Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа села Ягодное
Ставропольского района Самарской области
Элективный курс
«Основы современного делопроизводства»
для учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ
Количество часов: 17
(1 час в неделю)
Автор: Кузнецова Резида
Минихайовна
учитель русского языка и
литературы ГБОУ СОШ
с. Ягодное Ставропольского
района Самарской области
2012 г
Содержание
1. Введение_________________________________________________1
2. Пояснительная записка_____________________________________2
3. Тематическое планирование________________________________6
4. Список использованной литературы _______________________8
Введение
Сегодня совершенствование управления производственно-хозяйственными системами, повышение уровня организации и эффективности управленческого труда во многом зависит от того, насколько рационально поставлено на предприятиях делопроизводство. Поэтому профессия секретаря –делопроизводителя остаётся актуальной и востребованной. Но новые экономические условия требуют и нового, современного подхода к его профессиональным и личностным качествам. Зачастую учащиеся считают эту работу неинтересной, скучной и неперспективной. Да и много их, закончивших краткосрочные курсы, остаётся потом не у дел. А , между тем, работа секретаря может являться стартовой для последующей успешной карьеры и дать необходимые в деловом мире практические знания и умения.
«Основы современного делопроизводства» адресованы не только тем, кто хотел бы освоить основы профессии, но и широкому кругу учащихся. Ведь любой из нас, уже начиная со школьной скамьи, сталкивается с документоведением. Грамотно составить заявление, договор, расписку, иные документы, а также уметь проконтролировать при необходимости правильность составленных иными лицами документов в отношении себя, своих близких, чётко, лаконично и полно написать, например, резюме или автобиографию,- всё это требует владения навыками делопроизводства.
Поэтому курс является актуальным.
Сложность состоит в том, что ввиду небольшого количества часов дать глубокие знания и отработать в достаточной мере необходимые секретарю-референту знания невозможно. Однако этих часов вполне достаточно, чтобы учащиеся имели представление о профессии и её перспективах.
Пояснительная записка
Элективный курс рассчитан на 17 часов (1 полугодие 9, 10 или 11 класса). Запланированный объём необходим для ознакомления с профессией секретаря и овладения базовыми навыками.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение (овладение нормами официально-делового стиля).
Программа способствует созданию условий для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и способствует профессиональному самоопределению.
Цели курса:
-сформировать у учащихся представление о профессии, месте и роли секретаря - делопроизводителя в деятельности предприятия, а также о его личностных качествах;
-дать необходимые знания, навыки и умения, необходимые для дальнейшего профессионального самоопределения и обучения;
-способствовать формированию качеств личности, необходимых для жизни в современном обществе и решения практических проблем (умение брать ответственность на себя, рационально планировать своё время и пути достижения цели, креативность , умение доводить начатое до конца, толерантность, стремление к самореализации и постоянному самосовершенствованию, в том числе и в профессиональном плане, умение работать в команде и др.)
Задачи курса:
-сформировать умение грамотно составлять деловые документы в рамках курса, развивать знания в области стилистики и практической грамотности деловой речи;
-помочь ученику объективно оценить свой потенциал, выявить наличие личностных качеств, необходимых в данной профессии и развивать их;
-создать условия для раскрытия творческого потенциала учащихся, формирования качеств личности, необходимых для жизни в современном обществе и успешной социализации;
-способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию грамотной речи и письма.
Основные методы преподавания - использование информационных технологий, проблемного обучения, проектной деятельности.
Формы организации учебных занятий - ролевые игры, практикумы, лекции.
Работа предполагается индивидуальная, парная и групповая.
Формы контроля – текущий и тематический (тесты, презентации, создание и редактирование текстовых документов, собеседование) и итоговый (зачётное занятие в виде защиты проектов).
В результате обучения учащиеся должны:
- иметь представление о профессии секретаря-референта, его примерных должностных обязанностях и дальнейших профессиональных перспективах;
-иметь необходимые знания, навыки и умения для дальнейшего профессионального самоопределения и обучения;
-знать нормы деловой письменной и устной речи в рамках курса и применять их на практике;
-уметь грамотно составлять основные управленческие документы.
Тематическое планирование курса
№п/п | Тема | Кол-во часов | Форма занятия |
1
2
3
4
5
6
7
8 9
10 11
12
15 16 | Роль и значение профессии делопроизводителя. (3 часа) «От Головы до кончиков ногтей…» Профессиональные и личные качества. Три формы организации делопроизводства. Организация работы секретаря- референта. Оборудование офиса. Особенности официально - делового стиля. Ведение делопроизводства в организации, учреждении. (3 часа) Делопроизводство по личному составу. Делопроизводство по письменным и устным обращениям граждан. Основные требования к оформлению управленческих документов. Практикум. Практикум. IT-технологии на службе у секретаря.
Оформление и составление основных видов управленческих документов. ( 3 часа) Современное деловое письмо. Организационно-распорядительные документы. Документы оперативной информации. Практикум. Работа групп над проектами. Зачётное занятие. Защита проектов «КлАСсный секретарь-АС офисной работы».
Итого: 17 часов. |
1
1
1
2
1
1
1
1 2
1 1
1
2 1
|
Лекция. Беседа. Тест.
Лекция. Беседа.
Лекция. Ролевая игра. Лекция и практикум.
Лекция. Создание проекта «В моём офисе». Лекция. Работа в парах (редактирование). Лекция. Редактирование.
Практическое занятие. Практическое занятие.
Лекция. Редактирование. Лекция. Редактирование. Лекция. Редактирование. Практическое занятие. |
Список литературы, использованной при создании курса:
1. М.В.Кирсанова. Современное делопроизводство: Учебное пособие.
Москва, Инфра-М, 2010.
2. Г.А.Цукерман, Б.М.Мастеров. Психология саморазвития.
Москва, Интерпракс, 1995.
3. М.Ю. Савченко, Л.А.Обухова. Управление процессом самоопределения учащихся 9 классов: профильная ориентация. Культура личной работы.
Воронеж, 2006.
4. М.Ю.Савченко. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам.
Москва, «Вако», 2008.