СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по русскому языку для 10 класса "Актуальные вопросы русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по русскому языку для 10 класса "Актуальные вопросы русского языка"»

Филиал « Новоалтайская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

краевого государственного казенного общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2»






Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:

на МО учителей

предметников Зам. директора по МР Приказ директора школы Протокол № 1 от 24.08.2022 г Протокол № 1 от 24.08.2022г. № 16 от 26.08.2022 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по русскому языку

«Актуальные вопросы русского языка» для 10 класса

среднего общего образования

базовый уровень

(очная форма обучения)

на 2022-2023 учебный год













Разработчик:

Харченко И.В.,

учитель русского языка

и литературы






г. Новоалтайск, 2022


Оглавление


Пояснительная записка ………………………………………………………………...…...стр.3

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета………………….…………….стр.4

2.Содержание учебного предмета……………………………………………………..…...стр.5

3. Тематическое планирование …………………………………………………………….стр.6

Приложение №1………………………………………………………………………..........стр.7

Приложение №2…………………………………..…………………………………….…...стр.9

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предназначена для изучения элективного курса «Актуальные вопросы русского языка» для учащихся 10 классов и обеспечивает конкретизацию содержания, объема, порядка изучения данной учебной дисциплины в рамках освоения основной образовательной программы среднего общего образования с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2».


Нормативная база рабочей программы

  • ФГОС СОО (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 г № 413 с изменениями);

  • Федеральный перечень учебников (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 г № 254.);

  • Основная образовательная программа среднего общего образования КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2 (утверждена приказом директора школы от 28.08.2020 г. № 30);

  • Учебный план среднего общего образования КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» на 2022-2023 учебный год (утвержден приказом директора школы от 09.06.2022 г. № 15);

  • Календарный учебный график КГКОУ ««Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» на 2021-2022 учебный год (утвержден приказом директора школы от 09.06.2022 г. №14

  • Положение о рабочей программе КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» (утверждено приказом директора школы от 28.08.2020 г. № 30);

  • Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» (утверждено приказом директора школы от 20.08.2019 г. № 17);



Цели и задачи реализации рабочей программы элективного курса «Актуальные вопросы русского языка»

Элективный курс «Актуальные вопросы русского языка» имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в старших классах, используется в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку при подготовке к государственному выпускному экзамену. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков. Вместе с тем курс даёт обучающимся целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.

При разработке программы учитывались специфичность контингента школы, а также низкая мотивация к обучению у учащихся.

Главная цель курса – подготовка выпускников к прохождению государственной итоговой аттестации по русскому языку в форме государственного выпускного экзамена через формирование и развитие языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.




Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2 на изучение курса в 10 классах отводится 35 часов в год из расчета 1 час в неделю.

Формы организации учебного процесса, методы и приемы обучения, педагогические технологии, используемые для реализации рабочей программы.

Рабочая программа ориентирована на формирование предметных и общенаучных понятий, практических предметных умений и метапредметных образовательных результатов, что предполагает организацию образовательного процесса на основании требований системно-деятельностного подхода.

В преподавании курса используются развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные педагогические технологии. Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности.

Основной формой организации учебного процесса является урок. В процессе урочной деятельности используются приемы организации образовательной деятельности обучающихся, обеспечивающие достижение планируемых результатов курса и формирование метапредметных образовательных результатов, такие как продуктивная деятельность, создание учебной ситуации, предполагающей самостоятельное мышление учащихся, обеспечение осознанности работы обучающихся. Предпочтительными организационными формами образовательной деятельности являются проектная и исследовательская деятельность. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальные занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Обучение осуществляется через опыт и сотрудничество, учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся.

В данной рабочей программе предусматривается развитие всех основных видов деятельности, представленных в программах для среднего общего образования.


Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета

Результаты учебной деятельности обучающихся по данному элективному курсу не оцениваются.


Средства реализации рабочей программы

Средствами реализации рабочей программы являются УМК, созданный коллективом авторов под руководством А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой, Н. И. Николиной, материально-техническое оборудование кабинета русского языка.



1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами освоения элективного курса являются:

  1. формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации;

  2. понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком;

  3. понимание роли русского языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;

  4. представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

  5. расширение круга используемых языковых и речевых средств.

 Метапредметными результатами  освоения элективного курса выпускниками являются:

  1. умение самостоятельно определять цели, планировать решение поставленных задач;

  2. умение критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

  3. умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных языковых средств;

  4. умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

  5. сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Предметными результатами  освоения элективного курса являются:

  1. владение всеми видами речевой деятельности;

  2. умение создавать устные и письменные высказывания, тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров;

  3. умение выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

  4. умение подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста;

  5. умение правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

  6. умение сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста;

  7. умение анализировать текст, определять его тему, проблему и основную мысль;

  8. умение соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

  9. умение оценивать собственную речь с позиции соответствия языковым нормам;

  10. умение использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.



2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Языковые нормы. (3 ч.)

Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.

Орфоэпические нормы (2 ч.)

Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.

Лексические нормы (3 ч.)

Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Грамматические нормы (3 ч.)

Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические.

Словообразовательные нормы (2 ч.)

Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок.

Морфологические нормы (9 ч.)

Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Части речи. Грамматическое значение, морфологичесике признаки и синтаксическя роль. Варианты падежных окончаний. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Средства связи предложений в тексте.

Синтаксические нормы (13 ч.)

Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания. Построение словосочетаний.

Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения.

Построение предложений с однородными членами. Построение сложносочинённых и сложноподчиненных предложений. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение







3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел

Количество часов

1

Литературный язык. Языковые нормы.

