Исангильдина К.К.
Основы медицинских знаний.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа рассчитана на 35 часа. Программа может быть реализована в течение года.
ЦЕЛЬ: создать условия для овладения учащимися основными медицинскими терминами и понятиями; учить применять их на практике; расширить область знаний по биологии; сформировать интерес к профессиям, связанным с медициной.
Данная программа имеет ряд особенностей:
в сравнительно короткое время каждого занятия учащиеся должны овладеть определенными практическими навыками, научиться выполнять необходимые медицинские мероприятия;
успешное усвоение программы зависит от обеспечения наглядными пособиями и показа учителем приемов первой медицинской помощи;
овладение практическими навыками предполагает активную самостоятельную работу учащихся, это может быть реализовано при хорошем подборе дидактического материала
теоретический материал неразрывно связан с практикой, и каждое занятие является логическим продолжением предыдущего;
каждое новое занятие курса содержит вопросы для повторения, и учащиеся могут контролировать свои знания.
Результатами данной программы будут:
новые дополнительные знания по биологии (вне базового курса);
овладение новыми практическими навыками оказания первой медицинской помощи, умение применять получение знания на практике, выбирать средства для решения поставленных задач, что воспитывает целеустремленность, собранность, желание помогать другим;
профессиональная ориентация;
выбор профиля в дальнейшем;
умение работать самостоятельно и в группе.
Данная программа предназначена для обучения учащихся 8-х
классов. Преподавание курса «Основы медицинских знаний» для учащихся 8классов как дополнительного образования обусловлено многими
причинами. Ежегодные медицинские осмотры школьников свидетельствуют
о том, что у многих из них есть комплекс заболеваний. Это и нарушение
зрения, осанки, сколиоз, нервно-психические расстройства, отравления.
Подростки рано начинают курить, употреблять спиртные напитки,
наркотические средства, что приводит к серьезным последствиям.
Для решения этих проблем важным является профилактическое
направление в отношении здоровья населения и в первую очередь детей и
подростков. Поэтому приоритетным направлением при обучении 8-хклассов
является формирование принципов здорового образа жизни.
Учащиеся 8-х классов, должны иметь соответствующие знания и практические навыки по оказанию первой медицинской помощи человеку, находящемуся в чрезвычайной ситуации, уметь оказывать само и взаимопомощь при различных травмах и неотложныхсостояниях.
Цели и задачи программы:
Цель программы:
Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к
сохранению и укреплению здоровья на основе принципов здорового образа
жизни;
Приобретение навыков распознавания неотложных состояний и умений
оказывать первую доврачебную помощь;
Реализация цели предусматривает решение следующих задач:
1.Заинтересовать и направить учащихся на ведение здорового образа жизни,
борьбу с вредными привычками.
2.Познакомить учеников со строением и основными функциями
человеческого организма.
3. Познакомить учащихся с различными видами травм и неотложных
состояний.
4.Научить приемам оказания первой доврачебной помощи при закрытых и
открытых травмах
5.Обучить методам оказания реанимационной помощи
6.Сформировать тактику поведения в стрессовой ситуации, способствующую
сохранению жизни и здоровья.
Рабочая программа дисциплины «Основы медицинских знаний»
составлена в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта начального дополнительного образования
медицинского направления.
Программа включает тематический план, перечень знаний и умений,
формируемых у учащихся, содержание теоретического и практического
обучения, список учебной литературы, учебно-наглядных и технических
средств обучения.
Содержание программы разработано с учетом имеющихся у учащихся
знаний по биологии, гигиене и санитарии, физике, химии и другим
предметам.
Сохранение и укрепление здоровья, физическое развитие – это важная и
неотъемлемая часть подготовки учащихся в мед. училище, ветеренарное училище и.т.д.
первостепенное место в программе уделяется изучению темы «Понятие о
здоровье и здоровом образе жизни». Особое внимание уделяется
закаливанию, правильному питанию, гигиеническим навыкам. Не менее
важное значение уделяется теме «Вредные привычки и борьба с ними». Для
большей наглядности при изучении данной темы используется демонстрация
видеофильмов.
