СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «Практические вопросы обществознания» для 10-11 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс предназначен для расширения знаний обучающихся, сдающих ЕГЭ и носит практико - оринированную направленность.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Практические вопросы обществознания» для 10-11 класса»













Рабочая программа

элективного курса

для обучающихся 10-11 класса

на 2020 – 2022 учебный год
















Составитель программы:

Михайленко И.М.,

учитель истории и обществознания










г. Сальск

2020 г.


Пояснительная записка.


Рабочая программа элективного курса «Практические вопросы обществознания» разработана в соответствии с нормативными документами:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г. (с изменениями и дополнениями).

2.Федеральный государственный образовательным стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) (с изменениями и дополнениями).

3. Приказ Министерства просвещения РФ №345 от 28.12. 2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).

4. Примерная программа по обществознанию для среднего общего образования, авторской программы учебного курса для обучающихся общеобразовательных школ Л.Н.Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, Н.И. Городецкой. Обществознание. 10-11 класс, Москва, Просвещение, 2016.

Реализация курса обеспечивается следующим УМК:.

- Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П. А. Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко; под редакцией П. А. Баранова. – М.:АСТ: Астрель, 2017 г.
- Клименко А.В., Румынина В.В. «Обществознание». Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы, Москва, «Дрофа», 2016 г.

- Пархоменко И.Т, «Обществознание: вопрос и ответ», Пособие для старшеклассников и абитуриентов средних специальных и высших учебных заведений, Ростов-на-Дону: «Учитель», 2016 г.

- Т.Е.Лискова, Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по обществознанию, ФИПИ, Москва, 2019 г.

Цели и задачи элективного курса

Цель элективного курса – систематизация и углубление знаний обучающихся по обществознанию.

Задачи:

развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения. Основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина. Для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений. Отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защиты правопорядка в обществе.

Общая характеристика элективного курса

 Обществознание — учебная дисциплина, цель которой состоит в том, чтобы, овладев основами социально-гуманитарных наук — наук о человеке и обществе, — обучающиеся получили комплексное и целостное знание об обществе. Этими науками являются философия, социология, социальная психология, социология, политология, правоведение, культурология, экономическая теория. Поэтому предмет обществознания чрезвычайно сложен и многомерен, требует неординарного поиска ответов на поставленные вопросы, оперирования понятиями всех перечисленных выше наук об обществе. Обществознание направлено непосредственно на изучение наиболее типичных и существенных черт современного общества, форм и направлений его развития.

Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др. выпускники нуждаются в дополнительной теоретической и практической работе. Ряд ключевых обществоведческих понятий был раскрыт на ступени основного курса за 8-9 класс на уровне описания отдельных признаков и проявлений, что явно недостаточно для успешной сдачи экзамена. В итоговой аттестации конкретно выражена как теоретическая, так и практическая составляющая – комплекс умений, связанный с использованием обществоведческих знаний при анализе и оценке фактов и процессов социальной реальности. Практические навыки в рамках урока (2 часа в неделю) отрабатываются, но этого явно недостаточно. Так, мини-сочинение, как форма актуализирующая компетентность обучающихся, слабо освоена в рамках обычного преподавания. Более целенаправленной работы требуют также умения: соотносить теоретический материал с жизненными реалиями, оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на основе обществоведческих знаний, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения общественных наук, оперировать терминами и понятиями в заданном контексте, решать проблемно-познавательные задачи, применяя социально-гуманитарные знания и др. Обучающихся необходимо знакомить со структурой и содержанием экзаменационной работы, дополнительными учебными пособиями, соответствующими научному уровню знаний, сборниками заданий заданиями для тренировки, подготовленными авторами – разработчиками КИМов и т.д.

Элективный курс «Практические вопросы обществознания» является актуальным, так как он сконцентрирован на повторении, систематизации и углублении курса обществознания средней школы, направлен на практическую работу, а также ориентирован только на тех обучающихся, которые в этом непосредственно заинтересованы. Курс сочетает лекционную и практическую работу, тренинги, самостоятельную работу, анализ источников и др. Курс позволит преодолеть определенный психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания. Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем курса подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность курса.

Планируемые результаты курса

Предметными результатами освоения содержания программы элективного курса в Познавательной сфере являются:

1. Получать относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей.

2. Систематизировать знания ключевых понятий базовых для обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности.

