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.

Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены все элементы технологии выпиливания, вырезания, мозаики, резьбы по дереву, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.

Цель данной программы– сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты.

Внесены свои разделы с учетом интересов детей и с учетом их возраста. Программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разнообразные разделы в декоративно- прикладном творчестве.



































Учебно-тематический план

1 год обучения 36 часа

№п/п

Содержание темы

Количество часов

Всего

Теория

Практические работы

Раздел I. Выпиливание лобзиком (13 часов)

1.1

Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

1


1


1.2.

Основы материаловедения.

1

1


1.3.

Материалы, инструменты и приспособления.

1

0.5

0.5

1.4.

Виды резьбы по дереву.


1


0.5


0.5

1.5

Технология выпиливания лобзиком как разновидность

оформления изделия.

1

0.5

0.5

1.6

Технические приёмы выпиливания орнамента.

1

0.5

0.5

1.7

Сборочные и отделочные работы.

2

0.5

1.5

1.8

Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.


1


1


1.9

Работа над конструкцией изделия.

1

0.5

О.5

1.10

Построение орнамента.

1

-

1

1.11

Отделка изделия.

1

-

1

1.12

Изготовление изделия.

1


1



13

6

7

Раздел II. Художественное выжигание (10 часов)

2.1

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

1

05

05

2.2

Декорирование изделий выжиганием.

1

05

05

2.3

Основы композиции.

1

05

05

2.4

Подготовка заготовок к работе.

1


1

2.5

Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

1

05

05

2.6

Основные приёмы выжигания.

1

05

0.5

2.7

Технология выполнения приёмов выжигания

2


2

2.8

Отделка изделия.

1


1

2.9

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

1

-

1



10

2.5

7.5

Раздел III. Вырезание по бумаге (13 часов)

3.1

Организация рабочего места.

1

0.5

0.5

3.2

Инструменты и вспомогательные материалы

1

05

05

3.3

Приёмы вырезания

1

0.5

0.5

3.4

Способы оформления работы

1

0.5

0.5

3.5

Вырезание изделия

8

0.5

7.5

3.6

Выставка детского творчества

1





13

2.5

9.5







































Содержание программы

Раздел I. Выпиливание лобзиком (13часов)

Тема 1.1. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

Теория. Введение (1 час). ТБ, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Начальная диагностика.

Тема 1.2. Основы материаловедения

Теория (1 час). Основы материаловедения. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины. Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи.

Тема 1.3. Материалы, инструменты и приспособления

Теория и практика (1 час). Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов; характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки.

Тема 1.4. Виды резьбы по дереву.

Теория и практика (1 час). Народные художественные традиции; Виды и особенности резьбы по дереву. Источники орнаментальных узоров. Контурное выпиливание

Практическая работа: Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке.

Тема 1.5. Технология выпиливания лобзиком как разновидность

оформления изделия.

Теория и практика (1час). Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Особенности работы лобзиком

Практическая работа: изготовление подвижной игрушки.

Тема 1.6. Технология выпиливания орнамента.

Теория и практика (1час) Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента применяемые в работах лобзиком. Фурнитура. Конструкция, форма изделия. Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку.

Практическая работа: выпиливание лобзиком

Тема 1.7. Технология сборочных и отделочных работ.

Теория и практика (2часа) Технология сборочных и отделочных работ. Способы соединения деталей. Форма и конструкция деталей.

Практическая работа: зачистка и протравка морилкой древесины для корзиночки .

Тема 1.8 Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.

Теория (1 час) Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. - Назначение и виды орнамента;

- симметрия;

- орнаментальные розетты и полосы;

- сетчатый орнамент.

Тема 1.9. Работа над конструкцией изделия.

Теория и практика (1 час). Работа над конструкцией изделия.

- Плоские, объёмные изделия;

- изделия округлой формы;

- изделия со сложным орнаментом.

Практическая работа

Тема 1.10. Построение орнамента.

