Министерство образования и науки Российской Федерации
Комитет по образованию Администрации Шипуновского района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шипуновская средняя общеобразовательная школа №1»
Шипуновского района Алтайского края
«Рассмотрено» ШМО учителей математики Протокол №1 «29» 08. 2018 г. Руководитель ШМО _______________ Н.В.Вопилова | «Согласовано» Методический совет школы Протокол №_5 От «29» 08. 2018 г Зам директора по УВР __________________ Н.В.Васильева. | «Утверждено» Директор МБОУ «Шипуновская СОШ №1» _________________________ /Н.М. Виниченко/ Приказ № 128 от «30» 08 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ
"Графики вокруг нас»
для 9 класса
среднего общего образования
срок реализации 1 год
Рабочая программа по элективному курсу разработана на основе программ элективных курсов, авторской программы под редакцией М.Е.Козиной (Волгоград "Учитель", 2006г)
Составитель программы: Шеланкова Е.В.
учитель математики
Шипуново 2018
Рабочая программа элективного курса по математики для 9 класса составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. № 1089);
- обязательного минимума содержания основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19.05.1998г. № 1276);
- годового календарного графика школы (утвержден приказом директора школы 31.08.2017г. №141);
- учебного плана МБОУ «Шипуновская средняя общеобразовательная школа №1» (утвержден приказом директора школы 31.08.2017г. №141);
- Положения о рабочей программе МБОУ «Шипуновская средняя общеобразовательная школа №1» (утверждено приказом директора школы 21.05.2014г. №119А);
- Федерального перечня учебников на 2016-2017 учебный год (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253);
- основной образовательной программы МБОУ Шипуновской средней общеобразовательной школы №1 (утверждена приказом директора школы 27.08.2014г. №155);
- Положения о промежуточной и итоговой аттестации учащихся МБОУ Шипуновской средней общеобразовательной школы №1 (утверждено приказом директора школы 21.05.2014г. №119А);
- авторской программы под редакцией М.Е.Козиной (Волгоград «Учитель», 2006г.)
Пояснительная записка
Обучение математики в общеобразовательной школе определяется её ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчёты, пользоваться общепотребительной вычислительной техникой, читать информацию, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм. Всё больше специальностей требующих высокого уровня образования. Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом.
При изучении математики в школе, тема «функции и графики» по учебным пособиям «Алгебра 7,8,9» авторы Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, и др. учащимся даётся минимум знаний, поэтому представленный элективный курс рекомендуется для 9 класса.
Элективный курс включает в себя углубленное изучение темы «функции и графики» базовых общеобразовательных программ. Всего на проведение занятий отводится 34 часа.
Теоретический материал представлен в виде лекций или докладов учащихся. Он включает в себя повторение и обобщение курса алгебры 7-9 класс по теме «функция и графики» и дополнительный материал с углубленным изучением этой темы. Некоторый теоретический материал даётся в виде блок-схемы, который заучивается учащимися.
После изучения теоретического материала проводятся уроки практикумы, на которых ведётся отработка умений и навыков пройденного материала. На таких уроках рассматриваются более сложные задания на построения графиков функций и их исследование. В программе предусмотрено проведение 3 тематических зачётов (по одному часу каждый).
В конце программы дан перечень литературы, которая позволит более качественно и шире изучить рассматриваемые темы.
Представленный элективный курс содержит 5 основных тем.
«Исторические сведения»
«Определение функции, способы задания, свойства».
«Построение графиков сложных функций».
«Преобразование графиков».
«Задачи, решаемые с помощью функций и графиков ».
В программу курсов включена самостоятельная, поисковая и творческая деятельность учащихся в виде тестов, докладов, творческих заданий. В программе предусмотрено проведение 3 тематических зачётов (по одному часу каждый), а в конце проводится зачётная работа.
Актуальность программы связана с новыми требованиями к содержанию образованию, компьютеризации общества требующей математической грамотности и введения новой формы сдачи итоговой аттестации в 9 классах.
Данный элективный курс рассчитан в первую очередь на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике, сделать правильный выбор профиля обучения в старших классах и качественно подготовиться к ЕГЭ и конкурсным экзаменам в вузы. Он поможет школьникам систематизировать полученные на уроках знания по теме «функция и графики» и открыть для себя новые задания и их решения, которые не рассматриваются в рамках школьной программы.
Цели курса
Развитие устойчивого интереса учащихся к изучению математики.
Уточнить способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне и готовности в дальнейшем к профильному обучению в школе и вузе.
Углубить изучение темы «Функции и графики».
Качественно подготовить к экзаменам по алгебре.
