Рабочая программа
элективного курса
для обучающихся 10-11 класса
на 2020 – 2022 учебный год
Составитель программы:
Михайленко И.М.,
учитель истории и обществознания
г. Сальск
2020 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса «Практические вопросы обществознания» разработана в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г. (с изменениями и дополнениями).
2.Федеральный государственный образовательным стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) (с изменениями и дополнениями).
3. Приказ Министерства просвещения РФ №345 от 28.12. 2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).
4. Примерная программа по обществознанию для среднего общего образования, авторской программы учебного курса для обучающихся общеобразовательных школ Л.Н.Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, Н.И. Городецкой. Обществознание. 10-11 класс, Москва, Просвещение, 2016.
Реализация курса обеспечивается следующим УМК:.
- Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П. А. Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко; под редакцией П. А. Баранова. – М.:АСТ: Астрель, 2017 г.
- Клименко А.В., Румынина В.В. «Обществознание». Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы, Москва, «Дрофа», 2016 г.
- Пархоменко И.Т, «Обществознание: вопрос и ответ», Пособие для старшеклассников и абитуриентов средних специальных и высших учебных заведений, Ростов-на-Дону: «Учитель», 2016 г.
- Т.Е.Лискова, Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по обществознанию, ФИПИ, Москва, 2019 г.
Цели и задачи элективного курса
Цель элективного курса – систематизация и углубление знаний обучающихся по обществознанию.
Задачи:
• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения. Основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина. Для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений. Отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защиты правопорядка в обществе.
Общая характеристика элективного курса
Обществознание — учебная дисциплина, цель которой состоит в том, чтобы, овладев основами социально-гуманитарных наук — наук о человеке и обществе, — обучающиеся получили комплексное и целостное знание об обществе. Этими науками являются философия, социология, социальная психология, социология, политология, правоведение, культурология, экономическая теория. Поэтому предмет обществознания чрезвычайно сложен и многомерен, требует неординарного поиска ответов на поставленные вопросы, оперирования понятиями всех перечисленных выше наук об обществе. Обществознание направлено непосредственно на изучение наиболее типичных и существенных черт современного общества, форм и направлений его развития.
Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др. выпускники нуждаются в дополнительной теоретической и практической работе. Ряд ключевых обществоведческих понятий был раскрыт на ступени основного курса за 8-9 класс на уровне описания отдельных признаков и проявлений, что явно недостаточно для успешной сдачи экзамена. В итоговой аттестации конкретно выражена как теоретическая, так и практическая составляющая – комплекс умений, связанный с использованием обществоведческих знаний при анализе и оценке фактов и процессов социальной реальности. Практические навыки в рамках урока (2 часа в неделю) отрабатываются, но этого явно недостаточно. Так, мини-сочинение, как форма актуализирующая компетентность обучающихся, слабо освоена в рамках обычного преподавания. Более целенаправленной работы требуют также умения: соотносить теоретический материал с жизненными реалиями, оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на основе обществоведческих знаний, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения общественных наук, оперировать терминами и понятиями в заданном контексте, решать проблемно-познавательные задачи, применяя социально-гуманитарные знания и др. Обучающихся необходимо знакомить со структурой и содержанием экзаменационной работы, дополнительными учебными пособиями, соответствующими научному уровню знаний, сборниками заданий заданиями для тренировки, подготовленными авторами – разработчиками КИМов и т.д.
Элективный курс «Практические вопросы обществознания» является актуальным, так как он сконцентрирован на повторении, систематизации и углублении курса обществознания средней школы, направлен на практическую работу, а также ориентирован только на тех обучающихся, которые в этом непосредственно заинтересованы. Курс сочетает лекционную и практическую работу, тренинги, самостоятельную работу, анализ источников и др. Курс позволит преодолеть определенный психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания. Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем курса подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность курса.
Планируемые результаты курса
Предметными результатами освоения содержания программы элективного курса в Познавательной сфере являются:
1. Получать относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей.
2. Систематизировать знания ключевых понятий базовых для обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности.
3. Анализировать ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности.
4. Находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями).
5. Давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей.
6. Быть готовым к успешной сдаче экзамена в формате ЕГЭ.
Ценностно-мотивационной:
1. Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества.
2. Сопоставление основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.
3. Аргументировать свою оценку по вопросам приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности.
Трудовой:
1. Объяснение особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних.
2. Понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества.
Эстетической:
1. Понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания.
2. Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества.
Коммуникативной:
1. Характеризовать определяющие признаки коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности.
