СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс для 9 класса. "Решение расчетных задач по химии в с медико-биологическим содержанием"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи, составленные для данного элективного курс могут быть использованы на уроках химии в 9 классе для закрепления текущего материала, при повторении и для подготовки к сдаче ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс для 9 класса. "Решение расчетных задач по химии в с медико-биологическим содержанием"»

Программа элективного курса

«Решение расчетных задач по химии с медико-биологическим содержанием»

Пояснительная записка

Элективный курс «Решение расчетных задач по химии с медико-биологическим содержанием» рассчитан на 32 часа, рекомендован для учащихся 9 классов, проявляющих интерес к естественнонаучным дисциплинам и выбирающих для сдачи в качестве ОГЭ-химию и биологию. Данный курс является элементом пред профильной подготовки обучающихся. Данные задачи имеют медико-биологическую направленность, их можно использовать не только на дополнительных занятиях, но и во время опроса и при закреплении на уроках химии, предлагать в качестве домашнего задания.

Цели курса:

Развитие общекультурной компетентности учащихся, расширение и углубление химических и биологических знаний, использование их в практической деятельности; развитие познавательной активности, творческих способностей, формирование представлений о профессиях связанных с химией, фармакологией и медициной.

Задачи курса:

- совершенствование умений решать расчетные задачи: на вычисление массовой доли растворенного вещества в растворах, определение массовой доли элемента в сложном веществе, по уравнениям реакций (расчеты, когда исходные вещества содержат примеси, когда одно из реагирующих веществ взято в избытке, определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного);

-углубление, расширение и систематизация знаний обучающихся о строении, свойствах, применении и получении веществ;

- знакомство обучающихся с процессами, происходящими в организме человека, с действием химических веществ на организм человека;

- знакомство с профессиями фармацевта, лаборанта, медицинской сестры;

Содержание курса:

Введение (2ч)

Основные химические и физические величины. Основные типы расчетных задач по химии.

Тема 1.Решение задач по теме: Металлы главных подгрупп и их соединения.(6 ч)

Определение массовой доли элемента в сложном веществе. Расчеты по уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. Вычисление объема или массы продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.

Тема 2. Решение задач по теме: Металлы побочных подгрупп и их соединения. (3 ч)

Расчеты по уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. Вычисление объема или массы продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.

Тема 3. Решение задач по теме: Кислород, озон, воздух, водород. (3ч)

Расчеты по уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. Вычисление объема или массы продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси. Расчеты по определению массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного (и обратные задачи).

Тема 4 .Решение задач по теме: Галогены и их соединения. (3 ч)

Расчеты по уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. Вычисление объема или массы продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.

Тема 5. Решение задач по теме: Вода - растворитель. (3 ч)

Вычисление массовой доли и массы растворенного вещества в растворе. Задачи на смешение и разбавление растворов.

Тема 6. Решение задач по теме: Халькогены и их соединения (3 ч)

Расчеты по определению массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного (и обратные задачи). Определение массовой доли элемента в сложном веществе

Тема 7. Решение задач по теме:

Азот, фосфор и их соединения. (3 ч)

Вычисление объема или массы продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси. Расчеты по определению массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного (и обратные задачи). Определение массовой доли элемента в сложном веществе



Тема 8. Решение задач по теме: Углерод. кремний и их соединения. (4 ч)

Расчеты по определению массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного (и обратные задачи). Расчеты по уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. Вычисление объема или массы продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.

Итоговое занятие. (2 ч)

Решение расчетных задач разного типа. Составление авторских задач разного типа.

Требования к результатам обучения.

Обучающиеся должны:

знать основные физические и химические величины; основные типы расчетных задач по химии;

уметь делать

- расчеты по определению массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного (и обратные задачи);

- расчеты по уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке;

-вычисления объема или массы продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси;

- вычислять массовые доли элементов в сложном веществе

- вычисления массовой доли и массы растворенного вещества в растворе;

-вычисления при смешении и разбавлении растворов.

