Элективный курс
для учащихся 9-х классов
Деловое письмо
Пояснительная записка
Курс «Деловое письмо» направлен, прежде всего, на развитие и совершенствование культуры письма в целом.
Деловая речь - это нормативная литературная речь, она должна быть по возможности благозвучной.
Следовательно, цели профильного обучения школьников по курсу делового русского языка в общеобразовательном учебном заведении состоят в следующем:
показать значение специальной лексики, фразеологии, используемой в
официально-деловом стиле;
повысить речевую культуру;
расширить активный словарный запас учащихся;
совершенствовать практические, коммуникативные навыки и умения.
Задачи элективного курса:
закрепить и совершенствовать навыки владения нормами русского
литературного языка;
развивать речевое мастерство для подготовки к профессиональным ситуациям общения (заявления, автобиография, объяснительная и т.д.);
формировать практические умения в области стратегии и тактике речевого
поведения в различных формах и видах коммуникации (письменные, устные
формы и жанры речи);
• монологический, диалогический, полилогический виды речи).
Практическое значение для жизни элективного курса «Деловое письмо» трудно переоценить. Предполагается, что прослушав курс, учащиеся будут иметь опыт:
говорить и писать, владея навыками деловой речи;
уметь излагать свои мысли в устной и письменной форме в деловом общении;
уметь подбирать необходимую литературу на определенную тему.
В данном курсе все темы собраны воедино. Работа с лексико-фразеологическими и грамматическими особенностями официально-делового стиля, с образцами документов, вариантами их композиционной структуры начинается с азов.
Это позволяет вспомнить пройденное, получить дополнительные сведения, разобрать основные виды деловых бумаг и их особенности, обратиться к художественной литературе.
Курс имеет теоретико-практическую направленность и предполагает на базе
теоретических сведений организовать практическую работу.
Все задания рассчитаны на осмысленное применение знаний в практической деятельности. Знание особенностей составления документов предопределяет успешность обучения, особенно актуальную в ситуации делового общения. Новизна курса определяется формами организации учебного процесса, предлагаемыми методами обучения, приоритетом практики, лежащим в основе курса.
Отличительная черта творческих вопросов и заданий в том, что прямые ответы на них не найдешь в текстах учебника. Для ответа необходимо применить приобретенные знания.
Работа над курсом заканчивается защитой учениками своего «Портфолио» Портфель курса - собрание материалов, представляемое учащимися. Это и деловые письма конкретного содержания, составленные самостоятельно и по заданию учителя (тема предложена педагогом); это и самостоятельно выполненные образцы объявлений (возможно рекламных) и заявлений; это и пригласительные билеты, и протоколы, и характеристики - все то, чем занимался ученик на протяжении курса. Преимущества «портфеля»:
свидетельствует о дополнительной внеклассной работе школьников, относящейся к данному курсу;
стимулирует инициативное учение;
предоставляет учащимся большой контроль в плане самооценки;
дает учителю возможность отслеживать текущую успеваемость и прогресс в
обучении;
стимулирует рефлексию и самооценивание.
Курс рассчитан на 17 часов, разработан на основе требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы.
Учебно-тематический план
Тема | Общее количество часов | Форма контроля | В том числе |
теоретические часы | практические часы |
1. Введение. Официально-деловой стиль | 1 | подготовить сообщение «Язык дипломатии и язык законов» | 1 | |
2. Письмо | 1 | подготовить образец (по выбору) | 0,5 | 0,5 |
3. Адрес и телеграмма | 1 | подготовить образец | 0,5 | 0,5 |
4. Объявление. Объявление усложненного типа | 1 | подготовить образец (о продаже/ покупке, рекламного) по выбору | 0,5 | 0,5 |
5.Заявление. Расписка | 1 | | 0,5 | 0,5 |
6. Открытка. Пригласительный билет. | 1 | подготовить образец | 0,5 | 0,5 |
7. Памятка, правила | 1 | составить памятку, правила (по выбору) | 0,5 | 0,5 |
8. Характеристика (деловая, художественная) | 1 | написать характеристику (деловой, художественной) (по выбору) | 0,5 | 0,5 |
9. План работы | 1 | составить план работы класса (школы, отряда и др.) | 0,5 | 0,5 |
10. Отчёт | 1 | написать отчет о работе класса (школы, отряда и др.) | 0,5 | 0,5 |
11. Резюме | 1 | написать резюме по образцу документа (инд.) | 0,5 | 0,5 |
12. Справка, удостоверение. Инструкция | 1 | написать инструкцию по применению, использованию (по выбору) | 0,5 | 0,5 |
13. Доверенность. Объяснительная записка | 1 | описать ситуацию: нарушение трудовой дисциплины | 0,5 | 0,5 |
14. Автобиография | 1 | сообщение по литературному произведению | 0,5 | 0,5 |