Важнейшим условием сохранения здоровья является учет возможности
заболеваний и травм, необходимости оказания само и взаимопомощи. В
процессе обучения ученики знакомятся с медицинскими и подручными
средствами оказания первой помощи, изучают различные виды травм, их
признаки и правила оказания первой помощи.
Большое внимание уделяется практическим занятиям. Каждый прием по
оказанию первой помощи обязательно закрепляется на практике.
Решающее значение в дальнейшем прогнозе и исходе при наиболее
тяжелых травмах имеет транспортировка пострадавших. Учащиеся учатся,
как правильно транспортировать пострадавшего в лечебное учреждение, не
навредив его состоянию.
Образовательные методики (формы проведения занятий)
Лекции
Собеседования
Самоподготовка
Индивидуальные и групповые консультации
Групповые обсуждения
Работа в малых творческих группах
Практические задания
Формы проверки знаний
Устный опрос
Решение тестовых заданий
Контрольные работы
Решение ситуационных задач
Выполнение реферативных работ
Основные знания и умения, приобретаемые учащимися при изучении
данного курса
Учащийся должен знать:
-принципы и методы формирования здорового образа жизни, профилактику
вредных привычек
-неотложные состояния и приемы оказания доврачебной помощи при них
-иметь представление о закрытых и открытых травмах и их признаках
-знать средства для оказания само и взаимопомощи
Уметь:
-применить на практике принципы здорового образа жизни
-оказывать первую помощь при неотложных состояниях
-владеть приемами реанимационных мероприятий
-оказывать первую помощь при закрытых и открытых травмах,
кровотечениях, ожогах , обморожениях, электротравмах
Объем дисциплины
Курс «Основы медицинских знаний» составляет 35ч часов и изучается в
течение учебного года.
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Замечание |
1 | Введение | |
2 | Правила личной гигиены и здоровье | |
3 | Нравственность и здоровье. Формирование Правильного взаимоотношения полов. | |
4 | Заболевания, передаваемые половым путем. | |
5 | Психологическое состояние человека. Причины самоубийства | |
6 | Семья в современном обществе. Законодательство о семье | |
7 | Основы медицинских знаний | |
8 | Общие принципы неотложной помощи при терминальных состояниях | |
9 | Оказание первой помощи пострадавшим с повреждениями вследствие механических воздействий | |
10 | Техника оказания первой помощи при различных видах травм | |
11 | Первая помощь при поражении электрическим током | |
12 | Оказание первой помощи при утоплении и поражении холодом | |
13 | Помощь при термических и химических ожогах, солнечном и тепловом ударах | |
14 | Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых | |
15 | Основные инфекционные заболевания и их классификация | |
16 | Понятие об иммунитете, прививках | |
17 | Профилактика инфекционных заболеваний. | |
18 | Раны. Первая помощь при ранениях | |
19 | Кровь. Кровотечение, характеристика. Первая помощь. | |
20 | Переломы. Первая помощь | |
21 | Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца | |
22 | Ожоги. Первая помощь | |
23 | Первая помощь утопающему | |
24 | Отравление пищей. Первая помощь | |
25 | Отравление несъедобными грибами. | |
26 | Лекарственные растение и их применение | |
27 | Экскурсия в аптеку | |
28 | Вирусы-внутриклеточные паразиты вызывающие болезни | |
29 30 | Роль бактерий в природе и жизни человека Презентация о бактериях | |
31 | Лекарственные препараты. Домашняя аптечка | |
31 | Паразитические черви вызывающие заболевание | |
32 | Фильм или презентация про паразитических червей. | |
33 | Витамины и их значение | |
34 | Викторина по теме: «Основы медицины» | |
35 | Итог | |
Используемая литература:
Большая медицинская энциклопедия. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 864с.
Первая медицинская помощь при заболеваниях и несчастных случаях. – Харьков, 2007
Основы безопасности жизнедеятельности.-Волгоград 2005.