Литература

Габриелян О.С. Химия (класс 9 учебник)– М.: Дрофа, 2014

Литвинова Т.Н. « Задачи по общей химии с медико-биологической направленностью» - Ростов н/Д: Феникс, 2002

Синев Д.Н. Гуревич И.Я. «Пособие для фармацевтов аптек» Медицина, 1982

Милованова Л.Н. ,Тарусова Н.М., Бавошина Е.В. «Технология изготовления лекарственных форм» - Ростов н/Д: Феникс 2002

Ширшина Н.В. Химия .9 класс: Сборник элективных курсов. – Волгоград: Учитель, 2005

Шипарева Г.А. Программы элективных курсов. Химия. 8-9 классы. Предпрофильное обучение. – М. Дрофа, 2006

Приложение

Условия некоторых задач по курсу «Решение расчетных задач по химии с медико-биологическим содержанием»

1. Взрослый человек в сутки должен потреблять с пищей 3,5г калия, так как он поддерживает работу сердечной мышцы. В 100г кураги содержится 2,034г калия. Сколько граммов кураги нужно съесть, чтобы получить суточную норму калия?

2. В качестве слабительного средства применяют глауберову соль (Na2SO4*10H2O). Какую массу этой соли и воды нужно взять. Чтобы приготовить 120г 2% раствора сульфата натрия?

3. Как слабительное средство используется кристаллогидрат сульфата натрия (Na2SO4 * 10Н2О) известное как глауберова соль. Какое количество вещества сульфата натрия содержится в упаковке глауберовой соли массой 15 г?

4. При переедании может возникнуть изжога это - заброс в пищевод желудочного сока, который содержит 0,5 % соляной кислоты. Пищевую соду (гидрокарбонат натрия) применяют для устранения изжоги, при этом выделяется углекислый газ. Какой объем (н.у.) углекислого газа выделится, если на достаточное количество пищевой соды подействовать 150 г 0,5% раствора соляной кислоты?

5. Хлорид натрия (поваренную соль) используют для лечения гнойных ран. Солевой раствор при гнойных ранах не должен превышать 10%. Идеальным считается раствор концентрации в 9%, поскольку он идентичен слезе человека. Какую массу соли и воды нужно взять, чтобы приготовить 500г 9% раствора хлорида натрия?

6. Физиологический раствор это -  раствор хлорида натрия концентрации 0,9%. Концентрация соли в нем и в клетках плазмы крови организма человека одинаковая. Ингаляции с физраствором – эффективный метод терапии при болезнях, затрагивающих бронхи и легкие. Какую массу соли и воды нужно взять лаборанту, чтобы приготовить 500 г физиологического раствора?

7. При повышении кислотности желудочного сока назначают жжёную магнезию (MgO) по 1 г за приём. Достаточно ли её в количестве 0,1 моль для нейтрализации 200г 5% раствора хлороводорода?

8. В медицине для наложения фиксирующих гипсовых повязок используют полуводный (медицинский) гипс 2CaSO4*H2O-алебастр, который при взаимодействии с водой образует 2(CaSO4*2H2O ) - двуводный гипс. В каком веществе содержится большая доля элемента кальция?

9. Сульфат магния (горькая или английская соль) используется в медицине в качестве слабительного и содержится в морской воде концентрацией 0,13%.Какую массу этой соли можно получить из 10 кг морской воды?

10. Какую массу горькой соли, которую используют как слабительное, можно получить из 60г оксида магния, если обработать его 150г 10% -ым раствором серной кислоты?

11. При отравлении мухомором используется сульфат магния MqSO4*7Н20. Найдите массу 2 моль этого вещества. Какая масса 5% раствора гидроксида калия потребуется для полного осаждения 2 моль этого вещества?

12. Сульфат бария («баритовая каша»), благодаря нерастворимости и способности задерживать рентгеновские лучи применяют в рентгенодиагностике заболеваний желудочно-кишечного тракта. Какая масса 10%-го раствора серной кислоты должна прореагировать с гидроксидом бария, чтобы получить 50г «баритовой каши»? Какую массу гидроксида бария для этого нужно взять?

13. Паста Унна используется при лечении кожных заболеваний. В её состав входят: карбонат кальция, оксид цинка, гидроксид кальция, масло льняное. Из 30г этой пасты, содержащей 20% оксида цинка, выделили оксид цинка. К нему прилили 20г 5% раствора гидроксида калия. Какую массу комплексной соли при этом получили?