3. Анализировать ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности.

4. Находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями).

5. Давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей.

6. Быть готовым к успешной сдаче экзамена в формате ЕГЭ.

Ценностно-мотивационной:

1. Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества.

2. Сопоставление основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.

3. Аргументировать свою оценку по вопросам приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности.

Трудовой:

1. Объяснение особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних.

2. Понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества.

Эстетической:

1. Понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания.

2. Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества.

Коммуникативной:

1. Характеризовать определяющие признаки коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности.

2. Объяснение новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации.

3. Понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения.

4. Понимание значения коммуникации в межличностном общении.

5. Взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.

6. Владение отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

1. Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни.

2. заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны.

3. Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения проявляются в умении:

1. Организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

2. Объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив.

3. Анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели Поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.).

4. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога.

Содержание учебного предмета

Содержание предмета отобрано на основе методических рекомендаций ФИПИ 2019 г.

Раздел 1 «Человек и общество»:

Трудные вопросы раздела: понятие истины, свойства истины, относительная и абсолютная истина, критерии истины; формы чувственного познания, формы рационального познания; теоретический и эмпирический уровни научного познания; мировоззрение и его виды; общественный прогресс и общественный регресс, критерии общественного прогресса, противоречивый характер его последствий.

Раздел 2 «Общество как мир культуры»:

Трудные вопросы раздела: тенденции развития современного образования, система российского образования; особенности религии как формы (области) духовной культуры, мировые религии; особенности искусства как формы (области) духовной культуры виды искусства, особенности эстетического познания мира;

особенности морали как формы (области) духовной культуры, основные понятия морали, нравственные принципы.

Раздел 3 «Право»:

Трудные вопросы раздела: организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности (с опорой на Гражданский кодекс РФ. Ч. I, гл. 4, ст. 50);

стороны гражданского судопроизводства, обязанности сторон, судебные доказательства (с опорой на Гражданский процессуальный кодекс РФ, гл. 1, 4 (ст. 38); основные принципы, участники и стадии уголовного процесса, меры процессуального воздействия (с опорой на Уголовно-процессуальный кодекс РФ, гл. 2, 5–8, 12–14); особенности административной юрисдикции (с опорой на Кодекс РФ об административных правонарушениях, гл. 2, 3; Кодекс административного судопроизводства РФ, гл. 1, 4); понятие воинской обязанности, обязанности призывника, отсрочка от призыва; освобождение от службы в армии, понятие альтернативной гражданской службы (далее – АГС), срок АГС, основания замены военной службы по призыву АГС (с опорой на Конституцию РФ, ст. 59; ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», ст. 1, 2, 7, 9, 22–25; ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», ст. 1–5); правотворчество и законотворчество, стадии законотворческого процесса в РФ; законодательство Российской Федерации о выборах; экологические права и обязанности граждан, объекты охраны окружающей среды, способы защиты гражданами своих экологических прав, экологические правонарушения, юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Раздел 4 «Экономика»:

Трудные вопросы раздела: постоянные и переменные издержки; интенсивные и экстенсивные факторы экономического роста, понятие и показатели экономического развития, ВВП. Функции центрального банка, коммерческие банки и другие финансовые организации; внутренние и внешние источники финансирования бизнеса; инвестиции, виды ценных бумаг (с опорой на Гражданский кодекс РФ. Ч. I, гл. 7, § 1), фондовый рынок; инфляция, виды инфляции в зависимости от причин и темпов, последствия инфляции, антиинфляционная политика государства; понятие мировой экономики, международное разделение труда, международная торговля и ее регулирование, глобальные экономические проблемы.

Раздел 5 «Социальные отношения»:

Трудные вопросы раздела: социальная структура общества, критерии социальной стратификации, социальное неравенство, роль образования как канала социальной мобильности; причины, виды, этапы, последствия социальных конфликтов; способы поведения в конфликтной ситуации; механизм социального контроля и его функции, социальные санкции (позитивные и негативные, формальные и неформальные), самоконтроль. Межнациональные отношения; этносоциальные конфликты, пути их разрешения; конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации.

Раздел 6 «Политика»:

Трудные вопросы раздела: сущность, субъекты и этапы политического процесса; типы политических процессов; сущность и типология политического лидерства, функции политического лидера; избирательная кампания в Российской Федерации.