Практическая работа: перевод рисунка и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии. (1час)

-Плоские, объёмные изделия;

- изделия округлой формы;

- изделия со сложным орнаментом.

Тема 1.11. Отделка изделия.

Практическая работа: отделка изделия. (1час)

- Отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

- облицовывание шпоном;

- циклование и шлифование;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Тема 1.12. Изготовление изделия.

Практическая работа: выполнение настенного панно (1час)


Раздел II. Художественное выжигание (10часов)

Тема 2.1. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

Теория и практика (1 час) Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем

Правила:

- поведения и техники безопасности;

- пожарной и электробезопасности;

- пром.санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.

Тема 2.2. Технология декорирования изделий выжиганием.

Теория и практика (1 час) Технология декорирования изделий выжиганием

. - Подготовка материалов;

- перевод рисунка;

- приёмы выжигания.

Тема 2.3. Основы композиции.

Теория и практика (1 час) Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электро выжигателем. Основы композиции. - Основные принципы композиции;

- форма и конструкция изделия.

Тема 2.4.. Подготовка заготовок к работе.

Практическая работа: подготовка древесины к работе, выполнение контурного рисунка на древесине

- Основные требования к инструменту;

- уход за инструментом… (1 час)

Тема 2.5. Теория и практика (1час) Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

- Подготовка материалов;

- перевод рисунка;

- приёмы выжигания;

- способы соединения деталей;

- сборка изделия;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Практическая работа: выполнение контурного выжигания

Тема 2.6. Основные приёмы выжигания.

Теория и практика (1 час) Технология основных приёмов выжигания.

Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания.

Тема 2.7. Технология выполнения приёмов выжигания

Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания. Освоение приёмов выжигания. Выполнение настенного панно ( 2 часа)

Тема 2.8. Отделка изделия.

Практическая работа: выполнение настенного панно (1час)

- Отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Тема 2.9. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

Практическая работа: выполнение настенного панно

- Форма и конструкция изделия;

- назначение и виды орнамента;

- симметрия;

- изделия со сложным орнаментом. (1час)

Раздел III. Вырезание по бумаге (13часов)

Тема 3.1 Организация рабочего места.

Организация рабочего места. ТБ при работе с режущим инструментом. (1 час)

Практическая работа: (проба).

Тема 3.2. Инструменты и вспомогательные материалы

Теория: знакомить с инструментами и вспомогательными материалами.

Практическая работа

Тема 3.3. Некоторые виды вырезания (1час)

Теория: технология некоторых видов вырезания.

Практическая работа.

Тема 3.4. Теория .Способы оформления работы (1час)

Практическая работа

Тема 3.5.вырезание изделия (8часов)

Теория (0.5часов)

Практическая работа (7.5часов)

Тема 3.6.Итоговая аттестация.(знание теории и практики в форме выставки детского творчества).

Оснащение каждого занятия

Каждый ребенок должен иметь:

Карандаш

Линейка

Ластик

Тетрадь

Ручка

циркуль

Пилки для лобзика

Электровыжигатель

Акварель или гуашь

Копирка

Кисти

Стакан для воды



Учебно-тематический план


2 год обучения

№п/п

Содержание темы

Количество часов

Всего

Теория

Практические работы

Раздел I. Мозаика (12 часа)

1.1

Виды мозаики по дереву

1

1


1.2.

Материал

1

1


1.3.

Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ

1

1


1.4.

Приемы выполнения мозаики

3

1

2

1.5

Орнамент

1

05

05

1.6.

Сюжетный набор

2

05

1.5

1.7.

Наклеивание мозаичного набора на основу

2

05

1.5

1.8

Отделка мозаичного набора

1

0.5

0.5



12

6

6

Раздел II. Резьба по дереву (24часов)

2.1

Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.

1

1


2.2

Виды резьбы

1

1


2.3

Материал

1

1


2.4

Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву

1

1


2.5

Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.

1


1

2.6.

Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.

6

1

5

2.7

Контурная резьба

2


2

2.8.