Задачи курса
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
| Наименование тем курса | Всего часов | Содержание раздела |
1 | Исторические сведения | 2 | рассматривается история возникновения понятия функции, как они задаются, как образуются классы функций, из чего конструируются формулы. |
2 | Определение функции, способы задания. Свойства функции | 6 | Углубление знаний школьного курса изучения функций: вычисление значений функции по формуле, элементарные функции и их графики и свойства функций. |
3 | Сложные функции. Построение графиков сложных функций | 13 | В этой теме рассматриваются построение сложных функций более подробно, включая новые темы: построение графиков разрывных функций, многочленов, дробно-рациональных и функции с модулем. |
4 | Преобразование графиков | 2 | В курсе даются правила преобразований исходного графика y=f(x), при изменении формулы: y=f(x)+a; y=f(x+a); y=f(x+a)+b; y=fk(x); y=f(kx); y=f(-x); y= - f(x); y=/f(x)/; y=/f(x)/ и др. |
5 | Задания, в решении которых применяются функции и графики | 11 | рассматриваются задания, решаемые графическим способом, это уравнения, системы уравнений, неравенства второй степени и задания на координаты и графики. Задачи закрепляют и дополняют знания учащихся полученные на уроках. В теме координаты и графики идёт повторение геометрии. |
| итого | 34 | |
Календарно-тематический план
№п/п | тема | Количество часов | Дата проведения |
Исторические сведения 2 часа |
1 | Введение в элективный курс. | 1 | |
2 | Понятие «функции». Способы задания. | 1 | |
Определение функции, способы задания. Свойства функции 6 часов |
3 | Формула задающая функцию. | 1 | |
4 | Элементарные функции и их графики. | 2 | |
5 | Элементарные функции и их графики | |
6 | Исследование функции. | 2 | |
7 | Исследование функции. | |
8 | Самостоятельная работа. Тест. | 1 | |
Сложные функции. Построение графиков сложных функций 13 часов |
9 | Разрывные и кусочно-заданные функции. Построение графиков и исследование. | 2 | |
10 | Разрывные и кусочно-заданные функции. Построение графиков и исследование. | |
11 | Построение графиков кусочно-заданных функций. | 2 | |
12 | Построение графиков кусочно-заданных функций. Самостоятельная работа. | |
13 | Графики многочленов. | 2 | |
14 | Графики многочленов. | |
15 | Графики дробно-рациональных функций. | 2 | |
16 | Графики дробно-рациональных функций. | |
17 | Построение графиков функций содержащих модуль. | 4 | |
18 | Построение графиков функций содержащих модуль. | |
19 | Построение графиков функций содержащих модуль. | |
20 | Построение графиков функций содержащих модуль. | |
21 | Самостоятельная работа. | 1 | |
Преобразование графиков 2 часа |
22 | Преобразование графиков. | 2 | |
23 | Преобразование графиков. | |
Задания, в решении которых применяются функции и графики 11 часов |
24 | Решение уравнений и систем уравнений графическим способом. | 2 | |
25 | Решение уравнений и систем уравнений графическим способом. | |
26 | Решение неравенств второй степени графическим способом | 2 | |
27 | Решение неравенств второй степени графическим способом | |
28 | Задания из ОГЭ | 5 | |
29 | Задания из ОГЭ | |
30 | Задания из ОГЭ | |
31 | Задания из ОГЭ | |
32 | Задания из ОГЭ | |
33 | Итоговое повторение | 1 | |
34 | Итоговое повторение. Зачет | 1 | |
ЛИТЕРАТУРА
1. Алгебра в 8 классе: методические материалы/ С.Н.Никольский, М.К.Потапов . - М.: Просвещение, 2002
2. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов/ Галицкий М. Л.-М.: Просвещение, 1992
3. Планирование учебного материала для 8 класса с углубленным изучением математики// : методическое пособие/ Галицкий М. Л., Гольдман, А. М., Звавич, Л. И. - М., 1988.
4. Внеклассная работа по математике в 6- 8 классах : книга для Учителя/ Гусев В. А. - М.: Просвещение, 1984.
5. Что делать или 2730 конкурсных задач /С.А.Тынякин. - Волгоград, 2002
6. Математика 9 класс. ГИА 2017:учебно-методическое пособие/Лысенко С.Ю., Колабухова - Ростов-на-Дону.:Легион,2017
7. ЕГЭ.Математика. Типовые тестовые задания-2017 /А.Л.Семенов./М.Экзамен,2013
8. Система тренировочных задач и упражнений по математике/А.Я.Симонов и др..- М.: Просвещение, 1992
9.Математика 9 класс. ГИА 2018:учебно-методическое пособие/Д.А.Мальцев. – Народное образование, 2018
10.Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов «Графики улыбаются»/М.Е.Козина.-Волгоград: Учитеь, 2006
Интернет-ресурсы для учителя
1.Министерство образования РФ. - Режим доступа : http://www.informika.ru; http://www.ed.gov.ru;http://www.edu.ru
2.Тестирование online: 5-11 классы. - Режим доступа : http://www.kokch.kts.ru/cdo
3.Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое. - Режим доступа : http://teacher.fio.ru
4.Новые технологии в образовании. - Режим доступа: http://edu.secna.ru/main
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).
1.Интернет-портал Всероссийской олимпиады школьников. - Режим доступа : http://www.rusolymp.ru
2.Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады по математике. - Режим доступа :
http://www.eidos.ru/olymp/mathem/index.htm
3.Информационно-поисковая система «Задачи». - Режим доступа : http://zadachi.mccme.ru/easy
4.Задачи: информационно-поисковая система задач по математике. - Режим доступа : http://zadachi .mccme .ru
5.Конкурсные задачи по математике: справочник и методы решения. - Режим доступа : http://mschool.kubsu.ru/cdo/shabitur/kniga/tit.htm
6.Материалы (полные тексты) свободно распространяемых книг по математике. - Режим доступа: http://www.mccme.ru/free-books
7.Гущин Д.Д.Решу ЕГЭ и ГИА по математике. - Режим доступа : http://reshuege.ru/http://aimakarov.chat.ru/school/school.html
8.Виртуальная школа юного математика. - Режим доступа: http://math.ournet.md/indexr.htm
9.Библиотека электронных учебных пособий по математике. - Режим доступа : http://mschool.kubsu.ru
10.Заочная физико-математическая школа. - Режим доступа : http://ido.tsu.ru/schools/physmat/index.php
11.ФИПИ
Лист корректировки рабочей программы
№ п/п | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |