«Элективный курс – необходимый и особенный элемент учебного плана в общеобразовательной организации».
Автор: Малышев Николай Иванович, учитель истории и обществознания первой квалификационной категории МОУ СОШ р.п. им. В.И.Ленина МО «Барышский район» Ульяновской области.
Для реализации цели по созданию условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ необходимо использовать модель дифференциации обучения сиспользованием следующих учебных курсов:
- базовых общеобразовательных;
- профильных общеобразовательных;
- элективных;
- учебной практики.
Элективные курсы - новый элемент учебного плана. В зависимости от состава “комплекта” этих курсов может работать та или иная модель организации обучения.
Элективные курсы – курсы, которые учащиеся выбирают сами из имеющегося в общеобразовательной организации (далее – ОО) “комплекта”.
Примерное соотношение объемов базовых предметов, профильных и элективных курсов может быть 50%, 30%, 20% от общего числа учебного плана.
Выбор элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов составит индивидуальную образовательную “траекторию” для каждого учащегося.
Элективные курсы реализуются за счет компонента ОО и могут выполнять несколько функций:
- дополнять содержание одного из базовых курсов;
- удовлетворять разнообразные познавательные интересы учащихся.
Элективные курсы могут выполнить еще одну важную функцию – стать “полигоном” для создания и экспериментальной проверки нового поколения учебных материалов. Так как курсы должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают, появляется возможность на примере учебных пособий для элективных курсов отработать условия реализации мотивационной функции базового учебника.
В целях ориентации учащихся на выбор профиля обучения на старшемуровне предусматривается проведение в 9-х классах предпрофильной подготовки. Для этого в базисном учебном плане выделяется 2 часа в неделю (68 чов- в год) на специально организованные краткосрочные (от месяца до полугодия) курсы. Их цель – самоопределение школьников относительно профиля.
В течение учебного года учащийся может прослушать 8 разных видов курсов (при их месячной продолжительности), 4 вида курсов (длительностью в одну учебную четверть) или 2 вида курсов (при их продолжительности в одно учебное полугодие).
Условно можно выделить следующие типы элективных курсов:
I. Предметные курсы, задача которых – углубление и расширение знаний по предметам, входящим в базисный учебный план ОО.
II. Межпредметные элективные курсы, цель которых – интеграция знаний учащихся о природе. Они могут проводиться для оказания помощи учащимся в выборе профиля обучения в старших классах. В профильной школе такие курсы могут выполнять двоякую функцию:
- быть компенсирующим курсом для классов гуманитарного и социально-экономического профилей;
- быть обобщающим курсом для классов естественнонаучного профиля.
К элективным курсам предъявляются особые требования. Они направленны на активизацию самостоятельной деятельности учащихся, что реально возможно, поскольку эти курсы не связаны рамками образовательных стандартов и какими-либо экзаменационными материалами.
При работе в условиях нельзя забывать о главной задаче российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Таким образом, нельзя отказываться от цели приобретения учащимися знаний, умений, навыков (ЗУНов), но необходимо считать приоритетным направлением деятельности – развитие детей, обучение их решению учебных и жизненных проблем и умению учиться.
Элективные курсы связаны с приобретением учащимися общеучебных умений. Например,- с освоением способов анализа информации, приемов конструирования сообщения, способов совместной деятельности и решения проблем.
В учебниках для элективных курсов весьма желательно использовать ссылки на внешкольные источники информации (включая компьютерные сети) и на образовательный опыт, приобретенный вне рамок ОО (дополнительное образование, самообразование и социально-творческая деятельность).
Возможна адаптация наиболее удачных существующих курсов по выбору в различных странах мира к условиям России. С этой целью необходимо изучить опыт проведения элективных курсов в развитых странах и отобрать пособия, получившие широкое распространение.
Полезно также опираться на 30-летний опыт существования системы факультативных занятий в СССР. Тогда были созданы десятки программ разных факультативных курсов и, хотя не все из них стали массовыми, среди них было много весьма достойных, к тому же обеспеченных учебными пособиями для учащихся и методическими пособиями для учителей.
При изучении элективных курсов появляется возможность реализовать современную тенденцию, заключающуюся в том, что усвоение предметного содержания из цели образования превращается в средство такого эмоционального, социального и интеллектуального развития учащегося, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию.
Элективные курсы – третья составляющая часть учебного плана профильного класса наряду с базовыми и профильными общеобразовательными предметами.
Элективные учебные предметы выполняют широкий спектр функций и задач:
1. обеспечивают повышенный уровень освоения одного из профильных учебных предметов, его раздела;
2. служат освоению смежных учебных предметов на междисциплинарной основе (например, “История искусств”);
3. обеспечивают более высокий уровень освоения одного (или нескольких) из базовых учебных предметов;
4. служат формированию умений и способов деятельности для решения практических значимых задач;
5. обеспечивают непрерывность профориентационной работы;
6. служат осознанию возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути;
7. способствуют удовлетворению познавательных интересов и решению жизненно важных проблем;
8. способствуют приобретению школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке.
Элективные курсы в отличие от спецкурсов и факультативов, существующих ныне в ОО, являются обязательными для освоения старшеклассниками и призваны прежде всего удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого учащегося. Именно элективы, по существу, служат важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором содержания образования в зависимости от его интересов, способностей и последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы “компенсируют” во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.
Особо следует отметить такие важнейшие задачи элективных курсов, как формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности, необходимых для непрерывного профессионального образования; формирование опыта творческой деятельности; развитие умений выполнять опытно-экспериментальную работу; обеспечение условий для нравственного самосовершенствования.
Сложность и многоплановость задач элективных курсов диктуют необходимость создания системы их программно-методического обеспечения на строго выверенной концептуальной основе. Ее разработка должна осуществляться в логике личностно ориентированной парадигмы, которая рассматривает учащегося как активного субъекта, наделенного способностью к самоорганизации и непрерывному личностному саморазвитии.
Элективные курсы реализуются в ОО за счет времени, отводимого на её компонент.
Доминирующими технологиями и видами деятельности в процессе реализации элективов являются учебные практики, проектная и исследовательская деятельность. Эти формы обучения, наряду с развитием самостоятельной учебной деятельности учащихся, применением новых методов обучения (например, дистанционного обучения, учебных деловых игр и т.д.), станут важным фактором успешного проведения занятий по элективным курсам.
Предлагаемая организация обучения обуславливает необходимость разделения класса как минимум на две группы.
Элективные курсы, как наиболее дифференцированная, вариативная часть потребуют новых решений в их организации. Широкий спектр и разнообразный характер элективов может поставить в затруднительное положение, определяемое нехваткой педагогических кадров, отсутствием соответствующего учебно-методического обеспечения. В этих случаях особую роль приобретают сетевые формы взаимодействия ОО. Сетевые формы предусматривают объединение, кооперацию образовательного потенциала нескольких ОО, включая организации начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования.
Особую роль в успешном внедрении элективных курсов сыграет подготовка учебной литературы по этим курсам.
Подчеркну, что в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература и справочные издания.
Опыт ряда регионов показывает, что создаются собственные варианты элективных курсов. В этой связи можно рекомендовать создание банка данных по элективным курсам, организовать информационную поддержку и обмен опытом введения элективных курсов.
ОО принимает решение и несет ответственность за содержание, их проведение.
Создание элективных курсов – важнейшая часть обеспечения введения профильного обучения. Поэтому их разработка и внедрение являются частью региональных программ перехода к профильному обучению.
Успешное построение индивидуальной образовательной траектории предполагает систематическую рефлексию и уточнение сделанного учащимися выбора, коррекцию траектории. Поэтому профиль не должен превратиться в тупиковую изолированную ветвь, с которой невозможно свернуть. В определяющих документах выдвигается требование гибкость профиля. Это, в частности, означает, что первоначальный выбор профиля не может быть окончательным, жестко определяющим обучение на протяжении всей старшей ступени. Следовательно, должны быть специально предусмотрены механизмы: во-первых, регулярного переосмысления правильности сделанного ранее выбора; во-вторых, коррекции образовательной траектории, смены профиля обучения.
Для обеспечения возможности смены профиля без ущерба для учащегося при разработке образовательной программы надбазовую часть профильного предмета рекомендуется планировать в виде полугодовых завершенных модулей-спецкурсов. Раз в полугодие следует не только предоставлять право в случае необходимости изменить выбор спецкурсов, обеспечивающих вариативный компонент учебного плана, но ставить всех учащихся в ситуацию конкретизации собственной образовательной траектории на следующий период. Необходимо специально предусмотреть механизмы коррекции уровня освоения тех предметов, которые меняют статус. Причем наличие модульной системы значительно снижает необходимость коррекции.
Учебно-методический комплект по элективному курсу включает: образовательную программу; учебно-методические пособия (литература для учителя, литература для учащегося, дополнительная литература, электронные издания и Интернет-ресурсы); тексты информационных материалов для лекций, семинаров; каталог заданий для самостоятельной работы и методические рекомендации по их выполнению; индивидуальные и дифференцированные задания, в том числе задания в тестовой работы форме; программы учебных практик и методические рекомендации по их проведению; тематики исследовательских работ и проектов; программы их выполнения, методические рекомендации по их организации; образцы проектных и исследовательских работ.
Разработка элективных курсов не является непосредственной задачей учителя. В настоящее время они создаются широким кругом авторов. Однако этого недостаточно для всего многообразия потребностей образовательного процесса, так как учебные программы должны учитывать интересы учащихся, возможности педагогического коллектива и материально-техническое оснащение ОО. Другими словами, учителя сталкиваются с необходимостью обновления и самостоятельной разработки элективных курсов.
Виды элективных курсов определяются в зависимости от целей обучения. Поэтому изначально важно выбрать вид курса, который задает последующую логическую цепь его создания.
Например:
1. для повышения уровня изучения конкретной учебной дисциплины для подготовки учащихся к восприятию учебного предмета на профильном уровне;
2. для ориентации на выбор профиля обучения, знакомство с видами профессиональной деятельности и разными формами организации познавательной деятельности, характерными для данной дисциплины. Например, “Основы правовой грамотности”.
Разнообразие видов элективных курсов открывает широкие возможности для творчества учителя и выбора учащихся. Причем каждый педагог способен разработать несколько курсов и включить их в банк данных ОО (методического объединения), обновляя содержание по мере необходимости.
Каковы должны быть первые шаги? Сначала необходимо определить, на какую возрастную группу будет ориентирован предлагаемый курс: предпрофильный – на учащихся 9-х классов, профильный – на учащихся 10-11 классов.
При разработке профильного курса прежде всего необходимо определить основную цель. Ею является ориентация на создание конкретного класса. Это предусматривает увеличение объема знаний и умений, имеющих практическое значение, в том числе профессионально направленных. А для теоретического предметного курса одной из целей является повышение уровня изучения учебного предмета и применение из него знаний как на базовом, так и на профильном уровне.
Создатели курса ставят следующие цели. Во-первых, углубление или расширение рамок одного или нескольких профильных предметов. Во-вторых, повышение уровня изучения базового предмета в профильном классе, предполагающее подготовку к экзамену, в том числе в формате ЕГЭ. В-третьих, приобретение практико-ориентированных знаний и умений как в границах учебного предмета, так и практических навыков, основанных на внепредметных знаниях.
У каждого учителя есть любимые темы или разделы по его предмету, а также наиболее результативные формы организации учебного процесса, методики и технологии. Именно их и нужно использовать в элективных курсах, причем избранная тема необязательно должна быть из материала 9 или 10-11 классов. Однако содержание ее необходимо согласовать с уровнем развития учащихся.
В профильном обучении можно усложнить уже разработанные курсы или использовать другую тематику.
Для межпредметных курсов можно определить, с каким предметом осуществляется взаимосвязь, учитывая, что научная интеграция по многим смежным дисциплинам уже осуществлена. Кроме того, объединение возможно по методам, применяемым в разных учебных предметах соотнести уровень базового и профильного предмета, выделив основные знания и умения и обратив внимание на недостаточно раскрытые темы.
Элективный курс практической направленности можно использовать для продвижения на рынке труда.
Итак, выбор элективных курсов зависит от возрастной группы учащихся и их вида, целей, определяемых автором.