СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по обществознанию для 9 класс "Практическое обществознание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс   «Практическое  обществознание»  предназначен  для  подготовки  обучающихся   9-х классов  к  ОГЭ.  Занятия   ориентированы  на   повторение,  систематизацию  и  углублённое изучение  курса  обществознания  основной  школы,  а  также  на  выработку  практических навыков и умений работы с материалами ОГЭ, для подготовки обучающихся  9-х классов к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ОГЭ.  ОГЭ  по обществознанию  относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Занятия по подготовке к  ОГЭ по обществознанию  предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию.  Занятия  ориентированы на  повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной  школы, а также на подготовку обучающихся 9-х  классов к ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по обществознанию для 9 класс "Практическое обществознание"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1»

Рекомендовано:

Предметной комиссией протокол от _________ №__

__________ _____________

Подпись ФИО


Согласовано:

Заместитель директора по УР

______________________

дата

_________ _____________

Подпись ФИО


Утверждено:

Приказ от __________ № ___

Директор МАОУ СОШ №1

_________ _____________

Подпись ФИО


города Покачи Ханты-Мансийского автономного округа-Югры







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса «Практическое обществознание»

по обществознанию

для 9 «А» «Б» класса

17 часов

Составитель рабочей программы:

_Ходырева Марина Николаевна




















2021-2022 учебный год



Пояснительная записка.

Курс «Практическое обществознание» предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углублённое изучение курса обществознания основной школы, а также на выработку практических навыков и умений работы с материалами ОГЭ, для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ОГЭ. ОГЭ по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Занятия по подготовке к ОГЭ по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной школы, а также на подготовку обучающихся 9-х классов к ОГЭ.

Срок реализации: 1 год( 2021-2022)

Количество часов: 17 часов.

Цель курса: целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации ОГЭ по обществознанию, расширение

содержания образовательной области.

Задачи курса:

- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в форме ГИА или экзамена;

- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;

- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;

- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях,

- формировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;

- дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

развивать умения учащимися получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;

- способствовать становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

- формировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе;

- подготовить обучающихся к продолжению образования в 10-11 классах.

Требования к уровню подготовки выпускников:

Знать и понимать

1. Биосоциальную сущность человека

2. Основные этапы и факторы социализации личности

3. Место и роль человека в системе общественных отношений

4. Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы

5. Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также

важнейших социальных институтов

6. Основные социальные институты и процессы

7. Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных

норм, механизмы правового регулирования

8. Особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь

1. Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

2. Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и

понятиями

3. Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)

4. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

5. Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

6. Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы

7. Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

8. Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам

9. Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу

10. Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретённые знания и умения для :

1. Самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации

2. Оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации

3. Решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности

4. Ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции

5. Предвидения возможных последствий определённых социальных действий

6. Ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования

7. Оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты:

  • умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

  • способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

  • умение выполнять познавательные и практические задания, направленные на:

  • 3использование элементов причинно-следственного анализа;

  • исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные результаты:

познавательные

  • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности

людей;

  • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии,

правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах

своей дееспособности;

  • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;ценностно-мотивационные

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человекаи развитии общества;

  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовые

  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетические

  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативные

  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;

  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

  • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Содержание программы элективного курса

Особенности ОГЭ по обществознанию (1ч.) Спецификация. Кодификатор. Основные типы заданий.

Входной контроль (1ч.) Проведение диагностического тестирования в формате ОГЭ с целью определения уровня подготовленности обучающихся и усвоения ими материала курса «Обществознание» за 5 – 8 класс.

Раздел 1. Общество (3ч.) Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное,

индустриальное, информационное общества. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма. Решение заданий ОГЭ по данной теме.

Раздел 2. Человек, личность (2ч.)

Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения

взаимопонимания. Индивид, индивидуальность, личность. Решение заданий ОГЭ по данной теме.

Раздел 3. Экономическая сфера жизни общества (3ч.)

Экономика и её роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля. Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике.

Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.

Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика. Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады,

ценные бумаги). Экономические цели и функции государства. Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами. Решение заданий ОГЭ по данной теме.

Раздел 4. Социальные отношения (2ч.)

Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Решение заданий ОГЭ по данной теме.

Раздел 5. Политика (2ч.) Политика, её роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей;

государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство, политические режимы. Выборы, референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция – основной закон государства; основы конституционного строя РФ; федерация, её субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное самоуправление. Решение заданий ОГЭ по данной теме.

Раздел 6. Право (2ч.)

Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребёнка. Гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; семейные правоотношения, гражданские правоотношения. Правоохранительные органы. Решение заданий ОГЭ по данной теме.

Итоговый контроль (1ч.)

Тематическое планирование.


Название темы/ раздела

Количество часов

1

Особенности ОГЭ по обществознанию

1

2

Входной контроль

1

3

Раздел 1. Общество

3

4

Раздел 2. Человек, личность

2

5

Раздел 3. Экономическая сфера жизни общества

3

6

Раздел 4. Социальные отношения

2

7

Раздел 5. Политика

2

8

Раздел 6. Право

2

9

Итоговое повторение

1

Итого

17 часов



Календарно-тематическое планирование


Название темы

Количество часов

1

Особенности ОГЭ по обществознанию

1

2

Входной контроль

1

Раздел 1. Общество ( 3 часа)

3

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

1

4

Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы.

1

5

Решение заданий ОГЭ

1

Раздел 2. Человек, личность (2часа)

6

Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания. Индивид, индивидуальность, личность.

1

7

Решение заданий ОГЭ

1

Раздел 3. Экономическая сфера жизни общества ( 3 часа)

8

Экономика и её роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов.

1

9

Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики.

1

10

Решение заданий ОГЭ

1

Раздел 4. Социальные отношения ( 2 часа)

11

Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения

1

12

Решение заданий ОГЭ

1

Раздел 5. Политика ( 2 часа)

13

Политика, её роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство, политические режимы. Выборы, референдум; партии и движения; многопартийность.

1

14

Решение заданий ОГЭ

1

Раздел 6. Право

15

Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребёнка. Гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; семейные правоотношения, гражданские правоотношения. Правоохранительные органы.

1

16

Решение заданий ОГЭ

1

17

Итоговое повторение

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!