СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс дляучащихся 9 -го класса "Деловое письмо"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс «Деловое письмо» направлен, прежде всего, на развитие и совершенствование культуры письма в целом.

Деловая речь - это нормативная литературная речь, она должна быть по возможности благозвучной.

Следовательно, цели профильного обучения  школьников по курсу делового русского языка в общеобразовательном учебном заведении состоят в следующем:

  • раскрыть многообразие стилистических возможностей русского языка в официально-деловой речи;
  • дать представление о нормах письменной деловой речи;
  • показать значение специальной лексики, фразеологии, используемой в официально-деловом стиле;
  • повысить речевую культуру;
  • расширить активный словарный запас учащихся;
  • совершенствовать практические, коммуникативные навыки и умения.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс дляучащихся 9 -го класса "Деловое письмо"»

Элективный курс

для учащихся 9-х классов




Деловое письмо








Пояснительная записка

Курс «Деловое письмо» направлен, прежде всего, на развитие и совершенствование культуры письма в целом.

Деловая речь - это нормативная литературная речь, она должна быть по возможности благозвучной.

Следовательно, цели профильного обучения школьников по курсу делового русского языка в общеобразовательном учебном заведении состоят в следующем:

  • раскрыть многообразие стилистических возможностей русского языка в официально-деловой речи;

  • дать представление о нормах письменной деловой речи;

  • показать значение специальной лексики, фразеологии, используемой в
    официально-деловом стиле;

  • повысить речевую культуру;

  • расширить активный словарный запас учащихся;

  • совершенствовать практические, коммуникативные навыки и умения.

Задачи элективного курса:

  • закрепить и совершенствовать навыки владения нормами русского
    литературного языка;

  • развивать речевое мастерство для подготовки к профессиональным ситуациям общения (заявления, автобиография, объяснительная и т.д.);

  • формировать практические умения в области стратегии и тактике речевого
    поведения в различных формах и видах коммуникации (письменные, устные
    формы и жанры речи);

• монологический, диалогический, полилогический виды речи).

Практическое значение для жизни элективного курса «Деловое письмо» трудно переоценить. Предполагается, что прослушав курс, учащиеся будут иметь опыт:

  • говорить и писать, владея навыками деловой речи;

  • уметь излагать свои мысли в устной и письменной форме в деловом общении;

  • уметь подбирать необходимую литературу на определенную тему.

В данном курсе все темы собраны воедино. Работа с лексико-фразеологическими и грамматическими особенностями официально-делового стиля, с образцами документов, вариантами их композиционной структуры начинается с азов.

Это позволяет вспомнить пройденное, получить дополнительные сведения, разобрать основные виды деловых бумаг и их особенности, обратиться к художественной литературе.

Курс имеет теоретико-практическую направленность и предполагает на базе

теоретических сведений организовать практическую работу.

Все задания рассчитаны на осмысленное применение знаний в практической деятельности. Знание особенностей составления документов предопределяет успешность обучения, особенно актуальную в ситуации делового общения. Новизна курса определяется формами организации учебного процесса, предлагаемыми методами обучения, приоритетом практики, лежащим в основе курса.

Отличительная черта творческих вопросов и заданий в том, что прямые ответы на них не найдешь в текстах учебника. Для ответа необходимо применить приобретенные знания.

Работа над курсом заканчивается защитой учениками своего «Портфолио» Портфель курса - собрание материалов, представляемое учащимися. Это и деловые письма конкретного содержания, составленные самостоятельно и по заданию учителя (тема предложена педагогом); это и самостоятельно выполненные образцы объявлений (возможно рекламных) и заявлений; это и пригласительные билеты, и протоколы, и характеристики - все то, чем занимался ученик на протяжении курса. Преимущества «портфеля»:

  • свидетельствует о дополнительной внеклассной работе школьников, относящейся к данному курсу;

  • стимулирует инициативное учение;

  • предоставляет учащимся большой контроль в плане самооценки;

  • дает учителю возможность отслеживать текущую успеваемость и прогресс в
    обучении;

  • стимулирует рефлексию и самооценивание.

Курс рассчитан на 17 часов, разработан на основе требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы.





























Учебно-тематический план



Тема



Общее количество часов



Форма контроля



В том числе

теоретические часы

практические часы

1. Введение. Официально-деловой стиль

1

подготовить сообщение «Язык дипломатии и язык законов»

1


2. Письмо

1

подготовить образец (по выбору)

0,5

0,5

3. Адрес и телеграмма

1

подготовить образец

0,5

0,5

4. Объявление. Объявление усложненного типа

1

подготовить образец (о продаже/ покупке, рекламного) по выбору

0,5

0,5

5.Заявление. Расписка

1


0,5

0,5

6. Открытка. Пригласительный билет.

1

подготовить образец

0,5

0,5

7. Памятка, правила

1

составить памятку, правила (по выбору)

0,5

0,5

8. Характеристика (деловая, художественная)

1

написать характеристику (деловой, художественной) (по выбору)

0,5

0,5

9. План работы

1

составить план работы класса (школы, отряда и др.)

0,5

0,5

10. Отчёт

1

написать отчет о работе класса (школы, отряда и др.)