14. Порошок Боткина используется как лёгкое слабительное. В его состав входят гидрокарбонат натрия и сульфат натрия. Какой объем газа (н.у.) образуется ,если 50 г порошка Боткина ,содержащего 54% сульфат натрия, обработать соляной кислотой.

15. Микстура Бехтерева используется как успокаивающее средство. В её состав входят бромиды натрия, калия, аммония. Какой объем газа (н.у.) образуется ,если 150 г этой микстуры, содержащей 34% бромида аммония, обработать гидроксидом калия.?

14. Жидкость Алибура применяется для лечения гнойничковых заболеваний устьев волосяных мешочков. В её состав входят сульфаты цинка и меди(II), камфорный спирт и вода. Данное лекарственное средство обработали 120 г 5% раствора гидроксида натрия. Какую массу голубого осадка получили, если жидкость Алибура содержала 10 г сульфата меди(II)?

15. Раствор Липовецкого используется при лечении кожных заболеваний. Он применяется наружно. В его состав входят иодид калия, соляная кислота, вода. Для осаждения всего йода из 166г этого раствора затратили 2,24л (н.у.) хлора. Определите массовую долю иодида калия в этом растворе?

16. Смесь Бурже используется при желудочно-кишечных заболеваниях. Составьте формулы веществ этой смеси, если в её состав входят сульфат натрия, сульфат магния, оксид магния, гидрокарбонат натрия. Данную смесь обработали избытком соляной кислоты и получили 8г хлорида магния. Определите массу оксида магния, которая содержалась в смеси Бурже, если массовая доля выхода продукта реакции составляет 84,2% от теоретически возможного.?

17. Раствор Вишневского используется для местного обезболивания. Составьте формулы веществ этого раствора, если в его состав входят хлорид натрия, хлорид калия, хлорид кальция, соляная кислота, вода. Данный раствор обработали избытком раствора карбоната натрия и получили 2,24 л (н.у.). Определите количество вещества хлороводорода, содержащегося в растворе Вишневского.

18. Для лечения и профилактики гипертонии ( повышенного артериального давления) используется гиперсол. В его состав входят хлорид натрия, сульфат натрия, ортофосфат натрия, гидрокарбонат натрия, иодид натрия, хлорид калия, вода. Составьте формулы веществ этого средства. Гиперсол массой 11г обработали избытком хлора и получили 2,54г йода. Определите массовую долю иодида натрия в данном лекарственном препарате.

19. Кислород применяют в медицине в случаях временного затруднения дыхания, связанного с некоторыми заболеваниями. Его получают из атмосферного воздуха путем перегонки. Какой объем кислорода можно получить из 130 м3 воздуха, если объемная доля кислорода в воздухе составляет 21%?

20. При вдыхании воздуха, содержащего 0,1% угарного газа, человек может потерять сознание и умереть. Какой объем кислорода потребуется для сжигания 4м3 угарного газа.

21. В организме человека большая часть фосфора связана с кальцием и входит в состав скелета. Кроме костей, фосфор содержится в нервной ткани, крови, молоке. Определите, в каком веществе в ортофосфате кальция или гидроортофосфате кальция содержится больше фосфора.

22. Железо входит в состав гемоглобина, который осуществляет перенос кислорода от органов дыхания к другим органам и тканям. Соединения железа применяют для лечения малокровия (анемии). Некоторые минеральные воды содержат гидрокарбонат железа(II). Рассчитайте массовую долю железа в этом веществе.

23. Сульфат меди (II) задерживает рост и размножение бактерий, поэтому его используют при лечении конъюнктивитов в виде глазных капель (0, 25 % раствор). Какую массу 5% раствора гидроксида калия необходимо использовать для полного осаждения меди из 120 г глазных капель?

24. Нитрат серебра обладает бактерицидным действием. В виде карандаша (ляпис) его применяют для прижигания бородавок. Какую массу серебра можно выделить из такого карандаша массой 12 г, содержащего 5% нитрата серебра, с помощью меди. Массовая доля выхода продукта реакции от теоретически возможного составляет 90%.

25. За один час взрослый человек выдыхает примерно 20 л углекислого газа (н. у.). Какую массу карбоната кальция надо разложить, чтобы получить такой же объем этого газа.?
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!