Особое внимание при изучении вышеуказанных разделов обращается на то, как в учебниках из Федерального перечня называются: виды потребностей, сферы (подсистемы) общественной жизни, формы чувственного и рационального познания, методы научного познания, виды (типы) культуры, типы обществ, факторы производства и факторные доходы, виды инфляции, типы безработицы, критерии социальной стратификации, подсистемы политической системы общества, типы политического лидерства. Обществознание – это учебный предмет с определенным понятийным аппаратом, владение которым выпускники должны продемонстрировать на экзамене.











Учебно-тематический план

10 класс (1 час в неделю, 35 в год)


№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

Формы контроля

1.

Введение в курс «Практические вопросы обществознания».

2


2.

«Человек и общество».

10

Практикум, тест в форме ЕГЭ

3.

«Общество как мир культуры».

7

Практикум, тест в форме ЕГЭ

4.

«Право».

12

Практикум, тест в форме ЕГЭ

5.

Итоговое повторение.

4

тест в форме ЕГЭ





Учебно-тематический план

11 класс (1 час в неделю, 34 часа в год)


№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

Формы контроля

1.

«Экономика».


12

Практикум, тест в форме ЕГЭ

2.

«Социальные отношения».


7

Практикум, тест в форме ЕГЭ

3.

«Политика».

10

Практикум, тест в форме ЕГЭ

4.

Итоговое повторение.

5

тест в форме ЕГЭ

















Календарно – тематическое планирование

10 класс (1 час в неделю, 35 в год)


№ п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

Формы контроля

Дата проведения /форма проведения

очно

дистанционно

1.

Введение в курс «Практические вопросы обществознания».

2




У1

Введение в курс «Практические вопросы обществознания».





У2

Актуальные вопросы практического обществознания.





2.

«Человек и общество».

10




У3

«Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы.





У4

Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательной линии «Познание».





У5

Теория на практике: понятие истины, свойства и критерии истины.


практикум



У6

Теория на практике: относительная и абсолютная истина


мини-сочинение



У7

Теория на практике: формы чувственного и рационального познания.


практикум



У8

Теория на практике: теоретический и эмпирический уровни научного познания.


практикум



У9

Теория на практике: мировоззрение и его виды.


практикум



У10

Теория на практике: общественный прогресс и общественный регресс. Критерии общественного прогресса.


практикум



У11

Теория на практике: противоречивый характер последствий прогресса.


практикум



У12

Итоговое занятие по разделу: «Человек и общество»


Тест в форме ЕГЭ



3.

«Общество как мир культуры»

7




У13

«Общество как мир культуры»: ключевые понятия и трудные вопросы.





У14

Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательной линии: «Общество как мир культуры»





У15

Теория на практике: тенденции развития современного образования, система российского образования.


практикум



У16

Теория на практике: особенности религии как формы (области) духовной культуры, мировые религии.


практикум



У17

Теория на практике: особенности искусства как формы (области) духовной культуры виды искусства, особенности эстетического познания мира.


практикум



У18

Теория на практике: особенности морали как формы (области) духовной культуры, основные понятия морали, нравственные принципы.


Мини-сочинение



У19

Итоговое занятие по разделу: «Общество как мир культуры».


Тест в форме ЕГЭ



4.

«Право».

12




У20

«Право»: ключевые понятия и трудные вопросы.






У21

Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательной линии: «Право».





У22

Теория на практике: организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности (с опорой на Гражданский кодекс РФ. Ч. I, гл. 4, ст. 50).


практикум



У23

Теория на практике: стороны гражданского судопроизводства, обязанности сторон, судебные доказательства (с опорой на Гражданский процессуальный кодекс РФ, гл. 1, 4 (ст. 38).


практикум



У24

Теория на практике: основные принципы, участники и стадии уголовного процесса, меры процессуального воздействия (с опорой на Уголовно-процессуальный кодекс РФ, гл. 2, 5–8, 12–14).


мини-сочинение



У25

Теория на практике: особенности административной юрисдикции (с опорой на Кодекс РФ об административных правонарушениях, гл. 2, 3; Кодекс административного судопроизводства РФ, гл. 1, 4).


практикум



У26

Теория на практике: понятие воинской обязанности, обязанности призывника, отсрочка от призыва; освобождение от службы в армии.