0,5

0,5

11. Резюме

1

написать резюме по образцу документа (инд.)

0,5

0,5

12. Справка, удостоверение. Инструкция

1

написать инструкцию по применению, использованию (по выбору)

0,5

0,5

13. Доверенность. Объяснительная записка

1

описать ситуацию: нарушение трудовой дисциплины

0,5

0,5

14. Автобиография

1

сообщение по литературному произведению

0,5

0,5

15. Протокол (простой и сложный)

1

сделать выписку из протокола, составленного на уроке

0,5

0,5

16. Типичные нарушения норм официально - делового стиля

1

тест; анализ ошибок, правка готовых работ


1

17. Итоговое занятие. Факс и электронная почта

1

Презентация «Портфолио»

0,5

0,5

ИТОГО:

17


































Содержание программы

Количество часов

1. Введение. Официально - деловой стиль. Сферы использования: правовые, международные и деловые отношения. Официальное сообщение как основная функция официально делового стиля. Основные черты. Разновидности. Жанры. Языковые особенности.

1

2. Деловое письмо. Личное письмо. Благодарственное письмо. Поздравительное письмо. Письмо с выражением соболезнования. Повторение темы: «Предложения с обращениями».

1

3. Адрес и телеграмма. Адресат. Адресант. Требования к оформлению конверта. «Телеграфный стиль». Правила заполнения бланка телеграммы. Повторение темы: «Правописание собственных и нарицательных существительных»

1

4. Объявление. Объявление усложненного типа. Составление текста объявления. (Цель: найти и устранить недочеты в текстах объявлений, закрепить навык оформления этой деловой бумаги). Повторение темы: «Правописание падежных окончаний имени существительных». «Правописание падежных окончаний действительных причастий»

1

5. Заявление. Мотивированное заявление. Форма написания заявления, последовательность расположения элементов в нем. Повторение темы: « Предложения с однородными членами» (в начале или в конце учебного года) или с изучением сложноподчиненных предложений. Расписка. Составление схемы расписки (форма, элементы). Повторение: «Имя числительное»

1

6. Открытка. Пригласительный билет. Пригласительный билет усложненного типа. План составления пригласительного билета. Написание приглашений. Повторение: «Правописание падежных окончаний имен существительных» «Обращение».

1

7. Памятка, правила. Составление правил и памяток. Повторение: «Употребление наклонений глагола»

1

8. Характеристика. Деловая. Художественная. Сопоставление деловой и художественной характеристик. Работа с текстами литературных произведений. (А.С. Пушкин «Капитанская дочка», И.С. Тургенев «Бежин луг» и др.) Повторение: грамматический материал, выбранный по усмотрению учителя.

1

9. План работы. Форма и элементы. Составление плана. Резолюция. Повторение: употребление отглагольных существительных.

1

10. Отчёт. Назначение и форма. Знакомство с образцами этой деловой бумаги. Составление отчета. Повторение: «Синтаксис простого предложения»

1

11. Резюме. Что значит резюмировать? Обучение резюме. Работа с образцами резюме.

1

12. Справка, удостоверение. Форма справки. Написание справки. Анализ текстов справок. Инструкция. Составление инструкций. Повторение: «Составное именное сказуемое», «Типы простого предложения».

1

13. Доверенность: когда она пишется и что в ней указывается. Образцы доверенностей. Самостоятельное составление доверенностей. Повторение: «Предложения с обособленными членами» Объяснительная записка. Схема документа. Работа с образцами. Написание объяснительной записки.

1

14. Автобиография (Официальный документ и литературное произведение). Работа с образцами. Форма деловой автобиографии. Составление автобиографии с последующим анализом. Повторение:« Обособленные предложения»

1

15. Протокол (простой и сложный). Анализ образцов простого (резолютивного) и сложного протоколов. Форма составления протокола. Написание протокола. Обучение умению делать выписки из протокола. Повторение: «Прямая и косвенная речь».

1

16. Типичные нарушения норм официально-делового стиля речи: несоблюдение правил составления и оформления документов, использование в деловых текстах разговорных и художественно- литературных средств языка, построение устных официальных выступлений по законам письменной речи. Употребление средств официально-делового стиля за его пределами. «Канцелярит» (К. Чуковский)

1

17. Итоговое занятие. Работа с текстами деловых бумаг, различных по содержанию и назначению. Представление своего «Портфолио». Факс и электронная почта. Бланк. Визитная карточка

1

























Литература


1.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: грамматика, текст, стили речи. М.: «Просвещение», 1980г.

2.Касумова М.Ю. Деловой русский язык. Методическое пособие. Москва, 2005г.

З.Розенталь Д.Э. Русский язык М.: «Альянс = В», 1998г.

4.Семенюк А.А. Уроки углубленного изучения русского языка. 9 класс. М.: «Просвещение», 1994г.

5. Стилистика русского языка. /Автор программы С.С.
Вартапетова/Москва. «Дрофа», 2001г.

6. Стилистика языка и стилистика речи в школьном курсе
русского языка /Автор программы Баранов М.Т./ Москва.
«Дрофа» 2001г.

7.Щепина К.П. Обучение деловому письму на уроках русского языка. М.: «Просвещение», 1980г.