2. Объяснение новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации.
3. Понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения.
4. Понимание значения коммуникации в межличностном общении.
5. Взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
6. Владение отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
1. Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни.
2. заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны.
3. Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения проявляются в умении:
1. Организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).
2. Объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив.
3. Анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели Поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.).
4. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога.
Содержание учебного предмета
Содержание предмета отобрано на основе методических рекомендаций ФИПИ 2019 г.
Раздел 1 «Человек и общество»:
Трудные вопросы раздела: понятие истины, свойства истины, относительная и абсолютная истина, критерии истины; формы чувственного познания, формы рационального познания; теоретический и эмпирический уровни научного познания; мировоззрение и его виды; общественный прогресс и общественный регресс, критерии общественного прогресса, противоречивый характер его последствий.
Раздел 2 «Общество как мир культуры»:
Трудные вопросы раздела: тенденции развития современного образования, система российского образования; особенности религии как формы (области) духовной культуры, мировые религии; особенности искусства как формы (области) духовной культуры виды искусства, особенности эстетического познания мира;
особенности морали как формы (области) духовной культуры, основные понятия морали, нравственные принципы.
Раздел 3 «Право»:
Трудные вопросы раздела: организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности (с опорой на Гражданский кодекс РФ. Ч. I, гл. 4, ст. 50);
стороны гражданского судопроизводства, обязанности сторон, судебные доказательства (с опорой на Гражданский процессуальный кодекс РФ, гл. 1, 4 (ст. 38); основные принципы, участники и стадии уголовного процесса, меры процессуального воздействия (с опорой на Уголовно-процессуальный кодекс РФ, гл. 2, 5–8, 12–14); особенности административной юрисдикции (с опорой на Кодекс РФ об административных правонарушениях, гл. 2, 3; Кодекс административного судопроизводства РФ, гл. 1, 4); понятие воинской обязанности, обязанности призывника, отсрочка от призыва; освобождение от службы в армии, понятие альтернативной гражданской службы (далее – АГС), срок АГС, основания замены военной службы по призыву АГС (с опорой на Конституцию РФ, ст. 59; ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», ст. 1, 2, 7, 9, 22–25; ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», ст. 1–5); правотворчество и законотворчество, стадии законотворческого процесса в РФ; законодательство Российской Федерации о выборах; экологические права и обязанности граждан, объекты охраны окружающей среды, способы защиты гражданами своих экологических прав, экологические правонарушения, юридическая ответственность за экологические правонарушения.
Раздел 4 «Экономика»:
Трудные вопросы раздела: постоянные и переменные издержки; интенсивные и экстенсивные факторы экономического роста, понятие и показатели экономического развития, ВВП. Функции центрального банка, коммерческие банки и другие финансовые организации; внутренние и внешние источники финансирования бизнеса; инвестиции, виды ценных бумаг (с опорой на Гражданский кодекс РФ. Ч. I, гл. 7, § 1), фондовый рынок; инфляция, виды инфляции в зависимости от причин и темпов, последствия инфляции, антиинфляционная политика государства; понятие мировой экономики, международное разделение труда, международная торговля и ее регулирование, глобальные экономические проблемы.
Раздел 5 «Социальные отношения»:
Трудные вопросы раздела: социальная структура общества, критерии социальной стратификации, социальное неравенство, роль образования как канала социальной мобильности; причины, виды, этапы, последствия социальных конфликтов; способы поведения в конфликтной ситуации; механизм социального контроля и его функции, социальные санкции (позитивные и негативные, формальные и неформальные), самоконтроль. Межнациональные отношения; этносоциальные конфликты, пути их разрешения; конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации.
Раздел 6 «Политика»:
Трудные вопросы раздела: сущность, субъекты и этапы политического процесса; типы политических процессов; сущность и типология политического лидерства, функции политического лидера; избирательная кампания в Российской Федерации.
Особое внимание при изучении вышеуказанных разделов обращается на то, как в учебниках из Федерального перечня называются: виды потребностей, сферы (подсистемы) общественной жизни, формы чувственного и рационального познания, методы научного познания, виды (типы) культуры, типы обществ, факторы производства и факторные доходы, виды инфляции, типы безработицы, критерии социальной стратификации, подсистемы политической системы общества, типы политического лидерства. Обществознание – это учебный предмет с определенным понятийным аппаратом, владение которым выпускники должны продемонстрировать на экзамене.