15. Протокол (простой и сложный) | 1 | сделать выписку из протокола, составленного на уроке | 0,5 | 0,5 |
16. Типичные нарушения норм официально - делового стиля | 1 | тест; анализ ошибок, правка готовых работ | | 1 |
17. Итоговое занятие. Факс и электронная почта | 1 | Презентация «Портфолио» | 0,5 | 0,5 |
ИТОГО: | 17 | | | |
Содержание программы | Количество часов |
1. Введение. Официально - деловой стиль. Сферы использования: правовые, международные и деловые отношения. Официальное сообщение как основная функция официально делового стиля. Основные черты. Разновидности. Жанры. Языковые особенности. | 1 |
2. Деловое письмо. Личное письмо. Благодарственное письмо. Поздравительное письмо. Письмо с выражением соболезнования. Повторение темы: «Предложения с обращениями». | 1 |
3. Адрес и телеграмма. Адресат. Адресант. Требования к оформлению конверта. «Телеграфный стиль». Правила заполнения бланка телеграммы. Повторение темы: «Правописание собственных и нарицательных существительных» | 1 |
4. Объявление. Объявление усложненного типа. Составление текста объявления. (Цель: найти и устранить недочеты в текстах объявлений, закрепить навык оформления этой деловой бумаги). Повторение темы: «Правописание падежных окончаний имени существительных». «Правописание падежных окончаний действительных причастий» | 1 |
5. Заявление. Мотивированное заявление. Форма написания заявления, последовательность расположения элементов в нем. Повторение темы: « Предложения с однородными членами» (в начале или в конце учебного года) или с изучением сложноподчиненных предложений. Расписка. Составление схемы расписки (форма, элементы). Повторение: «Имя числительное» | 1 |
6. Открытка. Пригласительный билет. Пригласительный билет усложненного типа. План составления пригласительного билета. Написание приглашений. Повторение: «Правописание падежных окончаний имен существительных» «Обращение». | 1 |
7. Памятка, правила. Составление правил и памяток. Повторение: «Употребление наклонений глагола» | 1 |
8. Характеристика. Деловая. Художественная. Сопоставление деловой и художественной характеристик. Работа с текстами литературных произведений. (А.С. Пушкин «Капитанская дочка», И.С. Тургенев «Бежин луг» и др.) Повторение: грамматический материал, выбранный по усмотрению учителя. | 1 |
9. План работы. Форма и элементы. Составление плана. Резолюция. Повторение: употребление отглагольных существительных. | 1 |
10. Отчёт. Назначение и форма. Знакомство с образцами этой деловой бумаги. Составление отчета. Повторение: «Синтаксис простого предложения» | 1 |
11. Резюме. Что значит резюмировать? Обучение резюме. Работа с образцами резюме. | 1 |
12. Справка, удостоверение. Форма справки. Написание справки. Анализ текстов справок. Инструкция. Составление инструкций. Повторение: «Составное именное сказуемое», «Типы простого предложения». | 1 |
13. Доверенность: когда она пишется и что в ней указывается. Образцы доверенностей. Самостоятельное составление доверенностей. Повторение: «Предложения с обособленными членами» Объяснительная записка. Схема документа. Работа с образцами. Написание объяснительной записки. | 1 |
14. Автобиография (Официальный документ и литературное произведение). Работа с образцами. Форма деловой автобиографии. Составление автобиографии с последующим анализом. Повторение:« Обособленные предложения» | 1 |
15. Протокол (простой и сложный). Анализ образцов простого (резолютивного) и сложного протоколов. Форма составления протокола. Написание протокола. Обучение умению делать выписки из протокола. Повторение: «Прямая и косвенная речь». | 1 |
16. Типичные нарушения норм официально-делового стиля речи: несоблюдение правил составления и оформления документов, использование в деловых текстах разговорных и художественно- литературных средств языка, построение устных официальных выступлений по законам письменной речи. Употребление средств официально-делового стиля за его пределами. «Канцелярит» (К. Чуковский) | 1 |
17. Итоговое занятие. Работа с текстами деловых бумаг, различных по содержанию и назначению. Представление своего «Портфолио». Факс и электронная почта. Бланк. Визитная карточка | 1 |
Литература
1.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: грамматика, текст, стили речи. М.: «Просвещение», 1980г.
2.Касумова М.Ю. Деловой русский язык. Методическое пособие. Москва, 2005г.
З.Розенталь Д.Э. Русский язык М.: «Альянс = В», 1998г.
4.Семенюк А.А. Уроки углубленного изучения русского языка. 9 класс. М.: «Просвещение», 1994г.
5. Стилистика русского языка. /Автор программы С.С.
Вартапетова/Москва. «Дрофа», 2001г.
6. Стилистика языка и стилистика речи в школьном курсе
русского языка /Автор программы Баранов М.Т./ Москва.
«Дрофа» 2001г.
7.Щепина К.П. Обучение деловому письму на уроках русского языка. М.: «Просвещение», 1980г.