практикум



У27

Теория на практике: понятие альтернативной гражданской службы (далее – АГС), срок АГС, основания замены военной службы по призыву АГС (с опорой на Конституцию РФ, ст. 59; ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», ст. 1, 2, 7, 9, 22–25; ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», ст. 1–5).


практикум



У28

Теория на практике: правотворчество и законотворчество, стадии законотворческого процесса в РФ.


практикум



У29

Теория на практике: законодательство Российской Федерации о выборах.


практикум



У30

Теория на практике: экологические права и обязанности граждан, способы защиты экологических прав, экологические правонарушения и юридическая ответственность.


мини-сочинение



У31

Итоговое занятие по разделу: «Право»


тест в форме ЕГЭ



5.

Итоговое повторение курса «Практические вопросы обществознания».

4




У32

Поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма). Отработка заданий 4–19.


тест в форме ЕГЭ



У33

Решение познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Отработка заданий 4–19.


тест в форме ЕГЭ



У34

Систематизация, анализ и обобщение неупорядоченной социальной информации. Отработка 20 задания.


тест в форме ЕГЭ



У35

Решение социологических задач, как один из сложных практических вопросов обществознания. Отработка задания 26.


тест в форме ЕГЭ







Календарно – тематическое планирование

11 класс (1 час в неделю, 34 часа в год)


№ п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

Формы контроля

Форма проведения

очно

дистанционно

1.

«Экономика».


12




У1

«Экономика»: ключевые понятия и трудные вопросы.





У2

Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательной линии: «Экономика».





У3

Теория на практике: постоянные и переменные издержки.


практикум



У4

Теория на практике: внутренние и внешние источники финансирования бизнеса;


практикум



У5

Теория на практике: интенсивные и экстенсивные факторы экономического роста, показатели экономического развития, ВВП.


практикум



У6

Теория на практике: функции центрального банка, коммерческие банки.


практикум



У7

Теория на практике: инвестиции, виды ценных бумаг, фондовый рынок.


практикум



У8

Теория на практике: инфляция, виды инфляции в зависимости от причин и темпов.


мини-сочинение



У9

Теория на практике: последствия инфляции, антиинфляционная политика государства.


практикум



У10

Теория на практике: понятие мировой экономики, международное разделение труда.


практикум



У11

Теория на практике: международная торговля и ее регулирование


Практикум



У12

Теория на практике: глобальные экономические проблемы.


тест в форме ЕГЭ



2.

«Социальные отношения».


7




У13

Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательной линии: «Социальные отношения».





У14

Теория на практике: социальная структура общества, критерии социальной стратификации.


практикум



У15

Теория на практике: социальное неравенство, роль образования как канала социальной мобильности.


практикум



У16

Теория на практике: причины, виды, этапы, последствия социальных конфликтов; способы решения.


мини-сочинение



У17

Теория на практике: межнациональные отношения, межнациональные конфликты и пути их разрешения.


практикум



У18

Теория на практике: механизм социального контроля и его функции, социальные санкции, самоконтроль.


Практикум



У19

Теория на практике: конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.


тест в форме ЕГЭ



3.

«Политика».

10




У20

«Политика»: ключевые понятия и трудные вопросы.





У21

Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательной линии: «Политика».





У22

Теория на практике: сущность, субъекты и этапы политического процесса.


практикум



У23

Теория на практике: типы политических процессов.


практикум



У24

Теория на практике: многообразие политического поведения.


практикум



У25

Теория на практике: гражданское общество и правовое государство.


мини-сочинение



У26

Теория на практике: сущность, функции, типология политического лидерства.


практикум



У27

Теория на практике: понятие, виды и функции политической элиты.


практикум



У28

Теория на практике: СМИ и ее функции.


практикум



У29

Теория на практике: избирательная кампания в Российской Федерации.


тест в форме ЕГЭ



4.

Итоговое повторение элективного курса «Практические вопросы обществознания»

5




У30

Поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма). Отработка заданий 4–19.


тест в форме ЕГЭ



У31

Применение обществоведческих знаний при решении познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Отработка задания 27.


практикум



У32

Составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Отработка задания 28.


практикум



У33

Анализ фрагмента научно-популярного текста. Отработка заданий 21–24.


практикум



У34

Анализ фрагмента научно-популярного текста. Отработка заданий 21–24.


тест в форме ЕГЭ