Учебно-тематический план
10 класс (1 час в неделю, 35 в год)
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | Формы контроля |
1. | Введение в курс «Практические вопросы обществознания». | 2 | |
2. | «Человек и общество». | 10 | Практикум, тест в форме ЕГЭ |
3. | «Общество как мир культуры». | 7 | Практикум, тест в форме ЕГЭ |
4. | «Право». | 12 | Практикум, тест в форме ЕГЭ |
5. | Итоговое повторение. | 4 | тест в форме ЕГЭ |
Учебно-тематический план
11 класс (1 час в неделю, 34 часа в год)
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | Формы контроля |
1. | «Экономика». | 12 | Практикум, тест в форме ЕГЭ |
2. | «Социальные отношения». | 7 | Практикум, тест в форме ЕГЭ |
3. | «Политика». | 10 | Практикум, тест в форме ЕГЭ |
4. | Итоговое повторение. | 5 | тест в форме ЕГЭ |
Календарно – тематическое планирование
10 класс (1 час в неделю, 35 в год)
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов | Формы контроля | Дата проведения /форма проведения |
очно | дистанционно |
1. | Введение в курс «Практические вопросы обществознания». | 2 | | | |
У1 | Введение в курс «Практические вопросы обществознания». | | | | |
У2 | Актуальные вопросы практического обществознания. | | | | |
2. | «Человек и общество». | 10 | | | |
У3 | «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы. | | | | |
У4 | Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательной линии «Познание». | | | | |
У5 | Теория на практике: понятие истины, свойства и критерии истины. | | практикум | | |
У6 | Теория на практике: относительная и абсолютная истина | | мини-сочинение | | |
У7 | Теория на практике: формы чувственного и рационального познания. | | практикум | | |
У8 | Теория на практике: теоретический и эмпирический уровни научного познания. | | практикум | | |
У9 | Теория на практике: мировоззрение и его виды. | | практикум | | |
У10 | Теория на практике: общественный прогресс и общественный регресс. Критерии общественного прогресса. | | практикум | | |
У11 | Теория на практике: противоречивый характер последствий прогресса. | | практикум | | |
У12 | Итоговое занятие по разделу: «Человек и общество» | | Тест в форме ЕГЭ | | |
3. | «Общество как мир культуры» | 7 | | | |
У13 | «Общество как мир культуры»: ключевые понятия и трудные вопросы. | | | | |
У14 | Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательной линии: «Общество как мир культуры» | | | | |
У15 | Теория на практике: тенденции развития современного образования, система российского образования. | | практикум | | |
У16 | Теория на практике: особенности религии как формы (области) духовной культуры, мировые религии. | | практикум | | |
У17 | Теория на практике: особенности искусства как формы (области) духовной культуры виды искусства, особенности эстетического познания мира. | | практикум | | |
У18 | Теория на практике: особенности морали как формы (области) духовной культуры, основные понятия морали, нравственные принципы. | | Мини-сочинение | | |
У19 | Итоговое занятие по разделу: «Общество как мир культуры». | | Тест в форме ЕГЭ | | |
4. | «Право». | 12 | | | |
У20 | «Право»: ключевые понятия и трудные вопросы. | | | | | |
У21 | Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательной линии: «Право». | | | | |
У22 | Теория на практике: организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности (с опорой на Гражданский кодекс РФ. Ч. I, гл. 4, ст. 50). | | практикум | | |
У23 | Теория на практике: стороны гражданского судопроизводства, обязанности сторон, судебные доказательства (с опорой на Гражданский процессуальный кодекс РФ, гл. 1, 4 (ст. 38). | | практикум | | |
У24 | Теория на практике: основные принципы, участники и стадии уголовного процесса, меры процессуального воздействия (с опорой на Уголовно-процессуальный кодекс РФ, гл. 2, 5–8, 12–14). | | мини-сочинение | | |
У25 | Теория на практике: особенности административной юрисдикции (с опорой на Кодекс РФ об административных правонарушениях, гл. 2, 3; Кодекс административного судопроизводства РФ, гл. 1, 4). | | практикум | | |
У26 | Теория на практике: понятие воинской обязанности, обязанности призывника, отсрочка от призыва; освобождение от службы в армии. | | практикум | | |
У27 | Теория на практике: понятие альтернативной гражданской службы (далее – АГС), срок АГС, основания замены военной службы по призыву АГС (с опорой на Конституцию РФ, ст. 59; ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», ст. 1, 2, 7, 9, 22–25; ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», ст. 1–5). | | практикум | | |
У28 | Теория на практике: правотворчество и законотворчество, стадии законотворческого процесса в РФ. | | практикум | | |
У29 | Теория на практике: законодательство Российской Федерации о выборах. | | практикум | | |