Рельефная и скульптурная резьба

1

1


2.9

Отделка и реставрация резных изделий

1


1

2.10

Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку.

2

-

2

2.11

Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой.

2


2

2.12

Изготовление набора из двух разделочных досок.

4


4

2.13

Выставка детского творчества

1


1



24

6

18









Содержание программы

Раздел I. Мозаика

Тема 1.1 Виды мозаики по дереву

Теория: Из глубины веков. Основные виды мозаики по дереву Технико-технологические сведения:

- виды резьбы;

- отличительные черты;

- особенности композиции орнаментов;

- подготовка изделия к резьбе;

- приемы и способы выполнения мозаичных наборов;

- отделка изделия;

- требования к качеству работ;

- безопасность труда. (1 час)

Тема 1.2. Материал

Теория: Материал, текстура древесины. Цвет и блеск древесины (1час)

Тема 1.3. Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ

Теория: Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ. Рабочее место. (1 час)

Тема 1.4. Приемы выполнения мозаики

Теория :Технология выполнения мозаики. Подготовка рисунка для мозаичного набора, Изготовление деталей. Фигурный набор шпона. Технико-технологические сведения:

- принципы творческой переработки природных форм в орнаментные мотивы и сюжетные композиции;

- своеобразие трактовки форм растений, фигур птиц и животных выполняемых в технике резьбы и мозаики по дереву;

- зарисовки растений, птиц, животных;

- понятие о колорите;

- цветовой круг;

- цвета в композиции;

- однотонная и многоцветная композиция (1 часа)

Практическая работа: Выполнение мозаики типа паркета (2 часа)

Тема 1.5. Орнамент

Теория: Технология изготовления орнамента Общие сведения об орнаменте. Геометрический, растительный, геральдический (1 час)

Тема 1.6. Сюжетный набор

Теория: технология выполнения сюжетного набора (0.5 часа)

Практическая работа: выполнения сюжетного набора (1.5 часа)

Тема 1.7. Наклеивание мозаичного набора на основу

Теория: технология наклеивания мозаичного набора на основу (0.5 часа)

Практическая работа: Подготовка основы. Прессование. Приготовление и нанесение клея. (1.5 часа)

Тема 1.8. Отделка мозаичного набора

Теория : технология отделки мозаичного набора Технико-технологические сведения:

- материалы, инструменты, приспособления;

- технология отделки изделия;

- качество мозаичных работ;

- безопасность труда. (0.5часа)

Практическая работа: отделка мозаичного набора (1.5 часа)

Раздел II. Резьба по дереву

Тема 2.1. Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.

Теория :Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.

Технико-технологические сведения:

- правила поведения в мастерских;

- основные направления работы;

- задачи на год. (1час)

Тема 2.2. Виды резьбы

Теория: технология выполнения плосковыемчатой, плоскорельефной, рельефной, прорезной, домовой, скульптурной резьбы.

- виды резьбы по дереву;

- их характерные особенности и разновидности;

- правила безопасности труда при работе режущими инструментами. (1 час)

Тема 2.3. Материал

Теория: технология подготовки материала, Выбор материала Технико-технологические сведения:

- декоративные свойства дерева;

- клеи, склеивание, облицовывание художественных изделий;

- отделочные материалы и отделка;

- способы предупреждения и устранения дефектов. (1 час)

Тема 2.4. Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву

Теория : Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву (1 час)

Тема 2.5. Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. Технико-технологические сведения:

- виды ручного инструмента;

- требования к нему;

- технология изготовления;

- подготовка к работе.

Практическая работа: Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.

-Изготовление ножа-косяка;

- одностороннего прокола;

- двухстороннего прокола;

- подготовка к работе (1 час).

Тема 2.6. Геометрическая резьба по дереву.

Теория: технология выполнения геометрической резьбы по дереву. Технико-технологические сведения:

- история возникновения и развития;

- особенности;

- элементы геометрической резьбы;

- сочетание различных элементов;

- способы вычерчивания орнамента;

- материалы, инструменты;

- способы выполнения резьбы;

- безопасность труда при резьбе. (1час)

Практическая работа: Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.