3

2

Орфоэпические нормы русского языка

2

3

Лексические нормы

3

4

Грамматические нормы

3

5

Словообразовательные нормы

2

6

Морфологические нормы.

9

7

Синтаксические нормы и пунктуация

13


Всего

35








































ПРИЛОЖЕНИЕ №1


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИК-11



№ п/п


Тема урока

Дата

План.

Факт.

Языковые нормы

1

Литературный язык.

06.09


2

Языковые нормы. Типы норм.

13.09


3

Словари русского языка.

20.09


Орфоэпические нормы

4

Основные правила орфоэпии.

27.09


5

Орфография. Ударение.

04.10


Лексические нормы

6

Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка.

11.10


7

 Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами.

18.10


8

Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

25.10


Грамматические нормы

9

Грамматические нормы.

08.11


10

Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические.

15.11


11

Грамматические ошибки и их предупреждение.

22.11


Словообразовательные нормы

12

Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Ошибочное словообразование.

29.11


13

Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе.

06.12


Морфологические нормы

14

Морфологические нормы.

13.12


15

Правила и нормы образования форм слов разных частей речи.

20.12


16

Морфология и орфография. Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окончаний

27.12


17

Самостоятельные части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль.

10.01


18

Служебные части речи.

17.01


19

Междометия. Звукоподражательные слова.

24.01


20

 Морфология. Средства связи предложений в тексте.

31.01


21

Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.

07.02


22

 Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.

14.02


 Синтаксические нормы

23

Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов.

21.02


24

Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения.

28.02


25

Простые и сложные предложения.

07.03


26

Односоставные предложения. Неполные предложения. Интонационная норма.

14.03


27

Нормы согласования

21.03


28

Нормы управления.

04.04


29

Нормы примыкания.

11.04


30

Синтаксическая синонимия.

18.04


31

Знаки препинания в простом предложении. Преобразование прямой речи в косвенную.

25.04


32

Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

02.05


33

Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.

16.05


34

Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях.

23.05


35

Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.

30.05





ПРИЛОЖЕНИЕ №1


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНЛИУ-8



№ п/п


Тема урока

Дата

План.

Факт.

Языковые нормы

1

Литературный язык.

07.09


2

Языковые нормы. Типы норм.

14.09


3

Словари русского языка.

21.09


Орфоэпические нормы

4

Основные правила орфоэпии.

28.09


5

Орфография. Ударение.

05.10


Лексические нормы

6

Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка.

12.10


7

 Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами.

19.10


8

Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

26.10


Грамматические нормы

9

Грамматические нормы.

09.11


10

Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические.

16.11


11

Грамматические ошибки и их предупреждение.

23.11


Словообразовательные нормы

12

Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Ошибочное словообразование.

30.11


13

Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе.

07.12


Морфологические нормы

14

Морфологические нормы.

14.12


15

Правила и нормы образования форм слов разных частей речи.

21.12


16

Морфология и орфография. Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окончаний

28.12


17

Самостоятельные части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль.

11.01


18

Служебные части речи.

18.01


19

Междометия. Звукоподражательные слова.

25.01


20

 Морфология. Средства связи предложений в тексте.

01.02


21

Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.

08.02


22

 Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.

15.02


 Синтаксические нормы

23

Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов.

22.02


24

Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения.

01.03


25

Простые и сложные предложения.

15.03


26

Односоставные предложения. Неполные предложения. Интонационная норма.

22.03


27

Нормы согласования

05.04


28

Нормы управления.

12.04


29

Нормы примыкания.

19.04


30

Синтаксическая синонимия.

26.04


31

Знаки препинания в простом предложении. Преобразование прямой речи в косвенную.

03.05


32

Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

10.05


33

Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.

17.05


34

Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях.

24.05


35

Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.

31.05








ПРИЛОЖЕНИЕ №1


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УКП



№ п/п


Тема урока

Дата

План.

Факт.

Языковые нормы

1

Литературный язык.

02.09


2

Языковые нормы. Типы норм.

09.09


3

Словари русского языка.

16.09


Орфоэпические нормы

4

Основные правила орфоэпии.

23.09


5

Орфография. Ударение.

30.09


Лексические нормы

6

Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка.

07.10


7

 Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами.

14.10


8

Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

21.10


Грамматические нормы

9

Грамматические нормы.

28.10


10

Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические.

11.11


11

Грамматические ошибки и их предупреждение.

18.11


Словообразовательные нормы

12

Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Ошибочное словообразование.

25.11


13

Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе.

02.12


Морфологические нормы

14

Морфологические нормы.

09.12


15

Правила и нормы образования форм слов разных частей речи.

16.12


16

Морфология и орфография. Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окончаний

23.12


17

Самостоятельные части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль.

13.01


18

Служебные части речи.

20.01


19

Междометия. Звукоподражательные слова.

27.01


20

 Морфология. Средства связи предложений в тексте.

03.02


21

Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.

10.02


22

 Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.

17.02


 Синтаксические нормы

23

Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов.

24.02


24

Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения.

03.03


25

Простые и сложные предложения.

10.03


26

Односоставные предложения. Неполные предложения. Интонационная норма.

17.03


27

Нормы согласования

24.03


28

Нормы управления.

07.04


29

Нормы примыкания.

14.04


30

Синтаксическая синонимия.

21.04


31

Знаки препинания в простом предложении. Преобразование прямой речи в косвенную.

28.04


32

Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

05.05


33

Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.

12.05


34

Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях.

19.05


35

Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.

26.05
































ПРИЛОЖЕНИЕ №2


ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ


Дата

проведения урока по плану

Тема урока до корректировки

Причина корректировки

Дата проведения урока по факту


Тема урока после корректировки


Подпись представителя администрации школы, контролирующего выполнение корректировки































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!