У30 | Теория на практике: экологические права и обязанности граждан, способы защиты экологических прав, экологические правонарушения и юридическая ответственность. | | мини-сочинение | | |
У31 | Итоговое занятие по разделу: «Право» | | тест в форме ЕГЭ | | |
5. | Итоговое повторение курса «Практические вопросы обществознания». | 4 | | | |
У32 | Поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма). Отработка заданий 4–19. | | тест в форме ЕГЭ | | |
У33 | Решение познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Отработка заданий 4–19. | | тест в форме ЕГЭ | | |
У34 | Систематизация, анализ и обобщение неупорядоченной социальной информации. Отработка 20 задания. | | тест в форме ЕГЭ | | |
У35 | Решение социологических задач, как один из сложных практических вопросов обществознания. Отработка задания 26. | | тест в форме ЕГЭ | | |
Календарно – тематическое планирование
11 класс (1 час в неделю, 34 часа в год)
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов | Формы контроля | Форма проведения |
очно | дистанционно |
1. | «Экономика». | 12 | | | |
У1 | «Экономика»: ключевые понятия и трудные вопросы. | | | | |
У2 | Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательной линии: «Экономика». | | | | |
У3 | Теория на практике: постоянные и переменные издержки. | | практикум | | |
У4 | Теория на практике: внутренние и внешние источники финансирования бизнеса; | | практикум | | |
У5 | Теория на практике: интенсивные и экстенсивные факторы экономического роста, показатели экономического развития, ВВП. | | практикум | | |
У6 | Теория на практике: функции центрального банка, коммерческие банки. | | практикум | | |
У7 | Теория на практике: инвестиции, виды ценных бумаг, фондовый рынок. | | практикум | | |
У8 | Теория на практике: инфляция, виды инфляции в зависимости от причин и темпов. | | мини-сочинение | | |
У9 | Теория на практике: последствия инфляции, антиинфляционная политика государства. | | практикум | | |
У10 | Теория на практике: понятие мировой экономики, международное разделение труда. | | практикум | | |
У11 | Теория на практике: международная торговля и ее регулирование | | Практикум | | |
У12 | Теория на практике: глобальные экономические проблемы. | | тест в форме ЕГЭ | | |
2. | «Социальные отношения». | 7 | | | |
У13 | Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательной линии: «Социальные отношения». | | | | |
У14 | Теория на практике: социальная структура общества, критерии социальной стратификации. | | практикум | | |
У15 | Теория на практике: социальное неравенство, роль образования как канала социальной мобильности. | | практикум | | |
У16 | Теория на практике: причины, виды, этапы, последствия социальных конфликтов; способы решения. | | мини-сочинение | | |
У17 | Теория на практике: межнациональные отношения, межнациональные конфликты и пути их разрешения. | | практикум | | |
У18 | Теория на практике: механизм социального контроля и его функции, социальные санкции, самоконтроль. | | Практикум | | |
У19 | Теория на практике: конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. | | тест в форме ЕГЭ | | |
3. | «Политика». | 10 | | | |
У20 | «Политика»: ключевые понятия и трудные вопросы. | | | | |
У21 | Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательной линии: «Политика». | | | | |
У22 | Теория на практике: сущность, субъекты и этапы политического процесса. | | практикум | | |
У23 | Теория на практике: типы политических процессов. | | практикум | | |
У24 | Теория на практике: многообразие политического поведения. | | практикум | | |
У25 | Теория на практике: гражданское общество и правовое государство. | | мини-сочинение | | |
У26 | Теория на практике: сущность, функции, типология политического лидерства. | | практикум | | |
У27 | Теория на практике: понятие, виды и функции политической элиты. | | практикум | | |
У28 | Теория на практике: СМИ и ее функции. | | практикум | | |
У29 | Теория на практике: избирательная кампания в Российской Федерации. | | тест в форме ЕГЭ | | |
4. | Итоговое повторение элективного курса «Практические вопросы обществознания» | 5 | | | |
У30 | Поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма). Отработка заданий 4–19. | | тест в форме ЕГЭ | | |
У31 | Применение обществоведческих знаний при решении познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Отработка задания 27. | | практикум | | |
У32 | Составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Отработка задания 28. | | практикум | | |
У33 | Анализ фрагмента научно-популярного текста. Отработка заданий 21–24. | | практикум | | |
У34 | Анализ фрагмента научно-популярного текста. Отработка заданий 21–24. | | тест в форме ЕГЭ | | |