Подготовка к резьбе. Резьба прямых двухгранных выемок. Резьба трехгранных выемок. Выполнение скобчатых порезок (лунок) Технико-технологические сведения:

Сочетание треугольников:

- с прямыми и кривыми сторонами;

- со сторонами разной длины;

- с миндалевидными углублениями;

- морщинистая резьба;

- безопасность труда при резьбе. (5часов)

Тема 2.7. Контурная резьба

Теория Технология выполнения контурной резьбы Технико-технологические сведения:

- своеобразие резьбы;

- особенности композиции орнаментов;

- подготовка изделия к резьбе.

Практическая работа: Выполнение орнамента (2 часа)

Тема 2.8. Рельефная и скульптурная резьба

Теория :технология выполнения рельефной и скульптурной резьбы Технико-технологические сведения:

- виды плоскорельефной резьбы;

- художественно-стилевые особенности резьбы;

- материалы, инструменты и приспособления;

- приемы выполнения видов резьбы;

- требования к качеству резьбы;

- безопасность труда при ее выполнении. (1 час)

Тема 2.9. Отделка и реставрация резных изделий

Практическая работа: Отделка и реставрация резных изделий Технико-технологические сведения:

- отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка. (1 час)

Тема 2.10. Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку.

Практическая работа Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку. Технико-технологические сведения:

- составление резной композиции;

- перенос ее на заготовку;

- способы выполнения резьбы;

- безопасность труда при резьбе. (2 часа)

Тема 2.11. Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой. Практическая работа Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой Технико-технологические сведения:

- подбор материала;

- составление резной композиции;

- перенос ее на заготовку;

- способы выполнения резьбы;

- отделка изделия;

- безопасность труда при резьбе.. (2 часа)

Тема 2.12. Изготовление набора из двух разделочных досок.

Практическая работа Изготовление набора из двух разделочных досок. Технико-технологические сведения:

- подбор материала;

- составление резной композиции;

- перенос ее на заготовку;

- выполнение резьбы;

- отделка изделия;

- безопасность труда при резьбе. (4часа)

Тема 2.13. Итоговая аттестация .

Выставка работ, их обсуждение. Выставка детского творчества.

Ожидаемые результаты:

Итогом года обучения учащиеся должны освоить :

-Выпиливание лобзиком

-Выжигание

-Мозаику

-Резьбу по дереву

-Уметь формировать художественный образ изделия

-Правильно организовать рабочее место

-Уметь работать в бригаде (при выполнении коллективных работ)

-





Библиографический список

для учителя:

1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978

2. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 1997.

3. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.

4. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.

5. /Сост. Гукасова А.М./ Внеклассная работа по труду - М.: Просвещение, 1981.

6. Домовая резьба (Технология. Материалы. Изделия.). /Сост. Рыженко В.И., Теличко А.А./ -М.: Рипол классик, 2004.

7. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2000.

8. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. - М.: Высшая школа, 1986. 9. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). - М.: Народное творчество, 2001.

10. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М.: Народное творчество, 2001.

11. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М.: Высшая школа, 1993.

12. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993.

13. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург, 1995.

14. Подгорный Н. Резьба. Мозаика. Гравирование. - Ростов - на - Дону.: Феникс, 2000.

15. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.

16. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 1998.

17. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). - Минск.: Современное слово, 2000.

18. Тымкив Б.М. Программа профессионального обучения учащихся VIII - IX классов средней образовательной школы. Профиль - художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1989.

19. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.

20. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.

Библиографический список

для учеников:

1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.

2.. Дымковский И.П Художественная резьба и мозаика по дереву. -Минск.: Элайда, 1999.

3. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.

4. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.

5. Плетение из лозы. /Сост. Лисин А.С../. - С-Пб.: Корона принт, 1999.

6. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000.

7. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.

8. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.

9. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.

10. Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.

11. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.

12. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!